17.12.2017 10:32:12
Протоиерей Андрей Ткачев
Люди хотят, чтобы священники были святыми. Так им кажется. На самом деле подлинная святость не только греет, но и временами жжет. Можно только представить себе, что было бы, соизволь Господь облечь в ризы и поставить в алтаре у Престола не людей, но Ангелов. Вместо полного храма богомольцев храм, в котором служил бы, скажем Архангел Михаил, был бы пуст. Пуст совершенно. Стоило бы огнекрылому небожителю один раз повернуться к людям своим пламенеющим лицом и сказать: «Мир всем!», как несколько наиболее впечатлительных прихожан упали бы замертво, а остальные пулей выбежали бы из церкви, объятые священным ужасом.
Люди падают, видя Ангелов. Подогнулись колени и души не стало в Данииле, когда небесный вестник разговаривал с ним. Мироносицы, видя ангелов на гробе Иисуса, «пристрашни быша» и «поклониша лица на землю». Не думаю, что реакция обычных людей была бы иной в этих случаях. Очевидная святость, это не доброта Деда Мороза с изыманием подарков из мешка, а страшная встреча сена с огнем. Поэтому люди бы сказали: Я к Архангелу на службу больше не пойду. Жутко больно. Пойду лучше к отцу Стефану (Петру, Николаю и т.д.). Он – такой, как мы человек. С ним привычнее.
Не менее страшны, чем благословения и молитвы, были бы и проповеди у существ, не знающих греха и не связанных бесчисленными плотскими немощами. Ангел не знает толерантности. Он знает только волю Божию и, исполняя ее, не ведает колебаний. Сказал Господь истребить египетских первенцев, истребит. Сказал пройтись с мечом по стану ассирийских воинов, пройдет. Мысль его колебаться, как маятник не будет, и это тоже страшно для расщепленного сознания мелкого грешника, чьи мысли привычно качаются, как трость, колеблемая ветром. Так что великое благо то, что у престола Божия в наших храмах стоят люди, учившиеся в обычных школах, женатые, стреноженные суетой, не иконописные, одним словом.
Даже если отвлечься от Ангелов и возжелать себе на приход святого человека (хотела же Старуха, чтоб Золотая Рыбка была у нее на посылках!) ситуация не изменится сильно. Или вовсе не изменится. Нам кажется – слово-то какое – кажется, что святые, это безотказные исполнители наших бесконечных просьб. Только в этом качестве мы их чаще всего и рассматриваем. Но святые в обслугу не нанимались. А если и нанимались, то возможности их и способности выходят далеко за рамки наших привычных потребительских представлений.
Вот Николай Угодник мог, оказывается, драться. Мог отвешивать оплеухи упертым хулителям евангельской правды. Тримифунтский пастырь Спиридон не только исцелял и благотворил, но и, к примеру, мог наказать немотой некоего дьякона, без меры хвалившегося своим красивым голосом. Случись этим святым занимать наши сегодняшние кафедры или возглавлять службы на наших приходах, их умение не только миловать, но и смирять явилось бы для нашего сознания каким-то шокирующим фактом, к которому мы не готовы. Не готовы совершенно. Обличение тайных грехов, требование деятельной перемены, это ведь тоже спутники святости, а не только ожидаемая доброта и ласковые чудеса.
В любом раскладе к отцу Стефану (Григорию, Андрею и т.д.) идти легче, сподручней. Крыльев нет, взгляд обычный, не огненный, знает обо мне только то, что я сам скажу и к чтению совестных книг пока Богом не допущен. Вот вся эта слабость, она же и есть особая милость. И стоит переоценить свои возможные ригористичные требования к священству. Должны, мол, это и то; обязаны быть такими и сякими. Да чепуха это. Гордая чепуха. Случись большинству наших батюшек стать святыми, очевидными и несомненными святыми, храмы наши могут странным образом опустеть. Просто страшно станет множеству грешников приносить в храм свою чахлую и прокаженную душу при условии, что про тебя все хорошо известно.
