06.08.2025 11:47:14
Леонид Петрович Решетников

Н.Бульчук: Дорогие наши слушатели, братья и сестры, с огромной радостью я встречаюсь в студии «Радонежа» с Леонидом Петровичем Решетниковым, нашим постоянным автором. Мне хотелось бы начать со скорбного известия, кончины нашего автора, дорогого друга, выдающегося русского человека, историка Михаила Смолина. Он работал в течение нескольких лет под вашим началом в Институте стратегических исследований. И, конечно же хотелось бы начать передачу со слов памяти, посвященных Михаилу.
Л.Решетников: Хочу одно сказать – это не только выдающийся историк, а выдающийся историософ и философ. Есть много специалистов, ученых, которые дают именно такую оценку. Михаила Борисовича я знаю с 2005 года? А Вы, думаю даже, раньше. С 1993? Вернулся я из заграничной командировки в 1995 году и Михаила Борисовича запомнил. Он работал в журнале «Москва», который мы старались читать, потому это был русский журнал с православным уклоном, патриотический православный журнал, художественный, публицистический. Там Михаил работал под руководством писателя Леонида Бородина, которого вы, наверное, тоже знали. Это человек, который отсидел в советское время, наверное, лет 15-16, если два приговора сложить. Итак, организация была христианская, русская, очень большая. Ее разгромили, его арестовали. Но никакой Запад, никакие диссиденты, – никто не высказывался в их защиту. Они как бы пропали, потому что стояли на наших нынешних русских патриотических позициях. Они говорили о России, возрождении России как христианской страны, что было тогда Западу и местным нашим диссидентам – нож в горло. Он был писатель очень хороший. Я читал его произведения, из которых особенно поразил его рассказ или даже маленькая повесть «Третья правда». Под его началом молодой человек, практически выпускник исторического факультета Санкт-Петербургского университета Михаил Борисович Смолин, под началом Бородина работал. Смолин его до конца жизни очень почитал, всегда на памятные даты о нем, главном редакторе, всегда писал хорошие статьи с анализом его взглядов, произведений. Поэтому он получил после окончания Санкт-Петербургского университета такую закалку от человека, который провел 15-16 лет в лагерях как политический заключенный за русскую патриотическую деятельность, русскую патриотическую мысль.
Н.Бульчук: А я сразу вспомнил Владимира Николаевича Осипова, который также приходил в редакцию, писал очень много статей и записывался здесь на радио. У нас огромный архив. Вы правильно сказали: никто не заметил такую яркую фигуру. Это уже была медийная фигура для того времени, сложившаяся, со своей позицией, очень яркой. Владимир Николаевич говорил на радио, как никто, причем на разные темы совершенно.
Л.Решетников: Михаил Борисович тоже работал с Осиповым, с теми людьми, которые в 90-е пытались поднять русское православное знамя. Тогда было очень тяжело. Вы помните, какое засилие было либералов, прозападников везде просто! Они имели поддержку ельцинских властей и этот голос старались заглушить. Но Михаил Борисович рос духовно и идейно в этой атмосфере, рос на наших русских православных позициях. Он тоже из простой семьи, своего отца практически не знал, потому что тот ушел из жизни, когда сыну и трех лет не было. Он его даже визуально не помнил. Его мама воспитывала, обычная русская женщина, инженер на заводе. Она еще жива. Будет отпевание, и она приедет из Петербурга в свои 79 лет хоронить своего сына, который ушел на 55-м году жизни. Поэтому рассказывая о Михаиле Борисовиче, мы две вещи подчеркиваем. Во-первых, его огромнейшую заслугу для всей образованной части русского православного движения, для тех, кто старается погрузиться в глубины нашей мысли, нашей идеологии, наших рассуждений. Он вернул нам десятки имен работ русских консерваторов и монархистов. Да, вспоминая Михаила Борисовича, всегда упоминают и Льва Тихомирова. Это действительно его любимый автор, и он посвятил изучению его деятельности, взглядов целый ряд своих работ, издавал его постоянно, создав свое издательство, Фонд имперского возрождения. Он много издавал Тихомирова, но вернул нам и другие имена: Каткова, Солоневича, десятки имен, которые забыты были, специально забыты, потому что в Российской империи консервативным движением был не только Леонтьев, не только