Перейти к основному содержанию

18:42 05.08.2021

Жизнь в Церкви. Воцерковление.

24.06.2021 11:47:27

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/06/05/21-00

С. Комаров – Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Христос Воскресе! У микрофона публицист, катехизатор Сергей Комаров. Друзья, сегодня меня интересует такая тема, как мирянин в Церкви. Очень большая тема. Вообще впервые об этом заговорили в 19-м веке. Разговоры о воцерковлении человека, о том, как человек спасается, начиная с 19-го века и до сегодняшнего дня, продолжаются. Почему именно в наше время выплыл термин «воцерковление», хотя раньше он обозначал обряд – принесение младенцев на сороковой день в храм. Святитель Феофан Затворник и за ним другие наши духовные писатели используют этот термин, все больше и больше говорят об этом. Почему? Наверное, потому что духовные основы жизни в Церкви не меняются веками, но за последние 200 лет человек сам по себе психологически очень сильно изменился, очень многое пережил. Человечество пережило две Мировые войны, крушение христианских империй, появление психоанализа, психологии, революции и т. д. Сам мир стремительно меняется, человек в нем меняется. А появление сети internet вообще открыло новую эпоху виртуальной жизни, виртуальных отношений. Все эти внешние объективные и некоторые субъективные внутренние факторы заставляют нас вновь и вновь поднимать эту тему воцерковления, как человек, уверовав во Христа, спасается в Церкви, каким путем он идет, что изменилось со времён древних святых отцов, какие акценты сегодня мы должны расставлять, говоря о воцерковлении. Появляется разная литература такого рода, например, отец Александр Торик, его замечательная книга «Воцерковление». Игумен Петр Мещеринов написал книгу «Проблемы воцерковления», также у него есть книга «Жизнь в Церкви». Об этом нужно говорить, и об этом активно говорят. Хотя некоторых смущает это слово, говорят, что его не было у святых отцов. Да, у древних святых отцов не было, но это не значит, что оно плохое или выражает что-то негативное.

Сегодня мы говорим о жизни в Церкви, о воцерковлении, об этапах воцерковления. Что такое воцерковление? Отец Нектарий Морозов определяет воцерковление как врастание в Церковь. Очень хороший образ. Врастание человека в Церковь – это когда человек погружается в какую-то глубину. Когда Господь говорил Симеону Столпнику копать глубже, он копал свой столп глубже, не мог понять, что это значит на самом деле. А потом понял, что это слова о погружении в духовную жизнь. Ему надо было копать глубже в духовную жизнь, врастать в Бога. Так и воцерковление – это врастание человека в Церковь, а значит в Тело Христово. Человек углубляется в духовную жизнь, прозревает там, открывает всё новые и новые горизонты. Одна из основных проблем нашего сегодняшнего воцерковления – это отсутствие какого-то роста. По моим наблюдениям, человек приходит в Церковь сегодня, осматривается и научается делать что-то, ходить на службы, исповедоваться, причащаться, читать духовную литературу. И после этого он останавливается на месте. Нет тех, кто бы вел нас дальше. И мы сами не представляем, куда продолжать идти. Об этом мы будем с вами говорить.

Вопрос слушателя: Каждый раз, когда вас слушаю, задаюсь вопросом, почему бы, если нет канонических препятствий, вам не принять хиротонию? Вы обладаете всеми знаниями и интеллектом, необходимыми для священника. Я понимаю, что можно Господу служить по-разному. Но служение священника полифоническое, в него может всё войти. И в России сейчас нехватка священничества, не знаю, как в Москве. Спасибо за вашу деятельность.

