Перейти к основному содержанию

01:59 23.08.2019

Эфир от 27.02.2015 20:00. Николай Бульчук беседует с политологом, зав. отделом политологии журнала «Восток» Каринэ Александровной Геворгян.

17.06.2015 08:14:05

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/02/27/20-21.html

Н. Бульчук: - Приветствую вас, дорогие радиослушатели, мы вновь встречаемся в нашей студии с политологом и нашим постоянным автором Каринэ Геворгян.

Сразу о санкциях. Европа окружила Россию такими санкциями, что сейчас рассматривать наших европейских партнёров можно только как врагов. Ну, если не всех, то политиков, во всяком случае. Вы ощутили на себе недружелюбные взгляды или резкие выпады, ведь Вы недавно было во Франции?

К. Геворгян: - Я позволю себе рассказать о себе, дорогой и любимой -  но не из эгоизма, а ради  обмена опытом. У меня, бывает, спрашивают в кулуарах: «Вот Вы, Каринэ Александровна Геворгян, стопроцентная этническая армянка, Вы родились в Москве, но бывало ли, что вы сталкивались с  проявлениями  неприязни?». Я честно говорю, что «нет»! Может, кто-то сталкивался, но я не сталкивалась, у меня не было таких проблем. Первый раз в жизни я столкнулась уже в пенсионном возрасте, мне 58 лет (чтоб народ знал) - в ноябре Европейский Союз приглашает меня в Страсбург, чуть ли не в качестве даже главы делегации. Будут три дня обучать меня демократии. Я согласилась, потому что, сами понимаете, они меня обучали бы демократии, а я бы их обучала тому, что считаю нужным. Я согласилась и стала оформлять документы, но у меня не было шенгенской визы. Зная, что всё оплачивается Европейским Союзом - и дорога, и питание, я могла вообще туда ехать с рублями, поэтому, я не успела взять справку из банка, времени  было очень мало. В результате я получила отказ в визе, и тут надо сказать -  все мои европейские друзья, которые живут и работают в Москве, и не только -  пришли в невероятный ужас. И говорили: какой кошмар, какой кошмар! У меня стояла печать отказа прямо в паспорте. Я говорила -  ну, что вы так плачете? хорошо, я больше никогда не поеду в Европу. В конце концов, в мире много мест, где я не была, и я туда поеду. Я, например, не воспринимаю это как драму, а тем более- трагедию. Почему-то им было очень обидно, было сделано всё, в результате в посольстве Франции было все решено. То есть,  мне посоветовали, не «ерепениться», я всё-таки политолог и любой запрет такого рода может помешать в моей    деятельности, мне это объяснили, пришлось пренебрежительное отношение спрятать в карман.  Я решила предпринять частную поездку. Благо во Франции у меня много друзей, я организовала себе такую поездку, и когда я прилетела в Ниццу к своим друзьям -  там всё было для меня сделано. За те несколько дней, что я была в Ницце, я потратила 4 евро. И то с боем, мне хотелось купить своим внукам сувениры. Мои друзья в Ницце естественно знали эту историю, я им её «ха-ха» так рассказала, и когда   спрашивала: можно я хотя бы билет до Лангедока куплю на собственные деньги?- мне надо было в Монпелье, где я встречала Новый год с коллегами из университета Поля Валери. На что они мне говорили: «Нет, сейчас мы - твой Евросоюз». Мне очень понравилась эта фраза, и она повторялась каждый день. Меня кормили, поили, за меня везде платили. Это я к тому, что добрые самаритяне есть везде, и человеческие отношения надо выстраивать, я призываю всех. Это играет очень большую роль. И когда внутренне,  доверительно выстраиваются человеческие отношения, тогда люди начинают задавать вопросы. Вот мне и задавали вопросы относительно Украины. Поначалу мне казалось, что это такой поверхностный, обывательский интерес, но, учитывая, что любой, прости Господи, дурак может войти в социальные сети через айфоны и прочие разные гаджеты... Когда мне задавался этот вопрос, там сидели молодые люди, с этими самыми гаджетами. и я давала объяснения. Мне говорили: «Ну. почему Россия не выведет свои войска из Донецка и Луганска?». Я их спросила: «Ребята, как вы считаете, у стран НАТО есть военные спутники в космосе, которые отслеживают крупные перемещения вооружений?» Они говорят: «Да!». Я им говорю, что там, на всякий случай, около десяти разных спутников над этой территорией: «Как вы думаете, если бы были серьёзные перемещения вооружений и войск с российской стороны, страны НАТО и сама организация представила бы эти космические снимки на разных международных мероприятиях, где это обсуждается?». Они говорят: «Да!» - «Ну, а что же они не представили, значит -  их нет?». И тут я вижу, что они что-то строчат, я думаю, чем они занимаются, играют что ли? Оказалось, что они тут же «забабахали» это всё во французские социальные сети. Им очень понравилась моя очень простая, как апельсин, мысль. И надо сказать, что эта доверительность, когда ты с людьми налаживаешь контакты -  на сегодняшний день информационная революция сделала так, что это возможно.

Н. Бульчук: - Вы предвосхитили мой вопрос про Украину, Вы были в период Нового года и понятно, о чём я хочу спросить.  Этот страшный теракт в редакции «Шарли Эбдо» комментировали многие наши авторы, Вас не было в Москве, я прибёг к таким серьёзным комментаторам которые, охарактеризовали это.   во всяком случае, уж не как мировой заговор против мусульман и всего арабского мира, но как какие-то масонские происки. На самом деле, не может быть, что сегодня законспирированные масоны так примитивно действуют, чтобы «обнаружить свои рога»?

К. Геворгян: - Николай, жаль, что вы не можете мне сюда прикатить броневик как Владимиру Ильичу.  Я бы сейчас выкинула руку вперёд и сказала: «Товарищи! Я   хочу сказать, забудьте вы о масонах!». И объясню следующим примером. Напомню, что существует такой очень интересный персонаж в мировой политике, мировых финансах и финансовой политике как Доминик Стросс-Кан. Он  еврей, масон и финансист, его заковали в наручники в г. Нью-Йорке и опозорили перед всем миром, а потом выяснилось, что никакой горничной насильно он не касался.

Н. Бульчук: - Да вообще не касался, он же был оправдан!

К. Геворгян: - Да, он был оправдан. Но заметьте, немолодого человека, огромные дядьки вели почему-то в наручниках, как будто он самый страшный бандит, который может всех перестрелять. Тогда мой коллега из Соединённых Штатов, ни больше, ни меньше член экспертного совета по безопасности при президенте США, написал мне по-русски (он вполне владеет русским языком): «Пусть сторонники теории заговора продолжают всё списывать на евреев, масонов и финансистов». Потому что Стросс-Кан и еврей, и масон, и финансист. Забудьте вы об этом, масонство - не тайная организация, просто закрытая, они уже в достаточной степени перессорились, то есть одни масоны воюют против других.  Нельзя говорить о каком-то масонском единстве, я это совершенно серьёзно говорю, обратите внимание. Это люди, которые находятся между собой в очень сложных, часто недружественных отношениях.

