Перейти к основному содержанию

07:55 27.09.2021

Вопросы о вере и спасении. Для чего и где ставят поклонные кресты?

02.07.2021 11:54:50

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/06/15/21-00

о. Фёдор: - Добрый день, дорогие слушатели! В эфире отец Федор Бородин, настоятель храма Косьмы и Дамиана на Маросейке. Сегодня буду отвечать на ваши вопросы.

Вопрос: - Как правильно благословлять детей на каждый день?

о. Фёдор: - Родительское благословение - великая сила. Можно вспомнить слова из чина венчания, где произносится молитва родителей. «Зане молитвы родителей утверждают основания домов». Благословение родителей надо преподавать, стесняются этого дети или нет. Маленькие радуются этому. Потом они стесняются помощи, опеки и благословения. Но нужно сложить три пальца во имя святой Троицы на деснице, сердцем и умом вознести молитвы к Богу, и осуществить то, о чем мы все время молимся, когда в храме слышим малую ектенью: сами себя и другу друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Предать попечению, охране Божией, благословению Его детей. Родитель как священник не сам благословляет, он молится о низведении благодати Божией, то есть помогающей силы Божией на человека, а эту власть родители имеют. Если сегодня вы сегодня ребенка не видите, он уехал, служит в армии или живет не с вами, призовите помощь Божию, произнесите молитву, повернитесь в ту сторону, где он находится, и благословите его - расстояние благодати не помеха. А родительское благословение пребудет с вашим чадом.

Вопрос: - Я разведен, не был венчан, хотелось бы найти свою половину, кому помолиться, хочется иметь семью детей.

о. Фёдор: - Человеку, который в разводе, у которого была семья и не сохранилась, в чем-то труднее создать семью. Труднее потому, что Господь сотворил так, что всё, что нужно познать в женщине мужчине, есть в одной женщине и наоборот. Самые светлые, чистые союзы - те, когда один раз и навечно. Мы знаем, что любовь пребывает вовек, по слову апостола Павла. По слову Христа, в Царствии Небесном не женятся, но любовь сохранится. А тут на душе есть рана. Опыт неизбежно будет рождать сравнение. Это будет, может быть, простираться и куда-то еще. Что здесь сделать человеку? Нужно беспощадно оценить свою часть вины в том, что брак распался. Один человек не виноват. Да и бывает, что кто-то сделал все, чтоб брак сохранился, а супруга так увел грех, что остановить и восстановить никак нельзя, семья это же добровольный союз двух людей. Нужно рассмотреть хорошенько, что было не так с моей стороны. Человек должен себе задать этот вопрос и задать его Богу в молитве. Мы же молимся «Господи, дай мне помысел исповедания грехов моих». Или «даруй ми зрети моя прегрешения» Великим постом. Если это не раскаянно, не преодолено, если я с тем, что было  в первом браке, не борюсь, тогда это все принесется во второй брак, все механизм, которые послужили разрушению. Поэтому у нас есть средство - покаяние, беспощадная оценка себя. А дальше молиться Господу и, может быть, что-то сделать, пойти в тот храм, где есть община. Во время службы вы не подойдете к понравившейся девушке и пригласить ко знакомству. А если есть вне богослужебные деятельности в приходе и есть общинная жизнь, то там можно присмотреться к человеку и получше его узнать, предложить что-то, чтобы было созвучие душевное и духовное. А если сердце отзовётся, то делать предложение. Если вы поймете, что это человек, с которым вам хочется создать семью, благословение Божие придет. Таинство венчание  - освящение брака, который совершается людьми по закону человеческому, а закон человеческий брачный это то, что осталось от райского благословения Божьего до падения. Плодитесь и размножайтесь, сказано. Когда Господь привел Еву к Адаму, чтоб она была ему помощницей, а он увидел ее и полюбил. В молитве чина венчания несколько раз звучит одна мысль: священник просит Бога утвердить решение, которые приняли брачующиеся. Это решение в свободной воле людей, это не квест угадать, тот человек или нет. Конечно, бывают люди более созвучные, а бывают те, которым тяжелее построить семью. Благодать Божия придет в ответ и после того, как человек скажет: я беру этого человека в супруги. Тогда придет благословение Божие как помощь. А потом начинается притирание, большой путь друг к другу по построению любви, малой церкви, в нем важнейшее место занимает совместная молитва, потому что это творение из человеческого союза храма Божьего. Венчанный брак как малая Церковь. Чем церковь отличается от красивого просто здания? Там совершается таинство и происходит совместная молитва, как встреча с Богом. Таинство венчания в здании семьи совершилось и стало храмом, а дальше присутствие Божие поддерживается человеческой просьбой об этой встрече. Обязательно должна быть совместная молитва. Смотрю по нашим приходским семьям - утром особенно молиться вместе сложно, дела много, отец вообще раньше всех уезжает на работу. Но до ухода он может встать пораньше и сделать жене кофе, помыть посуду, оставшуюся со вчера, потому что все устали, а вечером надо молиться вместе и с детьми обязательно. Тогда действительно благодать Божия созидает таинственно то единство, которое человек сам создать не может. Для этого надо прийти туда, где можно найти единомышленницу по вере, то есть в общину. Там он посмотрит, как человек ведет себя, умеет ли слушаться, есть ли кротость, или он всеми рулит и пытается командовать. Тогда будет просто сложнее. Слова апостола Павла о том, что жен «должно повиноваться мужьям яко же Господу» не будут выполняться или придется давить, выяснять, а этого быть в наших семьях не должно.