С. Комаров – Спасибо за ваш вопрос. Когда-то я подходил к Андрею Ткачеву, моему духовнику, с этим вопросом. Он сказал, не бегай за священством. Тот, кто бегает за священством, священство убегает от него, а тот, о котором Бог промыслил, что он будет священником, священство его найдет, даже если человек будет от него убегать. Я как-то по жизни не чувствую такого призыва Божьего к священству. Я чувствую призыв божий к миссионерству, к проповеди. Думаю, что становиться священником можно, если только ты явно чувствуешь этот сильный призыв Божий именно к Престолу, к алтарю, к пастырскому служению. Мне, чтобы проповедовать, писать и говорить о Христе, не обязательно быть священником. Я благодарю Бога, что Он дает мне возможность заниматься любимым делом. Это находит какой-то отклик в сердцах тех людей, с которыми я общаюсь. И для меня на сегодняшний день это исполнение моего призвания. Что будет дальше, я не знаю. Вы сказали, что у нас мало священников. Да, мало священников, об этом Святейший Патриарх говорит периодически. На огромную многомиллионную Россию мало священников. Мне кажется, что гораздо меньше, чем священников, у нас проповедников. Такая парадоксальная ситуация, что священников больше, чем проповедников. Мало проповедников, мало катехизаторов, миссионеров, которые занимались бы внутренней и внешней миссией. И для меня важнее всё время, силы и энергию посвятить именно этому служению. Священников у нас мало, но они есть, а миссионеров и катехизаторов очень мало. Здесь каждый на вес золота. Мне кажется, очень важно сейчас этим заниматься. А дальше посмотрим. Когда-то в эфире радио «Радонеж» мне тоже задали такой вопрос, мы были тогда с отцом Олегом Стеняевым. Он высказал такое мнение, что есть категория людей, которая не послушает священника, но послушает мирянина. Есть люди, у которых аллергию вызывает ряса, борода, вообще священники вызывают какое-то неприятие. Такие люди иногда могут послушать простого мирянина. У них меньше предубеждения в отношении мирянина. Возможно, из-за этого получается так, что я пока не священник, к этому не стремлюсь.

Человек, когда приходит в Церковь, оставляет грубые смертные грехи и выходит на уровень церковности, который не предполагает динамику развития, а предполагает статичность по моим наблюдениям. Это вообще проблема нашего времени – отсутствие духовников мирских, которые бы могли вести человека куда-то дальше. Вроде бы обилие духовной литературы, но некоторое непонимание, что с ней делать. Я всё больше прихожу к выводу, что писания древних святых отцов о духовной жизни несомненно нужно изучать, это хлеб наш, путеводитель, но очень часто они для нас своего рода китайская грамота. Мы, не обладая тем опытом, который вложен в эти слова, понимаем только формальную, рациональную часть этого послания. Мы не можем реализовать это в некий опыт. Для нас это просто информация. Мы читаем те слова, которые родились из духовного опыта, которого у нас нет. Они для нас остаются полезной и важной, но информаций. Книги древних духовных отцов необходимо переводить на современный язык, истолковывать. Помню, был замечательный цикл отца Андрея Лемешонка, он истолковывал Древние патерики. Я вначале подумал, когда увидел этот диск, что там истолковывать, и так всё понятно. Нет, послушал, как он переводит эти мысли на современный язык, проецирует их на нынешнюю реальность, и мне многое стало гораздо более понятно. Такое объяснение, такой перевод очень нужен сегодня. Хорошие книги выходят – «Как читать Лествицу мирянину», «Как читать святителя Игнатия Брянчанинова мирянину» и т. д. Как в принципе читать монашескую литературу человеку, который живет сегодня в большом городе. Понятно, что всё не переведешь с писания святых отцов, нужно рассуждать. Этого рассуждения у нас часто нет, потому что нет этого опыта. Есть такая проблема. Можно купить Добротолюбие, читать его с утра до вечера, но здесь очень много «но» возникает. Я бы разделил значение слова «воцерковление» на 2 части – внешнее воцерковление и внутреннее. Есть некоторый набор действий, норм, дисциплин, который человек должен соблюдать, если он пришел в Церковь. Это формы древнего церковного предания, те формы, которые творит Святой Дух в Церкви. Это те формы и каналы, через которые человек получает благодать Божию, общается с Богом, нравственно воспитывается и живет в Церкви. Это внешняя сторона Церкви, она очень важна. Без внутренней она работать может неправильно, но тем не менее эта внешняя сторона нужна. Что такое внешнее воцерковление? Это регулярное участие в таинствах Церкви, исповедь, причащение и присутствие человека на воскресных богослужениях как минимум. Воскресный день должен стать для человека тем днем, на первую половину которого он не планирует ничего, кроме храма. Храм – это святое, эти несколько часов нужно побыть с Богом. Эта должна быть некая норма жизни, воскресный день. Если человек как-то глубже воцерковляется, то уже подтягивается всенощная субботняя, двунадесятые праздники, потом уже память любимых святых и т. д. Человек постепенно входит в Церковь, в храм, ему хочется чаще ходить. Для начала некоторая норма, такая сверхзадача – это воскресный день. Это необходимо. Мы живем в то время, когда священнослужители большей частью призывают к частому причащению. Это относительно недавно всё появилось. Мы сейчас переживаем литургическое возрождение. О причащении у нас есть замечательный документ «Об участии верных в Евхаристии» 2015 года. Там обозначена такая сверхзадача, некий идеал – причащаться как можно чаще на всех литургиях, на которых мы присутствуем. Но это в идеале. К этому идеалу каждому надо идти как-то по-своему. У каждого свои нормы жизни, внешние обстоятельства, правила подготовки и так далее. По возможности причащение Святых Христовых Тайн должно быть часто, это хлеб души, это основа духовной жизни. Без причащения для мирянина, живущего в нашей современной реальности, духовная жизнь почти невозможна. Я не знаю, откуда брать силы, ревность о Боге как не из таинства причащения. Исповедь, причащение, воскресный день. Потом я бы отметил практическое изучение богослужения. Надо не только ходить в храм, но и изучать богослужение.

