05.11.2024 15:31:35
Сергей Львович Худиев
Есть некоторые новости, которые хочется предварить фразой из старого анекдота — «Вы будете смеяться, но...». Так вот, вы будете смеяться, но многие отечественные СМИ — в том числе, телеканалы, вещающие на всю страну — энергично занялись продвижением «мальчика-пророка из Индии Абигья Ананда». Смуглый отрок, оказывается, выдающийся знаток астрологии и способен прозревать будущее.
Правда, его возвещения носят, как правило, условный и не слишком определенный характер. Мол, если конфликт срочно не урегулировать, «мир будет погружен в пучину негативной кармы»
«Негативная карма» плоха во всех отношениях, в частности, в том, что такого рода предсказания невозможно проверить — этот падший мир в любом случае будет раздираем конфликтами и страдать от стихийных бедствий, так что при любом развитии событий можно сказать — «ну вот же она, негативная карма, я же говорил».
Юный пророк ценит российское гостеприимство, и, видимо в благодарность, возвещает, что «Россия станет сверхдержавой», и чрезвычайно укрепится и расцветет.
В целом, отрок более-менее повторяет речи политических обозревателей, время от времени вставляя словечки «из мира таинственного», типа той же «кармы».
И дети и взрослые, смотря выступления «пророка», могут воскликнуть «Да я же смогу не хуже! Пустите и меня в телевизор пророчествовать!»
Возможно, с произнесением такого рода «пророчеств» справится почти каждый — но не каждому хватит некоторых дополнительных качеств.
Прежде всего, как гласит древняя индийская мудрость, «нахальство — второе счастье». Большинство людей испытывали бы неловкость, пытаясь водить аудиторию за нос. Они бы нервничали, волновались и все испортили.
Тут нужна несмущаемая уверенность.
Второе — нужны взрослые, как это называется «импресарио», люди, способные договориться с кем надо, организовать рекламу, научить отрока, как себя вести и организовать его выступления.
Экзотическая индийская внешность — это тоже хорошо, хотя, по правде сказать, необязательно. У Остапа Бендера вполне получалось быть «Жрецом» и «Знаменитым Бомбейским Брамином-Йогом» и без нее.
Конечно, в торговле таинственным нет ничего необычного, как сказал поэт, «сердце млеет, гадалке внимая», и есть масса желающих это мление монетизировать. Как сказал классик жанра, «пипл хавает».
Но тут стоит сделать несколько замечаний.
Слово «пророк» взято, очевидно, из Библии — и в наше время оно чаще всего используется в значении «человек, делающий предсказания». Это неверно. Хотя Пророки и могли предвозвещать будущее, они делали это в совершенно другом контексте и по другим мотивам.
Миссия пророка состояла не в том, чтобы выдавать прогнозы — а в том, чтобы возвещать людям слово Божие. Это слово могло включать (или не включать) указания на будущие события, главное было не в этом. Пророк был призван Богом, чтобы обличать и наставлять Его народ.
И библейские Пророки не были приятными людьми, которых бы в наши дни пригласили на телевидение.
Как говорит пророк Иезекииль, «И было ко мне слово Господне: И ты, сын человеческий, хочешь ли судить, судить город кровей? выскажи ему все мерзости его. И скажи: так говорит Господь Бог: о, город, проливающий кровь среди себя, чтобы наступило время твое, и делающий у себя идолов, чтобы осквернять себя! Кровью, которую ты пролил, ты сделал себя виновным, и идолами, каких ты наделал, ты осквернил себя, и приблизил дни твои и достиг годины твоей. За это отдам тебя на посмеяние народам, на поругание всем землям. Близкие и далекие от тебя будут ругаться над тобою, осквернившим имя твое, прославившимся буйством. Вот, начальствующие у Израиля, каждый по мере сил своих, были у тебя, чтобы проливать кровь. У тебя отца и мать злословят, пришельцу делают обиду среди тебя, сироту и вдову притесняют у тебя. Святынь Моих ты не уважаешь и субботы Мои нарушаешь. Клеветники находятся в тебе, чтобы проливать кровь, и на горах едят у тебя идоложертвенное, среди тебя производят гнусность. Наготу отца открывают у тебя, жену во время очищения нечистот ее насилуют у тебя. Иной делает мерзость с женою ближнего своего, иной оскверняет сноху свою, иной насилует сестру свою, дочь отца своего. Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь; ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог. И вот, Я всплеснул руками Моими о корыстолюбии твоем, какое обнаруживается у тебя, и о кровопролитии, которое совершается среди тебя. Устоит ли сердце твое, будут ли тверды руки твои в те дни, в которые буду действовать против тебя? Я, Господь, сказал и сделаю. И рассею тебя по народам, и развею тебя по землям, и положу конец мерзостям твоим среди тебя. И сделаешь сам себя презренным перед глазами народов, и узнаешь, что Я Господь» (Иез.22:1-16)
Пророки высказывали народу его мерзости и беззакония, чтобы люди обратились к Богу в покаянии и вере. В наши дни такое слово пророческого обличения едва ли могло бы пробиться на телеэкраны — более того, Пророк сильно рисковал бы подвергнуться гонениям. Впрочем, и в древнем Израиле Пророки были гонимы. Никто не рад слышать обличений своим грехам.
Но Бог обычно не посылает Пророков, чтобы они просто похлопали людей по плечу и сказали «молодцы, продолжайте в том же духе»
Миссия пророка, который говорил бы именно то, что люди хотели бы от него услышать, была бы просто бессмысленной — он не открыл бы им ничего нового, ни от чего бы не предостерег, ни в чем бы ни наставил.
Причем среди мерзостей, обличаемых Пророками, часто упоминалось поклонение чужим богам — что особенно трудно понять современной аудитории.
Люди, крещенные в православной вере, тиражируют индуизм, вернее, не индуизм даже, а какой-то фальсификат для падких на экзотику белых, и рекламируют астролога в качестве «пророка».
С точки зрения православной веры, это несомненный и тяжкий грех.
Но что делает этот товар популярным? Мы живем в пугающие и смутные времена — причем их особенность в том, что внушающие тревогу новости прилетают на каждый смартфон, и даже если сам человек живет вполне благополучно, он не может не заметить, что мы живем в очень хрупком, пугающем и непредсказуемом мире.
Люди хотят знать будущее; это позволяет им несколько снизить уровень тревожности. Поэтому «мальчики-пророки» будут востребованы.
Но путь к избавлению от тревоги не в том, чтобы давать себя обманывать — а в том, чтобы смириться. Мы не знаем будущего, и не можем знать. Подлинных Пророков, подобных Исайе или Иезекиилю, среди нас сейчас нет. А были бы — мало кто был бы этому рад.
Но у нас есть Божественное Откровение, и есть Церковь. Мы можем обратиться к Тому, кто не только знает будущее — кто им управляет. Мы можем довериться и покориться к Богу, и искать Его воли. Как сказал Пророк, «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу?» (Ис.8:19)
Добавить комментарий