Вопрос: - Для чего и где ставят поклонные кресты? В нашей деревне уже нет, а место, где был храм, люди помнят? Что можно сделать? Это поле и вокруг там ничего.

о. Фёдор: - Поклонный крест всегда ставился на перепутье дорог, указывал маршрут крестного хода. Например, на реке Молога поклонные кресты стоят по всем берегам, потому что издревле по этой реке ходил крестный ход с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, а сейчас верующие восстановили все кресты. Некоторые их них очень красивые, с вырезанными иконами. Это места остановок, где служились молебны. Иногда это был не крест, а столб с небольшой крышей, где крепилась икона, чтоб путник мог остановиться и помолиться. Иногда в память о каком-то событии ставился крест, или о том, что на этом месте был храм. Наши предки достаточно просто относились к переносу храма из святой обители. Но ставился крест в память о том, что это место освящено тем, что там совершалась Евхаристия и, мы верим, ангел-хранитель был дан этому месту Господом. Поэтому на месте храма, если вы его помните, поставьте такой крест, сделайте табличку. Приглашайте священника из близлежащего храма и послужите там молебен и заупокойную литию, помяните всех настоятелей, тружеников, певчих, жертвователей, всех православных христиан, тем более, если там была деревня, население которой составляли крещеные люди в течение многих веков.  Поклонный крест имеет смысл в таком месте ставить.

Вопрос: - Что можно сделать, когда в жизни юноши, а на самом деле кого угодно, воцаряется расслабленность души?

