05.09.2014 07:13:05
Екатерина Каликинская
Сейчас, когда площади и концертные площадки столицы готовятся встретить День города – праздник, несколько искусственно приуроченный к празднованию Сретения Владимирской иконы Божией Матери, покровительницы Москвы, я мысленно переношусь в XVIII век. Тогда в той части города, где я живу, были глухие подмосковные леса, болота, речка Чурилиха, старая мельница. Сейчас в Кузьминках мало общего с этой местностью, разве что пруды, которые питает водой все та же река, да поблескивающий золотом над темной хвоей крест церкви Влахернской Божией Матери.
Чтобы оказать милость своему любимцу Григорию Строганову и поклониться хранящейся в церкви святыне, написанной, по преданию, самим евангелистом Лукой, в селе Влахернском после Персидского похода останавливался император Петр I. Его отец получил икону сию из Константинополя с напутствием: «Святая икона… будет теперь защитницей России и священной особы твоего величества, как она была некогда покровом Константинополю и его благочестивым царям». Правда, церковь в те годы была еще деревянной, ныне же напротив входа в усадьбу владельцев возвышается белокаменный храм, восстановленный в 1990-е годы. На этом позитивные сравнения заканчиваются. Потому что с XVIII по ХIХ век усадьба Влахернское-Кузьминки пережила стремительную эволюцию расцвет, а с начала XX века по начало XXI века – еще более стремительный упадок. Усадьба и сегодня остается одним из украшений столицы – старинный парк с дворцовыми постройками и каскадом прудов. Но только тот, кто не знает ничего о прошлом села Кузьминки, ставшем одним из типовых московских районов столицы, может спокойно смотреть на то, как уничтожается уникальное сочетание человеческого гения и совершенства природы.
Я помню Кузьминки 1980-х, когда большинство построек усадьбы князей Голицыных были разрушены, дорожки, протоптанные среди метровой лебеды и крапивы, пересекались редкими щербатыми полосками асфальта, туалеты типа «сортир» были мрачны и зловонны, во всем парке не было ни одного киоска с поп-корном или кока-колой…
Несмотря на ощущение заброшенности, в просторном и свободно зараставшем разными породами деревьев пространстве чувствовалась рука Мастера. Скрытый ритм мягко круглящихся холмов и низменностей, перекличка долгих аллей и прудов, прикрытых покрывалом кувшинок, нежное разнотравье под пологом леса, кусты земляники вдоль тропинки, пересекаемой выползающими из земли корнями могучих деревьев…За всем этим чувствовался замысел не только Божий, создавший эти дивные места, но и созвучный с Его волей талант человека, сумевшего тактично и соразмерно вплести свое мастерство в буйство природы. И поневоле чудилась на возвышенности, взлетающей над прудами, белокаменная беседка, в темной зелени – скульптуры и стеклянные оранжереи, а на уступе над рекой – пристань для нарядных лодочек. Все это в усадьбе князей Голицыных, считавшейся одной из лучших «подмосковных», когда-то было. И пристань с белыми скульптурами львов, и господский дом с разнообразными постройками – музыкальным павильоном, птичником, конюшней, кузницей, банным домиком, фермой и больницей, над которыми трудились такие архитекторы, как Воронихин, Жеребцов, Жилярди…Бронзовые фигуры быков перед входом в усадьбу были отлиты по моделям Клодта, а две конные скульптуры в парке – продолжение великолепной экспозиции этого мастера на Аничковом мосту. Из оранжерей Кузьминок ананасы и апельсины поставлялись царствующим особам, когда они посещали Москву.
И, конечно, в те годы прекрасно себя чувствовали среди крепнущих деревьев парка и дуб, посаженный, по преданию, самим Петром I, и заливающиеся в густых зарослях соловьи, и лебеди, чертящие водную гладь, и проносящиеся в густых кронах белки, и порхающие над заливными лугами бабочки.
Сегодня практически последний участок заливного луга, располагавшийся на берегу Люблинских прудов на окраине Кузьминского парка, снесен эскаваторами. На его месте проложены веселенькие синтетические дорожки, расставлены детские площадки и фонари – создана «зона отдыха». А «отдых», с точки зрения среднестатистического москвича, что наиболее ярко проявляется в Кузьминках во время массовых праздников, – это оглушительная музыка и пение, жевание хот-догов и поп-корна, катание на лодках и в плавучем ресторане «Мельник Кузьма» (побольше холодного пива!), покупка пошловатых сувениров, не имеющих ничего общего с историей усадьбы, град полимерной упаковки, летящей в траву и кусты, и конечно, приторный дым шашлыков, заглушающий нежные запахи луга и леса.