Вопрос слушателя: Слушаю, и все так хорошо. Я начинала, когда нельзя было ходить в храм. Я выросла в непростой семье, так сказать, при лампадном свете. Но начала ходить к отцу Сергию Вишневскому на Рижскую. Не было ни книг, ни икон. Первое Евангелие было подпольным. Мой путь начался, когда ничего не было. Потом начали появляться книги. Мы не читали даже никакие каноны. Подходили к батюшке, нам говорили грехи, которые существуют, мы соглашались, и всё. Потом всё начало меняться. Да, люди приходят в храм. Но если православные люди, которые уже давно находятся в храме, не встретят пришедших с любовью, с состраданием, потому что, как правило, большинство людей приходят тогда, когда у них горе. Я видела много случаев, когда не встречали так, как надо было встретить. Что такое встретить без любви, без сострадания? Есть люди, которые у нас стоят как церберы. После встречи с ними человек уже никогда не придет. Я обращаюсь ко всем, кто находится в храме, кто уже давно пребывает в Церкви, вы же видите тех людей, которые пришли впервые. Обласкайте их, не говорите, что они в чем-то неправы, не должно быть этого. Мы же действительно православные. Мы должны ту любовь нести, которой нигде нет. Сейчас очень много хорошего, мы тогда в молодости этого не слышали. Но тогда люди, которые приходили, были в простоте. Они жили по заповедям, как когда-то жили бабушки и дедушки. Многие святые были простыми людьми, они не знали канонов, догматов. Они просто принимали, обласкивали, кормили, жили по заповедям. Вот что нам надо в первую очередь сделать. А знать можно многое. Есть много грамотных людей, но с ними не очень радостно, потому что нет у них простоты. А нам надо всем дарить простоту, любовь, сострадание, видеть, кому плохо. Надо кого-то обласкать добрым словом, кому-то конфетку дать, радоваться с теми, кто радуется, плакать с теми, кто плачет. Спаси вас всех Христос.