о. Фёдор: - Если речь о юноше-сыне, за которого мы несем ответственность, то конечно с этой расслабленностью надо бороться. Настолько, насколько позволяют ваши сердечные отношения, чтоб они не разорвались. Приучать ко труду, возвращать. Ты лег - нет, встань и внеси мусор. Это твоя обязанность, ее нужно выполнить. Приучать к труду человека. Когда человек доучится, выйдет на работу, работодатель будет ожидать, что он будет работать 8 часов с небольшим перерывом на обед. Если этого навыка нет, но только расслабление, то тогда ему будет трудно работать и скорее всего не усидеть на месте. Помогает еще систематичность требований. Если родители с детства устраивают скандал, потому что у него в комнате беспорядок, и это происходит регулярно, то это ничего не поможет. Если же вы каждый вечер с ребенком наводите порядок или каждое утро возвращаете его, чтобы он, даже если бы опаздывал в школу, но вернулся и застелил кровать. Если вы заставляете его кружку и тарелку отнести с раковину. Если есть обязанность, которую только он выполняет по дому, тогда расслабленность преодолевается.  Мы говорим здесь о расслабленности воли. Сегодня сын одной нашей прихожанки не смог встать, чтоб поехать сдать ЕГЭ. Просто не смог себя заставить. Конечно, всё это колоссальное нервное напряжение для наших детей, они страшно переживают, чрезмерно. Но от этого экзамена во многом зависит их жизнь - поступит в институт человек или нет. А он, выходит, на экзамен не явился и не сдал его. Вот такое расслабление воли. Что расслабляет волю? Систематическое совершение греха. Один из самых ярких пунктов - подростковое и юношеское курение. Вся христианская аскетика нацелена на многократную постоянную тренировку воли. Может быть по каким-то доступным и не очень важным вещам, но я себе понуждаю это делать, а это нет. Ежедневно, постоянно, понемножку. Почему так важно правило молитвенное, постное, труд? Почему все монашеские обители всегда предполагали систематический труд? А курение это многократная тренировка воли на поражение. Я знаю, что это плохо, но я своей воле говорю молчать, покориться, расслабиться. Я много видел юношей, которые закурили, а потом в жизни всё потихонечку начало спаться. Был алтарник, держался, закурил, не смог преодолеть и дальше он из храма уходит и так далее. Или чрезмерное развлечение ежедневное. Современный подросток или юноша если не следит, сколько времени он проводит в сети и гаджетах, то он сильно расслабляется. Сейчас несколько кликов и ты видишь перед собой экран с мощным развлечением. Это не созидательный труд. Это не запоминание, не учеба, а современный отдых такой. Этого много. Человек же начинает воспринимать это как нормальное состояние жизни, а труд как необходимое, но очень горькое исключение, а это конечно не так. Надо наставлять наших детей, вовлекать их в систематический труд молитвенный, учебный. Ограничивать контент, который им доступен. Количество времени, которое дети проводят в гаджетах, это очень сильно расслабляет человека любого. Выключать вайфай всегда, когда это нужно. Воля ребенка не может сопротивляться тому контенту, который созидают взрослые специально, чтобы ребенка заинтересовать, это слишком интересно, красочно, захватывающе. Уже потом он вырастет и всё поймет, на самом деле интересного там мало, но он настолько уже тогда привыкнет к развлечениям, к сидению перед экраном, неважно, что там будет. Эта борьба как раз с расслаблением юношей.

Вопрос: - Как соотносятся сердце духовное и сердце плотское?

о. Фёдор: - Хороший вопрос. В одной разработанной антропологической у святых отцов нет. Она разная. Но средоточие человеческого духа называется двумя терминами - ум как высшая часть человеческого духа или сердце. «Сын мой паче всего хранимого храни сердце твое, потому что в нем источники жизни». Это книга Премудрости сна Сирахова. Сердце телесное взято как образ, оно гоняет кровь, и без него человек умирает сразу. Сердце духовное также - в нем источник жизни, потому что это тот престол Божий в своем образе в человеке, который и похож на Бога более всего, обладает этим образом и подобием и потому имеет возможность связи с Богом в молитвенном созерцании. Образ сердца часто мы видим. Каменное сердце - в Священном Писании сколько раз мы встречаем это? Когда духовное сердце в человеке сокрушено грехом или захвачено страстями, это неизбежно вызывает и телесные болезни. Прямая связь часто наблюдается. До грехопадения не было у человека болезней и смерти.

Вопрос: - Что такое Божественное вдохновение?

