Перейти к основному содержанию

11:58 27.04.2024

Лучше прославлять материнство, чем бранить бесчадие

21.07.2023 11:34:48

Бурную реакцию в сетях вызвали слова главы Минздрава Михаил Мурашко, который заявил, что в обществе сформировалась «порочная практика» и появилось убеждение, что сперва женщине нужно получить образование и обеспечить себе материальную базу «и только после того, подходя к сложному репродуктивному возрасту, озаботиться деторождением». По словам министра, из-за этого «возникают многие проблемы в виде бесплодия, невынашивания и многие другие, сокращается время для рождения третьего, четвертого ребенка».

С одной стороны, министр не сказал ничего неправильного — в самом деле, демографические перспективы страны очень нехороши, и это имеет свои последствия. Например, недавнее повышение пенсионного возраста — вызвавшее общее недовольство — стало неизбежным из-за того, что множество наших граждан, которые должны были стать налогоплательщиками и содержать пенсионеров, просто не родились. Вопрос о том, кто будет содержать вас через 25-30 лет — очень неприятный, но неизбежный.

Более того, родить здорового ребенка в 25 лет гораздо легче, чем в 40 — и тут спорить не о чем. Чем дальше женщины будут откладывать чадородие, тем труднее и опаснее оно будет. Такова уж физиология.

С другой стороны — пропаганды чадородия тут, скорее, не получилось. Реакция на это высказывание оказалась преобладающе негативной.

Можно говорить о том, что часть нашего образованного класса попала под влияние мировоззрения, частью которого является антинатализм — принципиальная враждебность к чадородию. Но это — один из факторов, возможно, не самый важный.

Что более всего задело критиков? Или, если использовать феминитив, критикесс?

Более всего, интонация. Приведу пример. В начале ХХ века рабочих подвергали штрафам за плохую работу — что было источником постоянного раздражения. Потом стали делать по-другому — платить премии за хорошую работу. На финансовом уровне не изменилось ничего — но эмоциональная атмосфера стала другой. Работодатель стал выглядеть источником наград, а не наказаний. С ним стало гораздо легче иметь дело.

Позитивная мотивация обычно работает лучше негативной. Гораздо эффективнее поощрять правильный выбор, чем осуждать неправильный. Если вы будете восхвалять молодых матерей, восхищаться красотой их подвига, прославлять счастье материнства, вы едва ли навлечете на себя неприязнь, и люди будут гораздо более открыты к тому, что вы скажете.

Обличать чей-то жизненный выбор как «порочный» (даже если он действительно неправильный) может быть эффективно только в том случае, если вы уже обладаете для аудитории авторитетом.

Насколько легко нам вообще слышать обличения? Насколько мы готовы признать свою неправоту и измениться? Мы все, по правде сказать, склонны реагировать на них с раздражением и гневными самооправданиями. Мы готовы (если готовы) принимать их только от тех, кому доверяем, и в чьей доброй воле по отношению к нам не сомневаемся. Поэтому нам стоит скорее восхвалять материнство, чем порицать тех, кто его откладывает.

Эта проблема — доверия тех людей, к которым мы обращаемся — заставляет вспомнить о тонком различении между проповедью и пропагандой.

Пропаганда решает задачи, внешние по отношению к человеку. Эти задачи могут быть очень важными и неотложными — в любом случае, человек выступает по отношению к ним в качестве средства. Его (или ее) нужно мотивировать на выполнение задач поставленных государством или корпорацией.

Когда это начинает выступать слишком явно, люди возмущаются — как пишут в этом конкретном случае, «мы не инкубаторы». Инкубатор — это машина, лишенная личных интересов, ценность которой сводится к ее функции. За этим стоит прорвавшееся подозрение — «Вы не считаете нас за людей. Вы видите в нас только ресурс для решения задач, поставленных вами».

Для проповеди, напротив, главной ценностью является сам человек — его (ее) благо и вечное спасение. Уникальная личность, которую Бог индивидуально, по особому проекту, соткал по чреве матери (Пс.138), о которой имеет личное попечение, ради которой воплотился, умер и воскрес Сын Божий. Личность, достойная любви и внимания сама по себе — совершенно вне каких-то наших задач, которые мы могли бы с ее помощью решить.

Парадоксальным образом, чтобы решить проблему с чадородием, очень важно отказаться от взгляда на женщину как на инкубатор. Женщина рожает в атмосфере любви и безусловной преданности, которую обеспечивает ей мужчина. Дети рождаются и растут в семьях, где они являются плодом супружеской любви — когда женщина может полностью полагаться на мужа и быть за ним, как за каменной стеной.

Поэтому на упреки, что мужчина остается за кадром, стоит обратить внимание. Для чадородия требуется мужчина — как тот, кто обеспечивает надежность и пропитание, кто решает все проблемы семьи (с жильем, с медициной, с едой, с одеждой) пока женщина занята самым важным — детьми.

Семья — это целостный организм, женщина может исполнять свое дело (рожать и воспитывать детей) пока мужчина исполняет свое — трудится в поте лица, чтобы обеспечить их всем необходимым. Поэтому, если обрушиваться с упреками, то, скорее, на мужчин. Хотя и с мужчинами это будет тоже неэффективно. Лучше прославлять отцовство, чем порицать уклонение от него.

За желанием предпочесть карьеру детям может стоять (среди прочего) простое требование безопасности — кто будет меня кормить, если мужчина меня покинет? Это бывает сплошь и рядом.

Более того, это может случиться не по его вине — несчастные случаи и внезапные сердечные приступы никто не отменял, а прямо сейчас многие мужья и отцы призваны в действующую армию, где подвергаются смертельной опасности.

Конечно, мы можем произнести все подходящие к случаю благочестивые слова — надо уповать на промысл, Бог пошлет и хлеб и пеленки. Но подвиг упования на промысл, как и вообще подвиги, это то, чего трудно требовать от других. Одно дело уповать, что «Бог подаст», другое — говорить голодному, что «Бог подаст». Эти, в обоих случаях верные слова, в разных ситуациях звучат совершенно по-разному.

Поэтому лучше не порицать тех, кто откладывает чадородие, а прославлять матерей и материнство. И тех мужчин, которые для него необходимы — верных, заботливых и ответственных.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 12 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+