18.09.2023 10:55:07
Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/09/06/21-00
о.Михаил: - Рано или поздно всякий подойдет к солидному возрасту. Как его переживать? Силы убывают, разум не такой быстрый, энергия не та. У кого-то наступает период раздражительности и самое печальное – перспективы человеческие становятся очень короткими. Мы не планируем на долгое время вперед. Возраст берет свое и осуществления наших планов можно не дождаться. Горизонт планирования сужается. Вероятно поэтому в храмах больше людей в возрасте, чем молодых. Действительно, только Церковь, Бог, религия дают ощущение перспективы большей, чем в этой жизни, которая конечна. Мы же знаем, что Господь пришел на землю, чтобы дать нам жизнь вечную, жизнь с преизбытком. Довольно часто престарелый человек заботиться о смыслах больше, чем юный и молодой человек. В молодости слишком много соблазнов, всего, что отвлекает от главного. А главное для любого христианина – жизнь по Бозе, это достижение Царства Божия. Все средства, которые Церковь предлагает, чтобы пройти по пути – Таинства, покаяние. А в юности за редким исключением люди заботятся гораздо меньше, чем когда они приходят в солидный возраст. Конечно, до него надо еще дожить. По словам мудреца в юности согрешим, в старости покаемся, долгих лет не сподобляются и от жестокого серпа смерти в юности посекаются. То есть долгих лет тем, кто наплевательски относится к жизни, Господь может и не дать.
Когда человек становится старше, он начинает искать новые смыслы, точнее вспоминать те, что были в него заложены в детстве. Часто священникам приходится исповедовать людей старшего возраста, которые вспоминают, что в их детстве кто-то из родителей или старших приводили за ручку ребеночка в храм и говорили о вере, о храме. И вот эти, которых приводили бабушки, родители, прожили долгую жизнь, отойдя от Церкви и Бога, и вдруг они ощутили, что что-то важное они в своей жизни упустили, что надо наверстывать, хотя времени может и мало. И они посвящают время вере, Церкви, переделыванию себя, своей жизни в соответствии с заветами Божиими. Впереди что? Либо точка, за которой всё кончается, либо есть смысл зам гробом. В русском языке есть выражение жизнь после смерти, в английском подобное выражение мне больше нравится – life after life, то есть жизнь после жизни. В нашем случае приходится воспринимать слово смерть, его так легко воспринимать трудно. А когда дважды звучит слово жизнь, то ощущения совсем иные. Такое выражение употреблял отец Серафим Роуз, известный проповедник американского континента.
Жизнь после жизни становится особенно важной в преклонном возрасте. А что же будет в той жизни? Печаль для тех, кто не потрудился здесь, кто не покаялся, кто провел жизнь безразлично, без Бога. Участь их печальна. Суд Божий нам не ведом, но ничего хорошего из рассеянной и атеистической жизни выйти не может. Есть люди, которые стремятся к Богу, тогда их стремление к старости еще более усиливается. Они уже перестали суетиться. Кто понял жизнь, тот не спешит. Не спешит на зло, зато спешит делать добро. Доктор Гааз нам заповедал это. Но это единственная спешка, которая нам заповедана. Во всем остальном спешить не нужно, оно пройдет, спешка так или иначе окажется ненужной. Важные вещи надо делать, а неважные либо отвалятся, либо окажутся незначительными.
У людей взрослого возраста появляется потребность осмыслить будущее. Нужно видеть перспективу, которая только в Боге. Приведу несколько советов митрополита Антония.
Накапливать мудрость, а не только знания. В былые времена разница между поколениями была легко заметна, жизнь менялась не слишком сильно, человек год за годом накапливал опыт поведения в различных жизненных ситуациях. Молодёжь могла обратиться к старшему со своими вопросами о том, чему его научила жизнь. И пожилой мог ответить, поделиться тем, чему научился сам от тех, кто с ним в свое время делился. Сейчас жизнь меняется так стремительно и вопросы молодых таковы, что пожилые просто с этим не сталкивались. Даже в области науки то, что мы когда-то учили, оказывается несостоятельным. Владыка Антоний окончил Сорбонну по специальности физика, химия, биология. Преподавателем физики был Морис Кюри, один из величайших ученых своего времени. Он изучал атом. Это было в 1934 году. В ходе последней лекции он подвел итог: я передал вам все свои знания по физике, и могу сказать лишь одно - атом никогда не удастся разделить. Это был крупнейший ученый своего времени! А сейчас любой ребенок знает, что атом разделен. Вдуматься только – это в области безразличной в эмоциональном плане. Всё уходит, весь опыт уходит вместе с жизнью, с годами. Старым зачастую просто нечем поделиться с молодежью. В том случае, если они копили знания, а не мудрость. Мудрость – нечто иное. К мудрым всегда будут обращаться, хотя знаний современной жизни у них может и не хватать.