о. Фёдор: - Сказать шире - это прикосновение Духа Божьего, если более узко обозначить - обычно это действие Святаго Духа на тех исключительных людей, которым Бог промыслил и поручил потрудиться и написать различные книги Библии, Священного Писания. Боговдохновенные книги. В них есть откровение о спасении. Они прорываются через человека, не меняя его. Поэтому книга Евангелие апостола Луки отличается от других Евангелий. Все они отличаются. Также и послания. Это потому, что все люди разные, индивидуальность сохраняется у нас. Но преображается. У Бога нет задачи в Царствии Божием сделать всех одинаковыми. Но есть задача, чтоб человек был преображен, стал обожен, богоподобен. Это не всегда бывает людям легко. Есть книга пророка Иеремии. У него трагичная судьба. Он жил перед покорением вавилонянами Иерусалима, уже после того, как ассирийцы завоевали Самарию, рассеяли и угнали в плен десять колен Израилевых из Северного Царства со столицей в Самарии. Ему Господь открывал, что то же самое вскоре случится с Иерусалимом, то есть с царством колена Иуды и Вениамина, оставшимся со столицей в Иерусалиме, но ему никто не хотел верить. Его били, кидали в выгребные ямы, издевались над ним. А он возвещал волю Божию. Плакал, вопрошая, зачем мать его родила, человека, который ссорится со всем миром. У него есть удивительные слова о том, что «И подумал я: «не буду я напоминать о Нём и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь,заключённый в костях моих, и я истомился, удерживая его,           и не  мог». Понимал он, что его никто не слушает, а это горе для пророка, что сам он будет, может быть, и казнен и мучим. И он этого пугался, не мог удержать повеление Святаго Духа. В нашей жизни мы читаем Писание, но прикосновение Святаго Духа происходит, когда ты понимаешь, что вот вдруг тебя Бог зовет на молитву. Ты можешь быть чем-то занят, но вдруг ты чувствуешь как веяние ветра, глас хлада тонка, по-славянски, то, что почувствовал Илья пророк. В нем Господь. И это вдохновение можно почувствовать на Литургии, во время молитв или внезапно. Святые отцы говорят, что этим никогда ни в коем случае нельзя пренебрегать, обязательно надо останавливаться помолиться. Если пренебрежешь, то Господь поймет, что ты не готов или не хочешь этого, и Он больше не будет тебя звать. Вот это Божественное вдохновение. Мы можем, конечно, говорить, что Божественное вдохновение было у великих творцов великих богослужебных текстов, таких как Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, что их труд - это тоже действие Святаго Духа. Но есть великие подвижники, которые ничего не оставили, например преподобный Арсений Великий - воспитатель двух императоров, как наш Василий Андреевич Жуковский. На такой он был должности в Константинополе при дворе, казалось бы, такой изысканный, образованный вельможа, но не оставил после себя ни одного труда, только какие-то косвенные наставления, которые сохранили его ученики. Допустим, его современник Авва Исайя, который не был так задействован, оставил различные труды. Или Авва Дорофей написал книгу. Кому что Господь поручает. Кто муж словесен, как мы знаем из книги деяний о апостоле Аполлосе, он был муж словесен из Александрии, научен началу пути Господню. А кто-то этого дара слова не имеет, но при этом может быть и свят, и прозорлив, и праведен. Каждому Господь дает свое. Надо только понять, что тебе поручено и не тянуться к тому, что ты по гордости хочешь делать.

Божественным вдохновением осуществлено написание великих икон и росписей храмов, и строительства храмов, которые до сих пор звучат как проповедь о Царстве Божием, например храм Покрова на Нерли или Софии Константинопольской, Софии Киевской, сильно перестроенной в последние века, но для меня когда-то это было откровением. Я готовился стать художником, хотел поступать, еще ни о каком священстве речи не было, и после 8 класса я поехал в Киев с другом. Я уже ходил тогда в храм, причащался, считал себя верующим, но еще был мало воцерковлен, мало что знал. И мы зашли в Софию Киевскую. Я стоял как оглушённый этой красотой внутреннего пространства, настолько соразмерного как божественная музыка, где нет ни одного сантиметра фальши. Внутреннее пространство как аккорд ангельского хора. Я был потрясен. Это те 12 святых, византийских зодчих, которые строили Софию Киевскую, а потом были пострижены и окончили жизнь свою монашествующими в Киево-Печерском монастыре, они взошли в состав Собора Киево-Печерских святых и в патерике есть о них рассказ. Это было Боговдохновенное творчество. Именно поэтому все творчество Церкви неотделимо от молитвы. Нельзя быть неверующим человеком и написать хорошую икону. Икона это чудо действия Божественного духа, и если ты сердцем не знаешь, каков Христос, то ты не напишешь хорошей иконы, даже если ты потрясающий копиист и можешь скопировать образец. Молитва не будет легко совершаться перед такой иконой, она не будет откровением. Все зависит от того, как человек рассматривает служение Церкви, как харизму искал, просил у Бога дара Духа Святаго на это и радовался, когда что-то получалось. Например «Взбранной воеводе..." - мы все знаем этот напев. Это пришло человеку, музыканту, на сердце. Церковь восприняла это как своё. Не было в памяти многое сохранено. Но многие люди и не хотели свои имена сохранить. Имя Андрея Рублева мы знаем только потому, что в постановлении 100-главого Собора он есть. В текстах сохранилось, что Троице-Сергиевой Лавре о нем сказано. Он ни одной иконы не подписал. Ему это в голову не пришло. Именно потому, что он понимал, что хорошая икона это когда действует Святой Дух. Рублев не приписывал это себе.