С. Комаров – Огромное вам спасибо, я со всем согласен. Это совпадает с тем, что я слышал раньше от людей старшего поколения про церковную жизнь советского времени. Мне так все и рассказывали, что было больше простоты. Было меньше людей явно воцерковленных, поскольку времена такие были. Как мне рассказывали, ко владыке можно было прийти и поговорить пару часов, чай попить. Всё было действительно проще. То, что вы сказали о православной нравственности, это одно из самых важных. Обласкать человека, который пришел в храм первый раз, прекрасно. Апостол Павел пишет: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью».

Вопрос слушателя: У меня вопрос про частые причащения. У нас в храме в Москве сняты все ограничения, уставы вытирают опять платом, нет никаких санитайзеров. Мы в смущении. Мы хотели узнать, ограничения уже сняты священноначалием, или только у нас так происходит? Нам предлагают переходить в другой храм, если нас это не устраивает. Но у меня маме 93 года, это очень сложно. Мы 30 лет ходим в этот храм, мы его восстанавливали с азов. У нас смущение, мы не знаем, как поступить, куда обратиться. Храм я не буду называть. У нас новый настоятель, с этого всё началось.

С. Комаров – Нет, официально ограничения не снимали, не было документа из Патриархии, который бы отменял тот указ Патриарха, который был ранее о том, что эти меры должны соблюдаться. Ведь с самого начала после этого указа все делали, что хотели. Кто-то исполнял, кто-то считал, думаю, что даже по христианской совести считал, что это не нужно делать. Были какие угодно мнения. Кто-то считал, что это предательство перед Лицом Божиим, перед таинством, что это некое неверие в таинство так делать. У каждого были свои мысли, каждый поступал, как хотел. До сегодняшнего дня это продолжается, каждый поступает как хочет. Кто-то эти меры в точности соблюдает, кто-то как не соблюдал, так и не соблюдает, кто-то соблюдал полностью, сейчас соблюдает частично. Кто во что горазд. Я сейчас тоже был на всенощной в храме, не буду называть, в каком. Там помазания нет никакого на утрене, ни палочками ушными, ничего. Хотя я не помню, чтобы в документе из Патриархии было сказано, что необходимо отменить помазание на утрене. Есть принцип, как изволит настоятель. Даже не знаю, что вам ответить на вопрос, как поступить. Конечно, в другой храм пойти можно, в Москве много храмов, но вы к этому храму прикипели. А настоятель новый. Можно положиться на волю Божью, посещать свой храм, надеяться на то, что Господь убережет, как уберегал и ранее вас. Но до конца не знаю, что вам сказать. Может быть, нужно с опытным священником поговорить об этом. Помоги вам Господь.

Я остановился на той мысли, что богослужения человеку по мере его воцерковления нужно изучать изнутри. По возможности нужно постоять на клиросе. У кого есть такая возможность договориться с регентом, попроситься на клирос, было бы очень полезно посмотреть, из каких книг что читается и поется, какая логика богослужения, почувствовать и понять, что такое гласы, может быть даже самому почитать что-то или попеть, если есть голос. Надо пробовать петь, наша Церковь поет. «Пойте Богу нашему, пойте: пойте Цареви нашему, пойте». Я часто видел, что у человека, который раньше не пел, Бог вытягивал голос. Человек приходил, пробовал, и вдруг появлялся хороший голос первый или второй, и человек начинал петь, потом пел на хоре. Или научиться, допустим, читать Третий час. Можно договориться с регентом, можно я научусь читать Третий час, попробую на литургии его прочитать. Попросить, чтобы кто-то помог. Ничего хитрого нет, чтобы прочитать Третий час, можно русскими буквами посмотреть для начала. Так можно начать читать Третий час на литургии, потом может и Шестой добавить. Нужно вживаться в богослужение изнутри, быть непосредственным участником богослужения. Потому что это совсем другое качество молитвы, переживания богослужения, когда ты в нем участвуешь практически, читаешь что-то или поешь. Я знал некоторых людей, которые по 40–50 лет в храме, но они понятия не имеют, что происходит на клиросе. Они не могут ничего прочесть, не знают, что за чем идет. Я не осуждаю никого, но лучше богослужение изучить, чтобы оно было практикой вашей жизни. Я сам изучал всю литургику на курсах. В одно ухо, что называется, влетело, в другое вылетело. Это всё была некая китайская грамота. Мы учили, что-то сдавали непонятно о чем. Потом получилось так, что я пришел один в храм, куда я ходил постоянно, и батюшка говорит, регента нет, давай ты будешь регентом-уставщиком. Я спросил, как, я не умею. Он сказал, что Бог поможет. Это как когда бросают человека посреди озера, и он таким образом учится плавать. Так и у меня получилось. Прошло пару месяцев, и действительно что-то стал понимать, батюшка подсказывал. Тогда открывается богослужение совсем с другой стороны, понимаешь эту логику, откуда что берется, в какие дни меняется, подвижные и неподвижные праздники, изменяемые и неизменяемые тексты и т. д. Если есть возможность, было бы здорово изучить клирос.

