Перейти к основному содержанию

12:33 23.04.2024

Сочинский старец

17.02.2022 16:33:14

Русское старчество, как образец истинного служения Христу, в современном мире является спасительным якорем и примером для верующих людей, который может их удержать от того, чтобы их не унесло «вдаль» бушующее житейское море страстей, которое всё сильнее и сильнее обуревает церковный корабль и уносит в «морскую пучину» плывущих на нем. Роль и значение старчества в ХХ—ХХI вв. еще недостаточно оценены и порой пренебрегаются в современной Церкви, при том что именно благодаря во многом старчеству Церковь не только сохранилась в тяжелые времена, но и получила большой прилив сил в лице тех священнослужителей и мирян, которые под благотворным влиянием старцев некогда пришли в Церковь, несмотря на богоборческие позиции советского государства (СССР). 

Одним из духоносных подвижников нашего времени был сочинский старец схиархимандрит Симеон (Нестеренко).

Отца Симеона любили и почитали многие верующие сочинцы и другие жители России и ближнего зарубежья. С 1993-го по 2010 год старец с организованной им общиной жил в Сочи, в селе Верхний Юрт; отошел ко Господу 6 декабря 2010 года, на 91-м году жизни.

Родился будущий старец 1 сентября 1920 года в селе Берёза Глуховского района Сумской области в бедной крестьянской семье. До 15 лет пас скот у людей за еду и одежду. «Однажды он босой угнал стадо далеко в поле. Неожиданно ударил мороз. Пока добрался до дома хозяев, отморозил ноги. С этих пор начались его муки. Ноги почернели и опухли. Из гноящихся ран выходили осколки костей. Но он утешал себя воспоминаниями о Христовых страданиях и терпении многострадального Иова» [2].

С диагнозом остеомиелит обеих голеней Симеон в 1943 году поступил в Глинскую пустынь, где подвизался под руководством известных глинских старцев. В 1951 году, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, монаха Симеона рукоположили в сан иеродиакона. А в 1954 году, в день памяти святителя Григория Богослова, — в сан иеромонаха.

«После принятия священнического сана ему приходилось вести долгие монастырские службы. Когда он служил на приходе, чтобы успеть на утреннюю службу, он с вечера полз на животе от хатки, в которой его разместили, до церкви. В церкви Господь давал ему силы служить Литургию.

В 1958 году отец Симеон покинул любимую святую обитель. Изгнали его за сугубое усердие. К молодому иеромонаху приходило такое же множество людей, как и к умудренным старцам. Это не могло не вызвать ярости светских властей» [2].

По благословению отцов Глинской пустыни он отправился на Кавказ, в Иверскую землю. Здесь батюшка служил в селе Лыхны (Абхазия), в древнем храме Успения Пресвятой Богородицы. В тот непростой для Русской Церкви период многие монахи оказались на абхазской и грузинской земле. В 1961 году по состоянию здоровья отец Симеон был уволен за штат епархии, но еще в 1959 году он купил часть дома в Гудауте и обосновал там общинку из нескольких послушниц, пожелавших посвятить свою жизнь Господу. Там он и продолжил свой крестный путь, спасаясь сам и помогая спасаться своим духовным чадам. Несмотря на увольнение за штат, Московская Патриархия платила ему пенсию по инвалидности, а Патриарх Грузинский Илия периодически его посещал и 2 августа 1979 года в Тбилиси произвел отца Симеона в сан игумена. 7 июля 1981 года в городе Цхакая Патриарх Илия возвел игумена Симеона в сан архимандрита.

В годы грузино-абхазского конфликта старца Симеона вынудили покинуть Абхазию. И с 1993 года он обосновался в городе Сочи, где после 17 лет жизни он преставился ко Господу, Которому служил.

Многие верующие сочинцы, узнав о том, что в родном городе появился такой необычный священник, стали приезжать к нему за духовным советом и благословением. Были и такие, которых батюшка обратил в православную веру духовной мудростью и любовью по просьбе их родных или близких. Приезжали к нему и из других мест нашей необъятной родины, где его знали. У отца Симеона был особый дар рассудительности. Он, порой ничего не зная о человеке, мог точно указать на причину той или иной проблемы в его жизни и дать правильный совет. И все, кто поступал по совету батюшки, никогда об этом не жалели. Всем находилось у отца Симеона слово назидания и утешения. Всех он укреплял в вере. Всем обращавшимся к нему за духовным наставлением он всегда говорил и писал о покаянии:

