27.06.2025 19:51:19
Сергей Львович Худиев

На днях состоялась научно-практическая конференция на тему «Миссия среди молодежи евразийского пространства: вера, ценности, образование». На ней был заслушан обстоятельный доклад Заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по развитию Гражданского общества, вопросам общественных и религиозных организаций Сергея Обухова (из фракции КПРФ). Доклад назывался «Традиционные ценности как «цивилизационный иммунитет» для России и Евразии и воспроизводство русских этнокультурных констант в молодежной среде через закон, образование и солидарность».
Докладчик, среди прочего, раскритиковал то, что он назвал «околоцерковным антисоветизмом», в частности, сказал: «Анализируя социальные сети, мы видим, что различные околоцерковные и связанные с РПЦ блогеры и проповедники просто насаждают русофобские антисоветские нарративы в своей работе с молодежной аудиторией.
В условиях, когда просоциалистические и просоветские настроения в молодежной среде доминируют, все попытки заместить провалившиеся либеральные антикоммунистические пропагандистские поделки такого же сорта продуктом, но уже под маркой околоцерковных и монархических каналов, вызывают не только удивление, но и возмущение. И здесь, на мой взгляд, налицо явная проблема церковной миссии в молодежной среде - антикоммунистическая, антисоветская политизация проповеди создает дополнительные барьеры в обществе»
Что же, на эти слова стоит ответить. Был случай, когда голосовал за КПРФ — я думал, что для «Единой России» будет неполезно остаться совершенно без конкуренции, а единственной реальной конкурирующей силой выглядела КПРФ.
К тому же, я надеялся, что КПРФ превратится в нормальную левую партию, которая действительно займется защитой трудящихся перед лицом капитала, отстаиванием социального государства и всем тем, чем обычно и занимаются левые партии.
А трагические страницы истории можно будет закрыть на том, что товарищи Ленин, Сталин, Дзержинский и другие гонители Церкви давно мертвы, а нынешние коммунисты — это совсем другие люди, которые никак не являются продолжателями их дела, а занимаются чем-то полезным, и, с христианской точки зрения, не вызывающим возражений. В социальном государстве и защите прав наемных работников нет ничего, противного нашей вере.
В конце концов, для КПРФ это был вполне возможный путь.
Сталин и его преступления были осуждены самими же коммунистами на ХХ съезде партии.
В позднем СССР, при повсеместном прославлении Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Сталин не упоминался.
Существенное смягчение отношения к Церкви началось во время перестройки, при еще полной власти коммунистов, и, в принципе, Партия могла плавно перейти в другое состояние — «да, наши великие идеи в ходе трагической и запутанной человеческой истории искажались, во главе оказывались недостойные люди, но мы учимся на нашей истории, приобретаем опыт и мудрость, и признаем совершенное зло именно злом».
В конце концов, чтобы считать марксизм верной идеологией, не обязательно считать конкретных марксистов — Ленина, Сталина, Дзержинского, Белу Куна или Розалию Землячку — святыми, а все деяния, совершенные под красным знаменем, будь то убийство царской семьи, гонения на Церковь, коллективизация, расказачивание или массовые репрессии — чем-то, что стоит оправдывать и защищать.
У меня есть знакомые левых убеждений, которые примерно так и смотрят на вещи.
Но, увы, КПРФ выбрала другой путь — и постоянно подает себя как «партию Ленина, партию Сталина, славную партию большевиков».
Как означенные исторические деятели обошлись бы с нынешним руководством КПРФ, попадись оно им в руки, вопрос отдельный. Факт тот, что оно предпочитает отождествлять себя именно с ними.
И здесь и возникает проблема предполагаемого «антикоммунизма» Церкви.
Церковь отличается от любой политической партии тем, что ее взгляд на вещи отражает Библейское откровение и двухтысячелетнюю традицию, и они не могут меняться в соответствии с политическими требованиями момента.
Определять Церковь как «антисоветскую» или «антикоммунистическую» было бы поразительным непониманием исторических масштабов. Даже если смотреть на Церковь глазами неверия, она остается единственной структурой, которая непрерывно существует через всю русскую историю.
Собор стоит тут тысячу лет не для того, чтобы вам насолить — он был тут очень задолго до вас, и, очевидно, останется после.
И вот в эту древнюю традицию Церкви входит почитание мучеников и исповедников — тех, кто претерпел преследования, мучения и смерть за свою верность Христу. Церковь прославляет их верность, и, исповедуя веру в то, что они пребывают у престола Божия, просит их молитв.