Вопрос: - Считаю, что не гожусь ни для создания семьи, ни для монастыря, не могу найти места своего, что делать?

о. Фёдор: - Думаю, что необязательно должна стоять такая дилемма - семья или монастырь. Есть много хороших людей, которые славят Бога, живут и служат другим людям, не создавая семью. Мой дед, например, Андрей Бородин, был девятым ребенком в семье. Его отец, так же Андрей, был раскулачен, все имущество было отобрано, сам он был еле-еле спасен - буквально вырван из эшелона, который увозил на поселение. Спас его старший сын, который сотрудничал с советской властью, руководил строительством мостов в какой-то большой конторе советской. И он успел приехать в Тамбовскую губернию, где все это происходило. Показал удостоверение, а тогда это вызвало уважение у всех. Но имущество уже раздали, вернуть нельзя, но отца и мать освободили. Сын старший забрал отца в Москву, тот пошел работать обходчиком на товарный железнодорожный узел и, к сожалению, ему в какой-то момент стало плохо, он упал, ему отрезало ногу, пока он дополз до людей, истек кровью. И старший сын остался один с восемью младшими братьями и сестрами. Получал он по тем меркам много. Он принципиально не создал семью, посчитав, что не может себе этого позволить, оставшись вместо отца. Он одного за другим ставил на ноги всех своих младших братьев и сестер. Все получили высшее образование и работу. Каждого он пытался устроить с жильем, благодаря своим связям. Это было не частное жилье, государственное, но вот такое у него было служение ближнему. Не знаю, насколько он был верующий, но это совершенно христианский взгляд на жизнь, как на служение. Потом нужно помолиться крепко, если Господь пошлет такого же человека, изломанного жизнью горького, которому плохо, девушку или женщину, которая будет нуждаться в помощи, опеке, и так рассматривать брак, как служение другому. Женишься для того, чтоб сделать человека счастливым, а не для того, чтобы тот человек встал в обойму и крутился вокруг тебя, а чтобы ты ему служил. Знаю еще одну историю, когда человек вернулся с фронта, у него четверо детей. Вернулся он раненым. И вот жена умирает. А он должен идти работать. И деревенская молодая девушка берет на себя подвиг - входит за него замуж и ставит на ноги не своих детей, сама так и не родила ребенка. Если так относиться к семье, может быть Господь и даст ее.

Вопрос: - Надо ли любить себя? Как любить врагов по-настоящему?

о. Фёдор: - Христос говорит «возлюби ближнего как самого себя». Предполагается, что мы себя любим в любом случае, что это нормальное здоровое отношение к себе. Но, наверное, это не имеет отношения к тому, что современные психологи, ссылаясь на специфическое прочтение слов этих, пытаются навязать своё толкование, что сначала надо себя полюбить. Церковь предполагает, что любовь в тебе есть, но она сильно искажена. Поэтому каждый человек горд, эгоистичен, влюблен в себя. Поэтому в жизни каждого человека много меня. И чем больше меня, тем тяжелее всем окружающим. Чем меньше меня, тем легче окружающим. Если перефразировать известную песню, то можно сказать, отчего да почему, да по какому случаю одного себя люблю я, а всех вокруг я мучаю?

Вопрос: - Как спастись многодетной матери, чей день проходит в хозяйственных заботах, уроках с детьми, прочих житейских заботах? Что является главной богоугодной обязанностью матери?

