28.11.2014 11:15:31
Редакционный комментарий
Одно время постоянной темой для обсуждения в СМИ и в Интернет-дискуссиях было гражданское общество. То толковали, что многие беды наши от того, что его у нас нет вовсе, то выясняли, что есть на самом деле, но какое-то неправильное. Общество же все эти годы тем не менее развивалось так или иначе, в каком-то смысле даже и росло граждански.
30 октября 2014 г. в Патриарших палатах Храма Христа Спасителя торжественно отметили 25(!)-летие одной из точек этого роста – 25-летие Православного братства «Радонеж».
Общество «Радонеж», впервые зарегистрированное в 1989 году как «экспериментально-творческое объединение», и тем самым получившее возможность легальной работы, как раз и стало одним из первых в России (еще в СССР) свободных религиозно-общественных объединений, одним из первых кирпичиков в созидании того самого свободного гражданского общества.
Основным направлением деятельности Братства «Радонеж» с первых дней его существования стало духовное просвещение, открытие для русского общества целого пласта русской культуры, который пытались похоронить за десятилетия государственного атеизма. Выставки "Утраченная Москва" и "Царский архив", "Духовное наследие Оптиной пустыни" положили начало общественным движениям за восстановление святынь Москвы и прежде всего Храма Христа Спасителя, возрождение Оптиной Пустыни, прославление Царской семьи. Братство «Радонеж» учредило первые в России негосударственные школы – православные классические гимназии – Православная классическая гимназия «Радонеж» – открывшаяся в 1990-м году (тоже еще в СССР), школа "Во имя преп. Серафима Саровского", школа во имя Апостола Иоанна Богослова); Паломническую службу, разработавшую 200 маршрутов по России и православному зарубежью; издательство, главным трудом которого стало переиздание 24-томного собрания творений Святителя Иоанна Златоуста. С 1991 года начинают работу крупнейшие медийные проекты Братства – Всемирная служба русского православного вещания – Радио «Радонеж» (1991 г.), ставшее первой независимой радиостанцией России, газета «Радонеж» (1995 г.) (на страницах которой вы читаете эти строки), Международный фестиваль религиозного кино и телевидения "Радонеж", который в 2015 году отпразднует свое двадцатилетие и стал за эти годы мировым лидером в области духовно-нравственного кинематографа. С развитием телекоммуникаций возник один из первых и до сих пор один из самых посещаемых интернет-порталов "Радонеж" и интернет-телевидение "РадонежТВ". Все эти проекты оказались востребованы обществом и, несмотря на трудности с финансированием, успешно развиваются до сих пор.
Разумеется, эта точка роста не была единственной все эти годы. Недавно состоялся XVIII Всемирный Русский Народный Собор, посвященный в этом году теме «Единство истории, единство народа, единство России». По итогам Собора была принята «Декларация русской идентичности». Участники ВРНС, созданного еще в 1993 году, уже в одном из первых заявлений Собора отмечали, что с 1991 года русские стали разделённым народом. Преодоление этого разделения, восстановление русской идентичности вопреки нынешним и будущим угрозам – наша общая задача.
Выступая на открытии Собора, его глава – Святейший Патриарх Кирилл – отметил: «Сегодня нередко слышатся голоса, призывающие принять как некий эталон какой-либо один период нашей истории, одновременно принижая, умаляя и всячески критикуя значение других периодов. Кто-то идеализирует дореволюционное прошлое, не видя в советской эпохе ничего кроме гонений на Церковь и политических репрессий. Другие утверждают, что именно советский период был нашим золотым веком, за пределами которого — лишь социальное неравенство, коррупция и технологическая отсталость». Предстоятель считает, что сегодня нам необходим новый «синтез», лежащий «за пределами привычной дихотомии «правые-левые»» — «великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России».
Патриарх также отметил, что любовь к родине, чувство братства и чувство долга, готовность «положить душу свою за други своя», которые он выделил как отличительные свойства русского национального характера «одинаково характерны для героев Куликова поля, Бородина и Сталинграда», они же «отличают большинство русских людей и сегодня»
Предстоятель напомнил, что от поддержки русского национального самосознания и благополучия русских зависит судьба всей страны, ее единство. «Русский народ является не просто полноправным, но важнейшим субъектом национальных отношений в России, и его национальные интересы должны не игнорироваться, а с максимальным вниманием учитываться для достижения гармонии с интересами других национальных общин».
Как считает Патриарх, очень важно, чтобы в элитах возникло понимание того, что «подлинное русское национальное самосознание, основанное на нашей культурной и религиозной традиции, не угрожает целостности России и тем более не угрожает межнациональному миру, а, наоборот, выступает главным гарантом единства страны и дружбы между ее народами».
«Судьба русского народа, его благополучие, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать этим сегодня значит разрушать государство, закладывать под него мину замедленного действия», – подчеркнул Предстоятель.
По его словам, именно это происходило в сфере национальной политики в 1990-е годы, когда группой ученых и политиков «постулировалось искусственное противопоставление русского и российского», когда чиновники получали указания не использовать слова «русский» «как якобы ослабляющее единство нации».
«И сегодня, к сожалению, можно слышать заявления о том, что русский народ неоднороден, что его единство является фикцией, а также о существовании новых, не известных ранее наций – таких, например, как «поморская», «казачья» или «сибирская». За попытками исключить употребление слово «русский» просматриваются идеи, которые давно доказали свою безжизненность на Западе, где все сильнее звучат голоса, призывающие отказаться от мультикультурализма и теории плавильного котла», – сказал Патриарх.
Он также призвал помнить, что главным творцом отечественной культуры является русский народ, «при всей открытости нашей культуры, радушной готовности принять в наши ряды человека любого происхождения», и на основании этого факта «должна строиться культурная политика государства».
Как раз в этой области – образовательной и культурной политики государства – пока, видимо, сохраняются некоторые недобрые традиции. В частности, привычное игнорирование того фундаментального факта, что именно национальная религиозная традиция была на протяжении веков основой русского самосознания. Именно в рамках этой традиции воспитывались в героях Куликова поля и Сталинграда любовь к родине, чувство братства и чувство долга, готовность «положить душу свою за други своя». Но и сегодня мы вновь и вновь наблюдаем сходные ситуации, проистекающие исключительно из нежелания признавать это. Вот торжественно сообщают в новостях, что «Департамент образования города Москвы разрешил Русской Церкви использовать школьные классы в неурочное время для занятий учащихся воскресных школ». Погодите радоваться – пользователи Интернета уже давно вывели «правило 2-х часов» – любая новость будет в течение 2 – 3-х часов опровергнута. Ну, тут, правда, правило сработало не полностью – опровергли лишь через 2 дня и частично: Департамент образования Москвы разъяснил, на каких основаниях школы могут предоставлять помещения для проведения занятий Русской православной церкви». Оказывается, занятия воскресных школ Русской Православной Церкви в этих случаях должны носить «светский характер». Это пять, как говорится. Следует ли теперь ожидать указаний, чтоб проповеди в храмах были, т.ск., «без фанатизьму»? Чтоб, значить, побольше светского характера…
Добавить комментарий