Перейти к основному содержанию

19:27 25.07.2025

Целитель прокаженных

24.07.2025 12:48:57

Из всех островов Средиземного моря, по крайней мере, из тех, что довелось мне увидеть, остров Спиналонга — самый печальный. Первую половину прошлого века здесь находился лепрозорий, ставший самым последним лепрозорием в Европе, и остатки этого гетто для прокаженных действуют удручающе на человека даже с небогатым воображением.

Прокаженные появились здесь, естественно, не по своей воле. Более того, их страшная болезнь стала политическим орудием. Дело в том, что эта часть Эгейского моря была возвращена Греции только в начале XX века, тогда же турок вынудили оставить эти места, и большинство сделало это добровольно. Турецкие жители Спиналонги уходить не хотели, и греческие власти приняли «соломоново решение»: собрали, в основном, на соседнем Крите всех прокаженных и поселили их на острове. В итоге турки в ужасе сбежали.

На этом забота властей о прокаженных практически закончилась. Если на Спиналонгу их заманивали обещаниями о лучшей жизни, то, попав сюда, они становились пленниками карантинной системы, близкой к тюремной. В XVI в. венецианцы, готовясь к защите острова от турок, оцепили его фортификациями, теперь они пригодились вновь. В 1903 г. в мощной крепостной стене был оборудован тоннель, своего рода пограничный пункт, который новые обитатели острова прозвали Вратами Данте, имея в виду, конечно, врата в ад, столь живо описанный великим флорентийцем. Прокаженных с острова не выпускали, а всех посетителей Спиналонги строго контролировали и подвергали дезинфекции.

Больных вселили в брошенные турками дома, однако они были неспособны к физическому труду и, соответственно, к ремонту и обустройству своих новых жилищ. И сейчас вид этих опустевших лачуг, так непохожих на аккуратное жилье греков, напоминает о ежедневных трагедиях, здесь происходивших.

Конечно, прокаженным помогали родные (у кого они были), а государство им выплачивало даже пособие. Однако здоровые люди работать на Спиналонге не хотели, и тут царила страшная дороговизна. Каждый был предоставлен самому себе, оставаясь наедине с неумолимо приближающейся смертью.

Положение изменилось, когда на остров прибыл заболевший проказой священник. Трудно представить себе иной случай, когда бы пастырь в такой степени разделял беды своей паствы. Для спасения душ нужна была церковь, и батюшка организовал подписку на строительство. Средств, собранных среди прокаженных и их родственников, в другом месте хватило бы на монументальный храм. На Спиналонге возникла же маленькая церквушка, размерами не превышавшая кладбищенскую часовню. Но это был настоящий храм Божий, у алтаря которого совершалось бескровное жертвоприношение. Посвятить его было решено св. Пантелеимону, целителю тел и душ.

Священник венчал тех, кто уже жил вместе, крестил некрещеных. Он же провожал в последний путь покойных, которых погребали за крепостными стенами. Денег на устройство отдельных могил у жителей Спиналонги не было, и их хоронили в братской могиле, выкопанной внутри одного средневекового бастиона.

От браков, заключенных в церкви Св. Пантелеимона, родилось двадцать детей. И вот что удивительно: ни один из них не был больным проказой и не заразился впоследствии! Говорят, что этот факт опроверг предыдущие представления о наследственном характере болезни и о том, что она передается при длительном бытовом контакте. И как не подумать тут о чуде?

Между тем в Европе разгорелась Вторая мировая война, и Грецию захватили немцы. Спиналонга был единственным островом Эгейского моря, куда не ступила нога оккупанта. Боялись захватчики, конечно, не патриотов-партизан, а проказы. Они даже не решились организовать «ликвидацию» больных, а лишь запретили под страхом смертной казни какие-либо сношения с островом. Среди жителей лепрозория начался страшный голод. Иногда все же милосердные рыбаки и крестьяне с соседнего Крита привозили что-либо съестное…

В 1953 году англичанин Самуэль Роузен открыл средство, поражающее бациллы проказы. В 1957 г. было решено закрыть лепрозорий. Кого-то из прокаженных соглашались взять к себе родственники, а всех остальных разместили в одном афинском госпитале.

Остров, пользовавшийся дурной славой, стал необитаемым. Прогулочные катера привозят туристов на Спиналонгу, где они, попадая в вымерший город прокаженных, ведут себя много тише, чем в других местах.

В центре этого города — закрытая церковь. Она, однако, не считается недействующей, ибо раз в год, на праздник св. Пантелеимона в ней служит священник, специально приплывающий с Крита.

Православный Санкт-Петербург. 1997. № 7 (61)

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+