Перейти к основному содержанию

02:01 29.03.2024

Что читал команданте

10.01.2014 10:09:48

Представьте себе, что вам перечисляют следующие характеристики человека: родился на Корсике, выучился на военного-артиллериста, прославился в битве под Тулоном, воевал в Египте, стал Императором, вошел в Москву, бежал обратно, потерпел поражение в битве при Ватерлоо, умер на острове св. Елены. Ясное дело, вы узнали Наполеона.

А вот такой перечень: родился в Аргентине, с детства болел астмой, выучился на врача, увлекся коммунизмом, объездил всю Латинскую Америку, ужасаясь нищете и восторгаясь красотами, воевал с Фиделем на Кубе, воевал потом в Конго, погиб в Боливии, в виде татуировки красуется на плече Майка Тайсона и вообще является культовой фигурой. Ну, конечно, это – Че. Это Эрнесто Че Гевара, команданте, революционер, не пожелавший превращаться в номенклатурщика и чиновника. Этим, собственно, он выгодно и отличается от прочих революционеров, имже несть числа, которые с удовольствием и без внутренних мук, приходя к власти, обрастают привилегиями, продпайками, вторыми и третьими семьями, банковскими счетами за рубежом, и прочими мирскими благами, купленными кровью обманутого риторикой пушечного мяса. Команданте был иного замеса, за что и достоин не преклонения, но уважения. Принципиальность и готовность на смерть где не уважаются? Только среди духовных свинопасов и людей, вечно готовых на предательство. Итак, Че.

*

Он – личность культовая. Иногда – до смешного: до маек с надписью Che-Бурашка и изображением ушастого мультяшного персонажа в беретке наискосок. В одной пиццерии я лично видел потешное панно с надписью «Будь, как Че». А изображены на панно были Чехов, Черчилль, Че Гевара и опять же – Чебурашка. Но это явление в радикальном духе буржуазной падшести: не можешь победить – высмеивай. Враг-посмешище, это уже треть врага. Но я повторю: команданте привлекателен и страшен. Страшен тем, что не стремится превращаться в чиновника после прихода к власти, не стремится к материальным благам, как таковым, но сохраняет верность идее. Этим, собственно, он и привлекателен.

Какое-то время тому назад на первом канале в программе «ЖЗЛ» я смотрел передачу о Че. Много было сказано интересного, неизвестного, интригующего. Меня, к примеру, заинтересовали слова одного из экспертов о том, что читал Че Гевара. Оказывается, он был любителем русской советской литературы, которую читал в испанском переводе (русским не владел). Больше всего любил (sic!) книгу Фурманова «Чапаев», Полевого - «Повесть о настоящем человеке» и Островского - «Как закалялась сталь». Сделаем перерыв и перечитаем список.

*

О чем вам говорит этот перечень? Не кажется ли вам, во-первых, что именно книги формируют человека? Написанный текст, пусть даже рекламное объявление или политический манифест, формируют и направляют человека. Что ты читаешь, то ты и есть. Это, как с едой: «мы есть то, что мы едим». Слышал «Приимите, ядите», значит, станешь тем, кем должно. Не слышал, или не откликнулся на зов – будешь есть только гамбургеры, и сам, соответственно, будешь ходячим гамбургером.

Если потенциальный революционер будет читать порножурналы или практические рекомендации по черной магии, то никогда ему нее стать настоящим революционером, а разве что крысой и предателем? Придешь к власти, станешь лить чужую кровушку без меры и жалости, и найдут у тебя после твоего уже расстрела целый шкаф с секс-игрушками. Таким «пламенным сыном революции» был, к примеру, Генрих Ягода. Да и только ли он один?

Книги должны соответствовать образу жизни и образу мышления. Теперь далее. Не кажется ли вам, что любимая Че Геварой литература есть некий аналог Житий святых, только в атеистической редакции? Кто такие Маресьев, Чапаев и Корчагин, как не мученики советской эпохи? А что еще так разгорячает и без того горячий дух, как описание страданий мучеников? Родившиеся в предреволюционную эпоху, как Островский, будучи крещенными, писатели ранней советской поры были носителями нравственного пафоса и стремления к переустройству мира, хотя бы и ценой пролития собственной крови. Это - несомненный плод христианского этоса, выросший на почве, лишенной христианского воспитания. Сердце горит, а в голове – ложная идеология. Кем еще и вдохновляться подлинным революционерам, как не атеистически настроенными писателями, выросшими в стихийно-христианской атмосфере, вмещающей в себя идею подвига, жертвы, равенства, братства, «только» без молитвы Богу Живому? Больше не кем. Не буржуазными же певцами спекулятивного капитала, потраченного на удовольствия.

Сказанное – не панегирик советской литературе, но лишь признание за литературой реальной силы, способной формировать личность. Безыдейная жизнь это хлев или «Скотный двор» Джорджа Оруэла.

*

Теперь пора спросить себя: какие книги меня формировали? Чья авторская мысль вошла в меня, как глоток воды и осталась со мною, как родимое пятно? Без всякого сомнения нас тоже сформировали книги. Если разрушили или повредили, то тоже – книги. При этом мы – дети народа, обладающего самой (сознательно беру превосходную степень) влиятельной на область ума и сердца литературой. Нам без надобности услуги переводчиков, чтобы прочесть Гончарова, Чехова, Достоевского. Полевого и Островского, того, который Николай, тоже стоит прочесть. Стоит для того, чтобы ощутить проблематику начала века; понять – как трудно было противостоять соблазну атеистического мировоззрения; переболеть соблазном Рая на земле и ощутить связь советской литературы с русской классической по части нравственного пафоса и веры в доброе переустройство жизни. Мысленные соблазны некоторым удается обходить, но большинству приходится ими переболеть. И чтобы это мысленное «переболевание» прошло не в тюрьме и не на баррикадах, нужна книга.

