Перейти к основному содержанию

08:53 27.04.2024

Милостыня во спасение собственной души

19.02.2024 11:21:20

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/02/06/21-00

Игумен Феофан: Добрый вечер! Прежде всего хочу поздравить с днём рождения Евгения Константиновича Никифорова. Я видел многих, кто брался за большие дела, но не всякий мог довести их до конца. Там где трудности, нужно особенное жертвенное терпение, примером которого и является Евгений Константинович. Он прошел разные испытания - не так все просто дается. Не только радио «Радонеж» его заслуга, но и гимназия, кинофестиваль. Постоянство, с которым он действует, многого стоит. Ведь по плодам мы узнаем человека. В 90-е, когда «Радонеж» только вышел в эфир, многие через его передачи приходили к вере. Это живая Евангельская проповедь, это постоянная память о тех, за кого надо молиться. Самое главное, что все пронизано духом любви к нашей родине, истории. Как это важно – жить не для себя. Дай Бог здоровья и многая и благая лета, чтобы ещё потрудиться Вам на этом посту! 

Н. Карташева: Батюшка, недавно мы праздновали память блаженной Ксении. У Вас, кажется, есть храм в ее честь?

Игумен Феофан: Верно! Помню в 70-е у бабушки моей были иконочки, я в первый раз увидел изображение Ксении. Она ещё не была канонизирована, и её полную историю я не знал. Как только появилась возможность отметить важнейшую в нашей истории дату – Тысячелетие крещения Руси, то одной из первых в лике святых была прославлена именно блаженная Ксения. Её подвиг особый. Мы знаем много преподобных, мучеников, святителей, а блаженных не так много. Подвиг смирения, когда человек терпит насмешки, поругания, гонения, - велик. Психология современного человека такова, что люди крайне редко воспринимают поношения как нужно, чаще всего обижаются или начинают нервничать, оправдываться. А когда тебя оскорбляют невинно, то смирение – высочайший подвиг. Блаженная Ксения была в молодости замужем. Муж ее, музыкант, Андрей, умер неготовым, и Ксения хорошо знала об этом. И она взяла на себя подвиг молиться за мужа, за себя. Людям она казалась безумной, её воспринимали такой. Была даже соббърана комиссия, которая искала, но не нашла у Ксении никаких отклонений. Со временем только поняли, что под видом внешне безумной женщины скрывается великая подвижница. Где она жила, ночевала, было непонятно. Не могли понять, подключали даже поиски через полицию. А потом узнали, что всю ночь она в поле кладет поклоны на четыре стороны света, молится за нашу страну, воинство её, Церковь и весь народ. Еще спустя время поняли, что под ее причудливыми словами скрывается великое откровение Божие. Когда ей уже было не страшно, что ее будут хвалить или возвеличивать, тогда Бог открыл, что эта великая подвижница, которая скрывается под видом женщины, потерявшей разум. При жизни и после смерти многие обращались к ней за помощью. Известно огромное количество случаев ее помощи. Помню, когда была первая война на Кавказе в Чечне, один военнослужащий находился в расположении. Ему объявляют, что мать его приехала. Он удивился. Подошел. Она его хвать за руку и тащит его прочь оттуда. Вдруг начинается бомбежка. Он падает, а когда обстрел проходит, встаёт - матери уже нет, но там, где была его часть, все разбито вдребезги. Если бы он не ушел оттуда, то погиб. Он потом связался с матерью, задал ей вопрос, как она вообще оказалась в его части. А она и не ездила туда! Да и как она могла?! Но каждый день она молилась о его спасении… Ксении. Когда бабушка моя жива была, она нищих жалела очень. Знала многих по именам. И вот промысел, когда я стал служить на приходе, то к нам стало как-то много бездомных приходить. Постепенно мы стали таких людей принимать. Ведь если человек желает, то может выправиться, жить нормальной жизнью. Есть, правда, и такие, кто привык, деградировал, а насильно человека не исправишь. Был у меня помощник Борис, Царство ему Небесное, узнав, что блаженная Ксения – покровительница странников, бездомных, подал идею поставить храм в честь блаженной. И храм этот выстроили силами как раз таких вот людей. Мы очень ощущаем её помощь. До строительства храма мы всегда остро нуждались в продуктах. Люди приходят, их же кормить надо, лечить. А дотаций не получали никогда. И как-то стали одни помогать, другие. Сейчас полегче. Всё - молитвами блаженной Ксении. Я иногда размышляю об этом, и вспоминаю многих людей, который не хотели никогда показывать богатства своей души, глубину молитвенности, внутреннее благочестие, чтобы от людей не получать похвалы. Но когда ближе с ними соприкасался, то узнавал, что человек глубже, шире духовно, каким внешне он вовсе не казался. Блаженную большую часть жизни воспринимали как безумную, и только потом поняли, что это великая подвижница благочестия. То же бывает в жизни. Нельзя оценивать человека с первого взгляда. Бывает, что он совсем и не схож внутри и внешне. Православные люди не могут быть скоропалительными с выводами. Легко на человеке поставить клеймо, но окажись на его месте ты, как еще себя поведешь. Блаженная Ксения показывает нам, что не надо оценивать только по внешности.