Так что увидишь батюшку, не очень похожего на изможденного в постах и бдениях аскета, не спеши его осуждать. Это для тебя, лентяя, и таких как ты, он Богу служит. Чтобы немощный немощному сострадал. Чтобы калека над калекой не превозносился. И обо всех прочих свойствах и качествах духовенства можно смиренно судить по аналогии.
Комментарии
17.12.2017 - 18:28 Как верно, просто и мудро!:
Как верно, просто и мудро!
Спаси Вас, Господи, отец Андрей, со чады и домочадцы!
19.12.2017 - 05:21 Просто и понятно, доступным:
Просто и понятно, доступным языком о важном. СпасиБо!
19.12.2017 - 17:21 Благодарю Господа Нашего:
Благодарю Господа Нашего Иисуса Христа! За возможность послушать проповеди Андрея Ткачева!До слез Благодарю! Слава Богу за все!Спаси Вас Господи! Дорогой !Горячо любимый Наш отец Андрей!
19.12.2017 - 19:26 Неужели Вы не замечаете, как:
Неужели Вы не замечаете, как уже сейчас "странным образом" пустеют наши храмы. И отнюдь не от того, к сожалению, что священники наши святы. Увы
20.12.2017 - 18:12 ,,...любовь покрыла бы всякое:
,,...любовь покрыла бы всякое согрешение, как и святые делают, видя недостатки человеческие. Ибо разве святые слепы и не видят согрешений? Да и кто столько ненавидит грех, как святые? Однако они не ненавидят согрешающего и не осуждают его, не отвращаются от него, но сострадают ему, скорбят о нём, вразумляют, утешают, врачуют его, как больной член, и делают всё для того, чтобы спасти его. Как рыбаки, когда закинут уду в море и, поймав большую рыбу, чувствуют, что она мечется и бьётся, то не вдруг сильно влекут её, ибо иначе прервётся вервь и они совсем потеряют рыбу, но пускают вервь свободно и послабляют ей идти, как хочет; когда же увидят, что рыба утомилась и перестала биться, тогда мало-помалу притягивают её; так и святые долготерпением и любовию привлекают брата, а не отвращаются от него и не гнушаются им. Как мать, имеющая безобразного сына, не только не гнушается им и не отвращается от него, но и украшает его с любовию, и всё, что ни делает, делает для его утешения; так и святые всегда покрывают, украшают, помогают, чтобы и согрешающего со временем исправить, и никто другой не получил от него вреда, и им самим более преуспеть в любви Христовой.(Поучения Аввы Дорофея)
Да и опыт говорит о другом-к Оптинским страницам,Иоанну Кронштадскому,Серафиму Саровскому со всей страны люди съехались,а не наоборот,как предполагает о.Андрей.
21.12.2017 - 03:53 Помолимся о тяжко болящем:
Помолимся о тяжко болящем протоиерее Андрее! Спаси и помилуй его, Господи,
не дай погибнуть меня ради грешной. Это наш благочинный.
В тяжких трудах ещё и как настоятель храма Одигитрии в Аксай Ростовской области,
и в стремлении восстановить разрушенный храм в Грушевский, и в налаживании работы воскресной школы
(здание под капремонтом...);
ко всему подходящий требовательно, прежде всего с себя, —
крайне истощён и госпитализирован.
28.12.2017 - 08:50 Слабые духовно люди (и я тоже:
Слабые духовно люди (и я тоже) хотят видеть духовно сильных посредников между собой и Богом.
Запачканные (и я тоже) хотят хотя бы увидеть живого чистого священника.
Грешные (и я тоже) хотят пообщаться с безгрешным священником.
Но автор, явно поняв "Люди хотят, чтобы священники были святыми", проигнорировал ожидания паствы и "перевёл стрелки", и пишет о гипотетическом случае "неземной ангел как пастырь".
Люди хотят не ангела, а реального живого человека в роли честного и справедливого пастыря.
Нежелание автора написать о святых священниках говорит само за себя.
печально.
Добавить комментарий