Перейти к основному содержанию

18:22 26.04.2024

О посте

06.03.2023 18:43:14

о. Александр: - Доброго вечера, дорогие братья и сестры! Рад нашей встрече. Хочется немного поговорить о том, как нам проводить Четыредесятницу, как лучше подойти к Пасхе. Часто бывает, что мы задаем этот вопрос, но не спрашиваем себя, чего нам ждать от самих себя в Великом посту. Большинство и нас – те, для кого этот пост не будет первым. Мы его ожидаем, помним, что пост – духовная весна, что есть необходимость обновиться, но для многих из нас это остается благими пожеланиями. На каком-то этапе мы приходим к мысли, что у нас ничего не получается, и не получится наверное, значит будем делать что-то минимальное: соблюдать пищевую сторону сторону, чаще ходить на службы, и может за эту нашу дисципдлинированность, пост пройдем мягче и лучше, а мы сподобимсся участия в пасхальном торждестве. Ткакя позиция, особенно закрепленная многолетним опытом, недостаточна. Мы являемся свидетелями, а то и участниками колоссальных, библейского масштбаба перемен, происходящих в нашей стране, в мире. Мы участвуем в исторических событиях. А в таких событиях пост, который на себя берет народ, люди Божии, приобретает особый характер. Когда древний Израиль постился перед лицом Божиим, он это делал для того, чтобы просить у Бога благословение. Подвиг на себя брал весь народж, единый народ. Уклонение народа от выполнения его общещаний, означало, что народ не благословляется. Наш Авеликий пост безусловно окрашен в цвета тревоги и надлежды. Мы можем прямо сказать, что это совсем необычный Великий пост, мы будем стараться делать то и то, чтобы Ты, Господи, приклонил Свою милость ко мне, к моим близким, воинам нашей стране, чтобы Ты дал мир, но не любой ценой, а мир достигнутый победой. Если мы в верующем, религиозном христианском отношении возьмем на себя пост, то он будет для нас делом, а не просто периодом, в который нужно иначе себя вести, а серьезным большим хритаиснским делом. Ты берешься за дело, знаешь, что будешь уставать, нужно распределить силы, знаешь, что это дело важное, и поставь его среди важных дел своих, а не после того, как остальные дела уже сделаны, займусь постом. Посвяти эти дни – десятину времени года Христу. Отказываясь от маловажных вещей. Будь со своим постом серьезен, сосредоточен, менее словоохотлив. Мы много высказываем суждений о том, что знаем и не знаем. Мы мног делимся мнением своим, которое и мнением назвать сложно по всем вопросам. М часто горячимся, выдаем ее за ревность по Богу, ревсноть о вере. Мы много говорим суетливых и необоснованны слов, часто меняем свои позиции. То мы все знали о ков иде, то теперь знаем всё о спецоперации. Тем увереннее мы говорим просто о многоплановых вещах, тем примитивнее мы и глупее, потому что у каждого самого очевидного на взгляд явления много сторон. Будь в словах сдержан, посталайся никого не ударить словом. Опыт злословия в нас крепко сидит. Мы походя обижаем людей, даем всем оценки, не задумываясь, вправе ли мы давать их. Есть ли у нас данные для того, чтобы кому-то вынести суд. Нужно стремиться не искать себе особого великопостного поприща. Я обычно жил так и так, но сейчас я что-то особое придумаю, например пойду в больницу или буду с утра до ночи мыть  пол в храме. Или специально поведу внука в храм. Не надо придумывать себе поприща, потому что то, что важно для вашего спасения и совершенствования в посту приходит само как задание от Бога, причем там, где вам больше всего не хочется этим заниматься. Перестань смотреть телевизор, торчать в телефоне.  А то если мне скажут трижды за пост Псалтирь прочитать – я готов, а в телевоне это же несерьезно – значит будем этим заниматься. Нет, вот твое поприще, прояви простое христианское согласие, скажи Богу «да». Мне, Господи, не очень нравится это твое задание, потому что ропщу я, но я сделаю то, что Ты мне говоришь, потому что пришло время мне слушаться. Это хорошая возможность хотя бы десятину Богу отдать в послушании. Господи, я мало Тебя слушаюсь, слушаюсь избирательно, мне что-то хочется делать по-своему, и там где моё совпадает с Твоим, я буду слушаться. А там, где  Ты, Господи, даешь мне ясные указания, но это мне не близко, то  я сделаю вид, что не услышал тебя. Давайте же в это время Великого поста будем отдавать долг послушания Богу. Мы часто обращаем внимание на обычные такие грехи – жадность, раздражительность, невоздержанность, но долг послушания Богу это первейший наш долг, важнейшая заповедь.

