22.03.2024 14:38:12
Сергей Львович Худиев
Прошедшие выборы были отмечены несколькими случаями поразительно бессмысленных выходок — где-то бюллетени заливали зеленкой, где-то пытались поджечь избирательные участки.
Оказалось, что за ними стоят вовсе не идейные противники, и не хорошо оплаченные наемники, а, чаще всего, жертвы мошенников.
Типичный случай — мошенник (как мы обоснованно можем предположить, из Украины) по телефону убедил пенсионерку, что на нее якобы оформили кредит в 100 тыс. рублей. Чтобы избавиться от долга, ей надо было залить краской бюллетени.
Многие требуют вменить таким людям сотрудничество со спецслужбами Украины — и наказать максимально сурово, как совершивших государственную измену. Однако было бы несправедливо не видеть разницы между неонацистами из РДК*, которые взяли в руки оружие, чтобы стрелять в сограждан, и пенсионерками, которые стали жертвой манипуляции со стороны телефонных мошенников.
Конечно, залить зеленкой избирательные бюллетени — нарушение закона, и должно пресекаться, и уж тем более должны пресекаться попытки поджога. Но борьба с преступностью требует не только кар, но и разбирательства в том, что привело к преступлению и как предотвратить подобные случаи в дальнейшем.
Мы находимся в ситуации, необычной, даже уникальной в истории конфликтов. Конечно, вооруженная борьба между людьми одного языка и культуры — явление привычное со времен, по крайней мере, пелопонесской войны.
Но в наши дни на отсутствие языкового барьера накладываются те возможности, которые создает интернет. Психологическое воздействие на людей становится важной частью конфликта; телефонное мошенничество из обычной «коммерческой» преступности превращается в инструмент атаки на наше население.
Жертвой операций «под чужим флагом» становятся люди, которые и не подозревали о том, что до них, в глубоком тылу, могут добраться через их смартфон.
Мы все уже привыкли к «сотрудникам банков» и «следователям», которые постоянно названивают, чтобы сообщить о том, что нам нужно срочно спасать наши сбережения — а для этого сообщить данные, которые позволят им выпотрошить наши банковские счета.
Большинство из нас просто, с легким раздражением, сбрасывает звонок. Хотя я должен сознаться, что однажды потерял на «следователя» примерно полчаса, читая высланные им сканы «официальных документов» о «возбуждении дела». Потом я позвонил в полицию, где меня удостоверили, что я имею дело не со следователем из Москвы — а с мошенником из Днепропетровска.
Но среди огромного количества людей, которые получают такие звонки, находится какое-то число неопытных и психологически уязвимых.
Людей, которые привыкли доверять официальным представителям государства — и не поняли, что государство в данном случае не то.
Существуют отработанные методики манипуляции, которые постоянно использовали «частнопредпринимающие» мошенники — а теперь используют государственные. Они, увы, работают. И не только для похищения денег.
Люди часто бывают неспособны смириться с понесенным ущербом — и признать, что деньги, похищенные мошенниками, потеряны навсегда. Со стороны понятно, что выполнять какие-либо требования людей, которые вас уже обманули — несусветная глупость. Но для человека, уже пойманного на эмоциональный крючок, признать очевидность часто невыносимо.
Людей — по телефону — можно довести до самых глупых, нелепых и вредных действий. Например, в известном фильме Бориса Соболева «Идущие к черту» показано, как «экстрасенсы» доводят людей до разорения, требуя залезать в кредиты для оплаты их услуг. Там же упоминается, что для обработки человека его нужно изолировать — чтобы он не пошел решать свои проблемы к кому-то еще.
Но раньше это все делалось только ради денег; теперь эти же методы используются как инструмент борьбы против страны в целом.
И тут чрезмерная суровость может послать ложный сигнал — «государство тебе не поможет, с тобой в любом случае обойдутся как с сознательным изменником, так что ты один на один с запугивающими и обманывающими голосами из телефона»
Борьба с этой угрозой требует новых подходов.
Прежде всего, конечно, как уже многие говорят об этом, широкого информирования людей о том, какие методы используют «боевые мошенники», чтобы манипулировать своими жертвами.
Психологической помощи тем, кто уже потерял свои деньги или как-то иначе оказался на крючке — так, чтобы люди не чувствовали себя изолированными.
И, конечно, четкого разграничения между теми, кто стал жертвой манипуляции и обмана — и теми, кто сознательно перешел на сторону противника.
Конечно, взрослые люди в любом случае ответственны за свои действия — но эта ответственность должна быть разной. Жертв манипуляции не стоит возводить в статус генералов Власовых от пенсионерии.
И, в любом случае преступление гораздо лучше предотвратить, чем наказывать.
*Террористическая организация, запрещена в РФ
Добавить комментарий