«Чада, умоляю всех вас, молитесь, ограждайтесь страхом Божиим и крепитесь духом. Мужайтесь в терпении. Чада, всем я вам одного желаю: покайтесь! Не поверите мне — поверите своим глазам, жнева придут и горькие слезы рекой потекут. Берегите свою душу, дороже ее ничего нет у человека. В Священном Писании сказано: “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит”. Чада, поймите, закон евангельский был, есть и будет. Кто его изменит, кто его умалит, кто его не признает, погибнет неминуемо. Что в ваших силах, делайте, родненькие, творите добро всем и всегда. Бегите зла греха, как огня, да не поймайтесь в сети вражия, которые в наше время раскинуты по всей вселенной для всех малых и взрослых, и старых, и ученых, и простецов. Сила ада восстала во всей своей мощности и уловляет всех в свои сети. Пришло запустение и при дверех суд Божий. Труден и тяжек путь в Царствие Небесное, но помощь Господня всегда готова на нем. А кто не испытывал горького, тот не может познать сладкого» [1].

«И далеко не все знали, какие боли он постоянно претерпевал, он никогда не говорил о своих страданиях. Иногда шутил: “Я-то что… Я барин. Лежу себе на мягких постелях. За мной ухаживают, а вот монах Иов в Глинской пустыни ходил с полными сапогами гноя. Вот у кого ноги болели”. Сам батюшка таблетки принимал при врачах, чтобы их не обидеть, а потом велел лекарства выбрасывать. Страдания он воспринимал как посланное Богом испытание. И старался выдержать его без ропота, проявляя удивительное смирение и терпение. Он часто повторял слова преподобного Антония Великого: “Скорбями обретаем Бога”»[2].

Назидательным стало знакомство одного человека со старцем Симеоном. Оно состоялось более 20 лет назад, но на всю жизнь осталось неизгладимым воспоминанием. Вот это воспоминание:

«У меня есть друг Алексей. Мы с ним давно уже были в поисках истины. Даже ходили в церковь — собор Архангела Михаила, он тогда в городе Сочи был фактически единственным полноценно действующим храмом. Купили там себе по одинаковой книге — сборнику святоотеческих поучений “Духовная брань”. Очень полезная книга, в ней изречения богодухновенных старцев: и о мудрости духовной, и о смирении, и о прелести, и о прочем необходимом для спасения души. И тут бывшие соседи семьи Алексея вдруг научились “лечить” болезни сверхъестественным образом. А у моего друга и отец и мать были болезненны. Ну как тут не воспользоваться помощью старых знакомых? Да ведь и “лечили” женщины (мать и дочь) с помощью молитв и в церковь отправляли свечи ставить святым. Так и попал Алексей и его семья к целителям…

Я тогда пришел к Алексею, и он мне с восторгом стал рассказывать об этом “чуде”, его семья уже с неделю как “лечилась” у знахарок. Мне стало интересно, и я попросился прийти на сеанс из любопытства, да и здоровье поправить, конечно. И вот встречаемся мы все у друга моего дома: я, он, его отец, мать и сестра. Пришли знахарки. И, осмотрев меня, велели нам молиться и ложиться на пол, закрыв глаза. Я к тому времени выучил основные молитвы из Закона Божия. Женщины отметили, что я правильно крестился и клал поклоны. Хотя, как ни странно, сами с нами не молились. Когда мы улеглись, с нами лег “лечиться” и кот семьи Алексея, который уже успел привыкнуть к такой процедуре. Мы закрыли глаза. Я, лежа на полу, продолжал, как мог, усердно молиться. И тут котика вытошнило на ковер, сеанс пришлось прервать. Алексей и его родные заметили, что никаких видений на этот раз не было. А целительницы принялись рассказывать, какие святые приходили лечить нас и кому нужно в церкви поставить свечи в знак благодарности. Про меня же сказали, что я летал в облаках, и принялись обольщать тем, что могут меня научить своему “искусству”. Мне было неловко такое слышать, но спорить я не стал. После “волшебницы” “зарядили” воду и фрукты и ушли до следующего сеанса. И тут вспомнилось мне из книги “Духовная брань” слово о прелести. И поделился своими сомнениями с Алексеем. И он тоже задумался. Как же так? Святые считали себя недостойными каких-либо дарований и всячески их избегали. Если Бог давал им какой-то дар, то они зачастую просили Его забрать (!) его, чтобы не возгордиться и не погубить свою душу! А тут такое самообольщение!

