Перейти к основному содержанию

01:32 23.09.2019

Земля, где течет молоко и мед

08.07.2016 09:12:04

Уже много веков, начиная с эпохи Константина Великого, христианские паломники из разных стран идут, плывут и едут (а теперь и летят) в землю, где Бог, ставший человеком - Иисусом из Назарета, умер за наши грехи и воскрес ради нашего спасения.

Не могу сказать, что я совсем не мечтал побывать на Святой земле, но будучи закоренелым домоседом, не очень-то туда стремился. Тем более нечаянной была моя радость, когда директор нашей радиостанции Е.К. Никифоров поручил мне участвовать в пресс - туре по святым местам. Этот пресс-тур был организован Министерством туризма Израиля, которое сделало всё, чтобы мы, его участники, чувствовали себя максимально комфортно. Нам предоставили православного русскоязычного гида, автомобиль и гостиницы, а самое главное - интересную и насыщенную программу.

Как театр начинается с вешалки, так и любая страна с аэропорта, хотя, в моём случае с новенького Боинга компании Эль-Аль. Ни один пассажирский самолёт за всё время её существования не упал, и это не случайность. Аэропорт имени Давида Бен-Гуриона, в который мы прилетели, признан самым безопасным в мире. Многих, наверное, удивит та скрупулезность, с которой сотрудники безопасности проверяют пассажиров и в Москве и в Израиле, но это вынужденная мера.

Из многолюдного и многоязыкого аэропорта  наш путь лежал к Средиземному морю, в город Тель-Авив, с которого начался современный Израиль. Хотя Тель-Авив не столица, он второй по населённости и самый инаковый из всех городов Израиля. Существует пословица, которая гласит, что Хайфа работает, Иерусалим молится, а Тель-Авив отдыхает. Действительно, это город - праздник, там  много спортивной молодёжи, в городе длинные песчаные пляжи, а Средиземное море пахнет ярче и вкусней Чёрного. Разрастаясь, Тель-Авив поглотил древний Яффо (Иопию), который представляет особый интерес для паломников и туристов. Мы встречаемся с этим городом на страницах книги Деяний. Здесь останавливался апостол Пётр в доме Симона-кожевника (этот дом несколько веков занимает армянская семья), здесь жила воскрешённая по молитвам апостола христианка Тавифа. Рядом с её гробнице стоит русский храм. Яффо - город-порт (единственный порт древнего Израиля) с узкими улочками сохранил свои древности лучше, чем Иерусалим за который бились многие народы в течение многих веков разрушая и перестраивая его, хотя и он подвергся разорению во время иудейской войны. На территории Яффо есть Парк ворот Рамзеса II, там можно посмотреть на египетские ворота времён этого фараона, когда Египет не ограничивался Северной Африкой, а контролировал всё Восточное Средиземноморье.

Дорога вдоль Средиземного моря  ведёт в город Кейсарию - столицу римской провинции Сирия. Там жили прокураторы Иудеи, в Иерусалиме они бывали лишь несколько раз в году во время трёх больших иудейских праздников. Кейсария была построена Иродом Великим и названа в честь римского кесаря. Сейчас  в этом собрании римских, византийских и средневековых развалин трудно увидеть то великолепие, которым когда - то поражал этот эллинистический город. Ирод Великий строил  много и красиво и был умелым политиком и хорошим администратором, хотя народ его не любил за жестокость и союз с римлянами. Одержимый властолюбием, он не щадил не только младенцев в Вифлееме и окрестностях, но и своих жён и детей. Когда в Риме услышали об убийстве Иродом своего сына, то император, зная, что иудеи не едят свинину, заметил, что безопаснее быть свиньёй Ирода, чем его сыном. Напрашивается историческая аналогия с одним правителем нашего недавнего прошлого, он тоже обладал безупречным архитектурным вкусом, был прекрасным администратором и восточным деспотом, наполнившим страну доносами и лагерями. На берегу моря стоял дворец Ирода, в котором находилась тюрьма, где два года провёл апостол Павел. Сейчас трудно сказать наверняка, где именно было это помещение, здания разрушились, береговая линия изменилась, хорошо сохранился лишь огромный амфитеатр тех времён.    

