Перейти к основному содержанию

14:47 20.04.2024

Историко-культурное значение деятельности Сочинского Свято-Николаевского братства

22.02.2022 11:29:28

Всех почитайте, братство любите,
Бога бойтесь, царя чтите

                                     1 Пет. 2:17

Будучи неотъемлемой частью идеологии советского государства, руководствуясь которой, политическая элита СССР формировала основы воспитания и образования «человека труда», атеизм породил множество «белых пятен» и «фигур умолчания» в истории России XX века. Актуальной задачей для современных исследователей становится сегодня выявление забытых страниц — событий и имен нашей истории, без которых целостное представление об ушедшей эпохе будет неполноценным и ограниченным в ее объективном осмыслении.

 Вне поля исследований исторической науки осталось Сочинское Свято-Николаевское братство, его организаторы и участники, утрачен одноименный братству храм на Хлудовской стороне Сочи.

Духовно-нравственные основы народного самосознания, культура и традиции Российского государства остаются непреложными, несмотря на изменения политических и социальных условий жизни народа. С утратой этих основ жизни мы рискуем потерять свою идентичность и превратиться в биологический материал для различных опытов и экспериментов.

Вид на Сочи с Хлудовской стороны. Дореволюционная фотография

 Православные братства, как один из видов самоорганизации людей для сохранения своей религиозной и культурной идентичности, а также просветительной и благотворительной деятельности в различные периоды истории России отвечали на разные внешние и внутренние вызовы государственной и общественной жизни русского народа. Этим обусловлен интерес к изучению православных братств, одним из которых является Свято-Николаевское братство, основанное литератором Павлом Амплиевичем Россиевым в Сочи.

Сочинское Свято-Николаевское братство было организовано в декабре 1913 года при храме святителя Николая Чудотворца на Хлудовской стороне (на земле бывших имений В. А. Хлудова), освященном в мае 1914 года[1].

П. А. Россиев стал бессменным председателем совета братства, а священник Евгений Ивановский — его секретарем. В состав братства вошли как простые люди, так и именитые сочинцы, такие, как, например, начальник Сочинского округа Ф. И. Яников, устроительница первой сочинской больницы М. Н. Зиновьева, Е. А. Кушлянский и другие неравнодушные жители города. Деятельность братства становится весьма обширной и разносторонней — от служения делу народного просвещения до благотворительности и борьбы за трезвость. С начала Первой мировой войны братчики собирают средства для помощи малоимущим семьям офицеров и солдат, убывших на фронт, отправляют на фронт необходимое вещевое имущество и денежные средства, собранные ими, помогают обустройству лазаретов для прибывших с фронта раненых офицеров и солдат[2].

Следует отметить, что обширная деятельность Сочинского Свято-Николаевского братства была известна далеко за пределами Сочи. В 1915 году почетным членом братства становится обер-прокурор Святейшего Синода В. К. Саблер. В 1916 году указом последнего Российского самодержца императора Николая Александровича Романова храм братства во имя святителя Николая Чудотворца на Хлудовской стороне получает статус самостоятельного прихода с назначением причта «из священника и псаломщика» и жалования ему из казны[3]. Эти исторические факты свидетельствуют о признании деятельности сочинского братства на высоком государственном уровне.

В России наиболее ответственные люди накануне исторических потрясений объединялись в братства не только для того, чтобы выжить, но ставили для себя ключевой задачей сохранить духовные основы жизни своего народа. Целью православных братств была не столько трудовая деятельность и оказание социальной помощи нуждающимся, сколько формирование и сохранение целостного образа православной личности через духовное просвещение людей.

В качестве главной задачи своего существования Сочинское Свято-Николаевское братство считало сохранение чистоты православной веры и народной традиции перед вызовами революционных перемен, сектантства и нигилизма, усиливавшихся в обществе того времени. Председатель совета братства видел его социальное и миссионерское служение основными средствами борьбы за души людей, погружавшихся в сумерки материалистических теорий и учений. Россиев писал: «Наша задача — поднять в умах добрую работу мысли во имя изучения и любви к России, во имя преданности Царю и вере наших отцов и прадедов…»[4]

Архитектурный проект братской часовни-книжницы

В декабре 1914 года начинается издание журнала «Известия Сочинского Свято-Николаевского братства», главным редактором которого становится П. А. Россиев. В октябре 1916 года усердием братства на старой базарной площади (ныне улица Поярко) открывается первая на побережье часовня-книжница в помощь распространению религиозно-нравственной и научно-образовательной литературы, для книжной торговли братства. Освящает часовню отец Евгений Ивановский в сослужении священников собора Архангела Михаила, после чего Павел Россиев произносит речь о важности и значении книжного дела и просвещения в целом. Вместе с отцом Евгением Ивановским Павел Россиев принимал участие и в открытии грузинской библиотеки, где им также была произнесена речь о пользе и значении этого события[5].