При этом почитание мучеников — совершенно не акт политической фронды и не укол в чьей-либо адрес. Гонители древних мучеников мертвы уже больше тысячи лет, сами державы, где они правили, больше не существуют — и мы прославляем мучеников, пострадавших, скажем, при Диоклетиане, совсем не для того, чтобы напасть на этого давно мертвого римского императора, а чтобы прославить верность мучеников Христу.
Церковь почитает новомучеников не для того, чтобы насолить коммунистам (или кому бы то ни было еще), но потому что верность новомучеников достойна почитания. Они предстоят перед Богом с молитвой о нас.
И тут уже вам решать — хотите вы ассоциировать себя с гонителями Церкви или нет. Если бы в наши дни явилась, скажем, партия, для которой Диоклетиан был бы величайшим политическим деятелем всех времен и народов, эта партия могла бы предъявлять Церкви претензии — чего это она почитает христиан, пострадавших при этом императоре, и чернит его светлый образ. Он ведь несомненно, сделал очень многое для величия Империи.
Если бы наши дни явилась партия Иродиан, она могла бы рассказать нам о том, каким великим деятелем, мудрым дипломатом, великим строителем и благочестивым человеком был царь Ирод — ведь именно при нем был построен великолепнейший иерусалимский Храм, где совершалось служение истинному Богу.
И эта партия могла бы возмущаться очернением его светлого образа Евангелистом Матфеем, который приписал этому мудрому и благочестивому государю избиение младенцев.
Однако в обоих случаях Церковь не предпринимала бы никаких нападок на кого бы то ни было — она бы просто следовала своему Писанию и Преданию, как и веками до этого.
Проблема была бы в том, что поклонники Диоклетиана или Ирода выбрали себе для поклонения исторических персонажей, которые отметились в истории Церкви именно таким образом.
Политическая партия может действовать прагматически, и корректировать свою доктрину и программу, исходя из политических реалий и запросов избирателей. В этом нет ничего неуместного. В конце концов, партийные программы пишутся людьми, и другими людьми могут быть переписаны — они не являются результатом Божественного откровения и не претендуют на это.
Церковь не может что-то изменить в своем вероучении и практике, потому что ее основании лежит Божественное откровение. Это Бог, а не люди, наставляет нас почитать тех, кто был верен Ему до смерти. Мы не можем отказаться от почитания мучеников, в том числе, мучеников ХХ века, чтобы вписаться в какие-то политические расклады.
Во время правления Ленина и Сталина — и с их несомненного соизволения — приняли мученическую кончину многие тысячи православных людей, клириков и мирян.
Впрочем, при Сталине были оклеветаны, подвернуты истязаниям и казнены многие тысячи коммунистов — все члены совнаркома, первого советского правительства, дожившие до 1937 года, были разоблачены как «предатели», из 1956 делегатов XVII съезда ВКП(б) 1108 были арестованы по обвинению в контрреволюционных преступлениях (56,6 %).
Коммунисты позднего СССР, все же, почитали память своих товарищей достаточно, чтобы не прославлять того, кто их оклеветал и уничтожил. Для современной КПРФ, увы, их кровь ничего не стоит. Что же, политика бывает вещью очень циничной.
Но Церковь не может отказаться от почитания мучеников Христовых.
Другой источник напряженности — Церковь всегда выступала против мятежа, и была, таким образом, силой контрреволюционной. Осуждение мятежа — это, опять-таки, не что-то специально антикоммунистическое. Это есть уже в Ветхом Завете: « Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» (Прит.24:21)
Коммунистическая партия до сих пор прославляет революцию. Более того, на сайте КПРФ до сих пор висит материал под красноречивым названием «140 лет назад народовольцы совершили свой бессмертный подвиг» . Речь идет о террористическом акте, убийстве государя императора Александра II, совершенном организацией «Народная воля».
Этот акт описывается в самом восторженном тоне: «1 марта 2021 года исполняется 140 лет со дня казни народовольцами Александра II. На «Народную волю» сегодня льётся много грязи. А ведь это была когорта героев. И народовольцы заслуживают того, чтобы мы относились к ним, как к героям»
Нельзя сказать, что Церковь как-то специально нападает на КПРФ — просто, если вы прославляете мятежников и террористов, которые убили законного правителя своей страны, вы окажетесь в противофазе с любой общественной силой, которая считает это недопустимым. В том числе с Церковью.
А если вы перестанете прославлять террористов и головорезов, и перейдете на позиции здравого смысла и обычный человеческой нравственности — ваша напряженность в отношениях с Церковью рассосется сама собой.
Добавить комментарий