Из Кейсарии мы оправились на гору Кармель, туда, где подвизался пророк Илия, дальше в Хайфу, крупный промышленный центр страны, а потом через Канну Галилейскую в Назарет, где жила Дева Мария с Иосифом обручником, и наш Господь до Своего выхода на проповедь Евангелия как пишет об этом евангелист Матфей:  Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется. (Мф. 2: 22-23).                 Назарет - самый христианский город Израиля. Христиан там 31% , а выходной день – воскресенье. Галилея в которой расположен Назарет, теперь заселена преимущественно арабами и хотя большинство живущих в Назарете арабов мусульмане, само названия города созвучно тому, как евреи называют христиан - ноцри, то есть назареи, так же как в древности называли Иисуса Христа - Назореянин. На подъезде к Назарету показывают скалу, с которой жители этого города хотели сбросить Христа. Так пишет об этом апостол от семидесяти Лука:  И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:  Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился. (Лк. 4:16-30).  До конца не понятно та ли это скала, поскольку у евангелиста сказано о горе на которой стоял город, но на сегодняшний день это самый крутой обрыв с которого открывается великолепный вид на Галилею.                        Чтобы воссоздать ту далёкую эпоху в Назарете была построена еврейская этно-деревня, представляющая из себя модель древнего поселения рубежа эр. Там есть и загон с живыми овцами, и оливковый сад с давильней для олив, и дома, и синагога. Наш экскурсовод - симпатичный молодой человек родился в Петербурге и прекрасно говорил по-русски. Его зовут Иосиф, но представился он нам как Ёси. Дело в том, что израильтяне предпочитают уменьшительные имена полным. Видимо, в наименовании себя полными именами они видят не нужный пафос.  Следующий город, в котором мы жили два дня - Тверия или Тиберия, названный так в честь кесаря Тиберия лежит на берегу Тивериадского  озера. Очень часто это озеро называют  Галилейским морем, хотя оно и не очень большое. Дело в том, что на иврите и арабском море и озеро обозначаются одним словом. Тивериадское озеро (или озеро Кинерет) вытянуто с севера на юг и когда-то составляло один бассейн с Мёртвым морем, на глубине его вода солёная. С запада на восток оно хорошо просматривается и нам показывали то место, откуда прыгнули свиньи, одержимые легионом бесов. В озере Кинерет водится более тридцати видов рыб, одна из них называется "рыба святого Петра". Это тилапия. Почему рыба носит имя апостола так не понятно.

Одним из самых запоминающихся событий было плавание по озеру на лодке. Эта лодка была копией древних судов, правда без вёсел и паруса, но на электромоторе. В конце плавания капитан Давид (очень симпатичный общительный человек) сказал: "Мне не надо чаевых, только напишите о моей стране хорошо". Израильтяне - большие патриоты. Наш гид рассказывал о том, что его начальник на второй работе отпустил его в отпуск за свой счёт без уговоров. Он сказал: "Покажи им нашу страну, так, чтобы она им понравилась". Патриотизм проявляется и в отношении молодых людей к службе в армии. Служат все: девушки два года, юноши три. Это весёлые, довольные жизнью люди. Они получают хорошую зарплату, по вечерам и на выходные возвращаются домой. Глядя на них я задумывался о том, почему у нас не так?

Рядом с Назаретом на берегу озера в древности стоял  город Магдала, откуда была родом Мария Магдалина. В Магдале располагается  подворье Горненского монастыря с тремя источниками и прекрасным садом, который местные жители так и называют "русский сад".

Евангельские события начинались в Галилеи (откуда были родом  апостолы) там они и заканчиваются. Один из самых трогательных рассказов о явлении воскресшего Христа своим ученикам тоже связан с Галилейским морем: После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых. (Ин.21:1-14). Как просто рассказано о том, как ранним весенним утром Творец миров сидел на берегу маленького озера, на краю империи в захолустной провинции.

  Климат меняется и Галилейское море высыхает, там, где раньше была вода теперь суша, очертание  берегов становится другим и хотя говорят, что именно там, где сейчас стоит  католический храм и состоялась описанная встреча, это место, как и множество памятных мест Святой земли условно, ведь никому из апостолов не пришло в голову поставить на берегу мемориальный знак. Возможно, это место было выбрано потому, что в древности там была пристань, сохранились древние камни, но они уже далеко от воды.

