17.09.2024 14:35:01
Михаил Чернушенко
Поделиться радостью
Многие знают, как хочется поделиться какой-то книгой, которая зацепила душу, дать другому испытать ту же радость открытия, которую испытал сам. В среде православных верных это обычное дело, люди советуют и дают почитать книги друзьям на приходе, родственникам или просто знакомым. Такая тихая незаметная проповедь никогда не затихает. Удача и простота её в том, что вся основная работа уже проделана автором книги, он ведёт беседу и убеждает и увлекает читателя, рождает в нём веру, то есть открывает Богу доступ к душе человека. Надо лишь вовремя дать книгу и зажечь интерес к ней.
Впрочем, книга обычно существует в одном экземпляре, не все с готовностью берут её, навязываться не очень близко знакомым кажется неловко, а свежее горячее впечатление от прочитанного постепенно остывает. Книга остаётся бесполезно лежать на полке.
Как это работало
Однажды у меня получилось переступить через эти ограничения. В 90-е годы, постепенно воцерковляясь, я работал врачом-рентгенологом в ЛОР-институте в Киеве. Загруженность была неравномерной, наплыв больных сменялся эпизодами тишины, и я мог читать книги, открывая для себя новые стороны и глубины веры. Прочитанными книгами и впечатлениями от них хотелось поделиться. В конце концов, взяв благословение у батюшки и разрешение у начальства, я развесил объявления о работе православной библиотеки. Она разместилась на столе и в шкафу в рабочей комнате рентгенологов. Сотрудники либо не возражали, либо даже сочувствовали.
Я завёл два журнала, в один занёс книги, разделив их по темам и пронумеровав, в другой записывал читателей. Никаких документов или залогов не требовалось, сроки чтения не ограничивались. Я полагал, что попав в больницу, человек с одной стороны получает время для чтения, а с другой становится более доступным для размышлений о главном, о жизни и смерти.
Также и среди сотрудников нашлось немало бравших книги и узнававших о Боге, Церкви и вере. Наконец, стали приходить и люди с улицы. Да и я нередко носил с собой какую-нибудь книжицу и порой умудрялся заинтересовать ею и дать её читать людям то в троллейбусе, то на спортплощадке. Попадались в мои тенета и встреченные старые знакомые. Важно было находить удобные предлоги и при этом не скатываться в навязчивость.
Под лежачий камень вода не течёт. Но если камень слегка сдвинуть, то дальше вода сама может промыть себе путь. Многие люди изумлялись. Оказывается, церковная литература очень разнообразна, это не только Библия, Псалтырь и жития святых. А кроме книг я ещё переписывал на кассеты разные беседы и лекции, и тоже давал их.
Я сразу постановил себе, что книга, которая не вернулась ко мне от читателей, не потеряна. Наоборот, ангел этой книги получил свободу направить её в такое место, куда я сам никогда не доберусь, и там она скажет своё слово в нужный момент нужному человеку.
Немало книг стали приносить и мне для библиотеки. Были старые календари или юбилейные сборники проповедей, которые только занимали место в шкафу. Но было и немало прекрасных книг.
Я считал, что в первую очередь книги должны быть цепляющими, захватывающими внимание, но при этом разных людей зацепят разные книги. Людям нужны ответы на разные вопросы. Одним просто объяснение, как подойти к исповеди, другим – полемика с инославными, третьим – увериться, что «Бог есть» и чудеса случаются.
Но основной проблемой большинства людей является не затруднение с ответами, а отсутствие у них вопросов. Цель такой библиотечки на низовом уровне – это не научить молитве или дать богословское образование, а возбудить интерес прежде безразличного человека, направить мысли его к Богу, а ноги – к церкви.
Через несколько лет мои журналы фиксировали уже сотни, если даже не тысячи, актов выдачи книг. Конечно, я тратил на это свои деньги и своё время, но не могу сказать, что мне было трудно. Это как-то само собой делалось, и доставляло немало радости.