славянофилы, но целая плеяда выдающихся русских мыслителей. Он этим занимался, делал все, чтобы мы, и особенно та часть, которая читает, интересуется, выходит за рамки обычной такой жизни, чтобы знали, что мы не на песке, а на мощной гранитной основе. Он снова возвращал то, что было забыто, и в советское время вообще старались не упоминать. По нашим подсчётам, от 90 до 100 работ и книг он издал за 25 примерно лет. Второе: вчера выступал на телеканале «Спас» известный наш ученый, философ, очень уважаемый человек, профессор МГУ, доктор исторических наук Сергей Вячеславович Перевезенцев. Он назвал Михаила Борисовича выдающимся русским историософом и философом. Кроме того, что он великое дело сделал, вернул нам десятки имен и работ, он сам сотворил целый ряд работ высочайшего философского уровня. Вы сказали, что он внезапно умер. Нет, он страдал полтора года, особенно последние полгода. Это онкология очень тяжелая, мучительная. Он уже умирал, к нему подошла супруга Мария Алексеевна, спросила его, что он хочет. Он ответил, что хочет в рай после всех этих мучений… Он, конечно, туда попадет. И в эти трудные последние полгода он издал три своих произведения. Последние «Сто пуль в революцию» он писал и уже практически не вставал, понимал, что уходит. Книга издана небольшим тиражом, но разошлась моментально, в три дня. Сейчас нельзя достать. Сейчас готовится второе издание. Я думаю, наш фонд «Наследие империи» поучаствует в втором издании большим масштабом. Как сказал наш известный эксперт, специалист по Украине, Иван Иванович Скориков, что он оставил как бы завещание, что и как нам делать. Посмотрите, он в конце 90-х начал издавать книги по украинскому сепаратизму, по предательству русского духа и русского имени на Украине. Еще никто не занимался этим вообще. Он издавал «Вестник юго-западной Руси». Может помните такое небольшое издание, типа журнала. Я за это зацепился и начал читать статьи Михаила Борисовича. Он уже тогда писал о том, что мы сталкиваемся с анти-Россией. Если мы не начнем работать в пользу единения малороссийской и великорусской части нашей страны, то дойдем до мощного конфликта, потому что силы, заинтересованные на Западе и в самой Украине, создают анти-Россию.
Н.Бульчук: Почти за четверть века до событий!
Л.Решетников: Да, да. Молодой еще тогда он был… да и умер-то молодым… Это его огромная заслуга. И я, знаете, как с ним лично познакомился? Я вернулся из большой загранкомандировки, с разведработы, меня не было три с лишним года в стране. Я был назначен начальником информационно-аналитического управления службы внешней разведки. И старался информацию, которую мы получали по линии разведки, как-то подсвечивать еще мыслями, рассуждениями, как я говорил, умных людей. Ну и даже сам ходил по выставкам, библиотекам, искал книги. И тут я был на одной книжной ярмарке, 2005 год, в Международном торговом центре. Помните, какие книги выставлялись в 2005 году на этих ярмарках? Богатые издательства, вся эта лабуда прозападная, пролиберальная, и какие-то кусочки коммунистических книжек. И вот я хожу, ужас, богатые киоски, по два-три человека на каждом стенде. И вот в каком-то уголке маленький-маленький столик, лежит десяток книг. За столиком достаточно высокий, а он был где-то за метр восемьдесят, худощавый, уже с бородой, с сединой такой благородный человек. И стоит, знаете, как перед началом вражеского наступления. А он в окопе один! Хотя ведь так и было... Он сам, получается, пришел, что-то заплатил, ему разрешили поставить этот столик, он выложил книги, журналы, которые издавал, и что-то свое. И я подошёл, смотрю: да тут такие интересные вещи по Украине, никто еще ничего подобного не писал! Вид у меня был соответствующий, я в гражданском был, но в галстуке, причесанный, побритый, в костюме, плаще. Он, смотрю, уже тоже насторожился, думает, что это такое, кто это. И чтобы смягчить обстановку, а я ее только напряг, даю ему визитку. Там написано: генерал-лейтенант службы внешней разведки, такой-то, такой-то. Он еще больше мобилизовался. И я говорю, да вы не волнуйтесь, мне очень нравятся эти книги, заголовки, я хочу купить, это нужно для работы, потому что вопросы очень важные. Смотрю: он оттаивает. Я приобрел эти книги, но вот этот образ человека в окопе и готовый отстаивать свои взгляды, до конца жизни