Перейти к основному содержанию

00:49 03.12.2023

Историко-культурное значение деятельности Сочинского Свято-Николаевского братства

22.02.2022 11:29:28

Всех почитайте, братство любите,
Бога бойтесь, царя чтите

                                     1 Пет. 2:17

Будучи неотъемлемой частью идеологии советского государства, руководствуясь которой, политическая элита СССР формировала основы воспитания и образования «человека труда», атеизм породил множество «белых пятен» и «фигур умолчания» в истории России XX века. Актуальной задачей для современных исследователей становится сегодня выявление забытых страниц — событий и имен нашей истории, без которых целостное представление об ушедшей эпохе будет неполноценным и ограниченным в ее объективном осмыслении.

 Вне поля исследований исторической науки осталось Сочинское Свято-Николаевское братство, его организаторы и участники, утрачен одноименный братству храм на Хлудовской стороне Сочи.

Духовно-нравственные основы народного самосознания, культура и традиции Российского государства остаются непреложными, несмотря на изменения политических и социальных условий жизни народа. С утратой этих основ жизни мы рискуем потерять свою идентичность и превратиться в биологический материал для различных опытов и экспериментов.

Вид на Сочи с Хлудовской стороны. Дореволюционная фотография

 Православные братства, как один из видов самоорганизации людей для сохранения своей религиозной и культурной идентичности, а также просветительной и благотворительной деятельности в различные периоды истории России отвечали на разные внешние и внутренние вызовы государственной и общественной жизни русского народа. Этим обусловлен интерес к изучению православных братств, одним из которых является Свято-Николаевское братство, основанное литератором Павлом Амплиевичем Россиевым в Сочи.

Сочинское Свято-Николаевское братство было организовано в декабре 1913 года при храме святителя Николая Чудотворца на Хлудовской стороне (на земле бывших имений В. А. Хлудова), освященном в мае 1914 года[1].

П. А. Россиев стал бессменным председателем совета братства, а священник Евгений Ивановский — его секретарем. В состав братства вошли как простые люди, так и именитые сочинцы, такие, как, например, начальник Сочинского округа Ф. И. Яников, устроительница первой сочинской больницы М. Н. Зиновьева, Е. А. Кушлянский и другие неравнодушные жители города. Деятельность братства становится весьма обширной и разносторонней — от служения делу народного просвещения до благотворительности и борьбы за трезвость. С начала Первой мировой войны братчики собирают средства для помощи малоимущим семьям офицеров и солдат, убывших на фронт, отправляют на фронт необходимое вещевое имущество и денежные средства, собранные ими, помогают обустройству лазаретов для прибывших с фронта раненых офицеров и солдат[2].

Следует отметить, что обширная деятельность Сочинского Свято-Николаевского братства была известна далеко за пределами Сочи. В 1915 году почетным членом братства становится обер-прокурор Святейшего Синода В. К. Саблер. В 1916 году указом последнего Российского самодержца императора Николая Александровича Романова храм братства во имя святителя Николая Чудотворца на Хлудовской стороне получает статус самостоятельного прихода с назначением причта «из священника и псаломщика» и жалования ему из казны[3]. Эти исторические факты свидетельствуют о признании деятельности сочинского братства на высоком государственном уровне.

В России наиболее ответственные люди накануне исторических потрясений объединялись в братства не только для того, чтобы выжить, но ставили для себя ключевой задачей сохранить духовные основы жизни своего народа. Целью православных братств была не столько трудовая деятельность и оказание социальной помощи нуждающимся, сколько формирование и сохранение целостного образа православной личности через духовное просвещение людей.

В качестве главной задачи своего существования Сочинское Свято-Николаевское братство считало сохранение чистоты православной веры и народной традиции перед вызовами революционных перемен, сектантства и нигилизма, усиливавшихся в обществе того времени. Председатель совета братства видел его социальное и миссионерское служение основными средствами борьбы за души людей, погружавшихся в сумерки материалистических теорий и учений. Россиев писал: «Наша задача — поднять в умах добрую работу мысли во имя изучения и любви к России, во имя преданности Царю и вере наших отцов и прадедов…»[4]

Архитектурный проект братской часовни-книжницы

В декабре 1914 года начинается издание журнала «Известия Сочинского Свято-Николаевского братства», главным редактором которого становится П. А. Россиев. В октябре 1916 года усердием братства на старой базарной площади (ныне улица Поярко) открывается первая на побережье часовня-книжница в помощь распространению религиозно-нравственной и научно-образовательной литературы, для книжной торговли братства. Освящает часовню отец Евгений Ивановский в сослужении священников собора Архангела Михаила, после чего Павел Россиев произносит речь о важности и значении книжного дела и просвещения в целом. Вместе с отцом Евгением Ивановским Павел Россиев принимал участие и в открытии грузинской библиотеки, где им также была произнесена речь о пользе и значении этого события[5].

Значение деятельности Сочинского Свято-Николаевского братства трудно переоценить. Его просветительная работа и благотворительное служение вполне отображены в журнале «Известия Сочинского Свято-Николаевского братства», издававшемся братством один-два раза в месяц с декабря 1914 года. Темы публикаций этого журнала остаются актуальными и сегодня, они лишены сугубо идеалистического восприятия церковной жизни, будучи не только благоповествовательными, но и на «злобу дня». Годовые комплекты номеров «Известий Сочинского Свято-Николаевского братства» (1914—1916) сохранились в фондах Российской национальной библиотеки (РНБ). В журнале описываются все значимые исторические события становления и деятельности братства.