Перейти к основному содержанию

18:35 20.05.2019

Эфир от 30.03.2015 19:00. Сергеев Худиев. В ознаменование 70-летия Победы – поставить памятник Иосифу Сталину? Ведущий Илья Сергеев.

22.04.2015 11:55:22

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/03/30/19-00.html

С. Худиев: Сегодня мы поговорим о вновь озвученной инициативе в ознаменование 70-летия Победы – поставить в ряде провинциальных городов памятники Иосифу Сталину. Это постоянно вызывает энергичные споры.

И. Сергеев: Всегда интересен мотив ради чего и почему наш народ, точнее часть нашего народа, почитает этого человека? А почему другая часть его не почитает? Вот Вы, Сергей Львович, как относитесь к товарищу Сталину?

С. Х.: Негативно отношусь к товарищу Сталину, сдержанно. А вот сам вопрос, почему народ почитает вот такого лидера... В этом отношении наш народ не уникален. На Украине почитают Бандеру, который по масштабам значительно меньше произвел кровопролитий, но по своим нравственным качествам был человеком достаточно близким к Сталину. Или можно вспомнить, как в викторианской Англии почитали Ричарда Львиное Сердце, у нас образ такого идеального рыцаря. Но когда я почитал, что известно историкам про него, оказывается, прозвище «львиное сердце» он получил не за храбрость, он получил его за жестокость, потому что лев раньше ассоциировался с жестокостью. Во время крестовых походов он захватил 10 000 мусульманских пленных и собирался их отпустить за выкуп, но денег вовремя не привезли, и он приказал их всех перерезать.

По приказу Сталина было уничтожено множество людей, в том числе представителей духовенства, епископата, просто верующих людей, это отрицать невозможно.

И. С.: Сергей Львович, а в Вашей семье кто-нибудь пострадал?

С. Х.: Нет. У меня как раз нет никакой личной обиды, гнева. Просто есть исторические данные, которые невозможно отрицать.

И. С.: Почему так случилось, что наша советская система была заточена на уничтожение?

С. Х.: Речь идет скорее об НКВД, это был идеологический режим, для которого Церковь являлась идеологическим врагом. Иногда люди пытаются представить Сталину чуть ли не как православного, на самом деле, тов. Сталин много чего написал, у него есть многотомное собрание его сочинений. Видно, что это верный марксист-ленинец, что его прославляли как верного большевика и верного последователя дела Ленина, и он таковым и являлся. Он относится к религии резко негативно. Он последовательный материалист по своим взглядам и по своим убеждениям. И было очевидно, что для материалиста и коммуниста Церкви не было места в " светлом будущем". При этом, конечно, он мог достаточно прагматично подходить к Церкви и считать, что вот прям сейчас всех извести – это нежелательно, можно сохранить пару епископов, чтобы их при случае показать зарубежным гостям, что у нас все в порядке, а ваша пропаганда на нас клевещет. Но если ознакомится с материалами (они выложены в сети) – это коммунист, это материалист, это человек, враждебный по отношению к религии вообще, и к РПЦ - в особенности. И сохранившиеся документы показывают то явление, которое сами же коммунисты потом назвали «культ личности», т.е. это было фактически обожествление. Есть очень хороший текст 1951 года «Сталин в произведениях советской литературы», и там видно, что человека прославляют, это фактически литургическое прославление, отношение фактически  как к божеству. И на этом фоне естественно он был враждебен Церкви по чисто идеологическим мотивам.

И. С.: Вы думаете, он верил во все то, что ему пели советские поэты? Может быть он относился к этому с какой-то усмешкой?

С. Х.: Честно говоря, сложно к нему в голову залезть… Но факт тот, что пели. И факт тот, что это было при его полном одобрении. Как, кстати, и репрессии, и убийства духовенства.