останется, я его сейчас вижу, вот прямо сейчас вижу… Потом я взял его координаты, мы познакомились, сотрудничали. Он помогал, давал работы, статьи, которые нам тоже в разведке были нужны для наших аналитиков, кто занимался этим направлением Украины. Читали, это очень хорошее было подспорье. А когда меня назначили директором Российского института стратегических исследований в 2009 году, я его пригласил сначала начальником отдела, потом он очень сильно себя проявлял не только как аналитик, мыслитель, но и как организатор. Он смог сплотить целый ряд талантливых ребят, аналитиков, в хороший такой коллектив. И я назначил его замдиректора, своим замом. Он вел всю гуманитарную часть работы института, историко-просветительскую, гуманитарную. И когда я его назначил, курирующие меня люди сказали, подождите, Смолин же монархист. Я говорю, конечно, монархист. Как вы монархиста назначили? Я тоже, говорю, монархист. Ну, мы к вам уже привыкли, а то у вас еще и зам – монархист. Ну, ничего, проглотили. Мы работали с ним вместе в РИСИ, в институте, это аналитический центр Администрации президента, до февраля 2017 года работали. Смолин был одним из создателей нашего историко-просветительского общества «Двуглавый орел». Потом мы работали уже на телеканале «Царьград», он был зам главного редактора. В мае 2020 мы ушли, и вслед за нами ушел и он. И уже я тогда стал завкафедрой истории Московского государственного института культуры, он стал доцентом этой кафедры и преподавал. Когда я закончил преподавательскую деятельность, он остался и до конца своих дней, был профессором, не по званию, а по должности профессором, кандидатом исторических наук Московского государственного института культуры. И очень много работал в нашем фонде наследия, в нашем движении «Наследие Империи». Он выезжал в многие командировки в Сербию, Болгарию, Грецию с такими просветительскими миссиями, много выступал, много-много издавал и много писал своего. Если кто из слушателей «Радонежа» смотрит такой телеканал как НТВ, знает, что он там часто выступал в ток-шоу среди такой либерально-коммунистической публики, он единственный всегда стоял на позициях, которые посвятил всю свою жизнь. Это консерватизм, русская православная цивилизация, Россия, монархическое мировоззрение. Он был мировоззренческим монархистом. Он считал, что монархизм – часть русской национальной идеи, часть тысячелетней нашей жизни. Он не опускался до глупых разговоров «А кто будет царем завтра?» И дело не в имени, дело в том, что это должно быть внутри русского человека, как было тысячи лет. Это русская национальная идея за веру, царя и отечество. Вот вся его деятельность, работа, доклады, выступления – все это было посвящено именно монархизму, консерватизму. А консерватизм – это следование нашим национальным традициям, национальным ценностям и быта, и духа, всего, что включает монархизм. Если такой монархизм будет, как говорил Михаил Борисович, то царь сам появится, Господь даст.
Н.Бульчук: Но часто эта тема настолько профанирована в нашем обществе, и специально это делают СМИ. Вообще при одном упоминании о монархии, о почитании царя, людей буквально сотрясают бесовские корчи. Два дня назад, когда я узнал о кончине Михаила Борисовича, я задал вопрос о нем близко знавшему его человеку, православному нашему брату. Он сказал, что не мог ничего мне сказать, – они были идейными противниками. Далее была пауза, а потом он признался, дословно сейчас цитирую, «я почитаю Ленина и Сталина, поэтому я не могу ничего не сказать о Смолине».
Л.Решетников: Ну, это бесовщина.
Н.Бульчук: Признаться в почитании этих двух упырей, Леонид Петрович!? Я, православный человек, их почитаю!
Л.Решетников: Якобы православные. Конечно, таких людей действительно бесила позиция Михаила Борисовича. Он не лез ни в какие драки, ни в какую политику. Но их бесила его гранитная уверенность, его спокойствие, его рассудительность, его мысль. Он вообще-то считал, если честно, вот таких людей психически нездоровыми. Он всегда говорил, какой смысл участвовать в этих дискуссиях? Они же больные люди… Одержимые просто. Их может исправить только Господь Бог. Если Он захочет, может быть, каким-то образом, то приведет их в нормальное состояние. Но мы же Евангелие читаем: одержимых очень много. Их только Господь Бог выводил из этого состояния.