Вопрос: У меня есть соседка – прекрасная женщина. Много лет назад она занималась практиками целительства, астрологии, жила на Гоа по полгода. Давно оставила эти занятия, но сейчас стала ощущать признаки точки, тревоги. Пытается это всё заместить, стала зоо-волонтером, завела себе 9 кошек, старается помогать, но приступы не проходят. Могут ли ее состояния быть связаны с тем, что ранее она делала? Как ей помочь?

Игумен Феофан: Многие опытные священнослужители могут подтвердить – те, кто так или иначе увлекался лжеучениями, магией, чародейством, целительством, заговорами, биоэнергетикой, йогой, пострадали духовно. Порою они испытывают провалы в памяти, движения не контролируют. К нам приезжает одна женщина, она лает. Это такое духовное повреждение от нечистых сил. То же могут подтвердить и многие врачи-психиатры. Значительное количество людей, обращавшихся к целителям, духовно повреждаются. Есть в Люблино душепопечительский центр святого праведного Иоанна Крондштатского, где трудится игумен Анатолий Берестов.  Центр действует в Москве с 90-х годов. Многие приходят туда с этой проблемой, получают помощь врачей, духовенства. Я знаю, что у них был высок процент  выздоравливающих. Можно там проконсультироваться, узнать, как получить помощь. Еще знаю о том, что производится чин присоединения. Те, кто увлекался вещами богопротивными, демоническими не только повредились духовно, но и совершили сильный грех, отпали от Церкви, одного покаяния на исповеди, как правило, недостаточно. Для того и существует чин присоединения, к которому человек специально готовится, а потом проходит его, отрекаясь от всех лжеучений. Многим это помогло. Современный человек легко может про это узнать подробнее. Кроме всего, надо меняться, стараться жить духовной жизнью, молиться, ходить в храм, исповедоваться, причащаться, стараться избегать всего, что противоречит православной вере, читать Евангелие, руководствоваться заповедями Божиими. Постепенно благодать будет врачевать душу. Еще важно посоветоваться с духовником, по такому вопросу: если у человека был серьезный грех предательства Церкви, например, обращение к лжеучениям, которые заповедь Божия запрещает, то надо понести некоторый покаянный труд. Некоторые батюшки дают благословение 40 дней читать покаянный канон, и людям становится легче. Есть традиция  молиться тем святым, которым дана благодать избавлять человека от последствий колдовства и чародейства. Есть такой великий угодник Божий Лев Катанский. Его раньше на Руси очень чтили. Есть святые мученики Киприан и Устина. В Зачатьевском монастыре проводились и проводятся Богослужения этим угодникам Божиим.

Вопрос: Несколько месяцев болеет мой муж. Один священник посоветовал мне читать канон Богородице 40 дней. Просить Ее помощи. Я читала. Стало ли ему лучше – не скажу, болеет все равно. Почему Господь не дает ему исцеления?

