19.06.2025 19:58:00
Сергей Львович Худиев

В своем недавнем интервью газете «Коммерсант» Патриарх Кирилл еще раз обратил внимание на то, что безнравственность, на самом деле, не окупается. Это верно во всех областях, но, в частности, в области медиа. Стоит привести длинную цитату:
«Многие СМИ используют в качестве инструмента интерес зрителей к экстрасенсорике. Результат — кратное увеличение рынка эзотерических услуг. То есть варваризация, отупение части зрителей.
Выиграли ли СМИ от этих сиюминутных рейтингов? В конечном счете нет, ведь они за несколько десятилетий потеряли часть своей аудитории — думающих людей, которые не хотят смотреть ведьм. Они ушли в другие сегменты медиа, прежде всего в социальные сети. И сегодня эта потеря ценной, социально и политически активной аудитории уже, скорее всего, невосполнима. Поэтому цель перехватить аудиторию, играя на страхах, невежестве и инстинктах, себя не оправдывает»
Патриарх обращает внимание на очень важную истину — готовность поступать нечистоплотно на коротком отрезке пути приводит к проигрышу на более длинной дистанции.
Оккультизм, НЛО, «воспоминания о прошлых жизнях» и прочий «мир таинственного» может привлечь аудиторию к экранам на какое-то время — и в условиях острой конкуренции за внимание зрителей, «производители контента» ухватываются за эти темы, может быть, без особого восторга, может быть, даже, давясь и плюясь — но «пипл хавает», а рейтинги надо держать любой ценой.
Есть работающие технологии удержания людей у экранов — и они более менее известны.
Это пять «С» — Секреты, Скандалы, Секс, Страх и Смерть.
«Секреты», в частности, оккультные, побуждают звать в студии откровенных, много раз уже разоблаченных жуликов, Скандалы — тиражировать примеры человеческих падений, которые позволяют людям чувствовать себя комфортнее относительно своих собственных нравственных провалов, Секс — обращаться к самым простым и автоматическим порывам в людях, Страх — нажимать на столь же простые и базовые клавиши человеческой психики, а Смерть — чтобы опошлить, опростить и лишить значения переход в вечность; так людям легко уйти от мыслей о необходимой подготовке к этому неизбежному моменту.
Все эти «пять С» смешиваются в различных комбинациях — чтобы предложить людям сочетание дурных примеров и ложных убеждений.
При этом все эти «пять С» быстро приедаются — как орущая неприятная музыка через какое-то время начинает восприниматься как фон. И, чтобы обойти конкурентов, приходится повышать уровень громкости — еще более шумно, еще более скандально, надрывно и истерично.
Больше скандалов, оккультизма, и катастрофических прогнозов («мы все умрем!»), которые, однако, должны побуждать людей не к покаянию, а к ненависти ко всем тем, из-за кого, мы собственно, умрем.
Эта конкуренция за самый громкий и пронзительный крик, самый вопиющий скандал, самые мутные оккультные тайны, неизбежно ведет к дальнейшему ухудшению содержания и тому, что Патриарх называет «варваризацией и отупением».
Причем такая варваризация становится не результатом какого-то намеренного заговора, как если бы медиа обдуманно ставили себе злые цели — а конкуренцией за рейтинг здесь и сейчас.
Но это игра, в которую обречены проиграть все.
Установка на то, что «наши зрители — тупые; им только жареных рептилоидов подавай» оказываются самосбывающейся — перед экранами остаются только те, кому «заходит» подобная продукция, а это приводит к утрате серьезной, ответственной, активной аудитории.
Даже на чисто коммерческом уровне теряется как охват рекламы, так и ее эффективность — обычно люди, блуждающие в оккультных туманах, не самая экономически благополучная часть населения.
Тактика, которая может поднять рейтинги на коротком отрезке, в дальнейшем ведет к упадку — а любое серьезное дело нуждается в долгосрочном планировании.
А любое долгосрочное планирование — в понимании целей своей деятельности. Определять эту цель только как «зарабатывание денег» — значит впадать в очевидную ошибку.
Люди дают вам деньги потому, что находят вашу деятельность полезной. Вы поставляете им что-то — утешение, знания, товары, услуги — что им действительно нужно. Подход к аудитории по принципу «они тупые и мы знаем, где у них кнопки, на которые можно нажать» делает перспективу зарабатывания денег не слишком надежной.
Довольно часто крупные (и не очень крупные) компании публикуют свои «заявления о миссии».
Они заявляют, что их цель — не просто стрясти с потребителей денег, а сделать что-то полезное для своих клиентов, для общества, для страны и мира в целом.
Компания заявляет (и для своих сотрудников, и для акционеров, и для клиентов) о своей этике и ценностях.
Конечно, любая компания занята зарабатыванием денег — но она обычно подчеркивает, что делает это, принося пользу, а не вред.
И вот для многих сотрудников сферы медиа было бы очень полезно задуматься над вопросом — «В чем наша миссия?» «Каковы наши ценности?» «Как именно мы улучшаем жизнь людей?»
Конечно, тут возникает мощный страх — мол, мы разоримся, если попробуем уважать людей, и считать их разумными, нравственными, и ответственными гражданами.
Этот страх, в итоге, ложный — совершенно не обязательно отдавать эфир ведьмам и астрологам, чтобы привлечь людей.
Можно использовать свои возможности для того, чтобы делать людей (и их жизнь) лучше. Подавать добрый пример. Передавать полезные знания.
Попробуйте — это получится.
Добавить комментарий