Н.Бульчук: Мне страшные слова приходят на мысль, вернее слова-то очень хорошие, а вот мысль страшная постигает при осознании этих слов. Если любви не имеете, то все это... Помните у апостола Павла? А ведь любви у этих людей нет. Они, по-человечески говорю, не любят ни государя, ни новомучеников, ни всего того, что связано с нашим старым укладом, со старой Россией.
Л.Решетников: Не любят. Они считают, что любая жертва, любое преступление во имя идеи оправданы. А идеи-то к чему сводятся? Это идеи Ленина, Сталина. Все остальное, все убийства, все расправы… Ну, вот убийство царской семьи. Я не могу воспринять позицию, что… ну ладно, царя убили. Он, наверное, заслуживал. Это, конечно, бред – такие слова. Но все-таки я понимаю, что они хотят сказать. Ну, казнили, да, как в других государствах. Но когда они оправдывают убийство детей, девочек, царевича, царицы... Это говорит о том, что это действительно бесовская одержимость. Это люди уже вне рамок морали, вне рамок духа, благодати. Вообще вне рамок. За гранью человеческого образа. Если им дать власть, они это же повторят! Это опора той вот бесовской власти, дьявольщины. Для них православие и церковь – это институт, который можно использовать для своей цели, деятельности, прикрываясь своим чином, положением. Вон дьякон Русской Православной Церкви, а говорит одержимую хрень. Проповедует идеи КПРФ. Есть такой дьякон, и не один, который сидит в комиссии, по-моему, по новомученикам, открыто проповедует... Это же бред. И вы знаете, мы прослеживаем эволюцию здесь на радио. Мы знали его еще лет десять тому назад совсем другим человеком. То есть враг рода человеческого просто изменяет сознание. Попался дьяволу на крючок и пошло по чуть-чуть. Ладно, чуть-чуть пойду на сговор, немножечко. Вы же сами знаете, все описано в Священном Писании и в предании, там все есть. Все! Попал, коготок увяз, ты не выберешься, но это огромный духовный подвиг должен был и помощь окружения. А если окружение такое же. Скажу следующее: много людей знали, почитали работу и труды Михаила Борисовича. Мы даже сделали обращение на моем скромном телеграм канале, где не так много подписчиков, около 17 800. Мы опубликовали некролог и короткое обращение помочь семье. Все-таки у Михаила Борисовича шестеро детей, пять мальчиков и девочка. Жил он в стандартной Красногорской квартире. Четырёхкомнатная, но, сами понимаете, восемь человек. Не имел он дачи. Была попытка построить, он начал, было что-то на участке, потом все это продал, потому что не хватало на жизнь. Знаете, как платят преподавателям, доцентам... Довольно скромные деньги для Москвы. Жил он очень скромно. Всё держалось на нем. На его самоотверженности. И я опубликовал обращение с номером карты его супруги, чтобы помочь и семье, и на похороны. Больше 40 тысяч человек откликнулись! При моих 17 тысяч подписчиков. Слава Богу! То есть многие знают его, многие епархии его знали, потому что куда он только не ездил. Его много где знают. Но вот ни одной грамоты от Патриархии, ни одной медальки, ни одного слова. Слово даже важнее. Медальки, грамоты, ладно. Ни одного слова. Телеканал «Спас», слава Богу, что есть такой. Миша там много выступал, целую передачу сделал памяти Михаила Борисовича. Есть герои труда, есть награжденные и Александром Невским, и Дмитрием Донским. Кто? Еретики, леваки, которые не признают ни новомучеников, и оправдывают палачей Русской Православной Церкви. Они награждены.
Н.Бульчук: Иноверцы.
Л.Решетников: Верно. И если они, не дай Бог, скончаются сейчас, то мы увидим список орденов, наград и так далее.
Н.Бульчук: Леонид Петрович, но мы же все понимаем с вами. 33 года вещает радио «Радонеж» в Москве. Вещаем за рубежом и только сокращаем объемы вещания, урезаем количество частот, сейчас стоим на грани того, чтобы вообще прекратить эфирные вещания. Это нормально в православной стране? Единственная первая радиостанция, которая стала говорить о Христе, о Боге, о Евангелии силами каких-то 5-7 человек… Грамоты, конечно, были, какие-то награды, может быть. Но не в этом дело, а в информационной поддержке хотя бы.