Поэтому нельзя воспринимать мировое масонство как некий единый центр силы. Или, как шутят евреи, и как пошутил один мой знакомый, совсем не еврей: «Если б у мира был хозяин, он бы так не действовал». Понимаете, хозяева так не действуют, мир потерял управляемость, и об этом говорят очень многие - и масоны, и не масоны. Так что списывать на что-то одно я бы опасалась. Во всяком случае, мы, таким образом, закрываем тему и мешаем самим себе анализировать те или иные явления. А если они не вписываются в прокрустово ложе наших построений, то оказываются за бортом. В любом случае, я например, не могу игнорировать ни одно из явлений. Масонские ложи существуют, я даже одного масона во Франции видела собственными глазами, даже руку пожимала. Во Франции до сих пор есть масоны, которые не скрываются, правда, им закрыт вход, и они не ходят в католические церкви. У нас просто слабое представление об этом. В католические храмы масоны не ходят. Но их обязуют, до сих пор, помогать бедным и больным!  Вот, в доме моих друзей, где мама 20 лет больна рассеянным склерозом, когда я их навещала, пришёл человек, который делал этой маме массаж. Когда мы выезжали, то её дочка, моя подруга сказала: «Не смотри, что он каждый день приходит скромно одетый. Он богатейший человек, масон, такая обязанность на него возложена». Каждый день он приходит и массирует эту пожилую больную женщину! Даже такое существует. он очень богатый человек, он абсолютно ни в чем не нуждается, у него такая работа, масонская. Подруга говорит, что он папу её всё склонял стать масоном, но папа – ортодоксальный католик и не склонился. Но, тем не менее, существует вот такое взаимодействие между католиками и масонами во Франции, они там делят поляну.   

Н. Бульчук: - У нас очень многие из нашей слушательской аудитории и католиков зачисляют в масоны.

К. Геворгян: - Нет-нет, что вы?! Это надо понимать - масон за километр обходит всякие католические центры, а уж есть ли у них какие-то тайные взаимоотношения? Есть, наверняка! Люди остаются людьми. Какие-то сложные взаимоотношения присутствуют. Очень интересно, когда была во Франции, я обратила внимание в Монпелье, оказывается -  там таких не мало, представьте себе, там община существует как зарегистрированное частное сообщество. То есть они до такой степени закрыты, до такой степени опасаются вторжения в жизнь их паствы, что храм открывают раз в неделю или два раза в неделю для посещения. Мы были в очень интересном храме, и дама, которая меня сопровождала, всю жизнь живёт в Монпелье, она первый раз туда попала!

Н. Бульчук: - Произвольное гетто.

 К. Геворгян: - Да-да, грешна я, обещала им перевести проспект об их общине, очень интересное место,  с    росписью, и так далее. Но в очень поврежденном состоянии и когда мы разговорились со старостой, молодым достаточно старостой, большим патриотом этого места и вот чувствовалось, что он душой горит, им, конечно, очень трудно выживать, у них немного средств, они не хотят пускать к себе государство и всякие государственные службы. С другой стороны, с общины не могут собрать достаточно средств. Храм поддерживается, но он в упадочном состоянии, хотя безумно интересен, для культуролога, разумеется. Католические общины во Франции капсулируются, потому что до такой степени они пытаются уберечь детей своих от растления. Знаете до конца непонятно, экуменическое движение  - на уровне иерархов. а вот на уровне человеческого взаимодействия -  я призываю к сочувствию. У   нас же существуют паломнический маршрут к Лурдской Богоматери, обратите внимание, эти люди действительно существуют в капсулированном виде. И мои беседы с людьми во Франции, с людьми простыми, не политологами и не докторами наук, иногда, так обобщая, скажу такую фразу: французы – люди гордые, сдержанные, ну так пожуют-пожуют, подумают-подумают, голову почешут, а потом говорят: «Слушайте, русские, может вы как-то нас вытащите из той ямы, в которой мы оказались?».

Вот мы сейчас возвращаемся к теме Европейского союза, помните, я говорила, что глобализация сопровождалась процессом десуверенизации в сфере политики? И представьте себе, что Европейский союз на этом фоне и расцветал. То есть европейские государства десуверенизировались в этом процессе. И что они получили? Они получили, не суверенный Европейский союз, а огромное слабое поле государств со сниженным суверенитетом, там нет же суверенитета Франции, нет суверенитета Германии, которая и так полунесуверенная, а оккупированная, давайте говорить правду, американцами страна.

Н. Бульчук: - Чего стоят оборонные системы НАТО…

К. Геворгян: - Долгое время фальшивкой КГБ считались документы, касающиеся тайных протоколов 1949 года. Наши, так называемые либералы очень любят обсуждать протоколы Молотова-Риббентропа 1939 года, а через 10 лет покорённая, Западная Германия    подписала протоколы с Соединёнными Штатами, пункт первый: золотой запас Германии находится в Форт-Ноксе. И его уже нет, потому что когда Германия запросила, она получила треть обратно, но это оказалось не то золото, которое было с маркировками казначейства Германии. Куда-то оно всё делось, это золото германское, в том числе и нацистское? Американцы его прикарманили.

Н. Бульчук: - Что значит не то? Эквивалент во всяком случае?

К. Геворгян: - Когда Германия запросила хотя бы часть, они получили золото с другими маркировками. Где тогда то золото, которое вывезли? Они же должны его в Форт-Ноксе хранить отдельно, точно так же золотой запас Ватикана, дорогие друзья, тоже хранится в Форт-Ноксе и неизвестно цел ли он? То есть золотой запас Ватикана тоже был вывезен американцами.

Н. Бульчук: - Вообще говорят, что 85% Федеральной Резервной Системы обеспечено золотом царской России.

К. Геворгян: - Я не знаю, доллар как известно не имеет золотого обеспечения, последний удар по этой системе нанёс Де Голль, как известно, когда он пригнал два корабля с бумажными долларами. Вот он французское золото получил, после этого эту «шарашку» закрыли, и доллары золотом не обеспечены, это просто бумажки. Я возвращаюсь к тайным протоколам 1949 года. Долгое время, согласно этим тайным протоколам между ФРГ и США, утверждение некоторых должностных лиц должно было происходить в Вашингтоне, это всё считалось фальшивками КГБ. А теперь можете спокойно ссылаться на книжку бывшего главы службы армейской контрразведки Бундесвера, господина Герда-Хельмута Комоссу, который опубликовал книгу «Немецкая карта». Она вышла на немецком языке, в австрийском издательстве и запрещена к продаже,  в Германии и Австрии не продают. Но она переведена на русский язык, достать её на русском языке довольно сложно, но тот, кто пользуется интернетом, может увидеть обложку, называется «Немецкая карта». Там упомянуто 23 мая 1949 годя, если не ошибаюсь (когда авторитет такого рода упоминает, то уже можно ссылаться). Согласно этим протоколам, Германия до сих пор является оккупированной страной. Да, игнорировать такую большую страну с такой мощью финансовой невозможно, но тем не менее, Германия находится в довольно специфическом положении в Евросоюзе.

Н. Бульчук: - Сегодня это очевидно, по позиции с санкциями.

К. Геворгян: - Да, «по плодам их узнаете их» (Мф 7:16). И мы это видим, и как ведёт себя странно Меркель - то она жёстко выступает в адрес России, то она выступает и говорит, что мы не против России, а мы с Россией готовы иметь  дело. Понять это трудно, когда ты не знаешь такого рода тонкостей политических и исторических. То есть я хочу сказать, что Европейский союз вместо того, чтобы создать один большой суверенитет, он просто лишился суверенитета.

Н. Бульчук: - Грецию Господь избавил, может, она сохранит свой суверенитет?