Вопрос: - Какой смысл читать Писание, если все равно живешь неправильно?

о. Александр: - Частый вопрос. Мы в обыденной жизни наделены  способностью понимать некоторые элементарные вещи. Зачем есть, если опять проголодаешься? Зачем мыться, если все равно опять испачкаешься? Какой смысл читать слово Божие, если живешь неправильно? В такой постановке вопроса никакого смысла нет. Смысл возникает тогда, когда ты не можешь находиться вне слова Божия. Ты услышал Писание, и оно тебя тронуло, коснулось. Тогда  ты хочешь его слышать, исследовать, о нем думать. Но и все живет неправильно. Святые люди грешили. Нужно каяться в грехах даже тогда, когда вы в них неоднократно уже каялись. Вы должны так каяться, чтобы всей совестью своей сказать себе, что я буду с этим бороться, я буду стремиться в грех не впасть. Смысл читать Слово Божие в том, чтобы знать волю Божию, уточнять для себя, какова она обо мне лично, и тогда ты будешь жить менее неправильно.

Вопрос: - Слышал, что в храме Всех скорбящих Радости на Ордынке единственный престол в Москве, посвященный преподобному Варлааму Хутынскому.

о. Александр: - Придел есть – несомненно, а единственный ли он – мне неизвестно. Москвичи особенным образом относились к преподобному. Они его любили и побаивались, считали его очень строгим и обращались к нему с трепетом. Так получилось, что когда уже после празднования тысячелетия Крещения Руси Церковь обрела свободу, тогдашний замечательный настоятель этого храма отец Борис Гузняков, о котором я имел возможность многократно здесь рассказывать, установил отношения этого храма с Варлаамо-Хутынским монастырем в Великом Новгороде, и прихожане ездили помогать восстанавливать вновь открытый монастырь. Главный престол храма посвящен Преображению Господню, но храм с основном знают по южному приделу – Всех скорбящих Радости и по северному – преподобного Варлаама Хутынского. Такие необычные для Москвы два посвящения.

Вопрос: - Какие есть  средства ограждения от злых духов?

о. Александр: - Я подозреваю, что вопрос о некоем чудодейственном средстве пояса, молитвы или чего-то еще, которые могут избавить нас  от нападения бесов. Такого средства нет, потому что бесы могут атаковать нас в самое неожиданное время. Ясно, что 50й, 90й псалмы, молитва «Да воскреснет Бог» имеют особую силу, мы к ним прибегаем в период бесовского страхования. Но самым сильным средством для нас будет конечно упование на Бога. Господь пасет мы и ничтоже мя лишит. На месте злачне тамо воспита мя. Даже самый сильный человек, даже скорее – особенно такой человек, подвергается атаке бесов, а если много может сделать для людей и Церкви, то бесам важно его посрамить. Мы должны знать, что его победа временная, а победа Божья – навсегда. Покойный отец Всеволод Чаплин любил обращать внимание на такой богослужебный текст, где дерзость бесов, их атаки на нас, ухищрения называются «бесов немощные дерзости». То есть наглость, которая все равно обречена на провал. Важно это помнить.

Вопрос: - Сейчас совершается не так много Литургий на неделе, как вне поста. И акафисты не читают, молебны. Какая же людям духовная помощь возможна? Особенно тем, у кого умер близкий, например.

о. Александр: - Литургия всё же совершается – Литургия Преждеосвященных Даров по средам и пятницам. Литургический помин в эти дни не совершается, потому что Святые Дары уже освящены. Но в Церкви особый день поминовения усопших – суббота, здесь просто большее число людей будем поминать. У нас в храме на первой и Страстной неделях будут совершаться все без исключения службы – утро, вечер. Молиться о наших воинах, родных, ушедших вполне можно и в тишине, и в приглушенном звуке тихих читаемых, а не поемых богослужений Великого поста. Наоборот, они ведут нас к сосредоточенности, обо всех можно помолиться. Представим себе, что за пост совершалась бы только одна Божественная Литургия, разве бы Господь не помянул всех Своих? Конечно, без сомнений. Мария Египетская за все годы своего покаяния причастилась единожды, снискав такое прощение, какое дай Бог каждому просить и когда-нибудь получить. Великопостное время как раз прекрасно, что бы просить у Господа об успехе спецоперации, о наших воинах, о погибших. Мы совершаем молитву о мире и победе, уверен, она Господом принимается.

Вопрос: - Как обстоят дела с военным духовенством?