Л.Решетников: Михаил Борисович Смолин всегда возражал против фразы, что мы православная страна. Какая мы православная страна? У нас абсолютно палеотип такой. Не поймешь, какая мы страна. Да, у нас есть православное население. Есть воцерковленные люди. Но только что мы сами приводили примеры такого православия, что лучше бы его вообще не было. Поэтому мы, конечно, не православная страна. У нас президент говорит, что он православный, да, но президент один. А насколько все остальные православные – вопрос. С другой стороны, я всегда повторяю: учили нас наши наставники духовные, что по-настоящему стать человеком Господа можно только в борьбе за Его слово, Его веру. Если мы будем как Первый канал «в шоколаде», то мы быстро забудем очень многие вещи.
Н.Бульчук: Меня жена всегда утешает. Пройдет какая-нибудь передача, бьешься-бьешься над ней, вызваниваешь автора, долго готовишься, готовишь иллюстрации, особенно это касается музыкальных передач, сложных, изучаешь там какие-то аспекты, сам монтируешь потом, вставляешь все это, слушаешь. Получился шедевр. Звонки: что за безобразие вы там даете? Критика какая-то. И свои же и скажут, что это все ерунда, это вообще не стоило делать. И жена мне говорит, ну слава Богу, что тебя тянут за ногу. Сейчас бы тебя все похвалили или порадовались, или отметили. Ну, ты бы вознесся.
Л.Решетников: Конечно, конечно. Все великое рождается в борьбе, в противоречиях. Вопреки. Михаил прожил эту жизнь, не такую уж большую… Он делал все вопреки. Посмотрите, он вернулся из советской армии, где служил два года... В 89-м году закончил университет и сразу вступил в эту борьбу. И поднял это знамя Христа, и никогда его не опускал. Он жил как преданный Богу человек, преданный Господу, Русской Православной Церкви. И испытал на себе такие ушаты грязи, и невнимание, и забвение. Я думаю, слова, которые он произнес, умирая, страдая от диких болей «хочу в рай» – это уже его понимание, что он уже там. Я просто уверен, что он там. Мы дружили. Москва же не дает очень тесно дружить, потому что это огромная страна. Я много времени провел в Болгарии, в Сербии, в Греции, в принципе там можно всем друг друга знать, а здесь это очень тяжело. Но мы были очень близки, хотя я его старше на 24 года. Он говорил мне, Леонид Петрович, Вы мне как отец. Я подробностей его жизни не узнал, но в человеческом смысле он был близок к идеалу. Даже внешние веры. Он не пил, только рюмку-другую во время праздника. Не курил. Как сейчас скажут, не православный, что ли? Шесть детей с замечательной женой иркутянкой. Поехал туда на конференцию писательскую, там познакомился с ней, прожили вместе, у них хорошие дети. Все время исповедовался, причащался. Вот еще один момент. Он где-то до 2012 года все-таки имел контакты с архиепископом Алексеем Фроловым, наставником нашего фонда, нашего движения. Нельзя сказать, что был очень близок, но и недалёк. То есть он имел возможность общаться с выдающимся нашим иерархом, духовным человеком, наместником Новоспасского монастыря. А когда владыка скончался, он не искал никого. Как учил нас владыка, вы, ребята, не гоняйтесь ни за кем, не ищите старцев. Бог сам решит, кто вам нужен. А вы вот возьмите обычного батюшку. Живете в Москве, под Москвой. Ходите на службу, исповедуйтесь и причащайтесь. Вам пошлет Господь наставника, если вам очень надо. И когда я Мише сказал, что есть такой владыка, давай съездим, он прямо процитировал слова владыки. Он посещал два храма в Красногорске и Новотушино. Исповедовался у этих батюшек. Когда надо было ехать в Москву на работу, а ему надо было постоянно туда ездить, он периодически просыпал. И в таких случаях он шел в Красногорский храм. В храм преображения Господня в Тушино – когда время было. Там исповедовался и причащался. У него не было такого, как у многих православных особенно женщин, желания найти какого-то особого, какого-то такого, выдающегося и так далее. У него был свой простой подход. Он вел во внешнем, во всяком случае, жизнь добропорядочного православного человека. Совершал подвиг интеллектуальный.