*

Мне неизвестна духовная история жизни Че. Читал ли он Евангелие? Плакал ли он о своих грехах, молился ли? Восторгался ли кем-то из христианских святых? Или наоборот, дышал ненавистью ко всему церковному, как к символу поддержки существующих режимов? Не знаю. Знаю, что в случае восхищенности Иисусом Христом, Его жертвенностью, праведностью, прямотой, чистотой не Маресьев, и не Павка Корчагин, и не Василий Иванович с Петькой и Анкой стали бы его кумирами. Все яркие и харизматические лидеры, все терпеливые и мужественные борцы поблекли бы на фоне Единого Безгрешного. Почему это не произошло, я не знаю. И если верно, что все еретики – люди гениальные, но страстные, то верно и то, что все революционеры – люди смелые и нравственно встревоженные, но безбожные до костей. Это одна из великих печалей нашей и без того печальной Земли.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

10.01.2014 - 15:44 :

Даже дух захватывает от статей отца Андрея! Как верно и честно написано. Тем, кто Евангелие читал сердцем и Христа принял как Единого Безгрешного, и душу свою воспитал со Святой Троицей...Спаси Господи,Вас, отец Андрей!

15.01.2014 - 14:23 :

Че Гевара в начале 1950-х подписывается под письмами «Сталин II»
Че Гевара:
"Жестоких лидеров могут заменить только новые лидеры еще более жестокие"
"Чтобы отправить человека на расстрел судебное доказательство не нужно... Всё то - порядки буржуазных элементов. У нас революция! И революционер должен стать бездушной убивающей машиной, побуждаемой чистой ненавистью".
"Разъяренный и неистовый я запачкаю своё ружье в крови, убивая любого врага, который попадется мне в руки! Мои ноздри расширяются, вкушая едкий запах пороха и крови. Убивая врагов, я готовлю себя к заветной битве, чтобы встретить торжествующий пролетариат диким воем!"
"Если бы нам удалось оставить у себя ядерные ракеты, мы нанесли бы ими удар по самому сердцу Америки, включая Нью-Йорк”.
“Мы пойдем победным путем даже ценой жизней миллионов жертв атомной бомбардировки… Мы не должны позволить угаснуть пламени нашей ненависти, мы должны раздувать его до стадии пароксизма”.
Посредством построенных трудовых лагерей, Че приговорил к смерти сотни тысяч беспомощных кубинцев, включая женщин и детей возрастом от 14 лет. Он лично казнил более 180 человек, хотя некоторые называют гораздо большое число.
К примеру материал здесь: http://volsky.us/a_hero_for_our_time.html

16.01.2014 - 09:53 :

Иногда удивлялся, встречая хороших, добрых и порядочных людей при этом категорических атеистов. Умирает такой человек, а его и отпевать нельзя. Когда такя потеря близких и дорогих тебе людей, как на это реагировать?

16.01.2014 - 11:10 :

У Вас явный литературный талант вместе с неординарным видением явлений жизни. Это замечательно, к Вам, наверное многие тянутся. Хотя не все так однозначно в теме о революционерах, убеждена, что не все они были "монстрами", какими их представляют сейчас. Многие были образованнейшими и культурными людьми своего времени. Любимой книгой в юности были блестящие литературно-критические статьи В.В.Воровского, не потерявшие актуальности и в наши дни. А вообще идеи социальной справедливости овладевали умами не самых худших представителей человечества, начиная с сэра Томаса Мора во времена Генриха 8. Наверное, все же революции возникают не на пустом месте, но вот печально то, что их плодами пользуются мерзавцы. Есть такое расхожее мнение.

17.01.2014 - 15:34 :

16.01.2014 15:10 Елена. Что такое это Ваше адресованное автору его "неординарное видение"? Он же протоиерей. Пишущий в инете.
Сори, правда, не понял, что Вы имели ввиду?

17.01.2014 - 16:47 :

Спасибо Вам, Отец Андрей, стараюсь читать все ваши статьи, храни Вас Господь! Было время, когда я бросила читать, интересоваться политикой, происходящим вокруг и занялась только тем, что происходит в моей душе, но по немощи, наделала много ошибок,
сейчас живу далеко от дома и только как с обочины, наблюдаю за миром. Как важно знать, что читать, кого читать и зачем читать, очень важная тема. Прошу Ваших молитв. Татьяна

18.01.2014 - 12:04 :

Революции происходят тогда, когда изменяется производственный уклад: когда производительные силы созрели для более прогрессивного способа производства. Жаль, что это происходит такими кровавыми методами, но иначе судя по всему у революционеров не выходит - мне трудно об этом рассуждать, потому что это стихия, это взрыв.

30.01.2014 - 20:06 :

Протоиерей пишет о культовой для многих поколений личности - революционере, чья принципиальность и готовность на смерть ради идеи достойны уважения. И это в то время, когда все, что связано с революционным прошлым нашей страны и ее социалистическим периодом развития, замазывается исключительно черной краской. Неординарное видение явлений жизни состоит в том, чтобы улавливать полутона. Среди священнослужителей были и есть яркие и талантливые личности. А есть и были вполне ординарные и особенно ничем не выдающиеся. Как, впрочем, и везде.

31.01.2014 - 12:16 :

31.01.2014 00:06 Елена. Какие еще полутона? Протоиерей А.Ткачев очень четко и ясно сказал, что он думает по этому поводу. Никаких "полутонов", все однозначно, без вариантов..., по моему. Ну, либо, я просто не понял смысл статьи.
В чем "полутона"-то?

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+