о. Фёдор: - Многодетная мать может спасаться, если она принимает свой труд, не ропщет, вместе с детьми молится, радуется, учит их молитве. А самое главное, она должна отогреть сердце ребенка на всю жизнь христианской любовью, которая царила в семье его детства. Это самая главная проповедь матери. Апостол Павел когда говорит про то, что женщина спасается чадородием, это не только о страшных муках родов, об этом подвиге, который совершает женщина рождая в мир младенца. Он говорит обо всем: о бессонных ночах, о воспалении уха у ребенка, о том, что ребенок не может сказать, о том, что к подругам поехать нельзя, что ночь была бессонная, а днем надо трудиться, об уроках, которые ты не понимал, а теперь надо в физике разбираться, потому что ребенок не может. Это все колоссальный труд, смирение, преодоление, принесение в жертву всей своей жизни. Думаю, что к этому тоже относятся слова Христа: нет больше той любви, чем кто душу свою положит за други своя. Это родительское положение души в смысле жизни. Помните, как Господь говорил про тех, кто «душу свою потеряет ради Меня и Евангелия» - имеется в виду жизнь отдаст на исполнение Евангелия, жертвуя собой, самостью своей, временем, интересами. Особенно в многодетных семьях и отец спасается чадородием. Если это нормальные вменяемые родители, а не асоциальные, пьющие люди, то у них практически своей жизни нет. Для них праздник, если их кто-то отпустит раз в месяц в магазин съездить просто побыть одному. Поэтому важно, чтоб на приходах у нас была социальная помощь не только пожилым и не только больным, инвалидам, но многодетным помощь тоже очень нужна. У нас на приходе я пытаюсь соединить женщину, вышедшую на пенсию, которая еще в силах и хочет ради Христа что-то делать, и семью, где родился пятый, шестой ребенок, например, где мама совершенно изнывает. Эта женщина пожилая приезжает, готовит пять литров борща, чистит картошку на завтра, отправляет маму погулять или наоборот уходит с детьми. И так снимает напряжение, которое десятилетиями длится, а не просто месяцами или неделями.

Вопрос: - Что делать, если верующие родители благословили невоцерковленную и неверующую дочь на брак  с неверующим человеком? Они поженились, ребенок родился. А родители что получается отступили от Бога, нарушая как бы правила? Они же не должны были давать благословения?

о. Фёдор: - А почему не должны? Если дочь тоже живет как неверующая? Дочь скорее всего привела мужчину и сказала, что вот человек и я выхожу замуж. Родители видя, что они, скорее всего, уже живут вместе, что должны были делать? Надо было благословлять и дать советы какие-то. Приглашать в гости. А тогда уже предложить вместе помолиться, например. Благодать тогда может коснуться их сердец. Бывает ведь, что подходит к священнику далекий от Церкви человек и просит благословить, не зная даже как руки сложить ничего. Если священник попросит справку о том, когда тот последний раз ходил на исповедь, то это будет колоссальной пастырской ошибкой. Он может произнести молитву, и низвести благословение на человека, который почувствует скорее всего, что что-то другое происходит, чего в обычной жизни не бывает. Может он и придет в храм. Поэтому надо цепляться за то малое движение к Богу, которое, может быть, еще есть. И его тянуть вперед. Так что как раз мне кажется, что решение этих родителей было хорошим.

Вопрос: - Что такое семья с Вашей точки зрения? Какой она должна быть?