В таком недоумении я ушел домой. Дома я обратился к верующей соседке, всё ей рассказал. Она-то и посоветовала обратиться с этим вопросом к батюшке — отцу Симеону. И объяснила, как к нему добраться. На следующий день я отправился к нему, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию…

Приехал я к батюшке утром, к окончанию монашеского правила. Монахини строго встретили меня во дворике, стали спрашивать, как я о них узнал и с каким вопросом приехал. Я всё объяснил. Батюшка принял меня, внимательно выслушал, объяснил коротко, что к чему. А потом позвал послушницу, и она читала из какой-то брошюры о новоявленных гуру, целителях, экстрасенсах, НЛО и других «чудесах» нашего лукавого времени. Все монахини тоже внимательно слушали. Признаться, я, когда ехал к отцу Симеону, уже как-то начал осмысливать, что произошло у Алексея. И когда батюшка говорил мне об этом и разъяснял, что это за вражие обольщение, я лишь соглашался и радовался тому, что я так и думал. После меня накормили за общей монашеской трапезой и батюшка благословил привести друга, если тот будет сомневаться в истине.

Алексей, когда я ему передал батюшкин наказ, охотно поверил мне. Но ему хотелось тоже лично увидеть батюшку и получить благословение. В тот же день мы отправились к архимандриту (схиму батюшка тогда еще не принял). Когда мы приехали в Верхний Юрт, он отдыхал. Нас проводила к нему монахиня Варвара и оставила наедине. Батюшка строго приказал нам молиться, указывая на иконы, мы прочитали «Отче наш». Он предложил нам сесть и стал наставлять нас на путь истинный: что искать спасения души и разрешения всех духовных вопросов следует в Церкви. Благословил исповедоваться и причаститься. А после стал рассказывать житие своего небесного покровителя — преподобного Симеона Столпника. Особо батюшка обратил внимание на то, как святого хотел обольстить сатана под видом “божьего вестника”, вновь предостерегая нас от коварности врага спасения рода человеческого, который ничем не брезгует, и призывая нас быть очень внимательными. И вдруг отец Симеон расплакался. Зашла монахиня Варвара, ближайшая помощница старца. Сказала нам, что батюшка устал, и попросила удалиться. А батюшка вдогонку попросил матушку, чтобы нас покормили. Так было у батюшки заведено. Всех, кого он принимал, всегда кормили, и отказываться было не принято. Мы с удовольствием повечеряли и отправились домой разъяснять родителям и сестре Алексея то, что произошло, и что дальше делать. Слава Богу, молитвами старца, я, грешный, и вся семья моего друга по сей день в Церкви, исповедуемся и причащаемся святых Христовых Таин. Я тогда сердечно очень расположился к батюшке и стал время от времени обращаться к нему за советом и благословением. Отец Симеон благословлял меня и на службу в армии, и на другие богоугодные дела. По его благословению и молитвам один священник крестил моего отчима.

Знаменательно то, что батюшка умер в день памяти святого благоверного князя Александра Невского (в схиме Алексия), который является небесным покровителем того самого моего друга Алексея. От него я и узнал в тот день, что батюшка преставился, когда поздравил его с днем Ангела.

В память о богоугодном старце сохранились у меня его поздравительные письма и открытки с Рождеством Христовым и Пасхой Господней. Батюшка всегда поздравлял своих чад не только с этими, но и другими великими праздниками. Все его письма пронизаны глубокой любовью и смирением.

Из общения с отцом Симеоном мне более всего запомнилось, как он восхищался духоносными старцами наших дней и при этом ни в коей мере не сравнивал себя с ними, часто говорил о покаянии. Запомнилось, что очень любил молиться сам и радовался, если кто решался усерднее подвизаться в молитве. Удивительный он был человек! И поистине, это было милостью Божией, что он оказался в нашем “праздномˮ городе и многим стал путеводителем ко спасению».

Постриг в великую схиму архимандрит Симеон принял в 1997 году, имя при постриге не менялось.

Погребен был сочинский старец за алтарем Свято-Успенского храма города Сочи на центральном кладбище по улице Дагомысской. Позже рядом с ним были захоронены и некоторые его сподвижницы. Сегодня над их могилами красуется изящная часовня, освященная во имя святого преподобного Симеона Столпника в 2013 году митрополитом Кубанским Исидором. В ней и по сей день многие знавшие отца Симеона при жизни и узнавшие о нем после его смерти находят себе утешение.

Царствие Небесное схиархимандриту Симеону!

На фото: Часовня во имя преподобного Симеона Столпника
1. Из «Жизнеописания старца схиархимандрита Симеона» схимонахини Моисеи. Приводится по: Православный голос Кубани. 2017. № 12 (325).

2. Богатырев А. В. Чудо дело тихое: Жизнеописание схиархимандрита Симеона (Нестеренко). М., 2016.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
17 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+