Н.Бульчук: Видимо, Господь давал так. Так происходит, когда человек ценит Церковь как сокровище, данное ему в этой жизни, и не выискивает какие-то ее грехи или огрехи… А есть и другие люди. Их Церковь приняла в святом крещении, а они начинают изнутри ее разрушать своими действиями, сознательно или несознательно, но враг тут как тут. А жить как православному человеку, творить попутно великие дела, издания выпускать, быть монархистом, созидать родину, которую мы потеряли, но надеемся вернуться в нее спустя сто лет, – это великое дело. И Господь даёт таким людям, которые ценят церковное наследие, не мудрствуя лукаво.
Л.Решетников: Полностью с вами согласен. Вот он такой человек... Я просто уверен, что он принят Господом с любовью, с распростертыми объятиями. Михаил Борисович Смолин – замечательный русский человек.
Н.Бульчук: А потом мы знаем, Леонид Петрович, что Господь забирает человека в двух случаях. Когда нет надежды на его исправление и когда он готов, как спелый плод, войти в радость Господа своего. У меня сестренка именно в этом возрасте в 2017 году скончалась от рака. Полгода болела. Терпела страшные боли. 55 лет всего. Всего достигла, по сути. Писала диссертацию.
Л.Решетников: Та же мысль у меня. Единственное… еще есть четверо несовершеннолетних детей. Но задача друзей, соратников помочь. Вот это единственное, что как-то осталось. А так я полностью согласен.
Н.Бульчук: А были прецеденты. Петр Паламарчук. Он жил очень мало по-человечески, а создал очень много. Илья Литвак… очень много потрудился в детском просвещении православном. Человек очень веселый, скончался внезапно. Отец Георгий Ареханов, наш выдающийся сосед, преподаватель и декан факультета Свято-Тихоновского гуманитарного университета, с которым мы дружили очень много, пока жили в Москве, и дети наши дружили. Внезапно Господь забирает людей ярких, талантливых, которые очень нужны нам здесь.
Л.Решетников: Там они тоже, наверное, нужны. У меня был случай. Был у меня был очень близкий друг, сотрудник ФАПСИ (Федеральное агентство правительства и связи), полковник Виктор Смирнов. Для меня он вообще был святой просто человек. Как-то я должен был уехать на Афон, и я туда уехал в итоге. Перед отъездом я что-то о нем вспомнил. И была такая мысль: Вить, а ты же все сделал. У тебя дела нет. Вот, что я подумал. Ты все сделал, у тебя дел уже нет. А ему всего 43 года. И приехал я на Афон, была Пасха. Буквально сразу отправился в Пантелеймонов монастырь. Отстояли мы пасхальную службу. Рано утром выходим, – она же длилась долго очень. И вижу звонок, звонит мне жена, и рыдая говорит, что Виктор скончался на Пасху. Представляете, в меня за несколько дней перед отъездом мысль вдруг посетила!? То есть он, как Вы сказали, абсолютно готовый плод.
Н.Бульчук: эти люди так нам нужны здесь и сейчас… Чего сейчас не хватает? В 90-е дул вот этот свежий ветер перемен, связанный, конечно же, не с перестройкой. По милости Божией мы получили эти изменения после празднования тысячелетия крещения Руси. Вот этот яркий интерес к православию, восстановление древних обителей, храмов, собирание наших духовных начал по крупицам, возрождение Оптины, Дивеева, монастырей. Братская жизнь, интерес к монашеству, литература, которая, помните, издавалась какими-то тиражами, репринтами, совершенно невзрачными книжонками. Мы собирали всё это как глоток свежей воды. Совершенно была какая-то милость Божия. Это короткий отрезок времени. Сейчас, казалось бы, все есть. Литературы много любой, батюшек сколько и храмов полно. Сколько отчётов: там-то служил владыка такой-то, так красиво написано, да великолепные цветные фотографии с разрешением невероятным, а храмы-то пустые… Идет с каждением архиерей и кадит пустым стенам. Я сразу Фуделя вспоминаю «У стен церкви». Но так было в 37-м. А сейчас-то практически сто лет прошло. Прославлены новомученики, царская семья. Мы всё поняли, знаем, богословски образованы, подкованы, воцерковлены и катехизированы, как говорил наш друг-дьякон, недавний известный богослов. Ну и что?