Если говорить о внешнем воцерковлении, то что важно? Было сказано, что в христианстве в первую очередь важны душевные качества. Апостол Павел пишет: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Понятно, что исполнение заповедей и христианская нравственность, христианская жизнь на первом месте, это безусловно. Но все-таки на христианскую жизнь проецируется понятие об этой жизни, какой она должна быть. Эти понятия мы берем из книг о православной вере. Основы православия необходимо изучить. По моему глубокому убеждению, человек, который сегодня приходит в храм, воцерковляется, должен по возможности закончить какие-то систематические курсы в церкви, может дистанционные, онлайн, с живым присутствием, но закончить. Год, два или три обучения, что-то закончить в церкви. Потому что такое православное обучение дает основу православного мировоззрения, основу православного догматического сознания. Эти курсы, что называется, вправляют мозги. Это тоже очень важно пройти, некоторый ликбез с преподавателями.   

Вопрос слушателя: Правильно ли это, что я читаю дома утреню сама по Каноннику определенного белорусского издания, оно не совсем совпадает с нашим. Там утреня, потом Первый час, частично ещё междучасье. Получается довольно-таки большое правило. Но можно ли самому? Утреня считается церковной службой. Можно ли её самому келейно читать?

С. Комаров – Спасибо, что вы эту тему подняли. Не то, что можно, нужно. Просто прекрасно, что вы делаете. Как человек может молиться вместе с Церковью, если ему мало утреннего и вечернего правила, если у него есть время для большего? Или, если, допустим, утреннее и вечернее правило как-то приелось, чувствуется, что нужно на время что-то поменять. Для этого есть церковные книги, которые вовсе не являются достоянием какой-то касты отдельной, священников. Нет, это же для всех церковных людей. Как молиться вместе с Церковью? Прочитать какой-то усеченный вариант того или иного богослужения. Утром – утреню, вечером – вечерню. Опять же в утреннее время часы соответствующие, Первый, Третий час, ближе к обеду Шестой, потом Девятый. А уже ближе к вечеру полунощную. Это же всё для нас. Есть книга «Часослов» – это книга для мирян. Часовни, которые в обилии рассеяны по нашей родине. Раньше, до революции, их было гораздо больше. Что такое часовни? Это не храм, там нельзя служить литургии. Это молитвенный домик православный. Само название говорит о том, что там читали часы. Часы можно прочитать самому дома, священник для этого не нужен. Возгласы священника можно пропускать или заменять словами «Молитвами Святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». Допустим, часы нужно читать. К Паисию Святогорцу приходили люди, он многим многим советовал читать часы дома. «Часослов» — это книга для мирян, по ней можно читать сокращенный вариант утреней, вечерней, повечерья и часы. Полунощницу можно читать, если есть желание. И вообще «Часослов» должен быть освоен православным человеком. Очень хорошо делают те, кто читают по «Часослову». Я тоже так когда-то делал. Я вспоминаю житие Бориса и Глеба. Сказано, что кто-то из них перед убийством читал утреню. Он наверняка читал её по «Часослову», это древняя практика, так молились. Это не то, что нельзя, это здорово, нужно. Это и есть ступенька воцерковления, когда человек погружается в церковные книги, знакомится с церковными книгами, молится вместе с Церковью в том смысле, что в храме сейчас утреню должны читать, и человек читает тоже приблизительно утреню. Можно даже Шестопсалмие почитать с утра, это часть утреннего богослужения. Это уже будет молитва вместе с Церковью. И в человеке тогда вырабатывается молитвенная правильная церковная интуиция, вкус к церковной молитве появляется, знание церковной молитвы, понимание её. Храм переносится к нему домой, у него дома храм, у него дома Церковь, как и должно быть. Потому что человек – это храм Божий, и его семья должна быть Церковью, как апостол Павел пишет о домашних церквах, то есть о семьях православных. Церковь нужно приносить домой. Мне повезло, что студенты в свое время подарили все книги, которые на клиросе стоят, все книги, необходимые для совершения домашнего богослужения. В былые времена я даже пытался склеивать богослужения по кусочкам, прибавлять каноны. Здесь, конечно, желательно взять благословение у священника, чтобы он помогал и контролировал это процесс. Лучше это делать во взаимосвязи со священником. А вообще это замечательная практика.

