17.12.2024 14:57:01
Сергей Львович Худиев
В Приморском крае благочинный иерей Андрей Васякин попросил мэра Дальнегорска Александра Теребилова, снести арт-объект в виде инопланетянина, установленный на горе Известковой. Гора знаменита тем, что на ней, по утверждению уфологов, потерпел крушение неопознанный летающий объект. Позже энтузиасты НЛО якобы отмечали в окрестностях горы высокую активность «внеземных цивилизаций», а саму гору назвали «высота 611».
Священник действовал от имени горожан и пояснил, что фигурка похожа на «демоническое существо» и оскорбляет чувства верующих.
Это вызвало комментарии в стиле «ну какое же это демоническое существо, это пришелец из всенародно любимого мультфильма Тайна Третьей Планеты». И действительно, облик пришельца явно скопирован из этого мультика.
Но проблема не в том, откуда именно взят его внешний облик. Проблема в уфологии как культе.
Существует огромное количество фантастических произведений, в которых фигурируют представители внеземных цивилизаций. Они могут изображаться таинственно-премудрыми или, наоборот, комическими недотепами. Они могут быть выписаны злобными агрессорами, с которыми героические земляне ведут неравную борьбу, или великодушными прогрессорами, которым, напротив, противятся косные земляне, не понимающие своего счастья.
Фантасты могут описывать их биологию, образ жизни, социальное устройство, коллизии, возникающие при их встрече с землянами. Все это нормально, пока и авторы, и читатели (и зрители) отдают себе отчет, что все многочисленное инопланетное население — не больше чем литературные персонажи, художественный прием, который дает возможность авторам поговорить о чем-то своем, человеческом. О чисто людских страхах и надеждах, социальных конфликтах, человеческой психологии и тому подобном.
Инопланетяне — просто декорации для мысленного эксперимента, который должен помочь нам осознать что-то о людях. Скажем, в классическом романе Станислава Лема «Солярис» разумный инопланетный океан создает ситуацию, в которой разыгрывается чисто человеческая драма вины и утраты.
Такие произведения могут быть достойной, серьезной литературой, а могут быть макулатурой, которая явно не стоит времени, затраченного на ее прочтение, но, в любом случае, никто не скрывает того, что и таинственный мыслящий океан, и злобные клингоны, и дружелюбные октопауки порождены воображением авторов.
Пока люди ясно отличают фантазию от реальности, во всем этом нет большой беды. Беда начинается, когда грань между воображаемым и реальным миром размывается, и корабли инопланетян садятся где-то у нас недалеко за городом.
Когда люди начинают относиться к инопланетянам как к реальности, а не как к литературной фикции — это имеет определённые последствия, в том числе, духовные.
Иногда говорят о том, что появление инопланетян разрушило бы христианскую веру. Это не так. Библия просто ничего не говорит о жизни на других планетах, и внеземной разум вполне можно вписать в христианскую картину мира — как это делает например, К.С.Льюис в «Космической трилогии».
Но никаких признаков реальных инопланетян у нас нет — более того, у нас нет разумных оснований ожидать их появления. Как на это уже обращали внимание ученые, рассматривавшие этот вопрос, период существования homo sapiens — это очень недолгое время по сравнению не только с возрастом земли, но и с тем промежутком времени, когда на земле уже была пригодная для дыхания атмосфера.
Несравненно более вероятно, что инопланетяне, если бы они существовали, и были способны к межзвездным перелетам, посетили бы землю во времена, когда людей еще не было. Так, что сам человеческий род не появился бы, потому что место было бы уже занято этими космическими колонистами.
Если за все это время инопланетяне так и не высадились, нет никаких оснований полагать, что они явились бы во время существования человечества — или, тем более, при жизни нашего поколения.
Отсутствие каких бы то ни было реальных инопланетян, однако, не делает менее реальным тот жгучий интерес, который к ним испытывают многие люди.
Как-то я видел «карту наблюдений НЛО». Выглядит она несколько иронично, потому что пришельцы явно предпочитают англосферу — они плотно облепили США и Великобританию, менее охотно появляются в континентальной Европе, и только иногда залетают в Южную Америку или Россию.