Игумен Феофан: Одну причину назвать сложно. Всё очень индивидуально. Святые угодники и духовники советуют человеку самому анализировать свою жизнь. У меня был случай один. Женщина, которая занимала должность не последнюю в своём регионе, имела хорошие финансовые возможности, болела  так, что никак не могла вылечиться. Всё есть – врачи, клиники, санатории, лекарства, а здоровья нет. В беседе мне пришла мысль спросить, нет ли непрощенных обид. Она вспомнила, что оскорбила родных своих, очень несправедливо. Любое оскорбление неприемлемо, но она по юности тогда постеснялась их принять в общежитии как гостей, потому что они были из деревни. Пришлось им ночевать чуть ли не в подъезде. И после этого были обиды, прервалось общение. И вот она получила хорошее образование, стала расти по работе, но все эти годы она болела. Я предложил ей примириться. Она написала письмо, попросила прощения. И что же? Тут же ей стало заметно легче, пошла на выздоровление. Так что Вы не только молитесь за супруга, но и его сподвигайте. Он же в разуме, в сознании, было бы важно исповедоваться и причаститься. Может быть нужно несколько раз исповедоваться, мало ли есть какие-то старые нераскаянные грехи. Это дает последствия в виде болезней. Совершите таинство соборования. Меня как-то в Ашукино позвали причастить женщину умирающую. Я приехал, пожилая женщина была в сознании, но говорить уже не могла, поисповедовал её кое-как, потому что грехи пришлось мне самому называть. Приняла она Причастие. И я думал, что она час-два, но до вечера точно не доживет. Приехал в Мураново, звонят родные, которые пошли меня провожать, вернулись, а бабуля встала и давай готовить на кухне. Собирались ее хоронить, а она еще немалое время прожила. Вот что такое исповедь. Только главное не номинально исповедоваться. Помню давнишний случай. Мы пришли  с другим священником к человеку, стали беседовать, исповедовать, причащать надо было. А он нам: «Как вы мне надоели!». Оказалось, он сам ничуть не хотел исповеди и не верил, а родные его уговорили, при этом не подготовив его никак. Он это все воспринял как вынужденную меру. В таком состоянии никакие таинства не будут на пользу. Нужно свободное человека произволение. Невольник – не богомольник, Бог насильно не спасает. Так что настраивайте мужа. За него милостыню подавайте. Может быть в храмах. У нас есть некоторые люди, которые при серьезных проблемах пишут письма в Соловецкий монастырь, в Оптину, Дивеево, Курско-Коренную пустынь, на Валаам с просьбами помолиться о разрешении вопроса. А в лице монастырей этих молится Церковь. Монашество – авангард Церкви. Раз, и ситуация – меняется. Так что не ограничивайтесь просто автоматическим прочтением канона, даже и 40 раз. Надо больше постараться, приложить усилий. 

Вопрос: Я стала в храм ходить не так давно, перед исповедью волнуюсь. Услышала, что исповедь можно писать на листочке, чтобы можно было зачитывать, Нужно зачитывать или можно дать священнику бумажку, чтобы он сам прочитал?

Игумен Феофан: Само слово исповедовать значит открывать грехи. Когда человек произносит вслух свои грехи, то происходит некое духовное действие. Этот грех, его последствия исторгаются из души, из личности, как заноза из пальца. Это дает большую пользу. На листочке писать можно, плохого в этом нет, можно легче собраться. Сталкиваюсь с людьми, которые десятилетиями ходят в храм, но на исповеди тыр-пыр - не могут ничего сказать, забывают, теряются. Вроде помнил, готовился. А когда записано, то легче вспомнить, осознать, сосредоточиться. Бывает, что служит один священник, а исповедников огромное количество. Физически невозможно каждого выслушать, исповедовать, и в таких случаях как исключение допустимо отдать лист этот, чтобы батюшка прочитал. Когда была пандемия, то тоже так поступали, чтобы перестраховаться. И бывает, что есть новоначальные, у кого грехи были тяжелые, человеку с непривычки трудно все это произнести, тогда конечно можно отдать батюшке. Приходится снисходить к немощи того, кто духовно не готов свой грех озвучить. Но это важно - грех открыть самому, вслух назвав его. Тут подход вообще нужен очень здравый. И потом священника тоже нужно беречь. Сколько сил требуется, чтобы человека выслушать, поддержать, правильное назидание дать, помолиться, если человек кается. И к исповеди нужно здраво подходить. Нужно подходить так, будто это твоя последняя исповедь. Это не просто отчет о сделанном, а сожаление, сокрушение. Святые говорят, что надо пытаться прийти к такому состоянию, чтобы легче было умереть, чем снова впасть в те же самые грехи, которые исповедали. Надо стремиться меняться.

Вопрос: Боюсь отдавать внука в детский сад, потому что его воспитывать там будут не так, как мы дома. С другой стороны, общение со сверстниками нужно. Как Церковь смотрит на детские сады? Не считается это перекладыванием ответственности?