 

Тел. звонок: Почему до сих пор не  открыты сталинские архивы о тех убитых и замученных? Ведь замучено было не только духовенство, но и крестьянство? Мы не можем канонизировать многих новомучеников и исповедников. И еще один факт – на крестьянские деньги были построены заводы, когда забирали хлеб и раскулачивали крестьянство, и которые были в 1941-1945 гг. взорваны или взорваны фашистами, почему эти данные не опубликованы?

И еще – ведь сейчас ему хотят памятники ставить?!...

С. Х.: Я не знаю, каковы мотивы государства для того, чтобы скрывать информацию. Та информация, которая открыта, уже проливает достаточно света для того, чтобы охарактеризовать этот режим и этого правителя.

Что касается желания ставить памятники – это как раз очень интересное явление, почему люди считают это правильным. Я думаю, что проблема, во многом носящая духовный, религиозный характер. Не политический, а именно духовный, религиозный. У него есть определенное политическое измерение, и я думаю, что в этом присутствует такой элемент как «назло либералам». У либералов, в их картине мира Сталин – это такой адский сатана, и вот мы им назло будем сталинистами.

И. С.: А мне кажется, здесь есть такой момент – сейчас Россия унижена, и Сталин для очень многих русских людей является неким символом великой и непобедимой России, России, которую уважали и боялись. И вот желание вернуть эти времена, оно, видимо, как-то действует на умы людей, и Сталин выступает как некий гарант величия.

С. Х.: Да, в общем-то, вот это искание имперского величия есть. Но другое дело, что Россия была великой державой задолго до Сталина, еще до революции. Россия начинает восприниматься как могущественная держава еще со времен Петра I, как минимум.

 

Тел. звонок: Простите, мои дорогие, вы молодые, вы всё говорите по истории, а я, и не только я, но многие – дети войны, мы знаем деспота-Сталина, которого все боялись. А то, что победил… Это русский народ победил, народ ложился на амбразуру. Сталин же дал такое распоряжение, чтобы не сдаваться в плен, должен застрелить себя, а он же священник, как же застрелить себя? Это же самоубийство. А те, кто из плена приходили после войны, он все равно ссылал, он гноил всех. Это люди, у которых не пострадали родственники. А сколько же священников пострадало? Сколько умерло на Соловках? Св. Лука Войно-Ясенецкий 10 лет был в ссылке, сколько он претерпел?

И. С.: А Вы слышали такую версию, что свт. Лука будто бы был сталинистом?

С. Х.: Действительно иногда приводят цитаты церковных деятелей того времени, которые восхваляют Иосифа Сталина, сердечно его благодарят. Я думаю, что это отчасти понятно, потому что они фактически находились в заложниках, их паства находилась в заложниках, люди, которые от них зависели, находились в заложниках, и тут я совершенно не берусь порицать этих людей. Не нам, находящимся сейчас в полной безопасности, порицать людей, которые находились перед лицом вполне серьезной угрозы.

 

Тел. звонок: Почему Ленина не убирают с Красной площади?

С. Х.: Надо бы его деликатно убрать, но если убрать его сейчас, возможно, это вызовет смуту, какие-то волнения, беспорядки. А пока он лежит и никому не мешает, ну и пусть лежит. Наступит время и его оттуда уберут.

И. С.: А что Вы думаете по поводу такого высказывания, что Сталин не знал, что происходит, а на местах какие-то рьяные садисты…

С. Х.: Что же это за правитель государства, который не знает, что у него в непосредственной близости от столицы представители государства убивают его сограждан тысячами? Это тогда не правитель никакой, это тогда получается совершенно бутафорская фигура.

Тел. звонок: Вы знаете, я хочу сказать про Сталина все-таки доброе, ведь за счет Сталина мы выиграли войну, ему явилась Матерь Божия…

С. Х.: Это скорее достаточно поздние благочестивые легенды, к которым историки церкви относятся крайне скептически, таких историй ходит достаточно много. Главная проблема в том, что людям хочется царя, и это хорошо, это совершенно нормально. Но слово Божие говорит, что у нас царь есть, это Христос. Царь Святой Руси – это Христос. И поэтому мы не должны ставить памятники Сталину, как-то его прославлять, потому что нам это не нужно, у нас есть вождь. Наш вождь – это Иисус Христос. То место, которое заполняет в сердце человека Сталин, это то место, которое не отдано Иисусу Христу.

