Перейти к основному содержанию

05:31 19.03.2024

Во дни Поста

29.03.2023 12:40:05

В.Лебедев: В разных условиях живет наша православная семья. Многие еще не являются достаточно церковными людьми. Для них тема нашей передачи будет важна. Не раз мы говорили о жизни семьи в пост. Бывает так, что вокруг постного стола и вокруг других событий в семье в пост возникают несогласия, хотя они могут быть молчаливыми, без деклараций и немолчаливыми. Возникают конфликты. Церковные каноны остались не те же, что были давно. Церковь, как обещано Создателем, цветет плодами святости прямо сейчас. И храмов больше 30 тысяч. И много книг и источников, из которых можно узнать о богослужении. А как праздновать, как печалиться, как выдавать замуж – об этом информации нет, или почти нет. Были прерваны традиции народной жизни. В церковном народе их тоже нет. Как вести себя в пост? Что сообщить детям? Как они должны поститься? Множество вопросов. Если открыть Шмелева «Лето Господне», то там все четко – начало поста, занавесили картину фривольную, переоделись в затрапезное и стали поститься. Сейчас одни вопросы. Мы пригласили на передачу пастыря, с которым хотим поговорить на тему: как в пост не сдать позиций, но и не перегнуть. Отец Михаил, поделитесь вашим мнением. Я ни разу ни от кого не слышал точного ответа, как жить современной семье в пост.

о.Михаил: Немудрено, что вопросы возникают. Мы ориентируемся на образ монашеского поста. Типикон ведь устав не мирской, а монашеский. Там написано, какое количество смокв и орехов нужно постящемуся каждый день потреблять и даже какого размера. Но ведь и климат, и исторические условия – другие. Адресаты Типикона – не семейные люди 21 века, проживающие в заснеженной Москве и смоквы у нас на деревьях не растут. Мы не можем поститься так, как монахи в Синайской пустыне. Как же идеал монашеский применить в немонашеской жизни? Особенно остро встает вопрос, когда в семьях есть дети.

Пост кроме диетической составляющей, имеет для детей и воспитательную функцию. Мы должны помнить, что пост ребенка должен воспитывать. Не угнетать, а возращать, и не в телесных параметрах, но духовно.

Если пост помогает в великом деле воспитания детей, то это хорошо. Если пост отвращает от Церкви, что тоже бывает, то мы превысили меру поста.

Скажу банальную вещь, но о ней забывают: универсальный рецепт на всех дать невозможно. Например, есть те, кто живет уже во многих поколениях в священнической семье. Вот, наш батюшка приходской отец Сергий Правдолюбов младший из рода священников, идущего непрерывно аж с 17 века.

Для них естественна строгость пощения. Хотя отец Сергий воспитывает детей не в букве закона, но в том, чтобы привить им ревность в посещении храма, в молитве, в совершении крестного знамения, поклонов, воздержании. В то же время они обычные дети, веселые, радостные, видно, что он не пережимает с воспитанием. Он сумел заложить в них благоговение, что и является главной задачей. Если у ребенка осталось благоговение, то все будет. Если его нет, потерял на этапе взросления, то жди проблем серьезных. Меня тоже так воспитывал отец-священник. Важен личный пример.

Можно постом запретить ребенку телевизор или телефон, но тогда надо следить, чтобы это не стало проблемой. Запрет в наше время легко обойти и взрослый не заметит, как ребенок это сделает. На запретах далеко не уедешь. А ведь пост многими воспринимается именно так – как система запретов.

Не без основания, конечно - много есть всяких «нельзя» без которых пост – не пост. Если сложны пищевые ограничения – замените тот же смартфон, на простую «звонилку». Это ничуть не проще, чем не есть мясо.

В.Лебедев:  У иудеев, кстати, кошерный телефон как раз такая «звонилка». Никаких смартфонов. Только звонки.