К. Геворгян: - Идея Европейского союза принадлежит аббату Шарлю Сен-Пьеру, он об этом писал в начале XVIII века и, замечу, что в проекте аббата Сен-Пьера ( он – француз, как вы догадываетесь), Европейский союз без России вообще не мыслится. Мало того вклад России, в том числе финансовый, был одним из самых серьёзных, это была одна из самых крупных стран-вкладчиков в общую казну. Он вообще не видел Европу без России, это было невозможно в его проекте. Следующим человеком, который создавал Евросоюз, был товарищ Наполеон, а потом господин Шикльгрубер, то есть Адольф Гитлер.  То есть, первое -  это проект, второе – Наполеон, третье – Гитлер, четвертое – то, что мы имеем сейчас. А теперь вернемся к несчастному масону Стросс-Кану в наручниках, облитому грязью со всех сторон, а теперь его оправдывают. Не будем говорить о его грешной жизни, он перед Господом как-нибудь сам отчитается. Но замечу, что Доминик Стросс-Кан пытался отстаивать финансовую независимость зоны евро, а там, где финансовая независимость, это прямо и косвенно связанно с политической независимостью. Это был человек, который отстаивал суверенитет Европейского союза, ему показали, кто он, как его зовут и где его место. Поэтому, если уж есть какие-то масоны, то очень сильно они раскололись.

Н. Бульчук: - Сразу реминисценции сегодняшней России Путин не только отстаивает, но он уже настаивает на нашей политической и экономической самостоятельности, и всё-таки ему не показывают на его место. Или не могут показать?

К. Геворгян: - Понимаете, для того, чтобы говорить-  мы с вами как-то даже обсуждали, из чего складывается суверенитет… Существует целая теория, и есть формула, к сожалению, запамятовала имя, каким образом вычисляется формула суверенитета. Но у нас для того, чтобы обеспечивать суверенитет есть всё - извиняюсь, и первичные, и вторичные признаки. В том числе и масштабы территории, можно много говорить о юридическом суверенитете, но фактический суверенитет и юридический суверенитет у России есть. У нас для этого есть и атомное оружие, и системы ПВО, и противоракетной обороны, есть территория, у нас много-много чего есть.

Н. Бульчук: - Золотой запас…

К. Геворгян: - И золотой запас, и прочее, у нас есть ресурсы. Действительно, закрыть Россию нельзя. Выражение «железный занавес» принадлежит господину Геббельсу, а вовсе не господину Черчиллю. Он просто понимал, что говорит, он фактически использовал выражение Геббельса, тогда ещё все помнили, что это не Черчилль придумал, а Геббельс. Поэтому в 1946 году, когда он свою Фултонскую речь произносит, он не случайно к этому обращается. Геббельс предлагал выстроить «железный занавес» вокруг Советского Союза. Мне до эфира ваши коллеги задавали вопрос, является ли армянская церковь монофизитской. Об армянской церкви столько раз говорили, что она монофизитская, что часть клира и паствы в это поверила, при этом имея Никейский Символ Веры, это довольно странно, потому что у монофизитов Символ веры другой. Здесь, то же самое фактически - столько раз говорили, что России нужен «железный занавес», что ей в результате внушили, что она сама его построила. Нет!  «Железный занавес» выстраивали вокруг России, мы не выстраивали «железного занавеса». Это серьёзное дело, существуют «обманки», которые вдруг поворачиваются против нас. Существует точно такая же «обманка» с монголо-татарским игом. Термин появился, замечу, в Речи Посполитой. У нас не было ига, Москва была вассалом Золотой Орды, «иго» означает «рабство». «Вассалитет» и «рабство» - это разные юридические статусы, правда?

Н. Бульчук: - Я ещё в детстве удивлялся, когда князья ездили с посольством…

К. Геворгян: - Да! Они были вассалами, и что интересно, Иван Грозный был вассалом казанского хана. Конечно, особенно советская версия истории нашего позднего средневековья она такая: когда Иван Грозный шёл брать Казань, он шёл сажать обратно легитимного хана на трон, потому что его клика свергла, и к нему приехали татары, среди которых были, кстати, кряшены, то есть крещёные татары и мусульмане и говорили: «Ты вассал или где? Иди, помоги своему законному сюзерену». Поэтому он строил Свияжск, если вы помните, и так далее. То есть на деле он шёл помогать, и войско его наполовину состояло из этих татар, которые не отреклись от своего законного хана. Уже потом он красиво воспользовался этой ситуацией и правильно сделал. Но юридический статус у него был другой, и к нему пришли как к вассалу, что он и сделал, как вассал - поддержал своего сюзерена. И нам говорят «иго», а «иго», извините, в переводе с древнерусского – «рабство», а у нас не было рабства.

Н. Бульчук: - Я думаю, что это сублимация какая-то народная. Действительно, иго - это зависимость, многовековая зависимость от инородцев. Каринэ, всё-таки прямой вопрос, я возвращаюсь к «Шарли Эбдо», к мусульманам. Мне известно, что недавно был создан или будут создаваться специальный орган при президенте России, который будет заниматься делами мусульман. Причём, туда включаются и священнослужители.  То ли это комитет будет, то ли комиссия. Будут изучаться противоречия, в том числе и теологические, между нашими религиями с тем, чтобы как-то сосуществовать дальше. Что это была за провокация? Тем более и карикатуры-то были «никакие» на самом деле.

К. Геворгян: - Знаете, хорошо воспитанным, богобоязненным людям всегда будет что обсуждать. Христианину и мусульманину всегда интересно, а богословам тем более, обсудить понимание единобожия. Это тема, которая является общей и действительно чрезвычайно интересной, и наработки богословские есть и с одной, и с другой стороны. Здесь подходит такое слово, его все сейчас понимают, здесь огромное поле для креативной работы. Вот здесь да, больше нам нечего обсуждать, как христиане мы не признаём пророка Магомета, тем ни менее, у нас принято уважительно относиться к святыням других людей. С моей точки зрения, слово «толерантность» всегда у меня вызывала сомнения, в русском языке оно не очень, оно как-то не вписывается, его семантика в основном медицинская. Напомню, что «стопроцентно толерантный организм - это организм в четвёртой стадии рака». Поэтому развивая толерантность у себя, они   стали заигрывать с людьми из протестных соображений, иногда понятных, потому что мусульманские подростки невоспитанные нападают даже на дам моего возраста, в том числе- в очень тихих и очень спокойных городах юга Франции, вот в Монпелье, например, это случается. Там дамы моего возраста носят под брючинами специально сделанные устройства, они закрепляются на икре, где они носят паспорт и деньги, чтобы не носить их в сумке, потому что не единожды подвергались нападению мусульманских подростков. Это понятно, что из таких протестных соображений хочется мусульманам показать нос, но я замечу, что толерантность оборачивается неуважительностью. А там где неуважительность, это означает, что ты неглубоко имеешь и собственные убеждения, а что ты собственно этому противопоставляешь? Светские ценности Великой Французской революции? Которые несколько отличаются от светских ценностей Европейского союза, который встает, когда исполняют «Оду к радости» Бетховена, но при этом мало кто понимает её глубоко христианский текст.      Как только вы начинаете говорить о христианских ценностях, они покрываются    пятнами и кричат:, что «нет, Европейский союз не стоит на христианских ценностях». Это вам всякий раз будут официально говорить. И тут вспоминается не очень пристойный, но смешной анекдот, о бане, где человеку предлагают или крестик снять, или плавки надеть. Надеюсь, взрослые люди меня поняли. Здесь с Европейским союзом приблизительно тоже самое - у вас или взаимоуважительность, если вы считаете, что  толерантность - это терпимость, принятие ценностей других, то тогда какие могут быть карикатуры на человека или на фигуру, которую такое большое количество людей считает пророком и ничего дурного вам вроде и не делало.    И   осуждает своих же собратьев, которые делают вам дурное. Спрашивается, это что такое? Я понимаю, что у нас в России это мало возможно. То есть тот, кто это сделает, он подлежит законному преследованию. И Слава Богу!

