Перейти к основному содержанию

13:29 27.04.2024

День Защитника Отечества

28.02.2024 14:15:56

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/02/22/21-00
В. Саулкин: -  Добрый день! Сегодня в нашей студии Николаев Виктор Николаевич, боевой офицер, афганец, автор книг «Живый в помощи вышнего», «Из рода в род», лауреат Патриаршей литературной премии. Поздравляем всех, кто чтит этот день, с праздником Защитника Отечества! Бывали такие настроения, что этот день пытались превратить в гендерный праздник. 23 февраля -  мужской праздник, а 8 марта – женский. Нас и в школе поздравляли, но как будущих защитников отечества. Последние два года священной войны с коллективным западом этому празднику вернулся истинный смысл. Мы прежде всего поздравим наших воинов, волонтеров, которые, рискуя жизнью, снабжают армию, жен и матерей наших защитников. Говорят же, что когда воюет сын или муж, то на войне находится вся семья.

В. Николаев: -  Верно, у мужа на войне жена и дети тоже там. Если ранен сын или муж, то ранена мать или жена. Это сложно объяснить словами. Видеть надо. Недавно я был в одном из госпиталей в Одинцово. Человек, который прошел войну, - человек другого склада, другой морали, отношения к Отечеству, к Родине. Если до этого отношение было если не легкомысленным, то не заслуживающим особого внимания, то после того, как побывал за ленточкой, перед тобой был реальный враг, как бы его ни пытались назвать, отношение меняется. В нашем случае враг –  фашизм, который преобразился и хочет того, чтобы у нас не было ни Родины, ни страны.

В. Саулкин: -  Если на Леопардах и на советской технике, которая к ним попала туда, они кресты тевтонские кресты наносят?! Наши их немцами называют не для красного словца.

В. Николаев: -  Да, ситуация такая. При всей трагичности своей эта война за Родину проявила многое, если не все. Мы видим, кто был «народным», а стал говорить о родине брезгливо и насмешливо, а потом исчез отсюда. Те, кто был незаметен, стали героями России, многие посмертно с орденами и медалями. Это люди простые, которые не имели воинского образования. Шахтеры, учителя, инженеры, просто работники, продавцы, которые, одев форму, преобразились. Быть в форме - это не только носить форму, быть хорошо подготовленным. Когда внутри душа, совесть и честь, то это и есть настоящая форма человека. За Родину и за други своя!

В. Саулкин: -  Защитники Родины - это мужчины и женщины, которые работают в тылу, на всех предприятиях, не считаясь со временем. Они знают, что оружие нужно их братьям, родным, которые там, на фронте сражаются с нацизмом. Мы сегодня всех защитников поздравляем, желаем здравия, покрова Царицы небесной, раненым – скорейшего выздоровления. Вчера был день Донбасса. Мы поздравляли всех донецких друзей, потому что для них признание Донбасса – особый день. 10 лет они на передовой. Все жители этого многострадального края, который встал, как форпост, пограничная застава, они все защитники. У них отношение к России, к Родине выстраданное.

В. Николаев: -  И в то же время трепетное. Когда мы оказались в первый раз на Донбассе в Бердянске, поразило, что на встрече в Бердянском университете рассказали поразительную историю. Когда зашли в Бердянск киевские нацисты, первое, что сделали преподаватели – не прикрывали себя, не спрятались, они сразу побежали прятать в подвале портреты Пушкина, Лермонтова, Чехова. Это удивительно! Люди, которые находились между жизнью и смертью, бросились спасать именно русское слово, то, на чем сегодня мы воспитываемся и воспитывались в Советском Союзе на уроках литературы.

В. Саулкин: -  Хочу отдельно поздравить тех, кто сражался за Авдеевку, кто освободил этот город, который нацисты за 8 лет до начала боевых действий превратили в мощнейший укрепрайон. Всё это время они его заливали бетоном. Один из районов Зенит -  бывшая советская часть ПВО с подземными ходами, бункерами, которые должны выдержать вражеский удар. «Коксохим» - это вообще без слов. Надо понимать, какая там застройка. Они с помощью иностранцев устроили там сплошной укрепрайон. А сейчас они сдали эту позицию, обратились в бегство.