о. Фёдор: - Вопрос на целую книгу. Думаю, самое важное и глубокое определение христианской семьи это малая Церковь. Церковь в глобальном определении - Тело Христово, как апостол Павел говорит, или выражается это в людях, которые любят Христа и пытаются жить по Его заповедям, объединены и спаяны именно вокруг Иисуса Христа. Семья в этом смысле тоже малая Церковь. А еще есть храм как здание. В нем есть всё, что есть в остальных зданиях - окна, стен, батареи, мебель, все как в госучреждении, но отличается тем, что там есть общее пространство, куда приходят люди для молитвы, чтоб принять от Бога дары, которые сам человек не может сотворить, дар в Таинствах. Вот этим отличается христианская семья. Это духовное пространство, куда собираются люди, любя Христа, и Божия помощь, Таинство венчания - ведь это не просто на Небе в загсе расписали. Но храм, как и дом, надо ремонтировать, диагностировать, крышу красить. Я, как настоятель храма, хочу сказать, что это постоянная головная боль любого настоятеля. Нет средств, хотя надо делать, а государство не помогает, хотя храм - собственность государства. Нельзя в храме только молиться, нужно следить за тем, чтоб ничто не протекало, не ломалось. И в семье должна быть гармония, единство душ, телес. Душевным единством мы часто пренебрегаем. Особенно в многодетных семьях. Впряглись, 15-лет тащим, а в это время тот союз душ и созвучие между мужем и женой, которое было, когда они друг друга полюбили, не поддерживается, оно исчезает. Бесконечная работа не вдвоем - это неправильно. Семья это тонкое балансирование, постоянное слежение за тем, чтоб все уровни человека сочетались. Самая главная связь в семье - связь папы и мамы, мужа и жены. На этой центральной арке держится вся семья. Дети спокойно растут счастливыми, когда у папы и мамы все хорошо. Страшное разрушение в душе ребенка тогда, когда разводятся родители. Не залечиваемая рана. Благодатию Божией что-то может быть преодолено, но с большим человеческим трудом.

Вопрос:  - Меняются ли жизненные ориентиры с появлением большой семьи?

о. Фёдор: - Меняются. Просто возможности становятся совершенно другие. Становится количественно больше счастья. Главное сокровище на земле  - люди, которые тебя любят. Их совсем немного, если у человека широкое сердце, то их может быть побольше, а так их немного совсем. Можете посмотреть. Пальцев одной руки хватит. А хорошая христианская семья вам дает много людей, которые вас любят. Не было, а это новая вселенная, где вы свой навсегда, появилась. Много детей это возможность соприкоснуться с большой любовью в количественном отношении.

Однажды я понял, что два-три месяца я не подходил к зеркалу причёсываться. Делал на ходу. Были сложные обстоятельства из-за болезни детей. Наложилось всё. Просто не было времени. Уж какое там книжку почитать, погулять, помолчать, ничего подобного. Но родительство - положение души, когда человек не боится, не живет для себя, тогда когда ребенок врастает, он становится другом вашим. Это не всегда бывает, но если сердце ваше охватывало ребенка, если в строили связь с ним пока он рос, то он станет вашим другом, вы ему нужны, ему с вами интересно. Да, он стал большой, но ваш жизненный опт колоссально увеличился по сравнению с его опытом и он, уважая вас, не тратя сил на нелепую борьбу с родителями, которой многие живет, он получит пользу. Но в многодетной семье ресурсов конечно меньше, но радости и счастья конечно больше.

Вопрос: - Почему уходит доверие детей? Нет общения и взаимопонимания между детьми и родителями.

о. Фёдор: - Происходит натяжение между родителями и детьми - это нормально. Ребенок должен обрести свою отдельную свободную жизнь. Это правильно. Другое дело, что делает он это уродливо. Пока не умеет совместить свою свободу с почитанием родителей и послушанием. А доверие уходит, потому что мы не уважаем их, командуем ими, заставляет, понуждаем, используем даже цитат из Священного Писания, а дети прекрасно понимают, когда это по гордыне и самолюбию. Когда отец заставляет мать слушаться и бьет этой цитатой апостола Павла, а мать просто устала, с ней надо просто поговорить, ребенок это чувствует, поэтому не верит ни в веру папину, ни в любовь. Если в виноват, надо обязательно просить прощения. Если ребенок говорит дело, надо слушаться ребенка, если жена говорит дело, надо слушаться ребенка, если теща говорит дело, надо слушаться ее. В семье главенство, когда ты поступаешь не по-своему, а правильно. А если по-своему и правильно совпадает, то поскольку ты готов смиряться с чужим мнением, то тебе все доверяют значительно больше. У нас этого нет. Мы не работаем над тем, чтоб сохранить отношения с детьми. Мы с ними не читаем, не рассказываем сказок, не общаемся, а потом нет сердечного общения. Спасибо всем за участие, храни Господь!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+