Перейти к основному содержанию

05:55 12.12.2019

«НЕТ, Я НЕ ТОТ ИВАН ПАВЛОВ,

18.11.2019 17:18:25

Этот номер газеты выходит в преддверии открытия кинофестиваля «Радонеж», и мы спешим познакомить наших читателей с содержанием некоторых фильмов, полученных нами в этом году. Еще раз хочется напомнить, что к/ф «Радонеж» - это форум и трибуна документального православного кино, собирающегося уже в 24-й раз. Еще – это уникальная летопись, которую «пишут» творческие люди, умеющие тонко чувствовать пульс времени. И даже больше: пульсирующую ноту каждого года. Будущий летописец фестиваля, анализируя фильмы, с большой долей вероятности сообщит вам, чем отличался один год от другого. Так, совершенно неожиданно вскрылась некоторая особенность. Большая часть фильмов, представленных на к/ф в нынешнем году – это полнометражные ленты, которые длятся от часа до полутора. Некоторый парадокс документального кино, которое по определению мыслится как короткометражное. Следующий парадокс или открытие: фильмы не затянуты, при просмотре их не хочется сократить. То есть временные рамки представляются естественными, продиктованными логикой развития темы. Более того, в изложении документального материала мы наблюдаем некоторую тезисность, авторское редактирование. Простите, мол, что длинно, но мы и так сократили. Тем самым мы фиксируем какой-то феномен, этап в развитии документального кино. В пользу этого аргумента говорит и высокий профессионализм, с которым выполнены эти фильмы. *** Во-первых, фильмы о Великой Отечественной Войне. Это и потому, что грядет 75-я годовщина Победы, которую у нас хотят отнять наши «партнеры». И потому, что политическая обстановка сегодня такова, что нашу Победу и мы, сегодняшние, через 75 лет, снова должны отстаивать. В адрес к\ф поступило два сильных фильма на эту тему. Первым следует назвать украинский фильм Елены Легойды «Люди победы. Наше дело правое», снятый по заказу телеканала «Интер». Хорошо, что этот фильм снят именно на Украине. Такие события способны спасти «честь мундира», запятнанную «нациками». В фильме сжато рассказано о военной судьбе полутора десятков ветеранов-украинцев, которым далеко за 90. Бог сохранил их в бодрости, здравии и работоспособности, чтобы в сегодняшней непростой обстановке они свидетельствовали об истине. Рассказанные ими истории трудно придумать. Они, никого и ничего не боясь, выходят 9 мая во главе колонн памяти как победители. Вот к примеру 95-летний Георгий Чижевский, который в 21 год поднялся молодым лейтенантом по ступеням рейхстага. За плечами была Курская дуга, освобождение Украины и Польши, бои на узких улочках Берлина. Его расчет уничтожил шесть огневых точек на подступах к рейхстагу. В родном Вознесенске Николаевской области его знает каждый. В 2015 году он стал чемпионом мира по плаванию в категории «мастерс» среди ветеранов спорта. За его последовательную гражданскую позицию, стояние в истине, «нацики» ему отомстили, спалив его дом. Но и это его не сломило. Он продолжает жить, как прежде, работая с детьми в городском бассейне и готовясь к 75-летию освобождения от фашизма. А вот судьба узника нацистских концлагерей Вадима Бойко. Он единственный, которому удалось спастись из газовой камеры. Угнанный в фашистское рабство, 16-летний подросток из-под Киева неоднократно бежал. После 6-го побега его поймали и отправили в гестапо. Изощренные пытки, потом в Освенцим. Умирать. Но Бог хранил его. Лагерный врач сжалился над мальчишкой и поставил его на ноги, познакомил с подпольщиками. Вадим поддерживал легендарного генерала Карбышева, которого потом заморозили живьем в концлагере Маутхаузен. Когда его привели в газовую камеру, неожиданно погас свет, и он, единственный, успел выскочить за двери газовой камеры и добраться до своего барака. После этого, уже в январе 1945-го, он бежал из лагеря, дошел до своих. Еще и воевал! Сегодня, в 94 года, он гордится тем, что встретил победу с оружием в руках. Ну, можно ли придумать такие судьбы! Фильм хорош режиссерски, поскольку повествование о ветеранах происходит на фоне военной хроники и параллелей современности. На контрасте показаны ухоженные могилы и памятники советских солдат в Европе и надругательство над оными на Украине и в Польше. Как заключение, мудрый суд ветеранов над безумством «нациков»: «Это болезнь. Это пройдет…». *** Второй военный фильм «Сталинградское евангелие Ивана Павлова», реж. Владимир Шуванников. Это