Мы сказали об усвоении православного вероучения. Да, необходимо закончить какие-то курсы. Понятно, что не каждый человек может это сделать. Допустим, многодетная мама, какие ей курсы. Её курсы – это дети. Или уже пожилой человек, который болеет, ему трудно. Понятно, что это по возможности, но это очень желательно, знать православное вероучение, азы православного вероучения. Это для всех, для мужчин, женщин, подростков, пожилых, если есть возможность. Это наша вера.

Далее конечно же Священное Писание. У нас большие проблемы с библейским мировоззрением. Мы читаем все, что угодно, только не Библию. Мало об этом даже проповедуется, говорится. Получается так, что православный человек вроде бы живет в предании церковном, но сознание и мировоззрение у него не библейские. Это негативно отражается на нашей духовной жизни, потому что у нас отсутствует библейские акценты.

Вопрос слушателя: В Евангелии сказано, если попросили отдать верхнюю одежду – отдай, если рубашку – отдай рубашку. К этой жизни это как применить? Если просят, всё можно отдать. Есть у этого какие-то пределы? Или как по Евангелию, если спросили, то отдай и забудь.

С. Комаров – Нужно с рассуждением давать, конечно. Апостол Павел пишет, что не нужно, чтобы у вас был недостаток, а у других преизбыток. Нужно, чтобы была равномерность. Если есть преизбыток – поделись, если нет преизбытка, чем тогда делиться? Чем-то делиться тоже надо, но уже скромнее. Должно быть рассуждение. Нет добродетели без рассуждения, сказали святые отцы. Поэтому надо быть разумным и в милостыни тоже, рассуждать, кому даешь, сколько даешь. Мы же портим человека, если даем ему, когда он мог бы сам заработать, или даем, что он не заслужил. Надо смотреть и рассуждать. Всегда есть люди, которые действительно нуждаются. Надо смотреть, кому давать и что давать, безусловно. Рассуждать нужно, не всё всем. Принцип, который озвучил Христос, говорит о том, что нельзя быть жадным. Но нет добродетели без рассуждения.

Вопрос слушателя: Очень радостно читать утром тропарь и кондак святых текущего дня. Это огромная радость. И они отвечают немедленно. Такую близость святых чувствуешь. Тропарь и кондак изложены в утрене, в Первом часе. Можно не успеть утреню прочитать, например, но успеть Первый час. А потом идут тропарь и кондак текущего дня.

С. Комаров – Да, очень хорошо вы заметили. Если нет времени читать какой-то большое молитвословие дневному святому, молитву ему или акафист, можно прочитать тропарь и кондак. Там выражается суть жизни празднуемого святого. И действительно радостно, чувствуешь общение с этим святым.