Н. Бульчук: - Марат Гельман ещё у всех на слуху.

К. Геворгян: - Ну, Марат Гельман, понимаете, такой богемный феномен, провинциальный, с моей точки зрения.  Позволю себе столичный снобизм, я действительно выросла в центре Москвы, внутри Садового Кольца и окончила мажорскую школу и мажорский ВУЗ. Для меня он очень провинциальный человек.

Н. Бульчук: - То есть как самоутверждение всё-таки?

К. Геворкян: - Да, там какой-то бравадный провинциализм, который хочет быть столичностью, вот я так высокомерно скажу, прости Господи. Ладно, пусть это будет моя гордыня, я так это расцениваю, мне это смешно.

Н. Бульчук: - Вы не одиноки в своих рассуждениях, потому что совсем недавно об одном уважаемом человеке в нашей церкви, который сегодня собой являет некую оппозицию церковную, говорят, что это всего лишь такой ярко выраженный провинциализм.

К. Геворгян: - Знаете, я в этом всегда усматриваю и какую-то специфическую спекулятивность, то есть человек стремится что-то доказать, как человек. Для чего это? Или потому что он самоутверждается, или потому, что у него есть какой-то специфический интерес, он зависим от людей, которые обеспечивают ему жизненные позиции, необязательно материальные. Знаете как однажды, один иудей, профессор Тель-Авивского университета меня спросил, почему я не работаю в одном из российских политологических центров, и подыскивала слова, он потом долго на меня смотрел и сказал: «Зачем я вам задал этот вопрос? Вы же физиологически не способны к сектантству!». Комплимент в жизни получила.

Н. Бульчук: - Это счастливая судьба!

К. Геворгян: - Меня всегда настораживает любая попытка вести себя сектантски. Это то  же самое как человеческий фактор. Есть церковь, есть человеческий фактор.  Те или иные священники или не дай Бог иерархи, вдруг допускают какие-то человеческие слабости или ошибки, иногда и некрасивые, с точки зрения обычных обывательских норм поведения. Бывает, такое бывает, правда. Но при этом сразу бросаться в крайности, делать обобщения и говорить, что теперь мы туда не ходим, а ходим к этим, потому что они такие правильные. Не буду сейчас перечислять, чтоб не обижать людей, те или иные сектантские группы, которых Православная Церковь воспринимает как сектантские, то есть относиться к ним как сектам.Личные недостатки иерархов- это ещё не повод…

Н. Бульчук: - Всё-таки нужно иметь хороший фундамент и моральное право, быть свободным в этой ситуации. Потому что удел большинства сегодня – это секты, ну, или сектантское сознание, во всяком случае. 

К. Геворгян: - Знаете, Николай, мы живём в эпоху, когда, по мнению некоторых очень серьёзных учёных окончился цикл столетний, тысячелетний и стотысячелетний, мы живём в эпоху разнообразной турбулентности - политической, экономической, финансовой турбулентности, все, кто летал на самолётах, понимают, о чём я говорю, трясет всех. 

Н. Бульчук: - Я даже знаю, что вы сейчас скажете:, «произошла её синхронизация».

К. Геворгян: - Да! И, соответственно, что мы можем говорить, Церковь же это Тело Христово, оно состоит из людей, не из зданий же оно состоит! Ну и что, все мы в турбулентности находимся, и иерархия тоже находится в турбулентности. Что это за такое жесткое отношение, все в турбулентности, а иерархи нет? Я опять-таки не за то, чтобы грешили иерархи. Я просто говорю, о том, что это так, они находятся в этой же исторической точке, они переживают ту же самую турбулентность, извиняюсь за физиологизм и натурализм, их так же тошнит.

Н. Бульчук: - Но политологи стоят в стороне и наблюдают за этим, и анализируют.

К. Геворгян: - Ну вот видите, я не в стороне, я анализирую, я проявляю снисхождение. И может, скажем, если я столкнусь с чем-то, я не боюсь в лицо сказать иерарху о нём лично, предположим. У меня нет такого страха. И я даже знаю, на уровне епископов и митрополитов мне не приходилось общаться, как-то не зовут…

Н. Бульчук: - А почему?  Как вам кажется?

К. Геворгян: - Не знаю, может придёт время. Мне приходилось сталкиваться и разговаривать с людьми в сане игумена, это достаточно высоко, согласитесь, и говорить им то, что я думаю. И ничего, никогда не воспринималось с обидой, наоборот, с благодарностью. Поэтому у меня нет осуждения в адрес этих людей, я легко, как мне казалось, указывала им на их заблуждения человеческие и тому подобное. Они тоже люди, они способны слушать, обязаны слушать, умеют иногда это делать, не обижаются.

Н. Бульчук: - Даже призваны слушать, я бы сказал.

К. Геворгян: - Призваны слушать, совершенно верно. Мне один игумен как раз задал такой вопрос: «Почему у нас такая ситуация в церкви?». Я на него смотрю и говорю: «Это вы мне задаёте вопрос?! Это я вам должна задавать его». Так вот, набралась наглости. Потом говорю: «А что вы хотите? Посмотрите, какое общество, какая армия, такая же точно и иерархия». Давайте, друзья, будем снисходительнее. Да, будем указывать на ошибки. Да, будем требовать, чтобы людей, которые нарушили те или иные моральные моменты, с ними поступали бы строго, жёстко. Но это ещё не повод впадать в сектантство.  Даже в скрытое сектантство, даже во внутреннее сектантство. Это очень опасный момент - внутреннее сектантское сопротивление организовывать внутри Церкви. Хватит нам многих людей молодых, в том числе внутри церковной администрации, которые увлекались европейскими ценностями и продолжают ими увлекаться, хватит этого. Эти европейские ценности себя не оправдали, люди от  них    стонут, я вам серьёзно говорю.

К. Геворгян: - Эти европейские ценности себя не оправдали, люди стонут, я вам серьёзно говорю.

Н. Бульчук: - Вы, конечно, имеете в виду сиюминутные европейские ценности.

К. Геворкян: - Конечно.

Н. Бульчук: - «Ценности» в кавычках, потому что увлекаться настоящими европейскими ценностями  делает честь любому мыслящему человеку.

К. Геворгян: - Николай, я с Вами согласилась бы не до конца. Вы, как многие люди, которые, у нас чем восточнее - тем почему-то более прозападнее человек. Немцы тоже смотрят на французов и англичан и пытаются брать с них пример, при том, что французы и англичане немцам во многих аспектах завидовали. А немцы создали такую великую культуру, что над ними начали издеваться. Имидж немца – это солдафон без чувства юмора.  Вы почитайте фольклор -  и увидите, что самый тупой юмор у англичан, а самый тонкий - у немцев, даже не у французов. Даже Гитлер смотрел на англичан и считал их образцом поведения, вот, видите ли -  «бремя белого человека».    Даже его расизм на англичан смотрел снизу вверх. Не делайте этого, ради Бога!