Потом в соседнем больничном корпусе организовался церковный приход в честь преподобного Агапита Киево-Печерского. Блаженной памяти священник Александр Креницкий библиотечку одобрял, и со временем я перенёс её на приход, который в свою очередь переместился в новый бревенчатый храм по соседству в Пушкинском парке. Позже рядом вырос каменный храм в честь святителя Луки Крымского. В нём одно время служил известный священник Андрей Ткачёв, собиравший немало людей на службы и миссионерские беседы.
Библиотечка стала обычной приходской библиотекой, каковые, конечно, тоже нужны. Из ЛОР-института я уволился, и там опыт миссионерской библиотечки на уровне корней травы закончился. Я ещё одно время записывал на диски разные интересные беседы, лекции, аудиокниги и раздавал людям, но это уже было другое.
Библиотечки ждут своих создателей
Сейчас диски уже никому не нужны, почти всё доступно он-лайн, но хотя книг стали читать меньше, время их не прошло. Бумажная книга, да ещё с картинками, всё равно сохраняет своё обаяние, и оно даже возрастает, служа отдыхом от экранов и кнопок.
И я всё время вижу, как много вокруг возможностей для таких микробиблиотечек в самых разных местах. И чем это место неожиданней, тем, возможно, оно оказалось бы эффективней. У нас в церковных приходах есть люди самых разных занятий. Очень многие из них уже устойчиво верующие люди, и они вполне могли бы создать нечто подобное тому, что когда-то было у меня на рабочем месте.
С больницами понятно, врач или медсестра вполне могут держать в удобном месте полочку или шкафчик с книгами и предлагать их пациентам или сотрудникам. Администратор или горничная в доме отдыха или в санатории точно так же может предложить книги приехавшим гостям, у которых в отпуске есть, наконец-то, время что-то почитать.
В любой парикмахерской вместо глянцевых журнальчиков с холёными человеческими особями можно положить на столике книги вроде «Несвятые святые» Тихона (Шевкунова), «Душа после смерти» Серафима (Роуза), «Война и Библия» Николая Сербского, иллюстрированный путеводитель по монастырям или просто церковный календарь и катехизис. Не каждый присевший на пять минут подождать своей очереди возьмёт их в руки, и далеко не каждый захочет взять их с собой почитать, но кто-то и возьмёт.
Когда автомеханик меняет в гаражном боксе деталь или моторное масло, то его клиент скучает или надоедает мастеру своими рассуждениями. Если бы при гараже была полочка с десятком неожиданных для этого места книг, то их можно было бы предложить человеку посмотреть, а заодно и рассказать о том храме, куда сам мастер ходит по воскресеньям.
Продавец в рыбной лавке, инструктор по физподготовке в спортзале, мастер по ремонту часов (обуви, очков, замков…), сотрудник турбюро, адвокат и нотариус – множество православных людей находятся в том положении, из которого можно обратиться к знакомым или незнакомым людям с маленькой искоркой неземного света, особенно если при этом дать этому свету доступ и к своим устам и очам.
Почему это не работает
Всё это звучит волшебно, но очевидно, что никакая тётя Даша-парикмахер не возьмётся за это дело ни с первого, ни со второго, ни с третьего призыва. «У меня напарница коммунистка (сектантка, мусульманка, еврейка, матерщинница и т. д.), что она мне скажет? А что скажет хозяин заведения? А вдруг какой-то клиент возмутится? А если мне зададут вопрос о Боге, на который я не знаю ответа? И где я вам этих книг наберу? Они знаете, сколько стоят? И если церковную книгу не вернут, это же святотатство, кто за этот грех ответит?»
Автомеханик Вася не возьмётся за это, потому что у него руки в масле, а книги жалко, и потому что засмеют соседи по гаражу, и потому что вообще этого никто не делает. В рыбной лавке – вы что, смеётесь, тут среди кальмаров и селёдок? В конторе риэлтора – тут сделки на миллионы, а мы будем брошюрки подсовывать? И вообще – а почему я?
Избыточное давление. Deus vult
Вся суть идеи в том, что книги должны проникать к тем людям, которые сами за книгами или в храм пока что не идут, хотя могли бы и пойти. Ведь множество людей находятся в этом неустойчивом инертном состоянии. И чтобы книги и несомые ими смыслы дошли до них, зажгли их, необходимо небольшое избыточное давление, так сказать, на капиллярном уровне, когда несколько эритроцитов протиснутся к нескольким клеткам живой пока ещё ткани и принесут им кислород.