В. Николаев: -  Предательское, кстати, бегство, бросая своих. Был сюжет: лежит мальчишка, который тяжело ранен. Увидел он наших солдат, на его лице написан был такой ужас – боялся, что с ним что-то сделают. Его в этом убедили свои. Наш парень к нему  подбегает, подал руку, похлопал, пообещал, что все теперь будет в порядке. Мальчишка этот начал успокаиваться. Но он реально ждал смерти от наших. Его так настроили.

В. Саулкин: -  Некоторые выходили на связь из этого Зенита. Они говорили при звонках близким, что русские придут и нас спасут, иначе истечем кровью и за сутки погибнем. Наши спасли. Теперь же приказ на бегство им отдал русский солдат, который в тяжелейших боях проявил себя на высоте, показав образец воинского искусства. Все кричали о проклятии Первой мировой, что невозможно взять укрепрайоны. Зеленский говорил, что Авдеевку не возьмут, Киев – да, но не Авдеевку. А мы взяли ее! Это удивительное взаимодействие наших штурмовиков, летчиков, артиллеристов, систем управления, системы разведки. Отдельная тема разговора. Это будут изучать в Академиях. Путину докладывал Шойгу. Президент попросил обратить особое внимание на добровольческое соединение подразделения «Ветераны России». Там многие – костяк этого соединения, те, кто воевал с 2014 года в батальонах «Сомали», «Спарта». «Первая Славянская бригада» себя проявила как! У них особая мотивация, потому что 10 лет убивали обстрелами мирных жителей на Донбассе. Путин обратил внимание, что они прошли 3 700 метров по стальной трубе, вышли в тыл, согнувшись под неимоверным грузом. Стальная эта труба была залита ледяной водой, скопившейся там. Когда разведчики шли – задыхались, там крайне мало кислорода было. Откачивали воду, и в тишине, чтобы не слышали, пробурили шурфы, чтобы кислород поступал. Представить такое!? А потом выйти в тыл, взять плацдарм, - это подвиг!

В. Николаев: -  У нас вся история пропитала подвигом. Я вспоминаю Афганистан, когда несешь груз в 20 килограмм и при жаре +60 градусов идешь медленно, говоришь медленно, дышишь и то медленно, всё к тебе липнет, теряешь ориентацию. И все равно выдерживали, выполняли задачу, несли раненных, а порой и убитых. Таких примеров множество. Вряд ли другая какая армия может тем же похвастаться. Это просто материал для учебников, как должен вести себя солдат в защите своей родины, если она у него есть.

В. Саулкин: -  Православных потрясли кадры о храме Марии Магдалины, который остался один целым после обстрела.

В. Николаев: -  Как наши сработали ювелирно?! А фашисты его не тронули потому, что знали, что русские по храму не будут стрелять. Это еще раз говорит о том, как они к нам относятся. Наши воины не меняются. Как работали они в Афганистане, теперь Донбасс. Достойно передали наши герои Афгана и Кавказа эстафету сегодняшним нашим ребятам.

В. Николаев: - Когда человек оказывается на войне, очень быстро проверяется его сущность, порядочность, честность, скромность, способность поделиться последним. Потрясающим примером, который я всегда привожу на встречах с молодежью, в зонах, являются ребята, у которых на рюкзаке было написано «Прости нас, Господи». И все вернулись живыми. На Пасху писали трассирующими пулями «Христос воскресе!» Это были люди, далекие от храма, они возможно и веру воспринимали не особо, но оказавшись там, менялись раз и навсегда.

В. Саулкин: -  Менялись настолько, что писали такие вещи – все, кто видел, плакали. Виталий Носков, кавалер ордена мужества за мартовские бои в Грозном, молодой совсем парень, написал книгу «Любите нас, пока мы живы», взяв название из фразы, нацарапанной на корме БТРа. Какие слова?!

В. Николаев: -  Раз ты вспомнил Носкова, скажу. Ушли многие фильмы, которые представляли для нас ценность, но пришла категория прекрасных военных журналистов, фронтовых священников. Я со многими там встречался. Когда был в эфире на «Спасе», то задавал вопрос: почему наших священников на войне не могут приравнять к участникам боевых действий? Они должны иметь такие же льготы на случай ранения, а может еще и гибели.

