Перейти к основному содержанию

12:24 19.04.2024

Как относиться к чудесам других религий?

14.01.2013 23:54:48

Известно, что чудесные явления случаются не только в Православной Церкви. Колдуны, экс-трасенсы и приверженцы других религий могут указать на различные знамения, предсказания и исцеления, совершаемые в их среде. Есть люди, которые, принимая всё сверхъестественное за божественное, считают эти чудеса доказательством якобы внутреннего единства всех религий, и того, что во всех религиях действует Бог, и все они ведут к Нему.
Но православные христиане знают, что иногда «сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор. 11:14), и что не все чудеса - от Бога, но бывают чудеса, совершаемые силой диавола. Это наглядно видно уже в описании состязания Моисея с египетскими чародеями (см.: Исх. 7:10-12), ещё больше говорится о чудесах, которые диавол совершит во время антихриста (см.: Откр. 13:11-14).
Чтобы понять это явление, нужно обратить внимание на то, что святые отцы говорили о бе-совских чудесах. Прп. Иоанн Кассиан писал: «весьма часто люди, развращенные умом и про-тивники веры… изгоняют демонов и творят великие чудеса, так что даже сила исцелений исхо-дит иногда от недостойных и грешных. Исцеления такого рода бывают по обольщению и ухищ-рению демонов. Человек, преданный явным порокам, может производить иногда удивительные действа. Через это увлекаются к подражанию его порокам и нечестию и открывается простран-ный путь уничижения и поношения святости христианской религии» .
Самую лёгкую добычу диавола составляют те люди, чьё сердце обращено к временному и земному. От религии они ищут только то, что имеет ценность в их практических нуждах, и бе-совские чудеса во многом направлены на то, чтобы удовлетворить этот спрос.
Прозорливость. На людей большое впечатление производит явление прозорливости, когда, например, человек, которого они видят впервые в жизни, вдруг начинает рассказывать, что произошло в их жизни, или даже какие мысли у них в голове. Святые отцы описывали, как бесы могут это делать. «Приметил я, — пишет преподобный Иоанн Лествичник, — что бес тщесла-вия, внушив одному брату помыслы, в то же время открывает их другому, которого подстрекает объявить первому брату, что у него на сердце, и через то ублажает его как прозорливца» . Нуж-но понимать, что диавол не может знать собственных мыслей человека, то есть, «читать» их, но он знает те мысли, которые сам внушает человеку, а также может по некоторым внешним при-знакам догадываться о том, к чему устремляются мысли человека в данный момент. Однако и этого оказывается достаточно, чтобы в глазах легковерных создать иллюзию «всеведения».
Что же касается полученного сверхъестественным образом знания о вещах, произошедших или происходящих где-либо, то об этом рассказывает история из Древнего Патерика. «Некото-рые братия пошли к авве Антонию, рассказать ему о некоторых явлениях, которые они видели, и узнать от него — истинны ли они были или от демонов. С ними был осел, и он пал по дороге. Как только они пришли к старцу, он, предварив их, сказал: «Отчего это у вас на дороге пал осел?» Братия спросили его: «Как ты узнал об этом, авва?» — «Демоны показали мне»,— отве-чал старец. Тогда братия говорят: «Мы об этом-то и пришли спросить: мы видим явления, и они часто бывают истинны, не заблуждаемся ли мы?». Так старец на примере осла показал им, что они происходят от демонов» .
Предсказания. Дьявол не знает будущего, поскольку, как и все остальные духи и бесы, яв-ляется сопричастным тварной реальности, сам будучи тварным. Он живёт во времени, для него тоже есть прошлое, настоящее и будущее. Подлинное знание будущего доступно только Богу, Который один вне времени, и тому, кому Бог открывает нечто о будущем. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «диавол ничего не знает по предведению», однако весьма старается создать иллюзию, будто бы знает будущее, и через предавшихся ему людей делает множество пророчеств и предсказаний.
Дьявол не знает, что и как случится на самом деле, но может делать прогнозы. И если про-гнозы людей могут порой сбываются довольно точно, - например, врач может предсказать раз-витие болезни, - то неудивительно, если иногда сбываются и некоторые из бесовских прогно-зов. Они обладают гораздо большим знанием о нашем мире и гораздо дольше наблюдают за людьми, чем любой человек-специалист. Но их «пророчества» - лишь предположения на осно-вании прошлого опыта и знаний, а не подлинное знание будущего. Кроме того, бесовские про-гнозы иногда сбываются потому, что бесы могут сами свои предсказания, насколько им Гос-подь попускает, реализовывать.