Тел. звонок: Было такое явление, что в первую очередь уничтожались талантливые люди во всех областях, например, в сельском хозяйстве это прекрасные ученые Чаянов и Кондратьев, не говоря уже о Павле Флоренском, который во многих областях уникальный ученый. Королев, свт.Лука Войно-Ясенецкий, даже изобретатель автомата Калашников тоже был в лагере. Почему люди, которые были настроены в первую очередь бережно обращаться с Божиим творением, чувствовали волю Божию, почему именно так происходило? Я отвечу, а вы меня поправьте. Потому что вместо Господа Бога хотели действовать люди, которые от Бога отказались, я имею в виду большевиков-коммунистов, Божие творение изменять по своей воле. А тех, кто им мешает, а они таких людей чувствовали и видели, их устранить.

С. Х.: Надо еще сказать, что сам коммунизм как идеология не мог не породить Сталина. Т.е. если бы Сталин умер во младенчестве или его бы застрелили во время одной из бандитских разборок в его молодости, то вместо него был бы кто-то с аналогичными душевными качествами, потому что это определенного рода идеология, которая приводит к определенным плодам.

Тел. звонок: Однозначное мнение, что памятник убийце ставить, конечно, нельзя. Полная бездуховность, нанесен потрясающий урон генофонду, до сих пор мы от этого страдаем. И огромное удивление вызывает вопрос и люди, которые хотят, тоска по чему-то светлому, но в основе лежит бездуховность и переключается она на Сталина. Поэтому я категорически против. Спасибо.

И. С.: Спасибо за звонок. Сергей Львович, а Вы не обратили внимание, что в это же время примерно в половине мира были такие же или похожие на наш режимы. Может это время такое было одинаковое? Т.е на Западе – фашисты…

С. Х.: Действительно, все в Центральной и Восточной Европе находились под властью разной степени людоедства режимов. Хотя достаточно в разной степени людоедства, конечно. Какой-нибудь Анте Павелич не сопоставим с Гитлером по масштабам смертоубийства. Муссолини все же значительно менее кровожаден был.

Перейдем к новости, которая сегодня прошла – министр культуры уволил постановщика опера «Тангейзер» и директора театра Бориса Мездрича, который допустил оперу к показу. И это долгое время обсуждалось. И до сих пор приходится людям объяснять такие базовые вещи: во-первых, РПЦ не имеет ничего против оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер», Рихард Вагнер тут абсолютно не виноват, он пострадал, сделался жертвой особо циничного издевательства со стороны постановщика, потому что классическая опера немецкого композитора была просто безобразно переврана богохульным и оскорбительным образом. И для людей, которые не умеют поразить сограждан высоким искусством, это некий способ привлечь внимание. В итоге было принято такое решение властями – вы эпатируйте, но не за государственный счет. И идея, что это надо проводить в театре, который поддерживается за счет налогоплательщиков, она не встретила понимания. И можно вспомнить, как это все произошло. Это произошло благодаря активности православных людей, причем активности совершенно в рамках закона. Т.е. никаких абсолютно безобразий, никаких абсолютно скандалов, люди мирно вышли, мирно выразили свое мнение, мирно разошлись по домам, власти прислушались и отреагировали. Вот так функционирует гражданское общество. Хотя много было разговоров о том, что вообще такое чувство верующего, что единственное чувство верующего, которое можно оскорбить, это гордыня. Люди сильно заступались за современное искусство. И думаю, что тут нужно некоторые вещи постоянно напоминать. Мы говорим не столько о чувствах как таковых, не только о том, что мне что-то причиняет огорчение, например, я могу увидеть безвкусно нарисованную картину на религиозную тему, и она мне определенно причинит огорчение, но это не будет оскорблением чувств, потому что художник не имел намерения кого-либо оскорблять, он просто плохой художник. Другое дело, когда предпринимается некая намеренная попытка уничижить почитаемые народом святыни. Это явление несколько другое. И вот, кстати, был недавно случай, который показал, что такое чисто символический ущерб, когда в Петербурге собрались представители европейских правых партий, которые в молодости были нацистами, скинхедами, некоторые даже подвергались в своих странах за это преследованиям со стороны государства. Люди выразили негодование – как так, в городе на Неве, который так пострадал от нацистов, приехали эти люди, это оскорбление памяти павших. Но это точно такое же символическое действие, потому что все эти люди абсолютно никакого физического ущерба не нанесли и не собирались. И тем не менее, это подается как что-то ужасное и недопустимое. Да, действительно, наверное, не надо было так делать, но мы видим, что это чисто символический ущерб, и мы видим, что некоторые вещи не надо делать, потому что они действительно оскорбляют людей, потому что они действительно подрывают ценности, на которых строится наше общество.