В. Саулкин: -  Сейчас этот вопрос поставили на обсуждение.

В. Николаев: -  Да, но он еще не реализован. Ставили его уже не раз, надеюсь, сейчас он будет решен. Лично хочу поблагодарить Бориса Всеволодовича Громова, командующего 40-й Армией, который лично для моей семьи оказал неоценимую поддержку. Я тогда был абсолютно неизвестен, да и не писатель толком – после ранения лежал в госпитале. Майор Николаев – с тяжелейшей физической проблемой: я почти не ходил и не разговаривал. Нам негде было жить. Мы с супругой обратились к Громову просто уже от отчаяния. На следующий день вопрос был решен. Нам дали комнату в общежитии в Академии Гагарина. Решили наши финансовые вопросы, дали прописку.

В. Саулкин: -  Я знаю историю о том, как он помог одному сержанту.

В. Николаев: -  Таких историй много! Он многим помогал. Настоящий командарм, который любил своих подчиненных, уважал, относился с пониманием к ним, невзирая на должность, звание, награды.

В. Саулкин: -  Показывали недавно как Громов вскакивает на БТР, он еще, по сути, очень молод. Нам важно помнить и отдавать должное таким людям. А если вернуться немного к Афганистану,  хочется опровергнуть ходивший с давних времен слух, что операция в Афганистане была не реализована. Армия наша выполнила все поставленные перед ней задачи. Двадцатилетнее пребывание американцев показало, что мы могли делать и что делали американцы, и как позорно бежали наши враги.

В. Николаев: -  Хочу вспомнить, какие были мы в Афганистане. Советский Союз оставил о себе прекрасную память в Афганистане, хорошие дорогие, две мощнейшие электростанции, больницы, жилые кварталы, которыми пользуются до сих пор. И кто были американцы? Сейчас на Донбассе о нас говорят разное, но о нас тогда не говорили вообще. Мы были под запретом. Было ощущение, что войны нет. Показывали что-то абстрактное. Категорически не разрешалось говорить о потерях, о том, что приходили очередные цинки. А что такое доставить цинк? Я однажды был вынужден сопровождать цинк. Открывать там было нечего – все вперемешку. Всё это очень тяжело. Стоишь, мать его трясет тебя за грудки – почему ты жив? Стоишь, руки по швам, слушаешь, как она кричит. Потом она рыдала у меня на груди и просила прощения. Многое бывало...

В. Саулкин: -  Слава Богу, что сейчас защитникам отдают должное. Первая чеченская была ужасна – в спину армии били, клеветали, да и во второй было много лжи. Сейчас не под полным контролем наши СМИ. Ведь показывают, что Киркоров поехал на Донбасс после этого ведьмовского шабаша, якобы перед ранеными выступить, искупить свою вину. Но выступать перед ранеными и жителями Донбасса такому женоподобному в перьях «артисту» немыслимо. Выступать перед этими людьми – это еще надо заслужить. Всех этих «народных артистов» если потрясти как елки, посыплются с них ордена, словно игрушки. И обнажится суть. Надо ввести практику отбирать высокое звание народного артиста у тех, кто выступает против страны, армии.

В. Николаев: -  Есть и появляется много песен, сочиненных теми людьми, которые побывали на войне, которые прошли все ее ужасы. И хороши они тем, что пишутся от сердца. До сих пор в цене фильмы о Великой Отечественной. Золотой фонд кинематографа. Это фильмы поучительные, как уроки истории. Евангельские, христианские фильмы, которые оказывают огромное положительное влияние на молодёжь. А потому показывать их нужно в школах на уроках истории.

В. Саулкин: -  Мне хотелось вспомнить твоих сослуживцев. Например, Майданова, дважды героя, с которым ты воевал. Смерть его выше человеческих сил. Николай Колобай, с которым ты летал.