о.Михаил: Полезно взрослым вспомнить, как они в детстве воспринимали пост. Не многие могут похвастаться такими воспоминаниями, правда. Они воспитывают детей в Церкви, но сами детского опыта не имеют. Поделюсь своим.

Я не помню, чтобы родители как-то особенно говорили мне о том, что Великим постом мы не будем есть скоромную пищу. Но в один прекрасный день из меню пропадали скоромные продукты. «Нет» не в смысле запрета, а физически нет. Никаких вопросов, капризов, попрошайничества.

Я не пытаюсь никому навязать опыт свой, но для меня, ребенка, это было естественным делом. Наступил пост – скоромное пропало из дома. Проси, не проси – этого нет.

В.Лебедев: Патриарх рассказывал на Соборе что-то о посте. В какой-то момент он спросил, а что толку говорить об этом долго? Его отец священник, да и братья, в семье было все просто, разносолов не было. Ели картошку и квашеную капусту, яблоки. И все. Никто ни о чем эти недели поста просто не спрашивал. Отец, видно, был у них строгий человек.

о.Михаил: Готовясь к эфиру по этой теме, читал совет одного психолога. «Не нужно ни в коем случае запрещать детям есть то, что дают в школе, – пишет он. - Дают, ешь». Признаюсь, я сам так многим родителям говорил – дают – пусть едят.

Но вспоминаю детство свое, даже тогда я никак не нарушал поста, привык к этому. В институте мне было сложновато, пары шли до вечера, надо где-то поесть. Великим постом можно было в кафе купить булочку и кофе, который тогда почему то всегда готовили с молоком. Спросил у отца благословения на послабление. Он сказал - не надо. Я послушался, привык. Нисколько воздержание мне не мешало учиться, заниматься физическими упражнениями.

Обратите внимание, что по Типикону, к которому любят постники обращаться, надо не только менять качество пищи, а реже ее вкушать. Иногда раз в день, вечером, иногда два раза. Нигде не указано, что утром надо встать и позавтракать хорошенько.

В.Лебедев: Хотелось бы поговорить о мужьях. Мужчины не так постятся, как женщины. Не будем обманывать себя, мужчина ест по-другому. Женщины все траву, кашку. А мужчина просто злой будет и не будет мира в семье.

Вопрос: У меня есть хронические заболевания. Можно ли поститься или вредно?

о.Михаил: Я могу только в общем плане ответить, потому что я не врач, не знаю ваших заболеваний. При каждом заболевании есть стол специальный. Надо следовать за организмом. Задача поста не в том, чтобы вас обессилить, чтобы вы не могли даже в храм пойти, поклоны делать, молиться по-настоящему. Суть поста – освободить наш ум от того, что достаточно большую часть составляет от нашей обычной жизни вне поста.

Еда вроде не так много времени занимает, но если реже подходишь к столу, просто водичку попиваешь, то высвобождается большое количество жизненных ресурсов.

Универсального ответа про пост нет. Следуйте за организмом и болезнью, которая определит степень и меру поста.

В.Лебедев: Я когда-то работал в программе «Здоровье». Тысячи писали с советами и вопросами. Советовали обращаться ко врачам. Тут тоже можно так посоветовать – обращайтесь к своему священнику, духовному отцу. Он же знает ваши особенности, конечно, он даст совет и благословение. Так что про мужчин и их пост?

о.Михаил: Все по-разному у всех. Только могу попросить жен и мужей, тех, кому достались супруги, не соблюдающие пост: приноравливайтесь друг ко другу, сохраняйте границы, которые есть у каждого в семье, не переступайте их, но привлекайте к себе. Над этим в пост как раз надо работать – отношения в семьях даже православных бывают очень не простые.

Но даже если оба супруга постятся, и проблем в этом нет, то всем известно, что такое великопостные искушения. Это уже даже стало устоявшимся выражением.