Н. Бульчук: - Культура прекрасная, музыка великолепная!

К. Геворгян: - Кто бы спорил, но и у нас тоже неплохая, у нас тоже есть свои достижения. И вообще я всегда отношусь с уважением к профессионалам. Возьмите музыкантов, что им делить, они знают свою профессиональную сферу. Я знакома немного с Фабио Мастранджело, который руководит   несколькими нашими оркестрами, блистательно говорит по-русски и симпатяга. Он итальянец и католик, вы бы слышали, как этот Фабио Мастранджело говорит о православном песнопении! Давайте об этом говорить! Есть высочайший профессионализм и с их стороны, и с нашей. То же самое, если вы коснётесь любой сферы искусства, живописи, например, архитектуры. Пусть профессионалы говорят друг о друге, не нужны нам кустарные построения, мы очень уважаем и европейскую архитектуру, и европейскую живопись, и музыку, и философию, и науку, и так далее, но это не значит, что не существует нашей.

Н. Бульчук: - Мы уважаем только на словах, в основном, в теории.

К. Геворгян: - Я не согласна.

Н. Бульчук: - Каринэ, это не работает сегодня. Оно не работает в силу того, что это недоступно для восприятия, при всём желании.

К. Геворгян: - На Западе гораздо больше «зашоренных» людей, чем у нас. У них какие-то мифы, например, наши лингвисты исследовали западноевропейские средства массовой информации, я, по-моему, это даже приводила, знаете, какой эпитет самый распространённый в адрес русских? Попробуйте догадаться с трёх раз. Вот Вы напротив меня сидите и так уважаете европейскую культуру! «Дикий»! Самый распространённый эпитет в адрес русских – «дикий»! Почти 90% европейцев считают, что русские  дикие. Вот эти самые замечательные европейцы, которые «отфутболили» уже собственную культуру и ценности, далеко отошли от ценностей той же Французской революции. Хотя это большой вопрос, что такое ценности Французской революции… Но я буду осторожно относиться к любым ценностям, люди почему-то к ним пришли, и я готова к этому относиться уважительно, у меня взгляды несколько иные, но…

Н. Бульчук: - Пришли и забыли.

К. Геворгян: - У нас теперь даже не модерн, Французская революция, так называемая – это модерн, а у нас уже постмодерн. А постмодерн = контрмодерн. Я уже не знаю, мне против модерна выступать или не выступать. Потому что я не могу уже, меня в некоторых формах тот же модерн устраивает, потому что это «мальчики из церковного хора», по сравнению с тем, что творит постмодерн.

Н. Бульчук: - Чего стоят только новые прочтения опер…

К. Геворгян: - Понимаете, Николай, и я – дикая, и вы - дикий, а я - не дикая, и вы - не дикий, мы очень цивилизованные.

Н. Бульчук: - А что он имеют в виду?

К. Геворгян: - Да всё они имеют в виду, примитивнейший образ русского является самым распространенным. Другое дело, что, к счастью, он тоже перестаёт работать, спасибо Владимиру Владимировичу, который вдруг показывает, может и дикое, с их точки зрения, татарское лицо -  но, тем не менее, он показывает некую самостоятельность.

Я очень люблю в транспорте разговориться с попутчиками и вот по дороге из Монпелье в аэропорт «Шарль-де-Голль» я ехала и разговаривала с одним дедулей,  и вот когда уже прощались, он так пожевал-пожевал и говорит: «Хороший у вас парень Путин». Я так: «А почему?» «Самостоятельный - говорит, - не то, что наши – позорище, наши французские политики, особенно французские, просто стыдно миру в глаза смотреть». А потом так подумал и сказал: «Может, вы нас и вытащите, в конце концов?». То -есть на обывательском уровне, спасибо Владимиру Владимировичу, но, тем не менее, в массе лепится наш образ как чрезвычайно диких людей, причем бородатых, узкоглазых, монголоидных и так далее.

Напомню - парижские газеты, 1814 год, парадный марш русских войск по Парижу, впереди -  император на белом коне, голубоглазый белокурый красавец Александр I. Он действительно был красивым человеком, самым красивым из правителей Европы, высокий, обаятельный, улыбка такая добрая и доброжелательная. Мало того, русские вели себя так цивилизованно, что когда Александру пожаловались, что где-то в Тюильри казаки спилили два дерева, то было велено посадить чуть ни десять. То есть русские вели себя чрезвычайно цивилизованно, парижские газеты написали об   этом   на следующий день. Французы же страшно любознательны, зеваки высыпали, страх сильный, но любопытство сильнее. Газеты написали, что «ожидали мы увидеть диких татарских варваров, а увидели древних эллинов». Они были потрясены красотой русского войска, представляете кавалергарды – белокурые и голубоглазые, потом гусары – шатены, кареглазые. То есть они ещё и «по масти» все у нас делились по родам войск.  Французы были глубоко потрясены, потому что в 1814 году они были убеждены, что все русские должны выглядеть как Чингисхан. Сегодня это вернулось. То есть они опять какую-то «маску зверя» на нас навешивают.  Это наше уже дело смеяться над этим?

 Н. Бульчук: - Пора идти по Парижу!

К. Геворгян: - Видите, они нас уже втайне и приглашают. Я не уверена, что нам это нужно, потому что надоело эту Европу... Вот я вам сейчас позволю совершенно непрофессиональное заявление, но поскольку радиостанция «Радонеж» имеет свою всё-таки аудиторию, то я позволю себе неполиткорректное, неполитологическое высказывание и я надеюсь, что вы меня не выдадите. Надоело эту Европу на своем горбу вытаскивать, понимаете, надоело.

Н. Бульчук: - Я бы добавил, неблагодарную Европу.

К. Геворгян: - Неблагодарную! И после этого мы же ещё и дикие. Да, когда мне говорят, в том числе в Москве -  про   «европейские ценности»,  я говорю: «Я – азиатка, взгляните на меня, у меня даже внешность соответствующая, я вообще родом из-за Кавказского хребта, я не являюсь европейской женщиной». И тогда европейцы говорят: «Как же так?!». Они же ещё меня красавицей считают, красивой с европейской точки зрения. Я не цивилизованный человек! - «Ну как же вы же говорите на таком-то количестве европейских языков, и так далее, зачем вы так?». Мне не стыдно, с вашей точки зрения, я не являюсь цивилизованным человеком. Мне это даже Горбачёв объяснил, что он собирается обратно привести Россию в цивилизованное человечество. А до этого, мы, я извиняюсь, ковыряли пальцем в носу. И ничем больше не занимались, никаких ракет в космос не запускали, у нас не было ни философов типа Асмуса, ни Флоренского не было, у нас вообще ничего не было. Как некоторые наши говорят, что весь философский пароход, вся наша элита уехала - нет, не вся! Перестаньте нас оскорблять! Осталась, кстати, патриотичная часть. Мои, например, родственники, даже жившие во Франции, никогда от гражданства не отказывались, французское никогда не принимали. Им тоже не надо всем один и тот же ярлык клеить. Были антисоветские, а были и не антисоветские люди. Особенно во время Великой Отечественной Войны.