Но для создания этого слабого избыточного давления люди, призываемые к этому служению, должны почувствовать, что это не блажь или невыполнимая задача, а призвание, причём призвание, которое дарует радость. И здесь задача встаёт уже перед приходским священником, который знает возможности своих прихожан и может предложить им заняться этим.
«Ну вот, прошу вас, подумайте! А книги – книги могут принести прихожане. Братья и сёстры, принесите те книги, что вас когда-то зацепили, дайте им дойти до новых читателей. Или немножко денежку пожертвуйте на библиотечки…»
С первого раза ничего не будет. Не подвигнутся тётя Даша и дядя Вася. И со второго раза не подвигнутся. Но если батюшка деликатно спросит их на исповеди, а не надумали ли они, то через полгода кто-то из них вдруг скажет: «Давайте попробуем».
Но только и батюшек таких, которых бы это миссионерское служение увлекало, не так много. То избыточное давление, которое они должны бы передавать своим прихожанам, они сами должны бы испытывать от своего правящего архиерея. И не разово. Системно.
Тут уж дело владыки. И Бога.
А потом вдруг эта смешная фантазия вдруг станет привычной обыденностью. Зашёл постричься, обменял книгу, улыбнулся.
Ведь это же так просто. Это угодно Богу. Deus vult. Делай. Если это поможет спастись хотя бы одному человеку, то делай.
Начало списка книг для микробиблиотечек
Катехизисы. Закон Божий. Некоторые люди любят систематическое изложение вопросов. Главное, чтобы изложение было всё же не слишком сухим и формальным.
Библия с толкованиями и пояснениями. Вряд ли люди будут брать это в руки в первую очередь, но странно было бы не иметь таких книг в православной библиотечке.
Пособия для подготовки к исповеди. Их много, кратких или развёрнутых. Из них можно выделить книгу «Грех и покаяние последних времён» архимандрита Лазаря (Абашидзе).
Пояснения литургии, в том числе Размышления о Божественной литургии Н. В. Гоголя, желательно в редакции прот. Николая Булгакова.
«Несвятые святые» Тихона (Шевкунова).
Тератургима, или Чудеса нового века.
Книги иеромонаха Серафима (Роуза), а также книга о нём: «Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского» иеромонаха Дамаскина (Кристенсена). Книга большая, с иллюстрациями, поэтому дорогая и не очень доступная, но может всерьёз заинтересовать разных людей, а при чтении вводит в глубокий опыт на примерах духовного разрешения сложных жизненных противоречий.
«Старец Силуан Афонский» архимандрита Софрония (Сахарова). Помимо прочих достоинств книга может быть полезна людям, затронутым мистическими учениями Индии, Тибета, Китая, читателям Кастанеды и подобным им искателям, так как отец Софроний из своего опыта говорит о разнице созерцания Света Божественного, нетварного, и света тварного, доступного нехристианскому мистику при следовании определённым духовным методикам.
Рассказы Валерия Лялина. Я не всегда способен отделить в них художественный вымысел от документальных материалов, но глубокий духовный опыт автора не может не трогать душу.
«О настоящей любви» Славы Шапошниковой. Не очень большая по объёму книга невестки маршала Б. М. Шапошникова, начальника Генерального Штаба во время Великой Отечественной войны, глубоко трогает описаниями ярких действий силы Бога и в её жизни, и в жизни других людей.
«Отец Арсений». Этот сборник рассказов разных людей о действии промысла Божьего в их судьбах состоит из 5 частей, и читать их можно в любом порядке. Кому-то, возможно, лучше начинать не с первой части, посвящённой жизни заключённых в лагере.
«Мои посмертные приключения» Юлии Вознесенской.
«Война и Библия» святителя Николая Сербского.
«Правда о русском мате» митрополита Митрофана (Баданина).
Жития святых, книги по истории, полемика против духовных заблуждений, сборники молитв, поэзия – всему этому тоже должно быть место в библиотечке, лишь бы книги были написаны ярко и грамотно.
Феодосия, 2024.
Добавить комментарий