Бесовские предсказания отличаются от предсказаний, которые изрекали святые по открове-нию от Бога, в двух пунктах. Во-первых, они, как и любые прогнозы, не могут быть стопро-центно точными, и исполняются лишь частично – некоторые гадания «сбываются», а некоторые – нет. Во-вторых, как и человеческие прогнозы, бесовские могут более-менее точно «попадать в цель» только если даются на сравнительно короткий срок. Но чем на более далёкое время при-ходится делать предположения, тем больше неизвестных вступает в дело, и тем труднее точно угадать исход событий. Поэтому языческие и оккультные гадатели либо не решаются говорить о событиях, которые произойдут столетия спустя; либо, если решаются, облекают свои пред-сказания в такие туманные и размытые описания, - как, например, Нострадамус, - что теряется всякая конкретика и тогда при желании можно подверстать под эти слова какие угодно собы-тия.
В отличие от этого в Библии мы видим конкретные пророчества, детально сбывшиеся спустя столетия после того, как они были произнесены и записаны. Например, предсказание Христа о женщине, которая возлила благовоние на главу Иисуса: «истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13). Эти слова содержатся в манускрипте p64, датируемом II веком по Р.Х., когда хри-стианство еще представляло гонимую и небольшую по численности группу. По человеческим меркам не было никакой гарантии даже того, что Писание христиан вообще сохранится, не го-воря о том, чтобы быть проповеданным во всем мире. И, однако же, слово Христа сбылось в точности, причем уже много столетий спустя – когда были открыты все части света на Земле. И теперь Библия является самой распространенной книгой в мире, и везде, где в целом мире про-поведано Евангелие, в нем содержится история о женщине с алавастровым сосудом. В Библии немало других столь же ясных примеров, например, предсказания о судьбе Вавилона (Ис. 13:19–22; Иер. 51:26), Тира (Иез. 26:14) и др. Особенно много точных пророчеств о пришествии Господа Иисуса Христа.
Исцеления. Согласно святым отцам, бесы не могут исцелить всякую болезнь, не могут исце-лять увечья, восстанавливать утраченные части тела. Они могут исцелять только те болезни, которые сами же наслали на человека. Святой Иустин Философ говорил, что демоны «подобны разбойникам, ибо как у тех в обычае ловить кого-нибудь живьем, брать в плен, а потом возвра-щать близким за выкуп, так и эти, якобы боги, напав на чьи-либо члены, а потом, заботясь о собственной славе, приказывают людям выйти принародно, на виду у всех, и когда насладятся восхвалениями, удаляются от недужных, прекращая болезнь, ими самими устроенную и воз-вращая людей в их прежнее состояние» . Подобным образом объяснял бесовские исцеления и священномученик Киприан Карфагенский.
Между тем перед тяжело или неизлечимо больным христианином нередко встаёт соблазн обратиться за излечением к «бабкам», экстрасенсам, гуру, заговорам, амулетам и ритуалам дру-гих религий. Против такого тягчайшего греха предупреждает Писание: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу?» (Ис. 8:19).
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Когда ты подвергнешься тяжкой болезни и многие будут понуждать тебя облегчить страдание: одни - заклинаниями, другие - амулетами, третьи - каки-ми-либо другими чародейными средствами... а ты ради страха Божия мужественно и твердо пе-ренесешь тяжесть болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, - это доставит тебе венец мученичества» .
«Ты ищешь у демонов исцеления? Если демоны уже свиней загнали в море, когда Христос дозволил им войти в них; то пощадят ли человеческое тело?.. Это - насмешка и басни. Демоны умеют только строить козни и вредить, а не врачевать. Они не щадят души; неужели, скажи мне, пощадят тело?.. Неужели хочешь уврачевать тело, чтобы погубить душу? Не хороша твоя прибыль: просишь своего зложелателя об уврачевании тела, и раздражаешь Бога, сотворившего тело!.. Демоны не исцеляют. Если же иногда, по попущению Божию, и сделают они какое исце-ление, как и люди; то такое попущение бывает для твоего испытания… чтобы ты научился не принимать от демонов и исцеления… Пусть будем мы больны: лучше остаться больным, неже-ли, для освобождения от болезни, впасть в нечестие. Демон, если и уврачует, больше повредит, нежели принесет пользы… пусть демон тысячу раз обещает избавить тебя от постигших тебя зол: не склоняйся, не уступай… решись лучше перенести болезнь, нежели потерять веру и спа-сение своей души. Бог часто попускает тебе впасть в болезнь не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя» .