Второе, что необходимо, чтобы принять спокойно свой возраст и старость – признавать грехи прошлого, каяться в них. Совет важен всем, но взрослым особенно важно. Владыка Антоний рассказывал, что много лет к нему приходили люди, которые жаловались, что не могут спать – прошлое мучает их, настигает. Воспоминания превратились в ночные кошмары. Снотворное не помогает. Что с этим делать? Таинство покаяния, которое дает нам Церковь, нас избавляет от груза, который человек неизбежно накапливает в своей жизни, а именно груза грехов. То, что посылает Бог, бессонницу, беспокойство, понимание ненормальности своей жизни, хорошо. Он дает человеку возможность осознать неправильность пути, и прийти рано или поздно к таинству покаяния. Каждому из нас противопоказано нести к смертному одру зло, которое осталось непризнанным. Важно покаяние начинать не в самый последний момент. Недавно читал одного христианина, который провел жизнь в сознании, что даже если сейчас не успеет покаяться, то на смертном одре он точно сможет сказать Господу «прости» за то или иное дело. Неужели Господь не простит? Конечно, простит. Мы знаем, что намерение покаяния Господь принимает. Тем более при смертном часе Господь покаяние примет. Так вот этот человек попал в страшную аварию. Он осознал, что машина его движется по непредвиденной траектории. В течение нескольких секунд вся жизнь пронеслась перед ним. Он потом писал, что готовился к этому моменту разлучения души и тела, думал, что успеет, а он не то чтобы не успел, - у него и мысли не промелькнуло, что вот этот момент настал. После была долгая реабилитация. Он совершенно изменил свою жизнь, поняв, что каяться на смертном одре можно и не успеть. Каяться нужно сразу, в тот самый момент, когда ты понял, что согрешил. Не откладывать. И уж тем более не ждать до глубокой старости и мирной кончины, которой может просто и не быть.
Третья вещь для достойной старости – признание собственной немощи. Все слабеют с годами. Это не всеми осознается. Слабеют телесно, умственно. И все очень по-разному воспринимают это. Непонятно, что с этим делать. Многие отчаиваются. Особенно если речь о слабости интеллекта, разума. То, чем мы дорожили в себе, восхищались даже – исчезает. Владыка советует не делать то, чего мы не способны. Признание болезненное, но необходимое. Водил человек всю жизнь автомобиль, но в какое-то время надо остановиться. Это уже опасно для него и окружающих. Может быть, надо остановиться и в доброделании, особенно когда оно становится доброделанием в себе. Человек, если не изменяет жизнь, может испортить её не только себе, но и окружающим. Есть взрослые, которые даже не хотят принимать помощь своих детей. А её стоит принимать с благодарностью и любовью. Слава Богу, если у пожилых есть тот, кто может помогать. Взрослым людям просто необходимо развивать в себе смирение, чтобы принимать помощь от более молодых. И конечно благодарность. Утром встали – уже можно Господа благодарить, что дает еще один день. Слава Тебе, показавшему нам свет! Так ведь поется? Казалось бы, за что тут благодарить? За свет, воздух, еду? Но это только в юности кажутся нормальным и обычным, а вдруг приходит возраст, когда человек понимает, что все ранее казавшееся естественным теперь – повод благодарности Богу. В старости благодарность более естественно изливается из души. Человек, научившийся благодарить, всё более будет иметь поводов произносить благодарственные слова. В храме часто жалуются – молиться тяжело. Но Бог вам всегда даст повод для молитвы. Только он бывает очень разный. Если вы благодарны, если будете молиться, когда Бог посылает что-то доброе и хорошее, то Господь так и будет делать, потому что это повод для вас молиться. Если вы молитесь только тогда, когда происходит что-то дурное, то для вас это повод. И что Господь будет вам давать, чтобы вы молились? Учитесь благодарить даже за самое маленькое – это важное умение. Такая молитвы будет только приближать к Богу.
Вопрос: - Можно ли проявлять смирение перед детьми и в каких случаях?
о.Михаил: - Об одном мы уже сказали. А чтобы дети нам помогали, нужно проявить мудрость тогда, когда дети еще маленькие. Апостол говорит: и вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Далеко не всегда бывает так, что дети, воспитанные в учении Господнем, остаются в нем. Взрослеют и их христианская жизнь прекращается. Родители столько вложили, а ребенок это не воспринял. Не волнуйтесь. Если семя посеяно, то она взойдет тогда, когда вы этого можете уже не ждать или не видеть. Часто тех, кто приходит каяться в церковь в старшем возрасте, водили в храмы бабушки и дедушки их. Это запало в душу, проросло. Не сразу, не быстро, совсем в старости, но оно плод принесло!
Вопрос: - Как совместить радость жизни с искренним покаянным чувством?
о.Михаил: - Нам только кажется, что эти вещи несовместимы. Так скорее будет думать тот, с кого не падал груз тяжелый после исповеди. Апостол говорит радоваться о Господе, кротость ваша да будет известна пред всеми людьми. Житейские радости и радость о Господе – разного порядка. Житейские радости быстро проходят, а еще хуже от таких «радостей» только голова болит. А радость о Господе другая! Она имеет долговременный эффект, даже превосходя границы земной нашей жизни. Кротость, например, даёт такую радость. Она заразительна и становится общим достоянием.
Добавить комментарий