Л.Решетников: Николай, я все-таки более оптимистически настроен. Я пришел к Богу как раз в период тысячелетия крещения России. 1988 год. Я считал, что я верующий человек, я первый раз зашел в церковь, поставил свечку, перекрестился и не знал, что сказать даже. Но я это сделал, будучи майором или подполковником, мне уже было 40. Вот в этот призыв мы вместе, видно, попали. Михаил Борисович попал, молодой совсем. И этот призыв свое дело сделал: породил ядро Русской Православной Церкви. Конечно, появились и другие… ведь дьявол вмешался в это дело и своих агентов тоже наплодил в нашем этом ядре. Ну а как? Он же не может спокойно наблюдать… Вот и рождаются все эти поклонники Ленина, Сталина и прочие. Но этот наш призыв, люди в возрасте от 18 до 50 лет, кто тогда пришел в церковь, – мы создали это ядро. Что сейчас я наблюдаю? Показателен недавний крестный ход царских мучеников – значительную часть составляли мужчины активного возраста от 18 до 40 лет. В этом году это было особенно видно. Все, кто ездил, мне это говорили. И ребята из нашего МГУТУ, университета, где я работаю, и Пётр Валентинович Мультатули. Я с участниками некоторыми пообщался. Если бы мы знали, что это такое, мы каждый год бы ездили! Это молодежь говорит! А им по 20 лет… То есть идет прикосновение уже другой части нашего народа, нашего населения, более молодой, не замороченной советским, извиняюсь за выражение, строем. Мы говорили про монархистов. Огромный интерес к монархизму! На нашем историческом клубе позавчера подошли молодые дамы лет до 30 и завели со мной разговор, что такое монархизм. Чтобы молодые такие, с виду довольно статусные и образованные дамы заводили разговоры со старым человеком о монархизме, интересовались и серьезно говорили?!... Начинается предвестие второй волны прихода нашего народа в церковь. Уверен, что она будет развиваться. Конечно, дьявол создал ловушки в виде сталинистов, либералов, формализованных священников, которые «от сих до сих». Сегодня я написал пост в телеграм-канале «Наследие империи». Освобождённый, выведен на покой митрополит Самарский Сергий (Полюткин). Ему только в апреле следующего года 75. Он не достиг еще этого пограничного возраста. Это редчайший человек. У нас таких митрополитов осталось на пальцах одной руки пересчитать. Он же пришел в Церковь, к вере в советские годы, в конце 70-х. Это тогда, когда выбор этот означал испытания и очень часто поношения. Он не на работу пришел «от сих до сих», как сейчас. Не в обиду будет сказано… Он пришел сознательно, понимая, что плюшек не будет, но только подзатыльники в лучшем случае.
Н.Бульчук: Я совсем не знал его митрополитом, но прекрасно помню его иподиаконом у владыки Владимира Сабадана.
Л.Решетников: C 1992 года он на кафедре. Более 400 церквей в губернии построено, открыто 150 с нуля. С земли просто. Остальные возвращал к жизни из складов, мастерских, чуть ли не из отхожих мест возрождал. Представляете?
Н.Бульчук: Он в силах и в прекрасной форме, мог бы и служить. Наверное, и будет служить на покое.
Л.Решетников: Ну, наверное, да, конечно. У нас очень много сейчас довольно молодых священников, которые пришли после окончания коммунистической диктатуры. Их никто ни за что не гонял. Ни в какой борьбе они практически не состояли. Поэтому соблазнов, конечно, много. Но все равно новая волна, которая идет, заставит и священников, если они хотят быть пастырями, по-другому смотреть на свою приходскую деятельность и так далее.
Н.Бульчук: Я вспоминаю слова отца Иоанна Восторгова, что священник не может не быть монархистом. Стоять у престола такой священник просто недостоин, я с ним абсолютно согласен. Извращенное понимание самодержавия, которое революционеры вселили в бедные головы русских людей, дескать, это какая-то диктатура и подчинение, и унижение для простого человека… ведь до сих пор бытует.