И то, что верующий народ собрался, вышел против этой кощунственной постановки, вел себя законопослушно и то, что власти отреагировали, это, на самом деле хорошо, и я думаю, что это такой достаточно воодушевляющий пример гражданской активности.

 

И. С.: Помните, как в Писании сказано о том, что когда будут говорить «мир и безопасность», вот тогда и придет на них пагуба. Видимо то, что мы все сейчас жаждем мира и безопасности, и тогда, по словам людей, которые жили в сталинскую эпоху, видимо и были эти «мир и безопасность». Не для всех, конечно, за кем-то и черные воронки приезжали, но для большинства людей.

С. Х.: Честно говоря, я так не думаю. Мир и безопасность были в брежневскую эпоху. Поздний СССР – это время, когда человек жил своей частной жизнью и делал то, что от него требовали, и не выступал против властей, и он мог чувствовать себя действительно в покое, действительно в безопасности, и действительно за ним никакие черные воронки не приезжали.

И. С.: А Вы знаете, я вот по детству помню, что лично для меня тогда не было мира и безопасности. Потому что я, честно говоря, очень боялся ядерной войны. Я помню, как в школе нам рассказывали, что победа в этой войне невозможна, что будет смерть, взрывы, и как Америка хочет на нас напасть. Вот это я помню очень хорошо и безопасности я тогда не чувствовал.

С. Х.: Но это как раз вряд ли можно поставить в упрек Брежневу, потому что как раз в то же самое время американские школьники чувствовали то же самое, точно так же были напуганы. Но если говорить именно об эпохе Сталина, люди, которые ее помнят, говорят, что было достаточно страшно, потому что человека могли подвергнуть репрессиям, когда он ни сном, ни духом и совершенно не злоумышлял против тов. Сталина, вполне себе был верный партиец. Т.е. если при Брежневе человек, который и не выступал против властей, его и не трогали, то при Сталине такой гарантии не было и близко.

 И. С.: Сергей Львович, мне кажется, что в падшем сердце человека есть такая потребность именно сотворить себе кумира, недаром одна из первых заповедей десятисловия была об этом – «не сотвори себе кумира». Т.е. почти каждый из нас, а все мы – грешные люди, мы в большей или меньшей степени хотим такого кумира, какого-то посредника, может быть, между собой и Богом. Кто-то в этом посреднике видит царя, кто-то даже священника, но нам, падшим людям, очень сложно общаться с Богом напрямую, и недаром первая реакция Адама, когда он совершил грехопадение, он спрятался от Бога в кусты.

С. Х.: Ну да, он убоялся и скрылся. Но нам важно помнить, что у нас есть царь, у нас есть вождь – это Господь и Спаситель наш Иисус Христос. И мы должны нашим сердцем прилепиться к Нему, тогда нам не понадобиться искать вождей и спасителей где-то еще. Время наше подошло к концу. Надеюсь, что вы останетесь на нашей волне. До свидания! Всего вам доброго!

И. С.: Спасибо за звонки! До свидания!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+