Шашлыки были в Кузьминках и много лет назад: безобразные кострища с вытоптанной вокруг травой встречались в самых живописных местах парка. Они уродовали его облик не меньше, чем оставшиеся с Отечественной войны воронки от снарядов, давно затянувшиеся травой. Помню, в ответ на возмущение моя приятельница-врач, человек довольно интеллигентный, пожала плечами: «Надо же людям где-то отдохнуть, устроить шашлыки»…
Ох, уж эти шашлыки! Когда же у русского человека они стали чуть ли не единственным символом «общения с природой»? Попробую ответить. Тогда, когда общение это превратилось в сплошное «дай!» и «возьму» – вместо восхищения, бережного прислушивания и приглядывания, которое было свойственно настоящим знатокам природы, как, например, Константин Паустовский, чей деревянный дом-музей с маленькими проходными комнатами тоже притаился среди деревьев парка.
Что бы сказал он, выйдя на знаменитую аллею парадного въезда в усадьбу, вдоль которой устраивается ко Дню Города фестиваль цветников? Спору нет, протянувшиеся вдоль дороги клумбы – большие, пестрые и яркие. Несколько лет назад детей очень забавляли слоники и мостики из декоративных растений, маленькие фермы-садики. Несколько эклектично выглядели экспозиции с Эйфелевой башней. Но даже они могли дать ребенку какую-то пищу для размышления, а родителям и учителям – повод для развивающей беседы. А сегодня даже такие клумбы вытесняются бессмысленными геометрическими фигурами, которые хорошо смотрятся из проезжающих без остановок машин. И уж, конечно, ничему, кроме бесконечного потребления и очковтирательства, не может научить то, что начнется в этом месте через месяц – вырывание с корнем однолетних растений и выкапывание клубней и луковиц, поспешное складывание «декораций» праздника. Идеология однолеток, однодневок… Не наследников – пользователей, для которых усадьба Кузьминки – просто одно из мест развлечений. Слово «развлечение» в русском языке противоположно по смыслу слову «увлечение», то есть глубокому, серьезному, неравнодушному отношению к чему-либо. Развязать, распоясаться, развлечься… Для современного потребителя массовых зрелищ развлечение – это ткнуть пальцем в яркое, смешное, понятное, доступное – и пройти мимо, начисто забыв о том, что видел и слышал. Один знакомый священник хорошо сказал: современные дети не читают, а сканируют. То же относится и к посещениям музеев, парков, исторических мест. А идеология празднования Дня города сегодня отлично удовлетворяет потребность к сканированию.
Скептики скажут: кому помешали нарядные клумбы, эстрадная музыка, киоски с сувенирами? Например, живущим здесь диким птицам. Мельтешение толпы и громкие звуки для них – сигнал бедствия. Шведские экологи недавно провели на островах, где обитают северные птицы, такой эксперимент: положили недалеко от гнезд бревна и решили, что переступать через них запрещено. И что же? Птицы вскоре освоились настолько, что перестали обращать внимание на людей, проходящих мимо: они знали, что территория их гнездования – неприкосновенна. То есть «договориться» с ними о мирном существовании довольно просто: главное – не беспокоить пернатых. Об этом остается только мечтать кузьминским пеночкам, синицам, соловьям, совам, которых становится все меньше.
Но, наверное, главная беда все же относится к людям. Тем, кто мог бы Кузьминском парке общаться с природой и историей, вместо натурального продукта впихивают суррогат. И для многих он весьма привлекателен. Поэтому совсем небольшое количество посетителей заглянет в восстановленные исторические павильоны усадьбы с интересными выставками, еще меньше – вспомнит о празднике Сретения Владимирской иконы Божией Матери, зайдет в храм приложиться к Влахернской иконе, охранявшей наш город и нашу страну от нашествия врагов… Может быть, с этого и стоит начать? Вспомнить, что село Кузьминки раньше называлось Влахернским в честь этой иконы, что образ этот брали с собой русские цари, отправляясь в походы, что благочестивые хозяева усадьбы выстроили храм на диво и радость людям…Помню, как изменился дальний уголок парка, где расположена церковь, когда вместо обезглавленного барабана, спрятанного за разномастными досками забора, в 1995 году поднялся изящный белокаменный храм. Как будто изменилось все пространство вокруг – оно, оказывается, было задумано так, что стройно разместилось вокруг этого центра. Словно лепестки ромашки вокруг ее сердцевины. И не было уже вокруг ни пустыря, ни неудобья, ни темных углов. Поплыл над прудами и аллеями колокольный звон, потянулись цепочкой богомольцы…
Если мы не забудем о Боге, все так же станет на свои места – и в человеческих душах, и в природе, и в городе, на юго-востоке которого раскинулась замечательная усадьба Кузьминки.
Екатерина Каликинская
Добавить комментарий