Значение деятельности Сочинского Свято-Николаевского братства трудно переоценить. Его просветительная работа и благотворительное служение вполне отображены в журнале «Известия Сочинского Свято-Николаевского братства», издававшемся братством один-два раза в месяц с декабря 1914 года. Темы публикаций этого журнала остаются актуальными и сегодня, они лишены сугубо идеалистического восприятия церковной жизни, будучи не только благоповествовательными, но и на «злобу дня». Годовые комплекты номеров «Известий Сочинского Свято-Николаевского братства» (1914—1916) сохранились в фондах Российской национальной библиотеки (РНБ). В журнале описываются все значимые исторические события становления и деятельности братства.

Первый номер «Известий Сочинского Свято-Николаевского братства»

Нет никакого сомнения в том, что братство было делом необходимым в Сочи тех лет и труды его досточтимых участников еще найдут свое место в исторической памяти сочинцев.

Конечно же, особо следует вспомнить о бессменном председателе совета Сочинского Свято-Николаевского братства — Павле Амплиевиче Россиеве, который отдал делу братства все свои силы и остался верен ему даже до смерти (в сентябре 1920 года П. А. Россиев был арестован в Сочи «советской властью» по обвинению в редактировании статей контрреволюционного характера и 12 октября того же года Черноморским ЧК приговорен к расстрелу).

Павлу Россиеву приходили многие благодарственные письма и от военных чинов с фронта, и от епископата, управлявшего Сухумской епархией, и от светских лиц разного звания. Однако главным свидетельством христианского достоинства и активной социальной позиции Россиева стало его участие как мирянина от Сухумской епархии в Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917—1918 годов. Известно, что на этом соборе после весьма длительного перерыва — Синодального периода — вновь избирается Патриарх всея Руси Тихон (Белавин). Участие в Поместном соборе — это большая честь, и случайным людям ее оказать не могли. Кроме того, имя Павла Россиева известно в числе участников Русского Церковного собора 1919 года на Ставрополье[6]. На этом соборе была учреждена Кубанская епархия Русской Православной Церкви.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сказать, что всестороннее изучение истории существования Сочинского Свято-Николаевского братства, жизненного пути его участников как части духовного и культурного наследия России важно для настоящих и будущих поколений нашего народа как пример для формирования духовно-нравственных качеств человеческой личности, необходимых для созидательной жизни российского общества.

Если говорить сегодня о некоем возрождении братства или создании подобной организации — преемника Сочинского Свято-Николаевского братства по духу и деятельности, то прежде всего следует избегать какой-либо профанации и помнить о нижеследующем: «Архиерейский собор Русской Православной Церкви в 1994 году, а затем и в 1997 году постановил: практически все братства должны отказаться от прав юридического лица (т. е. от самостоятельности) и полностью подчиниться настоятелю того или иного прихода… (Это было вызвано крайней политизацией, а также раскольническими настроениями некоторых братств. — Д. С.) И все же такие формы православной жизни, как братства, в отличие от светских и некоторых церковных учреждений, не могут быть ни упразднены, ни созданы только “сверху”. Их основа —. Нужно точное определение целей и форм своего служения, а они всегда выражаются в Уставе братства»[7].

Устав Свято-Николаевского братства.
Вестник Грузинского экзархата. 1914. № 6.

Павел Россиев писал: «Политика никоим образом не коснется деятельности братства, поэтому оно имеет возможность объединить людей политически разномыслящих, лишь бы они сочувствовали и готовы были помочь словом и делом тому, что братство избрало своей целью и чего оно хочет достичь по уставу… Братство никоим образом не будет заниматься политикой; мы это заявляли и заявляем опять, и пусть не приближается к братству тот, кто не может отказаться от политики и способен разжигать человеческие страсти. Вне политики братство с радостью встретит каждого…»[8].

[1] См.: Учредительное собрание Св.-Николаевского братства в Сочи // Вестник Грузинского экзархата. 1914. № 6. 15 марта. С. 219—223; см.: Освящение храма во имя свт. Николая на Хлудовской стороне // Сочинский листок. Сочи, 1914. № 404. 6 мая. С. 3.

[2] См.: Серенко Д. С. Павел Россиев в судьбах Сочи начала XX в.: У истоков социальной и культурной жизни города // Сочинский краевед. Сочи, 2019. С. 39.

[3] См.: Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Св. Правительствующего Синода Грузино-Имеретинской Св. Синода конторе об открытии прихода при Николаевской церкви пос. Сочи // Вестник Грузинского экзархата. Тифлис, 1916. № 7. 1 апр. С. 196—197.

[4] Россиев П. А. Св.-Николаевское братство // Сочинский листок. Сочи, 1913. № 286. 1 дек. С. 3.

[5] Серенко Д. С. Павел Россиев в судьбах Сочи… С. 39.

[6] Юго-Восточный Русский Церковный собор 1919 г. / Сб. док. под ред. Ю. А. Бирюковой. М., 2018. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/yugo-vostochnyj-russkij-tserkovnyj-sobor-1919-g/5_4

[7] Копировский А. Еще об истории православных братств // Православная община. М., 1997. № 37. https://pravoslavnaya-obshina.ru/ebook/PO_n37.pdf

[8] Россиев П. А. Св.-Николаевское братство в Сочи: Открытое письмо жителям Сочи и Сочинского округа // Сочинский листок. Сочи, 1913. № 275. 17 нояб. С. 3; № 286. 1 дек. С. 3.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
6 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+