Н. Бульчук: - Я всё-таки возвращаюсь к Украине и к нашим победам. Не видят спутники нашего оружия и перемещения наших войск. Но вот сегодня такая строка в интернете меня насторожила: потери в Дебальцево киевской хунты, как её называют, настолько велики, в том числе в технике, которая осталась трофейной для армий ДНР и ЛНР, что можно вооружить чуть не тройную армию, много там и боеприпасов, и танков, и чего только нет! Вы ничего не читаете за этими строками? Как гарант будущих побед?

К. Геворгян: - Николай, помните, некоторое серьёзное время назад,  ещё до этих событий на Украине, вы заметили, что больно вы оптимистично, Каринэ Александровна, рассуждаете о будущем России, а я вам сказала: «Не можешь - научим, не хочешь - заставим». Внешние обстоятельства заставят.  Я вижу эти внешние обстоятельства, Николай. Вообще говоря, человек ленив – «гром не грянет, мужик не перекрестится». Санкции, угроза нашему суверенитету… Даже самые прозападные люди, чьи дети учатся и жены живут там в Лондоне, понимают, что если у них за плечами не будет этих атомных ракет и всех этих систем, то они – никто и звать их никак, капиталы их арестуют, и так далее. Любят – не любят, но вынуждены, понимаете? Я знала, что это произойдет. И по-другому быть не могло, это первое по Украине. Второе, лингвистическое замечание: «хунта» – слово испанское и означает оно военный переворот, то есть определенная военная клика, которая приходит к власти. В Киеве к власти пришла всё-таки не военная группа, за хунтой, у нас может быть ещё следующее слово в Киеве, я не исключу. Тогда мы будем называть её хунтой. Хунта - терминологически неправильное обозначение той власти, которая сейчас находится в Киеве, она раздираема противоречиями, но военными они не являются. Более того, сами украинские военные очень скептически и довольно озлоблено смотрят на ту власть, которая гонит их на убой. Военные не могут проводить полицейские операции, по сути, на них была возложена полицейская операция. Это то же самое, что и с операцией в Чечне.

Н. Бульчук: - Но переросла-то она уже в настоящую войну.

К. Геворгян: - Но переросла она, да, в настоящую военную операцию, но ничем эта военная операция, кроме разрушения мирных городов не завершилась, а в военном плане - победили ополченцы. Среди них достаточно много добровольцев из России, в том числе добровольцев со специальным военным образованием, никто этого не скрывает, это факт. Что касается наличия вооружений, я вам рассказала, как я это молодому французу сказала и как это пошло в социальные сети, очень им эта идея понравилась. Теперь второе: людей мне безмерно жаль, не буду хвастаться, я тоже стараюсь, где смогу - помогать, в том числе мои друзья и знакомые совсем недавно вывезли оттуда сто человек. Вот тоже интересно, одни конвои освещают, а другие СМИ игнорируют. Но тем не менее, Ассамблея Народов России сто человек вывезла, в основном детей и очень бедных людей. Их разместили на туристической базе, это финансируется, в том числе, армянской общиной России. Я не рекламирую своих соплеменников, просто рассказываю. Но вот некоторые вещи игнорируются. Люди помогают, все друг другу помогают, людей мне жаль. Но  я хочу сказать, как ни странно, мне не жаль Украину, потому что российская политика со времён Алексея Михайловича по развитию Украины, по развитию этих земель, этих этнических групп (там несколько всё-таки субэтнических групп, все это знают теперь), так вот я считаю, что эта политика себя не оправдала. Те украинцы, которые считают себя единой плотью с русской цивилизацией, они часть нашего сердца, мы их в объятья принимаем, любим их язык, поём их песни и так далее, но больше развивать эти территории России, я думаю,  не придётся, и она этого делать больше не будет. Потому что, как выясняется, это чревато тем, что вылезет вот это нацистское рыло, которое в конечном итоге подомнёт под себя основную массу, основную территорию, сопротивление будут оказывать традиционно русские районы, здесь с Жириновским нельзя не согласиться. Мало того, что Украина получила традиционную Новороссию, то - есть эти районы, в которых кого только нету, там и моих соплеменников в огромном количестве селили и призывали их туда. Это и Херсонская область, это  и Одесская область, это и Николаев, это множество областей, и эти люди оказались заложниками. В данном случае почти цитирую Путина – «они же не мешок с картошкой, дайте им самоопределится в конечном итоге». Украина - не состоявшееся государство, у них был шанс это сделать, они этого не сделали. То, что их использовали как одноразовое изделие, неважно какое, хоть одноразовую пластмассовую вилку – это факт. И я уже писала в одной из своих статей, цитируя известное стихотворение из «Алисы в Стране чудес», «Морж и Плотник» их пригласили в мировую политику в качестве блюда, а не в качестве едока и соседа по столу.       

Н. Бульчук: - Вы думаете, что украинские политики этого не понимают?

К. Геворгян: - Вы знаете, до конца не понимают. Я согласна с коллегой Ростиславом Ищенко, которого я считаю одним из умнейших политологов в мире, в том, что огромный интеллектуальный дефицит на Украине все-таки сказался. И, извините, если человек умеет накопить миллиарды, это ещё не значит, что он самый умный. Увы, дебилы обладают такой же практической смёткой, как и нормальные люди, просто у нормального человека существуют моральные ограничения, а у дебила их нет. Я ни в коем случае не хочу сказать, что Пётр Порошенко – дебил, а то сделают обобщения, но это человек с ограниченным пониманием.  Вы поживите с его возможностями, в том числе финансовыми -  и будете себя чувствовать, ну не вы, конечно, просто вы поймёте, что человек теряет чувство реальности. Его теряют очень многие, в том числе и политики. Я скажу страшно крамольную вещь, я считаю, что и у Владимира Владимировича не может быть не потеряна часть чувства реальности.

Н. Бульчук: - Тем более, как недавно опубликовали СМИ, он самый богатый человек в мире.

К. Геворгян: - Ну, смешно, всегда будут писать такие вещи, потому что это  желание копаться в чужих карманах и умение приписывать другому то, чего у него на деле нету… Знаете, Сталин тоже обладал огромными финансовыми возможностями, потом оказалось, что его потомки в финансовых возможностях были достаточно ограничены, так же как и потомки Брежнева почему-то не являются богатейшими людьми в мире. Давайте оставим эту тему, совершенно глупейшую. Но то, что у Владимира Владимировича не может не быть потери части чувства реальности, это по определению так, потому что человек окружен ФСО, ходит по определённым коридорам, он не может себе позволить переодеться как Гарун ар-Рашид, пойти в какую-нибудь пивнушку и послушать о чём люди говорят, не может!

Н. Бульчук: - Случай с электричками – очень показательный.

К. Геворгян: - Конечно! Он не может себе этого себе позволить. Мы можем его за это осуждать и говорить: «Владимир Владимирович, что же вы себе не наладили себе агентуру, условно говоря, которая вам даст чёткую информацию». И в этом смысле, у меня есть к нему огромные претензии, потому что это не только в этой сфере. Я готова ему сказать: «Владимир Владимирович, а что у вас вообще происходит по работе в Россотрудничестве, в СНГ? И почему у вас МИД, который так прекрасно работает в дальнем зарубежье, так плохо работает в ближнем зарубежье последние годы? Почему туда попадают какие-то странные случайные люди? И что за политику они там делают? Расскажите мне, пожалуйста, после этого эпизода с Пермяковым, уничтожившим целое семейство?». Вот Вы говорите о «Шарли Эбдо», погибло восемь человек - весь мир съезжается и миллионное шествие по Парижу. И тут же, очень скоро в Армении погибает непонятно как целая спящая семья, из них двое младенцев.