Вернемся к Библии. Я говорил о том, что у нас часто не библейское христианство получается, к сожалению. Что я имею в виду? Что дает Библия? Она не дает решение всех житейских наших ситуаций. Она дает то общее, из которого рождается всё частное. Библия дает библейское мировоззрение. Как Кураев когда-то говорил, что христианин – этот тот, кто смотрит на Христа глазами апостолов. Библия учит нас смотреть на мир, на Господа глазами апостолов, потому что Новый Завет написан апостолами.

Вопрос слушателя: Я очень старый человек, мне 91 год. Не всегда могу посещать храм по болезни, иногда просто по немощи. Но у меня есть диск литургии Сретенского храма. Когда я не могу пойти в храм, то включаю его, но у меня возникает какое-то сомнение, особенно когда Евхаристический канон. Допустимо ли это? Это святыня, и как будто ты нарушаешь её.

С. Комаров – Если есть какая-то возможность попросить родственников, чтобы иногда возили вас в храм, то живого присутствия в храме не заменит ничего. Тем более там можно причаститься. Но если есть с этим проблема, некому вас возить, а сами вы дойти не можете, то допустимо слушать онлайн трансляции, если вы знаете, как её включить. Или по телевизору Патриаршие богослужения и другие иногда показывают в реальном времени. Можно молиться вместе с Церковью. Это некоторый выход из ситуации, как вынужденная мера. Если вы не знаете, как включить онлайн, то хотя бы литургию на диске послушать. Вы же не специально не идете в храм, чтобы послушать диск. Вы это вынужденно делаете. Господь всё видит, Он подаст вам благодать и благословение, видя ваши усилия и любовь к Нему, что вы в такой ситуации стараетесь делать всё, что можете. Главное любить Бога и не забывать. Помоги вам Господь.

Я бы очень хотел, чтобы Православная Церковь была Церковью больших любителей Священного Писания. Чтобы, когда нам говорили о Библии, у нас глаза загорались, чтобы, когда мы видели какое-то трудное место, нам было бы интересно его прояснить, чтобы мы углублялись в святых отцов, смотрели, что и что значит, чтобы Библия была нашей настольной книгой. Насколько Библия даже повышает культурный уровень человека, делает его иным изнутри и извне. Библия переформатирует человека полностью. Чтение священного Писания – это некое таинство. Слово Божие действует изнутри, оно постепенно становится нашим. Чем больше человек читает Священное Писание, тем более он усваивает его. Иоанн Богослов, и у пророка Иезекииля есть такое, съедает свиток, который в устах сладкий, а во чреве горький. Так и слово Божие, оно сладкое, его сладко изучать. Оно горькое во чреве, потому что трудно исполнять эти заповеди. Умножая познание, мы умножаем скорбь, как говорит Екклесиаст именно в этом смысле. Или, зная Божье учение о мире, о человеке, горько наблюдать за тем, что в мире делается. Это тоже толкование. Православный человек должен быть библейским человеком, его мировоззрение должно основываться на Священном Писании, которое понимается согласно преданию Церкви. Это некоторый идеал. Я сам не такой знаток Священного Писания, но очень бы хотелось, чтобы мы с вами были таковыми, чтобы мы просто любили библию. Что человек любит, то он и знает.

Вопрос слушателя: Вопрос про Евангелие. Господь сказал, никто не приходит ко Мне, если того не захочет Отец.

С. Комаров – Никто не приходит к Отцу, как только через меня. Никто не знает Сына, только Отец. Никто не знает Отца, кроме Сына, кому Сын захочет открыть.

Слушатель: Да, получается, что Господь кому захочет открыть. Я понимаю, что без желания человека ничего не совершается. Но вот эта фраза. Мы с мужем сегодня обсуждали, хотим от вас услышать. Потому что получается, что как будто выбор Божий на человеке. Бывает, иногда удивляешься, почему человек не уверовал через столько страданий. А когда был уверен, что другой человек не обратится, а он раз и вдруг обращается. Какие-то чудеса. Кто-то обращается, кто-то нет, кто-то приходит в храм, кто-то нет.

