10.02.2016 06:53:41
Сергей Львович Худиев
Намеченная на 12 число встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска, связана с причиной, на которую многие из нас в нашей безопасности привыкли не обращать внимания. С процессом уничтожения ближневосточного Христианства, которое происходит прямо на наших глазах. Две тысячи лет христиане жили в землях, где впервые было проповедано Евангелие, где проходили миссионерские маршруты Святого Апостола Павла, в местах, известных нам из Священного Писания. У каждого, кто регулярно читает Новый Завет, на слуху эти названия – Дамаск, Сирия, Ассирия (ныне Ирак). Христианские общины в этих местах больше тысячи лет мирно соседствовали с мусульманами, как правило, под властью мусульманских правителей, пользуясь определенными правами. Эти два тысячелетия истории завершаются на наших глазах – когда мы видим то, что даже не особенно склонный к благочестию европейский парламент на днях назвал “геноцидом”.
Прямо сейчас мир переживает трагедию, по масштабам сопоставимую с Холокостом – и, как и в случае с Холокостом, мир не отдает себе отчета в подлинных масштабах происходящего. Люди вспоминают Холокост и говорят “никогда больше”. Увы, это благое пожелание не исполнилось – мы находимся перед лицом масштабного геноцида прямо сейчас.
Почему это не находится в первых строчках мировых новостей? Почему, например, в американских новостях больше внимания уделяется борьбе трансгендеров за допуск в туалеты противоположного пола, чем трагедии, которую переживают сотни тысяч людей? Дело тут не в каком-то антихристианском заговоре – все проще, и об этом прямо говорят. Проблемы любой группы людей привлекут внимание только в том случае, если кто-то активно будет этим заниматься, как это обычно называют, “лоббировать”. Налаживать связи с прессой, задавать неудобные вопросы политикам, хватать их за рукав в коридорах, устраивать демонстрации у них под окнами, настойчиво требовать принять меры. Некоторые группы имеют прекрасно смазанную, отлично работающую лоббистскую машину. Они задают повестку дня – они позаботятся о том, чтобы о них говорили, особенно по телевизору. В интернет новости попадают из нескольких ведущих новостных агентств, и новости, которые не входят в их набор, пройдут мимо большинства людей.
А для большинства людей – в том числе, политиков и их избирателей – то, чего не показывают по телевизору, не существует.
И вот встреча Патриарха и Папы – это возможность привлечь внимание к тем, чей голос не слышен. Именно это побудило Патриарха согласиться на эту встречу несмотря на остающиеся во взаимоотношениях проблемы. Как говорит Священное Писание, “Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? Скажешь ли: "вот, мы не знали этого"? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его” (Прит.24:11,12)
Такова первая и наиболее важная причина встречи. Но есть и другие – миссия Православной Церкви свидетельствовать об истине. И мир нуждается в этом свидетельстве. Католическая Церковь сталкивается с жесточайшим давлением, цель которого – заставить ее отойти от библейских и традиционно христианских взглядов на этику, как отношении святости человеческой жизни, так и в отношении пола.
Католики – и это по справедливости надо поставить им в заслугу – твердо отстаивают христианские (и просто нравственно здоровые) представления о том, что брак – это союз мужчины и женщины, умерщвлять как младенцев во чреве, так и стариков в больницах – недопустимо, подстрекать людей старых, больных или просто пришедших в уныние к “самоубийству при помощи врача” – чудовищно аморально. Однако и в их рядах есть некоторое шатание – англоязычный католический интернет полон споров между “либералами”, которые готовы прогнуться и пойти по пути тех протестантских общин, где уже имеют место и “венчания” однополых “браков”, и все, что угодно почтеннейшей публике, и консерваторами, которые держаться более библейского взгляда на вещи.
Консервативные католики с надеждой смотрят на Православную Церковь, которая твердо придерживается Предания и, по крайней мере, пока, не инфицирована богословским либерализмом. Поэтому для Церкви важно быть видимой, открыто утверждать истины веры особенно в наше время.
Стоит отметить и миротворческую позицию Папы Франциска в отношении конфликта на Украине. Недавно Папа еще раз повторил свое определение конфликта как “братоубийственного” и сказал что “слова "победа" и "поражение", употребляемые в этом контексте, болью отзываются в его сердце, поскольку единственным правильным словом должно быть слово "мир". В ситуации, когда представители УГКЦ горячо поддерживают одну из воюющих сторон и провозглашают войну “справедливой”, это очень важно. Униаты даже вслух выражали огорчение такой позицией Понтифика.
Сам факт встречи Патриарха и Папы на фоне оглушительной кампании клеветы, развернутой против Патриарха некоторыми украинскими ресурсами, может побудить кого-то, кто верит бесконечным выдумкам в стиле “Патриарх Кирилл благословил войну против Украины” призадуматься.