Я бы посоветовал постом ставить перед собой задачи духовного характера. В первую очередь работать над сбережением нашей семьи – святыни. Брак есть одно из семи таинств Церкви нашей в отличие от поста, который не является таинством. Брак получается повыше поста, раз так. В числе таинств стоит, например, Крещение или Евхаристия, и Брак в одном с ними ряду – его надо беречь всеми силами. Пост – вспомогательное средство для того, чтобы это таинство – брак - в своей полноте было осуществляемо в нашей жизни.

Пост имеет инструментальное значение, он вспомогателен и должен способствовать укреплению брака. Это оселок, на котором мы правим острие различения – достаточно ли мы постимся или нет. Если пост укрепляет наш брак, то тогда правильно, если разрушает – нет, и надо что-то предпринимать.

Не обойтись без духовника, без разговора. Люди внутри брака не должны решать свои проблемы на особицу, по-отдельности. Молчание в данном случае вовсе не знак согласия.

В.Лебедев: Таинство брака много в себя включает. И вот тут речь о супружеских отношений.

о.Михаил: Великий пост сравнивается с путем, поприщем. Для семьи важно этот путь пройти вместе. Когда я в юности увлекался пешими походами, инструкторы нам вдолбили важное правило: отряд или группа, которая хочет достигнуть цели, в своем темпе движения ориентируется на самого слабого члена. Если она будет ориентироваться на сильного, то к концу просто потеряет половину своего состава. И в семье ориентироваться надо на слабого, как и в супружеских вопросах. Если вы к Пасхе придете не перессорившись, а лучше избавившись от определенных грехов и привычек, если в радости и веселии встретите праздник, то и слава Богу, уже сделано будет много, а семья станет крепче.

Уровня монахов вы не достигнете, и не надо, цели должны быть реальными. Укрепление семьи – отличная цель. Я знаю семьи, где по- разному к посту относятся муж и жена. Муж считает, что ему пост не нужен, а жена строго постится, и живут мирно.

Другой муж может вместе поститься с женой, потому что он ее любит, и они заодно, и ей проще готовить только постную пищу. Допускаю, что со временем, может получиться так, как сказал апостол: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены». 1 Кор.7,16. Спасешь не заставляя поститься, но тем, что свои обязанности исполняешь, как Бог повелевает, что хранишь любовь, послушание, что работаешь над отношениями, что не ставишь инструментальное выше важного и существенного.

Вопрос: Как быть с праздниками во дни Великого поста? Раньше же ведь и театры закрывались в это время. Никаких не было развлечений. Сейчас праздники случаются. И дни рождения попадают на пост. У моей жены всегда попадает день рождения на пост. И есть еще неприятная такая вещь, как чуждые праздники. Восьмое марта – люди поститься не собираются, праздник так праздник. А ведь еще и специальная операция идет. А праздник интернациональный, из которого прямо произрастает феминизм, простив которого борются все наши радиослушатели. Тяжелые башмаки, кольца в носу, ЛГБТ всякое, пропаганду которого, слава Богу, запретили у нас в стране. Было бы такое возможно в мусульманской, например, стране?

о.Михаил: Могу вновь сослаться на опыт нашей семьи. У моего отца день ангела и день рождения был 24 февраля. Этот день иногда попадает на пост, а иногда нет. Если попадал на пост, то не отмечали никак, кроме того, как на службу пойти. А если попадал не на постное время, то его праздновали. Скромно так. Но зато отец всегда широко праздновал день своей хиротонии, он всегда попадал не на пост. Все знали, что поздравлять его надо именно тогда.

Кстати, покойная королева Великобритании праздновала свой день рождения не в день, в который родилась. Для этого был установлен официальный государственный праздник, который отмечался даже в другой месяц. Если уж королева так делала, то почему мы не можем перенести свой праздник?

В.Лебедев: Спасибо, дорогой батюшка.

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/03/07/19-00

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 13 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+