о. Александр: - По моим наблюдениям много священников ездят в войска, но военного духовенства решительно не достает, по моим представлениям. Священников в армии ждут очень. Когда приезжают священники, это огромная помощь тем, кто воюет. Покойный, убитый отец Михаил Васильев говорил, что священник в армии важнее автомата. Я не стал бы ставить это на одну доску, но то, что священник очень нужен, несомненно. Полагаю, что число их будет расти. Это очень славно, что батюшки наши едут и молятся там. Церковь наша никогда не была отдельно от народа, всегда была с армией, это ее миссия. Никто ее отнять не сможет.

Вопрос: -  Известно, что осуждать нельзя. А как быть с таким: Гребенщиков перечислил 12 миллионов евро ВСУ, как сказано в СМИ. Я слушал его интервью. Это 10-12 танков Леопард, например. И мы не вправе его осуждать? И должны его поддерживать, считать, что это у него эмоциональный всхлип такой произошел? Как Вы считаете?

о. Александр: - Я много над этим размышлял и считаю так. Очень легко осудить Гребенщикова. Для этого много и не нужно. Говоря просто, если бы дядя просто продолжил петь, то он был бы дальше живой легендой, но он стал заниматься чем-то, в чем он нисколько не разбирается. А потом у этой публики очень силен командный дух – попробуй он скажи что-то другое, его бы свои же заклевали. Но если честно, меня вопрос осуждения Гребенщикова не интересует вовсе. У нас была ситуация, когда был убит посол России в Турции, и затем Турция сбила наш военный самолет. И вот все взволновались, такая ситуация?! А вы готовы не покупать продукты этого государства, вы готовы не ездить туда отдыхать, вы готовы реальными делами поддерживать наших? Всё, что мы можем сделать, возможно, на нашем личном уровне. Гребенщиков перечислил от своего достатка 12 миллионов. Мы столько не зарабатываем. Давайте перечислим, сколько можем, на нужды наших военных, давайте что-то делать каждый день. Когда я говорил, что не надо осуждать, я не имел в виду, что нам не надо давать оценку происходящему. Мы вправе давать ее. Но давать оценку и поддерживать Гребенщикова – вещи разные. Дать оценку его поступку негражданственному, поступку человека, который в трудных обстоятельствах помогает противнику? Мы можем и должны. А это не означает, что мы его поддерживаем. Мы идем своей дорогой, а Гребенщиков своей. В рамках нашей дороги Гребенщиков нам просто неинтересен. И мы не должны тратить время на анализ соображений постаревшего и имеющего такой музейный интерес человека. У нас нет времени на это! Мы должны помогать войскам, молиться. Если мы занимаемся Гребенщиковым, то теряем время на молитву. Лучше в молитве сказать: Господи, Ты когда хочешь наказать кого-то, то лишаешь разума. Тут явно неразумная ситуация. Мы же заняты тем, чтобы наша страна с честью вышла из возникшего испытания. Вот так бы я ответил на вопрос.

Вопрос: - Не могу сдерживать гнев и раздражение. Какие молитвы читать?

о. Александр: - А какие? Строго говоря, при чём тут вообще молитвы? Обычно гнев и раздражение – следствие распущенности. На жену мы будем орать, а начальнику улыбаться. Или когда нам нравится компания, мы будем галантными, доброжелательными, а когда нас никто не видит, мы гневливы и раздражительны.  Обычно мы всегда в состоянии удержать себя от гнева и раздражения. Когда гневаемся, раздражаемся, надо остановиться. Хочется гадость сказать – один раз удержись, другой, увидишь, как бес будет тебя корежить и мучить, а в третий раз и пятый будет полегче. Я это вам говорю, как человек, сам чувствующий за собой гнев и раздражительность, как основные свои пороки. Вы не найдете так просто молитвы, которая вас остановит. Представьте, что вы соорудите на огромной реке плотину из песка. Молитву нельзя читать, ее можно творить. Когда вы поймете, что молитва творится – Господи, помилуй, не дай мне влезть в эти грехи, вот тогда плотина будет не песочная, а настоящая. Следите за тем, чтобы не распускаться. Нашей огромной задачей постом является не распускаться. Мы постоянно позволяем себе излишества в эмоциях, еде, выпивке, говорливости. Надо это приводить в норму.

Вопрос: - Хочу поздравить всех Галин и Валентин с днём ангела. А также всех с наступающим днём защитника Отечества.