Л.Решетников: Последнее выступление Михаила Борисовича можно найти и на «Спасе», и в публикациях. Он говорил, о чем вы? Мы же все попробовали. Советский путь, либеральный путь. Оба провалились. Нет никаких оснований повторять. Давайте вернемся к истокам, к живой воде. Давайте вернемся к тысячелетнему опыту, который мы отвергли сто с лишним лет назад и попытались что-то другое построить. Зачем? Он всегда говорил, что наша вера создала строй, который вырос как продукт творчества православного народа. Это не модель, которую в Швейцарии или в Лондоне в основном, смоделировали нам, используя некоторых отморозков, которых почему-то все называют «революционеры». Смоделировали модель и с кровью напялили на Россию.
Н.Бульчук: Сейчас в Украине то же самое происходит.
Л.Решетников: Да, они тоже смоделировали. Мы знаем кто, не только разведка знает, все знают, кто это делает. А у нас самодержавие, наша монархия – это творчество всего народа, всех слоев. Это не просто аристократия выдумала. Это родилось из жизни. Михаил Борисович об этом все время говорил. Это жизненное! Мы должны эту жизненную энергию возродить. Тогда Россия сотворит в рамках этой жизни монархию, любовь. Монархия тоже любовь. Настоящий монарх должен любить своих подданных, страну, землю, свою традицию. И кто был ненастоящий, быстро исчезал. Разными путями Господь его прибирал. А у Сталина и Ленина была задача любить? У него была задача ненавидеть всех несогласных, всех недостаточно открывающих рот с криками «Ура!». Ненавидеть. Они воспитывали ненависть. И нынешние оппоненты Михаила Борисовича стоят же на позиции ненависти. Вы предатели, вы антисоветчики, вы разрушители. Всякую глупость говорят. Вы фашисты.
Н.Бульчук: Вы слабые, как ваш государь.
Л.Решетников: Да, вы слабые, как ваш государь. Михаил Борисович очень сильный. Если бы его оппоненты прожили такую жизнь, как он… а ему никто не помогал, его никто не финансировал. Русская монархия – это единственный выход для нашей страны. И эта идея распространяется очень сильно. Знаете, я на днях совсем был в гостях у одного православного предпринимателя. Когда-то он даже был и министром. Там встречалась небольшая наша компания, в том числе и люди, входящие в Совет Федерации, возглавлявшие отдельные области, губернии, уже возрастные. И мне один из них говорит... Но монархия – это русский путь. Если мы русские, мы должны идти своим путем. Русская монархия – это русский путь. Перекрестился, говорит, это единственный путь, который нам остался. Представляете, люди в возрасте под 70, а то и за 70. Так что не так все плохо, Николай. Михаил Борисович умирал нельзя сказать оптимистом, но не пессимистом. Он верил, а вера – это победа. Обязательно победа. Без веры победить трудно, а с верой победим. Когда – Господь решает. Нам кажется, что это долго, что на протяжении 40 лет ничего не меняется. Меняется. Но 40 лет для Господа – это меньше мига. Поэтому все будет. Наша задача держать линию, как держал ее Михаил Борисович Смолин. Вечная ему память.
Н.Бульчук: Царство небесное дорогому Михаилу Борисовичу. Я думаю, что он мысленно и, может быть, духовно с нами видит и нас, и наши деяния. Несомненно, человек после смерти получает другое зрение. И мы будем помнить его, молиться о нем. Это наша задача сейчас. А русская община, или русское государство, русское сознание постепенно-постепенно, конечно же, вырастает. Знаете, чем я утешаюсь? Количеством приводимых к Святой чаше детей за божественной Литургией. Если сравнить или вспомнить жуткое советское время, когда... Детей держали… Помню, у меня дочь болела, жена привезла ее причастить. Это был храм на Соколе, известный такой. Шел праздник Крещения Господня. Она протиснулась с больной малышкой вперед. «Со страхом Божиим». Открылись врата и… закрылись. Священник унес чашу и еще прикрикнул, куда же ребенка? В такие праздники не причащаем! Вот какие были установки от власти. Но сегодня очередь из детей к чаше все более и более увеличивается.
Л.Решетников: Это очень обнадеживает. Да, так победим, так спасемся. В личном спасении победа. Михаил Борисович себя спас. Спас себя, и вокруг него тоже люди спасаются. Спасибо. Вспоминали сегодня о Михаиле Борисовиче Смолине. Царствие небесное, вечная память.
Добавить комментарий