Н. Бульчук: - Так и не было объяснено.

К. Геворгян: - Сначала молчание - и только через неделю в Армении появляется Бастрыкин. Где реакция? Должна быть молниеносная реакция в такой ситуации. Там база. Я там была в это время, я спрашивала, что происходит? Оказалось, всем жёнам русских офицеров, которые так или иначе контактируют с      местным населением, сказали сидеть дома и носа на улицу не казать. Это что за политика такая? Я сказала наоборот, пусть выйдут русские женщины, жёны русских офицеров, посочувствуют этим людям, которые пострадали или погибли. Что вы делаете? Нет! Приказ сидеть дома. Это приказ из Москвы, это приказ Минобороны, Генштаба и так далее. Что за приказы такие?

Н. Бульчук: - Вот вам и дикость наша!

К. Геворгян: - Нет, это не дикость, это – растерянность. На месте это видят, значит, русские настолько растерялись, Россия - наш стратегический союзник. На этом фоне идёт обстрел со стороны Азербайджана, территорий не Нагорного Карабаха, а Армении. А я замечу, что у нас совместная охрана границ, у России и Армении. И Россия является стратегическим союзником. И проамериканская колонна в Армении (а она везде есть)  говорит: «Вы посмотрите, что происходит. Тут у нас люди гибнут в деревнях, а они там – ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности – прим. редактора), то-сё и не чешутся, Пермяков целое семейство убил – об этом тоже ни слова, ни реакции и так далее».  И Владимиру Владимировичу эту информацию не сразу всю подали, очень боялись.

Я позволю себе пошутить - мои соплеменники, у них-то фитиль короткий, вспыхивают они быстро -  и пламя до потолка, но у них и задний ум очень хороший, они после всех этих вспышек начали чесать голову и понимать, что всё так очень нелинейно происходит, что-то тут такое не то. И те, кто пытался спровоцировать Майдан, и как выразился водитель моей дочери, человек воевавший. Он плохо по-русски говорит: «Они нам что -  тут, Украину хотят устроить?». Мне стало забавно, я говорю: «Ну, вроде того». Он говорит: «Ну, тогда мало им не покажется!». То есть люди начинают это понимать. Вот мудрости там хватает, но идиотов, простите, тоже хватает, как и везде. Но где солидность поведения? Где адекватность? Где чувство реальности у центральной российской власти? У меня огромная претензия. Я не побоюсь это высказать, у нас свободная страна, свобода слова, и  я имею право говорить то, что я считаю необходимым. Поэтому у меня большие претензии. Я считаю, что нерешительность здесь абсолютно неправильна. Потому что России, мало того, что Украину устроили, сейчас ещё пытаются устраивать провокации в Закавказье, в Средней Азии, в это время идёт нагрев ситуации в Китае, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, там выступают всяческие исламисты и т.д., китайцы пытаются с этим бороться. Нас окружает очень серьёзная хаотизация на границах, поэтому такое политически неграмотное поведение в Армении, я считаю - это ключевой момент, весь регион на это смотрит. Дело не в Армении. Не любите вы армян лично, но поймите, на эту ситуацию и турки смотрят, и Иран смотрит. Если мы сейчас выстраиваем сложные взаимоотношения с Турцией и с Ираном, в той или иной мере они наши тактические, если не стратегические союзники. Они-то это близко видят, они это очень хорошо отслеживают. Когда армянский офицер расстрелял двух иранцев – реакция была незамедлительная. Иранцы тут же разобрались в этом деле. Они прекрасно понимают и мгновенно реагируют, они хорошо понимают этот менталитет и гораздо грамотнее действуют.

Н. Бульчук: - Совсем недавно Путин уволил одного из своих советников, может, это и была реакция, на ваш вопрос. Я думаю, всё-таки решения принимаются с определённой рецессией, конечно.

К. Геворгян: - Хотите откровенно, особенно в наших военных кругах, я же разговаривала с нашими военными как политолог, они мне так обиженно, через губу говорят: «Вот, да сами армяне виноваты, пусть они определятся, с кем они». Хватит кивать на армян, армяне – маленькие и слабосубъектные, это первое. Второе: вы на них обижаетесь, а если бы не отмашка из Москвы, армянские руководители лишний раз сесть пообедать не могли бы без отмашки из Москвы? И не надо мне лапшу на уши вешать. Когда мне один военный сказал: «Вот Роберт Кочарян (президент Армении 1998-2008 – прим. ред.) дал американцам такую территорию под посольство». Я сказала: «Мне хотя бы голову не морочьте, если б он отмашку из Москвы не получил, он не дал бы. А вы сейчас всё пытаетесь на армянскую голову списать, вы зачем им такие давали приказы? Они вас слушались! А сейчас вы пытаетесь им же это вменить в вину». Это некрасиво, по крайней мере. Вы сначала со своими проамериканскими  пятыми-шестыми колоннами разберитесь, которые армянам эти «указивки» давали, а потом армян осуждайте. Потому что, у армян много недостатков, но не эти хотя бы, я готова согласится.  Армяне – люди дикие, как моя дочь говорит. Моя дочь – на три четверти армянка говорит, что армяне - люди дикие, бездуховные, ригидные, жесткие, примитивные и прочее.

Н. Бульчук: - Как и русские, с этим мы уже разобрались сегодня в результате нашей беседы. Каринэ, мы коснулись многих вопросов внешнеполитических, политологических, но и серьёзные церковные вопросы назрели. Я сегодня читал, что проводятся определённые совещания в Шамбези, близ Женевы по поводу предстоящего Всеправославного собора, о котором только ленивый не говорит, и мы можем пока только гипотетически думать, к чему приведут решения этого собора, когда он состоится.   Автокефалия Украинской Православной Церкви- отец Андрей Кураев очень много об этом пишет сейчас в блогах - что только один шанс у нас остался «спасти лицо»,  предоставить долгожданную автокефалию. Откровения лже-патриарха Филарета (Денисенко) по поводу нашего Предстоятеля. Чем только ни полны сегодня информационные заголовки, касательно церковных событий и у нас, и за    рубежом! Это все не может не тревожить, потому что мы знаем, что из церковных событий проистекают и события политические. Мы вступаем в особый период церковной жизни, когда мы молимся, прощаем, созерцаем, каемся в своих грехах, каждый в личных, но как-то не утихают эти страсти. Какие у вас ощущения по этому поводу?

К. Геворгян: -  С неожиданной стороны зайду к ответу на этот вопрос. Сколько бы ни говорили, Святейший не является фигурой политической. Да, у него есть возможности канализировать интересы Церкви, паствы, иерархии, даже у него, наверное, есть прямой мобильный телефон Владимира Владимировича Путина, я не удивлюсь.

Н. Бульчук: - Я удивлюсь, что у Путина есть мобильный телефон.