По замечанию священника Даниила Сысоева, многие годы занимавшегося реабилитацией людей, пострадавших от обращения к различным колдунам, если и бывает некий эффект «исце-ления» от обращения к бесам, то он продолжается только до того момента, пока «исцеливший-ся» не привлечёт своим примером ещё кого-либо на тот же путь. После этого болезнь возвра-щается или происходят другие негативные последствия. Например, известны случаи, когда мать обращалась к экстрасенсу для исцеления сына, и тот выздоравливал, но вскоре впадал в необъ-яснимую депрессию и кончал жизнь самоубийством. Известны случаи, когда после одной вы-здоровленной болезни у человека появлялось несколько новых, более серьёзных. Нередко после обращения за помощью к колдунам человек становился одержимым бесом, но во многих случа-ях никакого исцеления вовсе не происходило, и человек, не получая даже призрачной пользы, брал на душу смертный грех.
Знамения и нетление. На легковерных людей также производят впечатление различные знамения, и сверхъественные явления. О них говорил старец Паисий Святогорец: «Есть разница между чудесами нашей веры и чудесами других вероисповеданий. И ходжа совершает чудеса различными магическими способами. Он добивается, чтобы видели свет, в то время как мы, ко-гда диавол показывает нам свет и посылает сияние, показываем ему спину... Мы ищем чуда от Бога и не общаемся с диаволом» .
Православными людьми очень почитаются нетленные мощи святых угодников. Сохранность их тел воспринимается как дар Божий и знак святости, но при этом мощи тех святых, тела кото-рых не имеют нетления, почитаются ничуть не меньше. Но факт необычной сохранности тела встречается и у неправославных. Например, в индийском штате Гоа тысячи туристов из России каждый год видят в католическом храме сохранившиеся останки католического миссионера Франциска Ксавьера, в России стало известно нетление останков буддистского ламы Итэгелова, - посмотреть на его тело приходят не только буддисты, но и многие русские.
Конечно, если даже люди могут обеспечивать нетление тел умерших, как мы видим на при-мере египетских мумий и мумифицированных тел коммунистических вождей, то и для бесов в этом нет ничего невозможного. К тому же не всегда нетление означает святость – например, по афонской традиции, где кости монахов складывают в монастырскую костницу, если тело мона-ха несколько лет остаётся неразложившимся, то это признак того, что человек имеет нераскаян-ный грех и нуждается в сугубых молитвах.
Итак, у православных христиан почитаются не вообще все неистлевшие останки, а только те, которые принадлежали святым подвижникам, исповедовавшим истинную веру и жизнью пока-завшим верность заповедям Христовым. Нетление мощей, если оно происходит с телами свя-тых, то от Бога как знак награды, если с телами явных грешников, то может быть от Бога как знак наказания, а если с телами еретиков, то может быть и от бесов ради укрепления в людях данной ереси и смущения православных.
Поэтому, подводя итог, можно сказать, что при оценке чудес, следует смотреть не только на факт их наличия, но и на то, исповедует ли совершающий их человек истинное знание о Боге - веру православную, и живёт ли в соответствии с этой верой. Сам Господь предупреждает: «Ес-ли восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбу-дется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед бо-гов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", — то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Гос-пода, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор. 13:1-3).
Конечно, бесовские чудеса совершаются не только среди неправославных. Диавол, чтобы смутить верующих, нередко пытается отвлечь их от Бога разнообразными чудесами, которые совершаются при них или даже через них. Поэтому следует руководствоваться повелением Господа смотреть на плоды, ибо «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:18). И если мы слышим про некое чудо, или даже сами испытываем его в своей жизни, то нужно разобрать, какое следствие было из этого чуда – при-вело ли оно нас к Богу, к покаянию, сделало ли нас духовно лучше, или привело к охлаждению, к гордости, к падению, раздорам и прочим грехам.
Иными словами, если мы привыкнем смотреть на Бога больше, чем на любое чудо, и желать Его больше, чем любых чудес, то не ошибёмся в отношении того, чем пытается прельстить нас диавол.
Диакон Георгий Максимов

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+