Перейти к основному содержанию

00:43 24.07.2025

Про опасности борьбы с сатаной

23.07.2025 17:18:10

Верховный суд признал «Международное движение сатанизма» экстремистским и запретил его деятельность. С одной стороны, мотивы такого решения понятны. Мы время от времени слышим о сатанинских сектах, которые вовлекают в свои рады подростков. Дело кончается плохо — убийствами в порядке «жертвоприношений», наркотиками, другими преступлениями. От людей, которые поклоняются воплощению лжи и зла, трудно ожидать про-социального поведения.

Но противостояние сатанинскому влиянию может оказаться чем-то гораздо более сложным, чем видится на первый взгляд.

Человек пал, он грешен, уязвим, и, используя церковнославянское слово «удобопоползновен» ко греху.

Сознание того, что тебе не следует верить своем сердцу, что ты склонен ко всякому злу и безумию, причем чем больше ты уверен свой личной безгрешности и правоте, тем более склонен, глубоко присуще православной традиции. Причем это не смиренничанье — а совершенно трезвый, реалистичный взгляд на человеческую природу, который раз за разом подтверждается в нашей трагической истории.

Сатана реален, это не страшилка для детей и старух, а могущественный, и весьма изощренный дух, изначально созданный Богом благим, но злоупотребивший своей свободной волей для того, чтобы восстать против Создателя.

С момента этого мятежа — когда сатана был свержен с небес, и увлек за собой часть ангелов (треть, как говорят, ссылаясь на книгу Откровения Отк.12:4) он прилагает все усилия к тому, чтобы разрушить и погубить Божие творение, и, особенно, человека, созданного по образу Божию. Не в силах навредить Богу, сатана стремится погубить Его лучшее и любимое творение — человека.

Главное орудие, к которому он при этом прибегает — обман. Господь Иисус в Евангелии говорит о нем: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан.8:44)

Сатана — обманщик, провокатор, манипулятор. Подобно всем нам известным телефонным мошенникам, он выстраивает изощренные сети лжи и манипуляции, чтобы побудить людей действовать в его интересах — и к ужасному вреду для себя и других.

Он, обычно, не поднимает своего флага и не носит знаков различия. Несчастные глупцы, которые открыто поклоняются ему — скорее исключение.

Напротив, он предпочитает операции под ложным флагом. Он – бесплотный дух; вы не можете застрелить его или надеть на него наручники.

И, что самое неприятное, он действует изнутри, а не снаружи. От него не защит ни бронежилет, ни вооруженная охрана. Он пытается проникнуть в ваше сознание, используя ваши уязвимости — грехи, страхи, обиды, ненависть к кому-то. Он раздувает пороки и гасит добродетели. Он, весьма изощренно и умело, ведет человека к греху и гибели.

В обычной, земной битве полководцы стремятся воодушевить воинов, внушая им сознание их мощи и силы. В духовной битве, напротив, важно сознание своей крайней немощи и уязвимости.

Когда святой Антоний увидел распростертыми все сети диавола и, вздохнув, вопросил Бога: «кто же избегнет их?», то отвечал ему Бог: «смирение избегает их», а что ещё более удивительно, присовокупил: «они даже и не прикасаются ему».

Это похоже на ситуацию с теми же мошенниками. Человек уверенный в том, что уж он-то умный, опытный, его-то точно вокруг пальца не проведешь, теряет осторожность и становится самой легкой добычей.

Человек, который либо не верит в реальность падших духов, либо полагает, что уж его-то они точно не смогут обмануть и использовать, находится в самом уязвимом положении. В духовной битве нет ничего опаснее гордой самоуверенности.

Люди, уверенные о себе, что они-то могучие борцы с сатаной, подвизающиеся на стороне небес, могут оказаться (незаметно для самих себя) исполнителями его воли. Как Христос говорит в Евангелии, «наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Иоан.16:2)
Человек может быть уверен, что он-то видный и заслуженный борец с Веельзевулом, а Веельзевул у него все это время на загривке сидит.

«Охота на ведьм», выражение, которое давно уже носит нарицательный характер, берет свое название от трагических событий в Европе 16-17 веков, когда люди проникались уверенностью, что их соседи продались нечистому и посещают шабаши. Слова клеветников (или даже душевнобольных) сразу принимались на веру, хватались подозреваемые, проводилось пыточное следствие, вымогались признания, «ведьмы» и «колдуны» отправлялись на виселицу или на костер — но истерия не утихала, находились новые и новые подозревамые, те, кого бы мы сейчас назвали «активистами» упивались властью мучить и пытать под предлогом борьбы с нечистым.

Надо сказать, что там, где существовала прочная центральная власть — церковная или светская — истерию удалось подавить.

«Охотникам на ведьм» противостояли люди, которые понимали, что дьявол как раз и может раздувать всю истерию, чтобы ввести людей в грех клеветы, мучительства и убийства.

Например, известный инквизитор Алонсо де Саласар-и-Фриас отправился расследовать дела о ведовстве в северной Испании, тщательно опросил тысячи людей, пришел к выводу, что рассказы о шабашах не заслуживают доверия, убедил Супрему (верховный совет инквизиции) свернуть всю охоту на ведьм и принять меры против распространения панических слухов.

Он ни минуты не сомневался в реальности бесовских козней — и прекрасно понимал, каким изощренным обманщиком является сатана. Именно это и побудило его тщательно разбирать все рассказы о ведьмах, и очень сдержанно относиться к сообщениям о том, что чья-то вредная соседка продалась дьяволу и летает на шабаш.

А вот в маленьких германских княжествах, куда не мог приехать инквизитор из центра, «охотники на ведьм» жгли своих соседей направо и налево.

И вот у нас борьбой с сатанизмом могут увлечены люди, которых она увлекает — а они часто не обладают богословской подготовкой, опытом, а, главное, благожелательностью, рассудительностью и смирением.

У нас часто говорят о сатанизме как о чисто внешней угрозе — какие-то другие люди, радужные активисты, поклонники тяжелого рока, квадроберы и т.д. являются вольными или невольными агентами сатаны. Но ни в коем случае не мы. Уж кому-кому, а нам это не угрожает.

Что за трансгендеризмом (который, слава Богу, уже выдыхается после проигрыша демократов в США) стоит демоническое влияние — это несомненно. Как оно может стоять еще за множеством движений, которые не имеют к трасгендеризму отношения — или даже прямо ему враждебны, как, например, неонацизмом. Сатана, в этом отношении, любит разнообразие.

Однако беда с таким влиянием в том, что вы можете поддаться ему, не заметив этого. Когда речь идет о чисто земных преступлениях — скажем, воровстве – вы всегда знаете, вор вы или нет.

Но демоническое влияние — вещь, которую бывает трудно отследить. Особенно, если вы считаете, что на вас оно не может оказываться — что-то делает вас неуязимым для коварства диавола.

Когда за борьбу с сатаной берутся люди, вообще не уверенные в его реальном существовании, или даже верующие, но духовно не трезвенные — они могут, что называется, наломать дров.

У нас слово «сатанизм» часто используется просто в качестве ругательства — примерно как «фашизм», и преследование «сатанистов» может обернуться преследованием кого угодно. От реальных членов опасных оккультных сект, до глупых подростков, которые балуются с черным гримом, или, скажем, философов, которые увлекались наследием Алистера Кроули и других подобных мыслителей.

Поэтому для борьбы с сатаной так важны трезвение, рассудительность и смирение.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+