К. Геворгян: - Я шучу сейчас, Вы понимаете, что я имею в виду. У него есть эти возможности, он серьёзная фигура. У нас светское государство, он глава большой общественной организации, обладающей определённым авторитетом, одной из самых старых в стране. Поэтому игнорировать его позицию нельзя, точно так же, как и позицию ряда муфтиев российских. Это уважаемые фигуры, но они не являются фигурами политическими, они могут влиять на политику. Но господин Денисенко является фигурой сугубо политической, и если бы речь об автокефалии Украинской Церкви шла бы в иных политических и исторических обстоятельствах, то, может быть, мы даже и рады бы были все. И ничего в этом такого бы не было. Существуют автокефальная Болгарская или Сербская, или Греческая Церкви, и мы как-то не находимся в таких сложных взаимоотношениях.

Н. Бульчук: - Сегодня это всё-таки политический вопрос.

К. Геворгян: - Конечно-конечно, и фигура он политическая. И за ней пойдут политические фигуры. И, извиняюсь, эта политическая фигура наделала такое количество политических специфических заявлений, к которым следует прислушаться, потому что он позволил себе то, что… Вам известно, например, что люди с аристократическими европейскими титулами не могут себе позволить публично экстремистские заявления? Они становятся «нерукопожатными» в своей среде, и никогда не могут быть в неё обратно приняты, и это вообще-то отслеживается. У нас, хоть  и  мало это известно, дворянское собрание существует, оно нигде не зарегистрировано, оно не имеет международной регистрации, и на самом деле не имеет права даже восстанавливать титулы. Там много уважаемых людей, ни в коем случае не хочу их унизить, Императорский двор не восстановлен, и много споров идет на эту тему. А в Европе эти структуры старые, они зарегистрированы, они существуют, так вот представьте себе, любое экстремистское заявление, хоть антисемитское, даже, извините, русофобское, не сможет пройти, этим людям оно запрещено. Но, извините, иерарху это тем более запрещено. Правда? Он должен быть в высшей степени примером, он сделал немалое количество экстремистских заявлений. И потом когда иерарх обращается и говорит: «Дайте-дайте нам оружия!» -  он что, сам стрелять будет? Я посмотрю, как он сделает. Пусть он сфотографируется.

Н. Бульчук: - Не только иерарху, но и христианину это не пристало.

К. Геворкян: - Христианину пристало защищать свой дом, иногда даже и монахам приходится брать в руки оружие, мы знаем такие случаи в истории.

Н. Бульчук: - Но не американское оружие призывать на свою землю.

К. Геворгян: - Но опять-таки, тут или крестик надо снять, или оружие брать в руки. Что-то в этом жанре сделать. По крайней мере, облачение нужно снять. И потом, вы знаете, что мне не нравится, я сказала, что я не сторонник сектантства, вот я смотрю на него, настолько ему патриаршее облачение необходимо, что он в него даже облачился. В таком сложном юридическом положении, когда автокефалия не признана, я уже  не знаю...  Даже если бы я не соглашалась, не любила бы Московскую патриархию…

Н. Бульчук: - Опять москали виноваты, не дали ему этот куколь.

К. Геворгян: - Когда у тебя стопроцентного права этого нет, то это смешно. Когда у тебя есть, то ты должен скромно себя вести.

Н. Бульчук: - Был такой термин «самосвяты».

К. Геворгян: - Я хочу вам сказать, есть поговорка «Рим предателям не платит», но это так - пусть повиснет в воздухе. А кроме всего прочего и в древнем мире, и в средневековье, и до недавних пор, за любое самозванство полагалась смертная казнь. Вот ты себя назвал не своим именем, да ещё и каким-то высоким именем, или фамилией, к роду высокому себя причислил, и выяснилось, что ты самозванец -  за это всегда полагалась смертная казнь. Знаете, где-то реликтово у нас у всех сохраняется эта память: нехорошо быть самозванцем. Вот пока тебе стопроцентно легитимно не дали все эти полномочия, не вручили это всё, а ты должен ещё два раза отказаться, и только на третий раз согласиться. Я не хочу его осуждать, я только говорю, что это всё выглядит странно.

Н. Бульчук: - Это серьёзное заявление. Если проецировать шире на все последнюю столетнюю историю России, то можно задать себе очень много вопросов, и получить на них ответы, почему у нас всё так плохо.

К. Геворгян: - Почему у нас всё плохо, Николай? Вот вы какой-то ужасный пессимист. Я разговаривала со своим внуком и говорю: «Мне кажется, ты что-то нервничаешь». А он уже солидный мужчина, 10 лет, сами понимаете, боец, боевые искусства, все дела, а бабушка – нежная женщина, его трудно раскачать на такие откровенности. Я говорю:

- Мне кажется, ты сильно   нервничаешь.

- Нервничаю, ты догадалась?

- Да.

- А почему ты нервничаешь?

- Да из-за Украины.

Вот понимаете, до такой степени это всё дошло, что ребёнка десяти лет касается, он очень следит, оказывается, спрашивает, что происходит. Мне:  «Объясни причины боевых действий на Украине» я ему объяснила, всё рассказала честно. Дети быстрее всё понимают, у них голова как-то чище. Как сказал Честертон: «Необразованность нередко обладает интуицией     невинности», у детей это есть. Поэтому всю ту кашу, которая вокруг Украины, в связи с Украиной возникла… Обратите внимание на некоторые маркеры - нацистский маркер есть? Есть! Раскольнический маркер есть? Есть! Верно? Ожесточение есть? Есть! Психопатизация общества «хто не скачет, той москаль» есть? Есть! Нормальный человек будет прыгать и такие глупости кричать? Ну, мало ли кого я там не люблю. Или мы с вами выйдем, возьмемся за руки и будем говорить такие глупости: «Кто не скачет, тот китаец», или еще что-то. Предположим мы с вами недостаточно доверительно относимся к китайцам - и что? Это же смешно, значит, психопатизация тоже есть? Тогда о чём мы вообще говорим? Что там происходит с обществом? Раскол в обществе есть? А дальше пойдёт конкретика, у меня из Западной Украины, Галя такая убирает, она вообще из Львова, она с самого начала мне говорила: «Какой Европейский союз? Накушались мы этого Европейского союза, мы же с Западной Украины больше, чем другие ездили. Нам это зачем всё?». Понимаете, очень специфическая возникает ситуация: почему-то там инструкторы, почему-то американское вооружение, причём там не все американцы поддерживают  идею хаоса. Замечу ещё очень интересную вещь: нацистский маркер вылезает на периферии европейского мира - в Прибалтике, в Польше? Это тоже очень интересно, они продолжают делать вид, что ничего не происходит.

Но, я хочу вам сказать, я надеюсь, моя мысль кому-то покажется оригинальной: нам начинают говорить, и Украина недавно заявила устами Яценюка, что Украина была оккупированной Советским Союзом территорией. Они очень ждут, что мы скажем: «Не-е-ет». А давайте скажем: «Хорошо, мы согласны. Польша, Румыния, Чехословакия, Венгрия, ГДР, Австрия – были оккупированными нами территориями. Хорошо, мы согласны, но только давайте мы напомним вам кое-что - что на Нюрнбергском процессе вы проходили под статусом освобожденных территорий, а до этого, друзья, вы были союзниками Третьего Рейха. Этот статус на Нюрнбергском процессе избавил вас от выплат репараций, как союзников Гитлера. Согласны?». Согласны они будут. – «Хорошо, мы согласны, мы вас оккупировали, тогда верните немцам то, что они за вас тоже заплатили». Вы знаете, я готова пересмотреть итоги Второй Мировой Войны, но только в таком режиме.

Н. Бульчук: - На этой оптимистической фразе мы и заканчиваем нашу передачу!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+