Игумен Феофан: Греха как такового в этом нет. В случае если родные близкие отдали ребенка в сад, но и сами занимаются воспитанием, то выходит как дополнение. Родители на работе, а мера эта вынужденная. Но те, кто отдает детей в сад и школу, и считают, что на этом их обязанности по воспитанию детей исчерпаны, то это большое заблуждение и ошибка. Если с ребенком не беседовать, не назидать, не заниматься, то ни сад, ни школа не будут на пользу, потому что они никак не могут заменить, компенсировать меру нравственного воспитания. Самое главное – сохранять с ребенком доверие. Если ребенок не будет делиться тем, какие у него желания, мечты, интересы, то ничего хорошего не выйдет, родители могут спохватиться поздно. Отдавая в сад, надо смотреть отзывы, есть сады более благополучные. Но если есть возможность, можно воспитывать и дома. Главное, не сделать из ребенка комнатное растение.  Я знал такие случаи, когда ребенок, воспитанный только дома, оказался просто не готов к жизни. Важно помнить, что если взрослые вокруг будут ребенку говорить одно, а поступать иначе – не стоит удивляться, что он будет поступать не так, как близким хочется. Ребенок назидается не словами только, но и примером. Так что ошибочно ожидать от ребенка того, чего сам не делаешь.

Вопрос: Дочь закончила школу, а дальше учиться не хочет. Как убедить ее, что образование в наше время получить важно? Чтобы в жизни чего-то добиться, нужно быть человеком образованным.

Игумен Феофан: У нас тоже бывает. Солдаты, кто которые помогают нам, не хотят учиться. После армии нужно дальше профессию получать. Я им показываю каждый день бездомных, бродяг – не хотел человек учиться, работать нормально, оказался на обочине жизни. Надо беседовать, приводить реальные примеры. Если человек хочет серьезно жить, я не говорю о каких-то сверх богатствах, но о простой нормальной серьезной жизни, нужно профессию получать. Или есть еще такой у меня пример. Лет 15 назад взяли мы повара помогать. Стала она готовить, но получается всё - несъедобное. А человек работать пришел. Так и ты смотри, придёшь куда-то трудиться, а в профессии ничего не смыслишь. А если тебя будет лечить врач, который не понимает ничего? От любого из нас требуется должный уровень в тех обязанностях, которые мы будем выполнять, независимо шофер ты или медик. Дело имеет смысл совершать только тогда, когда оно делается на должном уровне. А для этого необходимы навыки. Одна девица не хотела учиться, мама её уговаривала, а потом нашла такой подход. Смотри, какие у тебя таланты, которые ты учебой можешь реализовать и преумножить, принести пользу. И когда мама подошла не с давлением, а с объяснением, то это возымело успех.

Вопрос: Сейчас в обществе обсуждается вопрос об абортах. Многие негативно относятся к запрету прерывания беременности. Что же происходит, почему люди не понимают?

Игумен Феофан: Большинство людей и от Церкви далеки, и даже в научных вопросах, медицинских в частности, имеют знания весьма поверхностные. Человек судит со своей колокольни. Многие в аборте не видят никакого греха. Но если человек мало-мальски верит, идет по пути воцерковления, он начинает понимать, что Церковь учит – любой аборт – это убийство живого человека, ничем не отличающееся от того, как если бы ребенок был рожден и сразу зарезан. Помню, с середины 90-х по инициативе патриарха Алексия было при МГУ созвано собрание учебных разных категорий, которые приняли резолюцию о том, какой момент считать началом жизни человека.  Пришли к выводу, что момент зачатия – полный момент становления личности, начало новой жизни, неповторимой, потому на каких бы сроках не делался аборт – это убийство. Чтобы люди понимали, им надо больше говорить об этом. Много фильмов есть, много материалов печатных. Это нужно распространять. Батюшки могут назидать примерами. Приходят ведь на исповедь женщины, которые делятся своими скорбями. Бывает, абортов сделали раз, два, и дошло до психического расстройства, потому что человек переживает это тяжело. А те, кто удержал себя от греха, ни разу не пожалели, потому что родился ребенок, боялись, что не потянут, а Бог всё, что нужно, дал. Женщина и мужчина сохраняют себя от детоубийства, а Бог помогает во всём. Некоторых врачи убеждали, что ребенок вообще родится больной, но те, кто не пошли на поводу, рождали здоровых детей.

Вопрос: Родственники усопшего обычно подают записочки, милостыню, молятся за человека, а если родственников не осталось? Что будет с душой усопшего?

 Игумен Феофан: Церковь никого не забывает. Есть родительские субботы, когда вся Церковь молится за всех почивших православных христиан. На службах в молитвах поминаются те, за кого некому помолиться, это соборно делает Церковь. Поэтому они не оставлены, даже если имена их неизвестны.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
9 + 6 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+