Идея, что представители суперцивилизации, которая преодолела межзвездные пространства, не могут наладить нормальную маскировку, так что постоянно попадаются землянам на глаза, а их техника настолько ненадежна, что иногда терпит крушение и попадает в руки земных властей (а власти, конечно, скрывают) выглядит не особенно убедительной. Люди, однако, горячо верят во все это.
Какова природа такой веры?
Инопланетяне в воображении людей — это необыкновенно могущественные (но не всемогущие) существа, обитающие где-то в глубинах ночного неба, обладающие огромными познаниями (но не всеведением), одновременно невыразимо влекущие и пугающие, чье предполагаемое присутствие повергает людей в состояние, которое немецкий религиовед Рудольф Отто описывал как mysterium tremendum — «тайна, повергающая в трепет». При этом они — в представлении уфологов — не являются нравственно благими. Они могут похищать людей, совершенно не беспокоясь об их правах, и могут находиться в остро враждебных отношениях друг с другом.
Где-то мы все это уже видели. Часто уфологи пишут о том, что языческие боги — это, на самом деле, инопланетяне. Реальность, скорее, противоположна — инопланетяне это современная версия языческих богов.
«Уфология» — это феномен языческой религиозности. Это, например, хорошо передано в культовом фильме 1977 года «Тесные контакты третьего рода», где главный герой, все преодолев, сподобляется, наконец, лицезреть своих богов.
Конечно, это культ своеобразный — в частности, коммерциализированный донельзя, с немалыми доходами, которые приносят книги, сувениры и весь околотарелочный «мерч».
Но в его основе — именно религиозный поиск чуда и тайны, желание контакта с таинственными, запредельными сверхчеловеческими силами.
И, что интересно, есть люди, которые претендуют на то, что в этот контакт вошли. Инопланетяне брали их на свои корабли и подвергали различным медицинским исследованиям довольно грубого и при этом сексуального характера. Зачем предполагаемой сверхцивилизации это было бы нужно — загадка.
Но если мы посмотрим на более широкий контекст таких сообщений, трудно будет не заметить пересечения НЛО с миром оккультного и демонического.
Так, французский астроном Жак Валле, посвятивший много усилий исследованию феномена НЛО, первоначально предполагал, что они представляют собой инопланетные корабли.
Со временем, однако, он пришел к другой гипотезе — НЛО и их «пилоты» приходят из других измерений, существующих параллельно нашему. Валле предположил, что феномен НЛО — это именно то, что раньше считалось демонами.
По словам Валле,
«Я больше не верю, что НЛО - это просто космические корабли какой-то расы внеземных пришельцев. Это понятие слишком упрощенное, чтобы объяснить их появление, частоту их проявлений в истории человечества и структуру информации, которой с ними обменивались во время контакта...
Можно провести впечатляющую параллель между обитателями НЛО и популярными представлениями о демонах....
НЛО могут проецировать изображения или сфабрикованные сцены, предназначенные для того, чтобы изменить наши системы верований»
В своих книгах Валле проводит массу параллелей между сообщениями о контактах с пилотами НЛО и средневековыми сообщениями о демонах. Валле — не христианин, и не пытается специально «демонизировать» пришельцев. Он просто обращает внимание на то, как похожи эти «инопланетяне» на уже хорошо известные из истории фигуры.
Горячий интерес к НЛО, попытки войти в «телепатический контакт» с «пришельцами», таким образом, в христианской картине мира занимает вполне понятное место — духовного обольщения, за которым стоят падшие духи.
Поэтому в словах отца Андрея нет ничего неожиданного или несообразного. И людям действительно стоит задуматься о том, а надо ли подогревать интерес к НЛО при помощи такого рода «арт-объектов».
Комментарии
17.12.2024 - 23:34 Именно.:
Именно.
Если бы статуя персонажа мультфильма стояла в месте, ассоциирующиеся не с уфологией (читай - одним из видов оккультизма), а с советской мультипликацией (перед дверью соотв. музея, например) - никаких претензий к такому арт-объекту у верующих бы не было. Тут не только содержание, тут и контекст важен.
18.12.2024 - 13:20 Пользователей, имеющих:
Пользователей, имеющих намерение оставлять комментарии, просим учитывать, что поле «Ваше имя» обязательно для заполнения и предназначено для имени, а не для пробела, инициалов, электронного адреса, остроумных (или не очень) самообозначений и пр.
Добавить комментарий