о. Александр: - Еще год назад мы и представить не могли, что эта профессия вернется к нам вот так прямо. Поздравим всех, кто воюет, кто на передовой, кто отстаивает нашу страну, кто трудится в тылу там, где отчизна наша поставила, тех, кто молится за воинов. В новейшей нашей истории послегорбачевской Росси впервые мы встречаем День 23 февраля, когда это не просто день, когда женщины поздравляют мужчин. Было у нас и так.  

Вопрос: - Один батюшка вернулся с передовой, рассказал, что обязательно хочет туда вернуться, потому что там всё настоящее. Что Вы думаете?

о. Александр: - От многих я слышал, что там ситуация подлинная, что несмотря на очевидные опасности, эти люди еще там почувствовали, что нужно возвращаться. Почувствовали как свой священнический, христианский, гражданский долг. Пока такое чувство живо, оно будет одушевлять наших священников. Значит, Церковь наша воспитывает правильное духовенство.

Вопрос: - Хочу спросить, если Гребенщиков перечислил средства ВСУ, то он получается государственный преступник? Как на это смотреть в точки зрения гражданского права?

о. Александр: - Как я понимаю, он уже находился за пределами досягаемости наших органов. То есть бежал, если так можно выразиться, и стал гражданином другого государства. Всё ясно с Гребенщиковым, хватит тратить время на пустые обсуждения. Мне лично отвратительно то, что он сделал. Но что касается молитвы о вразумлении, то любой человек вправе рассчитывать на молитву. При этом никакой молитвы поддержки в такой ситуации быть не может.  

Вопрос: - Как правильно поминать умерших при родах деток, которым имя дали только в истории болезни после смерти?

о. Александр: - Если дети умерли при родах, их не успели крестить, то какое у них имя не имеет значения. Мы не можем за Литургией поминать их как членов Церкви, потому что их имя им не было наречено в Крещении. Но дети безгрешны. Не мы их должны поминать, а они за нас должны молиться. Относительно крещеных детей нет вопросов. Некрещенных мы можем поминать не за Литургией, а в личной молитве с формулировкой: умершего младенца, называя его по имени, его же имя Ты, Господи, веси. Если речь о вашем младенце, то просто молиться о своем младенце, который умер при родах. Господи, помяни, в Царствие Небесное его прими.

Вопрос: - Что делать, если хочется выучить молитвы и тропари, а дается это очень трудно?

о. Александр: - Преподобный Сергий Радонежский, будучи маленьким, не мог долго научиться читать, выучить азбуку. К Богу он обращался, Господь ему помог. На самом деле молитвы и тропари писали люди для людей. Мы с вами осваиваем сложные профессии, учим кучу иностранных языков, неужели же тропарь своему святому труднее выучить, чем научиться водить машину? Или 120 режимов работы стиральной машины – хозяйки же выучивают это. Если правда хотите молиться словами богослужебных текстов, попросите Господа и будет вам дана помощь. Посмотрите, на многих клиросах стоит икона Романа Сладкопевца. Хористы обращаются к нему с просьбой дать умение слаженно молитвенно петь. И здесь так же. Просите преподобного Сергия о помощи. Тогда у вас будет это не через силу и мучение, а с радостью.    

Вопрос: - При борьбе со страстями человек от них избавляется окончательно или они затихают и ждут благоприятного момента для своего восстановления?

о. Александр: - Это вопрос праздный. Благоприятный момент для восстановления страстей – это что-то странное. Если страсть возобновляется, то это не благоприятно, а зломерзотно.  Страсть может замереть, утихнуть, быть изгнанной силой Божией, всякий раз вы не скажете, как развивается греховное направление нашей жизни. Наша задача не в том, чтобы выяснять, притаилась гадина или исчезла. Наша задача не терять настороженности, бдительности. Как только мы кого-то в чем-то осуждаем, то с высокой долей вероятности впадаем в тот же грех, который мы осудили. Это духовный закон. Если мы начинаем почивать на лаврах и считать, что грех свой окончательно победили, то он обязательно будет искать возможности отомстить. Почивать на лаврах, быть самонадеянным нельзя. Иногда борьба со страстью может занять всю жизнь. Иногда можно и не избавиться от нее. Но вопрос в том, движемся ли мы по пути настоящей борьбы с ней, а не симуляции борьбы. Тогда Господь намерения наши будет целовать. Всем желаю доброго полезного мирного хорошего Великого поста. Пусть он отличается от прежних наших Великих постов тем, что будет приводить нас к лучшему результату. Пусть это будет наш маленький труд для нашей Церкви, страны, воинства, которое в этом нуждается. Пусть мир с нами да пребудет!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 12 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+