С. Комаров – Вы сейчас затронули очень интересную тему – божественное предопределение. Кальвин так рассуждал, что кому хочет открыть Сын, тому открывает, а кому не хочет, тому не открывает. Получается, он говорил, что есть те, кому Бог захотел открыть, и есть те, кому Бог не захотел открыть. Следовательно, есть люди, предопределенные ко спасению, а есть люди, предопределенные к погибели. Какой ужас. Но человек всю жизнь изучал Библию и богословие, чтобы прийти к таким ужасным выводам, что есть предопределенные к погибели от Бога. Чтобы отчасти понять этот синергийный таинственный процесс, потому что это вообще тайна Божия, я предлагаю прочитать Римлянам 8 главу 29:30. Здесь некоторая последовательность логики божественного предопределения: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями». Первый глагол – «предузнавать». Господь всё знает заранее, обладает божественным предведением. Для Него времени нет. Жизнь мира для Господа – точка. Он видит всё наперед, знает, кто кем будет, как закончит свою жизнь. На предузнании основывается предопределение. «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Господь призывает и просвещает каждого человека, грядущего в мир, как говорит Евангелие. Господь всех людей призывает ко спасению. Есть у богословов понятие «призывающая благодать», она действует на всех людей одинаково, просто один слышит, а другой нет, один откликается, а другой не хочет. Оправдание – это технический термин у апостола Павла, который означает крещение. Человек, отозвавшийся на Божий призыв, крестится, входит в Церковь. Прославление – это уже обожание, когда человек имеет плоды Духа Святого, когда общается с Богом, достигает святости в Церкви. Предузнал, предопределил, призвал, оправдал, прославил – пять глаголов. Все основано на предузнании. Бог знает наперед и соответственно этому знанию предопределяет человека ко спасению или к погибели, условно говоря. Но в этом предопределении нет запрограммированности, Бог не детерминирует волю человека, человек свободен. Бог знает наперед и помогает человеку при жизни узнать Бога, подталкивает человека к этому. Но человек волен выбирать сам. Обратите внимание, находясь на любой из этих ступенек, человек может с них сойти. Он может быть призванным, может быть оправданным, крещеным, он даже уже может быть прославленным, обладать какой-то святостью в Церкви, общаться с Богом через его божественные энергии, но потом с этой дистанции сойти. Человек свободен. Так что божественное предопределение мы исповедуем не безусловное, а условное, которое как-то таинственно согласуется с волей человека. Божественное предопределение основывается на предуведении Божьем, Бог просто знает наперед, поэтому и предопределяет. Так и мы частично в нашей жизни можем что-то предопределить исходя из нашего знания. Допустим, что взбесившийся конь бежит к обрыву, это пример блаженного Феодорита Киевского. Мы точно знаем, что через несколько секунд конь упадет в бездну, уже ничего его не остановит. Но это же не значит, что мы этого коня подтолкнули в пропасть, или что мы его убили. Мы просто знаем наперед, исходя из нашего малого человеческого знания. Бог обладает абсолютным знанием о мире, для него времени нет. Он знает наперед, поэтому и предопределяет. В этом процессе человек не теряет своей свободы. Это некая тайна Божия, мы до конца её никогда не поймем, но отвечая на ваш вопрос, кому хочет Сын открыть. Как говорит Иоанн Златоуст, тот предопределен ко спасению, кто хочет спасения. Или как один батюшка в проповеди сказал, что спасение есть желание спасения. Если хочешь, то будет, только если по-настоящему хочешь. Если хочешь быть с Богом, не будешь грешить, будешь исполнять заповеди, и тогда будешь спасен. От этого желания человека очень многое зависит. Как мы веру приобретаем? От нас – желание веры, а от Бога – дар веры. Одного без другого быть не может.

Друзья, рад был с вами общаться. Жаль, что мы не дошли до внутреннего воцерковления. Спасибо за ваши вопросы. У нас действительно было общение. Мне это очень радостно. Это гораздо интереснее, чем говорить самому с собой. Всего вам хорошего. Бог в помощь всем нам. До свидания.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+