В Галилее, которая является северным регионом Израиля, мы пробыли несколько дней, а после наш путь лежал на юг, туда, где две тысячи лет назад Иоанн Предтеча погружал в воды Иордана приходящих к нему людей. Река поменяла русло, этого места теперь нет, но на территории соседней Иордании найдены остатки византийских храмов и каменные лестницы, которые когда - то вели к воде. На израильской стороне существует условное место, где паломники опускаются в воду в белых крещальных рубашках. В пустыне, которая лежит вокруг есть несколько монастырей, но мы посетили лишь греческий Монастырь преподобного Герасима Иорданского, дружившего с львом по имени Иордан. В этом монастыре стоит очень интересная скульптура льва Иордана.

Дальше к югу когда-то располагалась прекрасная долина, в которой стояли Содом, Гоморра и ещё несколько таких же городов, а теперь плещется такое солёное озеро, что в нём ничего не живёт. Как вы уже догадались - это Мёртвое море, самое низкое место на Земле. Концентрация соли в нём такова, что можно лежать на спине и не тонуть.

От Мёртвого моря мы повернули на запад и через пару часов были в Иерусалиме.  Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф. 23: 37). Мы, как и древние паломники, шедшие в святой город, увидели его с Елеонской горы. Но, конечно увидели другой Иерусалим. Тот был разрушен римлянами, а на его месте из древних камней была построена Элия Капитолина. Сбылось предсказание Христа, не осталось камня на камне и даже Стена Плача, вовсе не стена, а часть платформы, на которой когда - то стоял Храм Соломона, а теперь находятся исламские святыни. На Елеонской горе был сад, в котором Спаситель молился до кровавого пота в ночь перед распятием, сад сохранился, самым древним оливам около тысячи лет.

Иерусалим можно условно разделить на Новый город и Старый город, построенный турецким султаном Сулейманом Великолепным в 16-м веке, который является настоящим музеем под открытым небом. Высокие крепостные стены и башни, узкие улочки мощённые камнем, это то, что мы никогда не сможем увидеть в русских городах, даже самых древних, удивительно, но в этих домах живут люди. Поскольку римляне разрушали только то, что находилось сверху, сохранилось много древних подземных помещений и даже тюрьма с настоящими камерами и каменными колодками. Говорят, что в этой тюрьме некоторое время провёл Христос. Сохранилась и дренажная система древнего Иерусалима по небольшой части которой мы прошли. Ведутся археологические раскопки, обнаружен исторический центр, из которого начался Иерусалим, это так называемый "Город Давида". И конечно нельзя не упомянуть о главной святыне Иерусалима - Храме Воскресения, который часто называют Храм Гроба Господня. Под его куполом находится и гора Голгофа и пещера, где было положено Тело Иисуса. Впечатляют и размеры храма, и огромное количество христиан из разных стран, и всё же вспоминаются слова ангела, сказанные жёнам-мироносицам: «Что вы ищете живого среди мёртвых? Его нет здесь – Он Воскрес!» (Мф. 27:5-6).

В одном из районов Иерусалима находится «нагорная страна», которая упомянута у евангелиста Луки: Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. (Лк. 1:39-45).Когда-то это было село, где жили родители Иоанна Предтечи. Туда пришла Дева Мария навестить свою родственницу Елисавету после того, как ангел объявил Ей о том, что Она станет матерью Мессии. Сейчас там стоит русский Горненский монастырь окружённый прекрасным садом. Впрочем, весь Израиль похож на прекрасный сад.

Размеры газетной статьи не позволяют мне писать подробно про все места, которые мы посетили, да и как опишешь целую страну, её бездонное синее небо, её горы, её оливковые и пальмовые рощи, её цветущие сады, с порхающими по веткам попугаями. Растения, которые мы выращиваем в горшках там растут в земле, то, что у нас вырастает на пол метра там становится деревом. Как описать землю "текущую молоком и мёдом" (как сказано об Израиле в Библии), которая вмещает в себя несколько климатических зон, страну, где история предельно сконцентрирована, где древние камни лежат на камнях ещё более древних. Надеюсь приехать туда ещё, хотя бы раз, а тем, кто там не был, желаю побывать.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+