Перейти к основному содержанию

01:52 20.09.2020

Каждый за себя, а все вместе - за Родину.

12.08.2020 15:23:03

    К сожалению, эти жалобы людей (которых кто-то из моих единомышленников удачно назвал «всепропальщиками») вовсе не безобидны. Они, вместо разоблачительного и мобилизующего характера, скорее дезориентируют и обессиливают, «обезверивают» тех, кто не так чётко видит цели своей жизни и борьбы за них. Попробую в краткой аналитической заметке порассуждать на эту тему.

      Чаще всего в пику нынешним «лукавым временам» подразумеваются времена не столь давние – советские. Мол, тогда всё было менее лукаво. Бог был под запретом и это в пику официальному атеизму, открывало думающим людям (а много ли таких было с учётом, что Евангелие купить было невозможно?) смысл жизни и давало силы идти к Нему, так сказать «через терние к звёздам». Да и сам СССР, даже с учётом этого момента, был, по их мнению, куда лучше, ельцинской Эрэфии или путинской Рашки. Всё предельно и нелукаво ясно, поделено на чёрное и белое: друг-враг. У Советского Союза были явные внешние враги – это коллективный Запад и враги внутренние – пятая колонна, сиречь недобитая контра. И причина развала страны в том, что всесильное КГБ (ВЧК) и органы партийного контроля не доглядели за проникшими к вершинам власти предателям идей коммунизма - вот и не стало могучей державы!

     Так ли это, учитывая, что о «лукавых временах» говорилось и писалось ещё на заре христианства апостолами, когда юную Церковь украсили десятки тысяч мучеников и исповедников за Веру! Не оскудела ими и Русская (именно Русская, не советская) земля в период кровавых репрессий против Русской же Церкви. По последним данным число новомученников и исповедников опять же российских приближается к двум тысячам, и работа по установлению новых героев Церкви продолжается. Считали ли они те времена менее лукавыми, когда на бумаге и по Конституции было оговорено их право на вероисповедывание, а на деле за это часто приходилось отдавать жизнь?    

       Или меньше было лукавства и больше честности и справедливости в военные и послевоенные годы? Согласятся ли с этим фронтовики? Например, мой дед – ветеран и инвалид (2-й группы) Великой Отечественной, получающий свою пенсию в размере 70 рублей (уборщица получала 60) и ради этого ежегодно вынужденный проходить врачебную комиссию, доказывая, что левая рука у него по-прежнему «не работает», так не считал. Думаю, согласны с ним были и многие другие более «тяжёлые» инвалиды, оказавшиеся в итоге не нужными ни власти, ни обществу, ни компартии.

      Итак, лукавства, поводов и причин пасть духом, став «таким как все», надо честно в этом признаться, хватало всегда. Хватает и сейчас, но в отличии от тех же «благословенных» советских времён, мы, теперь опираясь уже и на Конституцию, с прописанным в ней Богом, имеем полное право не просто не скрывать своей веры, но и свободно исповедовать её – то есть жить по ней. Кто пробовал? Кому не дали? Я имею в виду не кликушество в духе о. Сергия Романова, начавшего «за здравие», а кончившего «за упокой», а жизнь по заповедям, по Нагорной проповеди, например, которая имеется в свободном доступе и за чтение которой вас не привлекут ни по какой статье.

      Кто, осознав себя «нищим духом», как призывал Христос, то есть увидев в зеркале Евангелия своё ничтожество перед Богом, решительно переменил не только жизнь, но и образ мыслей? Кто «восплакал» об этом, чтобы, как обещал Христос, быть Им Самим «утешенным»? Кто «возжаждал правды», как воды, чтоб пойдя за ней до конца, «насытиться» её плодами, но уже за порогом этой жизни? 

      Кто может назвать себя «милостивым», именно в надежде на помилование в жизни будущего века, а не на бонусы в этой - мимолетной, вдруг расщедревшись душой и подав бабушке пятачок? Или кто готов, именно Христа ради, простить должнику большой долг? Кто, возжелав быть «миротворцем», ради наименования «сыном Божиим», не ответил в ссоре на оскорбление, ударом – на удар, но нашёл в себе силы улыбнуться и первым протянуть руку?

       А кто готов и кому мешают власти исполнять следующие заповеди Спасителя: «кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся»? Кто и когда запрещал исполнять нам эту заповедь: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…». Список направленных прямо в наше сердце Божиих наставлений - советов можно продолжать. Но мы итак отчётливо видим, что перед Христом мы все оказываемся лукавыми рабами греха…

      Коронованный учёными Covid-19 показал всем «кузькину мать» и наша земная церковь не явилась исключением. Храмы были закрыты на карантин, исповедаться и причащаться, казалось, было невозможно и по замыслу и приговору врагов Христа и Его Церкви, она должна была в очередной раз умереть. Лукавые времена? Но хорошо известно, что желающие находили возможность и исповедаться, и причащаться, не ослабевая при этом в духовной жизни, стараясь исполнять заповеди (смотри выше) Христовы. Мне рассказывали, как, например, в Подмосковье в разгар карантина, один священник, четко выполняя указания властей, служил за закрытыми дверями, организовав уличную трансляцию. А потом выходил за ограду к собравшемуся народу (к слову, желающих было немного) и уже на свой страх и риск исповедал и причащал желающих. Чем по нашим временам не исповеднический поступок?

     Этот пример – один из множества говорит о том, что выход, при наличии большого желания, всегда можно найти. И закрытые на время храмы куда лучше обезглавленных, переделанных в склады или общежития, не говоря уже о взорванных. Но и в те «нелукавые» времена находились отважные люди – исповедники, как есть они и сейчас. Но если тогда люди, рискуя свободой, не боялись собирать подписи за открытие храмов, то почему мы, не рискуя практически ничем, не делали этого сейчас, завалив и Патриархию, и мэрию вполне законными обращениями? Это к слову о воинствующей - земной Церкви и нас с вами - народе Божием, которого никто не лишает права голоса.

    Вот еще пример исповедничества в наше время. Хорошо известно, что в годы бед, эпидемий и войн Церковь не только соборно молилась, но и по словам всероссийского батюшки, святого Иоанна Кронштадтского, «спасалась Крестными ходами». Даже в «нелукавые» советские времена с риском для себя, порой тайными тропами, в обход милицейских кордонов, проходили по СССР (Руси –матушке) крестные ходы. Один из них - получивший наиболее широкую известность – Великорецкий, а его костяк составляли не боящиеся ничего бабушки – белые платочки.

   В этом году, напуганное распространением инфекции начальство сделало, кажется, все, чтобы сам ход не состоялся, а икону к месту явления на реке Великой повезли на машине. Но нашлись несколько сот людей во главе со священниками, которые боясь больше нарушить обет святому Николе, чем неудовольствие начальства и сам вирус, прошли пятидневный ход традиционно – пешком.

    Так что времена тут действительно ни причём и лукавы скорее люди, а не дни. И это с апостольских времён остаётся главной проблемой человечества. И  готовиться надо не к очередной атаке вируса, но к Страшному суду, где, отбросив лукавство, будем отвечать каждый за себя, а все вместе за Родину.

                                                       Роман Илющенко, религиовед         

 

 

Комментарии

12.08.2020 - 21:38 :

Да, человек лукав, всегда лазейку найдёт, и даже придумал словосочетание: "нужно быть гибким". С помощью этого выражения он огибает всё что можно и всё что нельзя.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+