В. Николаев: -  Когда он умер в госпитале Бурденко, прилетели два вертолета, как два голубя, попрощаться. Сделали кольцо, покачали крылом, и ушли. Эти два человека были уникальным примером профессионализма. Представьте себе, наши летали ночью хвостом вперед, на предельно малой высоте, без включенных фар. На ощупь и на глаз. Таких случаев в истории авиации не было, а они умудрялись пилотировать так. И удивительно, сколько же чудес случается на войне. В мирной жизни мы этого не замечаем из-за достатка, комфорта. С Николаем Колобаем был такой, например, случай. Когда забирали наших ребят-десантников, разведчиков, пошли по ущелью, а на карте не было обозначено, что оно тупиковое. В последний момент Николай это заметил. Но там всходило солнце, его ослепило, он потерял ориентацию. Будто в каком-то видении он увидел свою трехлетнюю дочь. Он рванул ручку на себя, и мы все пронеслись над скалой. Господь поставил туда его дочь, чтобы нас так спасти. Николай был тогда не крещен, но по возвращении домой всё переменилось. Однажды их разбудила 5-тилетняя уже тогда дочь и сказала, что хочет пойти в храм креститься! Она всю семью за руку отвела в храм.

В. Саулкин: -  Некоторым давали иконки матери и бабушки. Люди были некрещеными, атеистам, но матери настаивали, чтобы хоть зашил в воротничок, а потом там уже молились, когда было тяжело.

В. Николаев: -  В Кабуле был случай. Доставили раненых 200-х в госпиталь. Медсестра нам показала лежащего на двух кроватях, буквально распятого бойца, процентов на 80% обгоревшего. По-другому лежать он не мог – кожи не было. Мы аккуратно с него снимали одежду, нашли иконку Божией Матери, обгоревшая по кругу, но уцелевшая ликом. Маленькая простая иконка! Этот мальчишка жил по крайней мере несколько недель в кабульском госпитале тогда, как от таких ран умирают сразу же. Подобный случай произошел и со мной, когда наш вертолет был сбит, супруга читала молитву, а я ползал по минному полю и ни разу не подорвался, хотя плотность минирования была мина на метр. Меня оттуда достали подъемным краном за ноги. Не зря мы говорили в начале – если муж на войне, то и жена…

В. Саулкин: -  Хочется сегодня вспомнить тех, кто трудится в поддержку нашей Армии. Покойный ныне Сергей Пускепалис сколько сделал. Многие другие. О некоторых удивительно и радостно узнавать. Что должно было измениться в стране, чтобы например Чичерина с 2014 года стала петь на Донбассе?! Ее за это вырезали просто со всех эфиров. Безобразное отношение, с которым надо что-то делать.

В. Николаев: -  Какие смелые поступки совершают наши люди. Если вспомнить Афган, то тогда по полной отработали только два человека – Кобзон и Розенбаум. Всю войну прошли. Песни Розенбаума вообще пронзительны. Песню об Афганистане «Черный тюльпан» он написал почти за несколько часов в самолете, где везли 200-х. Это настолько проникновенно. Чтобы не было ужастно грустно, добавлю юмора. Сейчас показывают, что на Донбассе у каждого отряда или взвода есть какая-то своя животинка, которая прибилась, потому что ей некуда больше пойти. У них есть и клички. И у нас в Афгане было такое. Помню собаку, которая прибилась, с нами жила, а потом ощенилась 12 апреля и принесла самого крупного щенка в кресло командиру. И пес потом нами летал. Называли мы его Юрий Алексеевич. Пес передними лапами всегда лежал на пулемете. Он нас реально дважды спасал. Увидел один раз группу вражескую, залаял Майданову прямо в лицо. Увидели врага, тем спаслись.

В. Саулкин: -  В книге «Живый в помощи» тоже перемежается тяжелое и смешное. Иначе невозможно и читать. 

В. Николаев: -  Хочется верить, что никогда больше наша армия не подвергнется злым наветам, никогда не получит предательства в спину.

В. Саулкин: -  Молимся всей страной! Победу добывают все, действующая армия и тыл, поэтому нужно быть в единстве и молитве о наших защитниках, которых мы поздравляем с большим праздником – Днём защитника Отечества!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
17 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+