другой фильм, касающийся глубоко внутренних мотиваций. И авторы берут иные высоты. Канва фильма зиждется на известных фактах. Уже с первых минут фильма мы понимаем, что Иван Павлов – это архимандрит Кирилл, духовник Троице-Сергиевой лавры, духовник трех патриархов, известный старец, почивший на 98-м году жизни в феврале 2017 г. Одно время в прессе стали активно говорить о том, что арх. Кирилл и есть тот самый герой, именем которого назван Дом солдатской славы в Сталинграде, и что молчит он о своем подвиге только по монашескому смирению. Предприняв журналистское расследование с целью документально доказать военный подвиг старца Кирилла, авторы фильма на первый взгляд терпят неудачу. В архивах они не обнаружили ни списка защитников известного дома, ни точного местонахождения воинского подразделения Ивана Павлова в это время… Да, здесь, в Сталинграде; да, здесь, где-то рядом… Даже ведомостей воинского довольствия именно в эти месяцы – нет. Не до того было… В одно из воскресений августа 1942 года во время массированной бомбардировки города погибло более 40 тыс. жителей. После освобождения города похоронная бригада собрала более 350 тыс. трупов наших солдат и солдат вермахта. Не до тщательного ведения ведомостей было, даже награды «За оборону Сталинграда» стали вручать где-то год спустя. А Иван Павлов все-таки в Сталинграде. После освобождения города его батальон на три месяца оставили в городе нести постовую службу. Именно в это время он переживает нечто, перевернувшее его жизнь: на пепелище, в куче мусора находит растрепанную небольшую книгу -Евангелие. Все встало на свои места, он получил ответы на все свои вопросы и навсегда лишился страха. В это же время он дал обет Богу: если останется живым, станет священником и будет молиться за погибших товарищей. А служба шла своим чередом. Очевидно готовя к получению высокой награды, Ивану Павлову предложили вступить в партию. Но тогда ведь он не сможет стать священником. Его отказ так возмутил политработника, что его чуть не отправили в штрафбат! Вот здесь, думается, и кроется разгадка «большой военной тайны» героя Сталинграда. Ну, не было в обозримом временном пространстве другого Ивана Павлова! Не было! Наверное, только пережив ад Сталинградской битвы, можно было бы понять и перерождение героя, и его поразительное немногословие, его «честные» ответы на прямые вопросы журналистов: «Да, я и сдавал, и брал Сталинград…», «Нет, я не тот Иван Павлов, не тот… Однофамилец. Таких Иванов Павловых там было много». Это отвечает солдат перед Богом. Став священнослужителем, он достиг такого безстрастия, такого смирения, что воспринимать его даже внешне было не просто. Будто он знал что-то такое, чего нам никогда не понять. Несомненным плюсом фильма является подробный рассказ о Сталинградской битве с привлечением военной кинохроники. Такое просвещение сегодня необходимо. *** Новомученики. Автор сценария Елена Чавчавадзе, режиссер Елена Огурная. Настоящая тема традиционна уже для кинофестиваля, но этот фильм хочется отметить, как особенный. Несмотря на то, что длится он без малого полтора часа, по просмотре воспринимается как «краткое изложение». Фильм профессионален, что называется «редакторски сжат», как будто авторы стремились вместить невместимое. Посвящен он ВСЕМ Новомученикам и исповедникам Российским, пострадавшим за веру в ХХ века. Но героями фильма стали конечно не все, ибо «не вместились». В киноленте рассказывается (именно в такой последовательности): о Царственных страстотерпцах; о преподобномученице Великой Княгине. Елисавете и инокине Варваре; священномученике Иоанне Кочурове Царскосельском; Александро-Невском братстве; о Новомучениках и исповедниках Соловецких; Преподобномучениках и исповедниках Оптинских; Святителе Луке, исповеднике, архиепископе Симферопольском; Новомучениках и исповедниках Бутовских. Справедливо и отрадно, что на первом месте, стоит именно Царская Семья, мученический конец которой длился 17 месяцев: с момента свержения Государя Императора Николая II 2 марта 1917 г. до трагической кончины всей Семьи в подвале Ипатьевского дома Екатеринбурга 17 июля 1918 г. Ибо именно с падением православной империи и ее Царя как защитника православия, начались гонения на Церковь. Долгое время подвиг Царской Семьи пытались принизить, «растворив» ее «в сонме» Новомучеников. Но, как подчеркивает прот. Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, на первом месте стояла Царская Семья. Не «в сонме», но во главе. Возвращение Пьера Жильяра. Фильм Людмилы Шахт и Константина Козлова, снят при содействии правительства СПб. Почти каждый год в адрес к\ф приходят фильмы на Царскую тему. Интерес к Царской династии Романовых, в особенности к императору Николаю II и Его Семье, принявших мученическую кончину 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге, не иссякает. На этот раз зрителям представлен фильм о замечательной личности, швейцарце Пьере Жильяре, учителе французского языка сначала Великих Княжон – Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, а затем учителе и наставнике Наследника В. К. Алексея. Пьер Жильяр находился при Семье с 1906 года вплоть до ее кончины. Он только месяц в году проводил в родной Швейцарии. Как иностранец он мог покинуть Царскую Семью после ареста ее Керенским, но верный Пьер добровольно остался с Царской Семьей на положении заключенного и в Царском Селе с марта по август 1917 г, и в Тобольске и в Екатеринбурге. При заключении Ц.С. в дом Ипатьева, когда двух генерал-адъютантов Государя Татищева и Долгорукова большевики расстреляли, Пьера как иностранца просто прогнали. После убийства узников он помогал следствию Соколова. В Швейцарию вернулся только в 1920 году. До 1922 г. писал книгу, в русском переводе известную как «Трагическая судьба Николая II и его семьи». Редкий первоисточник, повествование без прикрас, в том числе -в трагически дни. Трагедия расстрела Семьи оставалась для него раной на всю жизнь. Протестант по вере предков, он принял православие, став Петром Андреевичем, а в 1922г. женился на няне Царских детей Александре (Шуре) Теглевой которая была с Царской Семьей до Екатеринбурга. В фильме о своем дяде Пьере Жильяре повествуют два его швейцарских племянника – писатель Пьер-Фредерик Жильяр, и врач Жак Мозер. *** Два миссионерских фильма. Совершенно невозможно обойти вниманием фильм режиссеров Анны и Галины Евтушенко «Александровка». Иные исторические события, в основе которых лежит какое-то сильное, искреннее чувство – любовь ли, дружба ли – поражают своей долговечностью. Будто Бог хочет обратить наше внимание на этот благословенный исток. Судите сами. В начале 19-го века, в 1802 г., во время войны с Наполеоном, в Клайпеде, произошла встреча двух монархов Императора России Александра I и короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. Впереди у них – союз борьбы с Наполеоном. Но с этого же дня начинается их личная глубокая привязанность. Прусский король и его супруга Луиза обрели в Александре задушевного и верного друга. Прусский монарх и его супруга были настолько поражены личностью Александра I, что назвали площадь в Берлине и прилегающую к нему улицу именем русского императора. Это известные и сегодня Александер-плац и Александер-штрассе. После победы над Наполеоном из 500 пленных русских солдат, умеющих хорошо петь - их оказалось 62 человека – по желанию германского монарха был образован хор для прусской армии. Задачей русских хористов было идти впереди прусской армии и вдохновлять ее русскими песнями. Когда в 1825 году весть о смерти Александра I дошла прусского короля, он приказывает построить в пригороде Потсдама русскую деревню Александровку «в память дружбы между мною и великодушным императором Александром». Там он и поселил русских солдат-певцов, пение которых он приезжал послушать. Несмотря на перипетии грядущих лет, две жестокие войны между Германией и Россией, Александровка оказалась нетронутой в военные лихолетья. История русских солдат, певших на немецкой земле, вспомнилась авторам фильма в связи посещением Потсдама ансамблем им. Александрова в 1948 году. Выступал знаменитый ансамбль именно в Александровке. Задушевная «Эх, дороги…» сменялась искрометной «Калинкой». И пляской. Фильм «Александровка», несомненно, миссионерский. Это русская миссия через неповторимость личности императора Александра Благословенного, через русскую культуру, через русскую песню. *** Еще один миссионерский фильм кинофестиваля - Русская школа в Вифании. Фильм снят по благословению архиепископа Берлинского и Германского Марка Александром Слободским. Советское время стало трагической паузой, оборвавшей связи России со Святой землей. Надо отдать должное РПЦЗ, которая в это время взяла на себя труды по обслуживанию русских участков в Палестине, продолжила некоторые начинания Императорского палестинского