В свете всего этого едва ли можно разделить огорчения тех, кто видит в этой встрече что-то неправильное, какое-то ослабление ревности о чистоте Православия. Как это было неоднократно обозначено с предельной ясностью, ни о каких вероучительных компромиссах не идет и не может идти и речи, и обе стороны диалога это прекрасно понимают.
Тут мы сталкиваемся, скорее, не с ревностью о правой вере, а с гордым желанием выказать себя большим ревнителем Истины, чем Патриарх, чем священноначалие и чем вся Церковь. Это – опасная духовная ловушка, в которую в свое время попал, например, бывший Епископ Диомид. Мы же, верные чада Церкви, призваны меньше доверять своим частным суждениям и больше – соборному разуму Церкви, и усердно молиться о том, чтобы предстоящая встреча помогла избавлению наших гонимых братьев, и православному свидетельству всему миру.
Комментарии
10.02.2016 - 10:56 Я не знаю, о чем будут:
Я не знаю, о чем будут говорить на Кубе Святейший патриарх Кирилл и папа римский. Но уже сегодня мне тревожно и печально. Я не могу радоваться по поводу предстоящей встречи на Кубе, какие бы анонсы и пресс-релизы ей ни предшествовали. «Не всяким миром надобно дорожить – пишет святитель Григорий Богослов. – Ибо есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие. Но должно любить (только) добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Когда же идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требование времени и властителей (дерзну сказать, не только мирских, но и духовных) и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем веры и истины!»
10.02.2016 - 11:48 Уважаемый автор, одна:
Уважаемый автор, одна поправка к Вашему тексту, Вы говорите: мир переживает трагедию, по масштабам сопоставимую с Холокостом. А мне думается, что мир переживает трагедию, по масштабам превосходящую Холокост в десятки раз. Хотя бы уже потому, что христиан в десятки раз больше , чем иудеев. Идет целенаправленное уничтожение Христианства.
10.02.2016 - 13:09 Мы молимся о христианах Сирии:
Мы молимся о христианах Сирии, помогаем военными средствами, но почему наш патриарх, а не их предстоятель встречается с папой? И почему с папой? вы надеетесь, ув. Сергей, что ДАИШ прислушается к голосам этих иерархов? Не надо дымовой завесы, или называйте вещи своими именами, или промолчите и не согрешите против Истины! Простите
11.02.2016 - 06:57 Не хочу нагнетать, но веры:
Не хочу нагнетать, но веры папе и католикам нет никакой. Да и откуда ей взяться? Вся история Римской церкви свидетельствует об обратном. Вот, например, краткая хроника католической экспансии в Польше и Литве как пример "братской"/"сестринской" любви Католической церкви к Православной: если в Литве установилось более-менее терпимое отношение к православным, то в Польше имела место открытая дискриминация: в Галиции православных называли «сектой», а их храмы — «синагогами». В целом политика Литвы и Польши способствовала экспансии католицизма на территорию Южной Руси. 1375 г. - Галиция. Папа предписывает своему Краковскому епископу удалить православных епископов с их кафедр, а священников — из храмов. 1382 г. - восстание против засилья католиков в Галиции. Восстание подавлено, католицизм восстанавливает свои позиции в крае. 1390 г. - Перемышльский католический епископ прибирает к рукам владения и церкви одноименной православной епархии. 1412-1414 гг. - православное имение Галицкой епархии власти отдают католической. 1412 г. - вел. князь литовский Ягайло (заключивший с Польшей Кревскую унию) отнимает у православных в Перемышле собор святого Иоанна Предтечи, повелев выкинуть православные гробницы, что и было исполнено «при горьких рыданиях» народа. 1423 г. - Галицкий католический архиепископ получает право наказывать еретиков, под которыми подразумеваются и православные. 1435 г. - Митрополит Киевский и всея Руси Герасим (первоначально замышлявший принять участие в начинавшемся установлении унии, а затем заподозренный в тайной переписке с литовским князем Сигизмундом) сожжен в Витебске по приказу литовского князя Свидригайло.
11.02.2016 - 09:43 О каком соборном разуме:
О каком соборном разуме Церкви Вы говорите. Предстоящая встреча готовилась тайно и для всех стала неожиданностью. Очень похоже, что Патриарх и сам узнал о ней в последний момент. Чья это была инициатива - большой вопрос.
15.02.2016 - 14:25 Автор все напирает на то, что:
Автор все напирает на то, что "католики исповедуют христианские ценности". А что, догматику уже отменили? Если католики исповедуют еретические догматы о "главенстве папы", "филиокве", "непорочном зачатии Богородицы", "телесном вознесении Богородицы" и т. д., - т. е. искажают вообще христианское знание о Боге и Церкви, то какие у них могут быть "христианские ценности"?
Добавить комментарий