общества. Одним из таких начинаний до революции было учреждение и содержание русских школ для православных арабских девочек. Именно в советское время, в 1934 году, на пожертвования двух шотландок, перешедших в православие, в Вифании учреждается Русская школа для православных арабских девочек. Существует она внутри православного монастыря Марии Магдалины. Здесь обучается и воспитывается уже третье поколение арабских детей. Несмотря на то, что обстановка изменилась, и христиан в Палестине почти не осталось, Русская школа продолжает свою работу, свою миссию. Но сейчас они обучают и воспитывают мусульманских девочек. Ныне их более 450. За последние десять лет Русская школа укрепила свои позиции, стала одной из лучших в Палестине. Чтобы попасть сюда, нужно «встать в очередь». И это при том, что школа платная. Руководит школой монахиня Марфа, происходящая из семьи педагогов и сама имеющая педагогическое образование. Половина педагогов – православные, половина – мусульмане. В школе изучается русский язык. - Русский участок в Вифании, - говорит монахиня Марфа, - находится в мусульманском квартале. Но при входе на территорию детей встречает большой православный крест. Крест – над входом в школу, над входом в каждый класс. В классах и в коридорах – православные иконы, особенно много икон Божией Матери, которую мусульмане очень почитают. В школе, - продолжает м. Марфа, - два выходных дня: почитаемая у мусульман пятница и наше православное воскресенье. В дни православных праздников занятия в школе отменяются. Живя по православному расписанию, девочки задают все больше вопросов, касающихся нашей веры. А мы только этого и ждем! Есть в Русской школе и небольшой (человек на 10) приют для девочек со сложной судьбой, которые воспитываются в православии. Некоторые получают дальнейшее образование в России и возвращаются в школу преподавателями. Сложная, ежедневная, без перерыва на праздники, длящаяся не одно десятилетие, православная миссия. Но это – именно Миссия. Школа существует в РПЦЗ с 1934 года. Сначала для арабских девочек-христианок, теперь там большая часть мусульманских девочек. Последние 10 лет ею руководит монахиня Марфа. Школа стала одной из лучших в Палестине, 450 девочек из мусульманских семей. Ни родителей, ни девочек не смущает то, что школа – на территории православного монастыря. Входящего на территорию встречает Крест, кресты – перед входом в классы, иконы, большей частью – Божией Матери – в каждом классе. А Богородицу они все почитают. Ведется христианское воспитание мусульманских девочек. Это – третье поколение. Дети соприкасаются с православной атрибутикой и календарем: «Завтра рождество Христово (Крещение Господне…), поэтому занятий нет». Это - оазис внутри мусульманского мира. Школа стала «с математическим уклоном». Если раньше – 9 -летка (мусульманских девочек рано отдают замуж), то постепенно м. Марфа открыла 10, 11, 12 классы. Есть неафишируемый интернат для нескольких православных девочек. *** Тематика фильмов, присланных на к\ф разнообразна. Ряд фильмов представлен в форме творческих биографий известных людей – и почивших, и ныне здравствующих. Это фильмы «Александр Солженицын. Раскаяние» Сергея Мирошниченко. Снят к 100- летию со дня рождения писателя; «Андрей Тарковский. Кино как молитва» А. Тарковского-младшего; «Василий Шукшин. Я пришел дать вам волю…» Ю. Малюгина; «Юра-музыкант» П. Селина о творчестве Юрия Шевчука; «Юрий Кублановский. Родина рядом» А. Бурыкина. Фильмы познавательные, яркие. В информационной программе к\ф обращает на себя внимание фильм «Остров спасения», в котором рассказывается об уникальном реабилитационном центре «Остров». Здесь ведется работа по реабилитации и социализации лиц, имеющих химическую зависимость. Главные герои – участники программы московской наркологии «Возвращение», которые через труд, молитву и веру в свое выздоровление социализируются в обществе после тяжелого хронического заболевания. Данная работа является частью социального просветительского проекта «Уберечь детей от зависимости», реализуемого в течение семи лет совместно с радио Радонеж, МНПЦ наркологии департамента здравоохранения г. Москвы и редакцией журнала «Независимость личности». В целом фестиваль - яркое и богатое зрелище. Каждому, кто придет, он дает возможность провести время с пользой для Духа, ума и души. Приходите, мы вас ждем!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+