23.12.2021 18:03:01
Протоиерей Александр Балыбердин
Если совсем кратко – потому что оно настоящее. В каком смысле? Так же, как настоящая поэзия – это Пушкин, настоящая музыка – Бах, настоящая живопись – Брейгель, настоящее кино – Тарковский, настоящая религия – христианство, настоящее христианство – православие.
При этом я не утверждаю, что все остальное – подделка. Просто все, чего лично я жду от образования, все связанные с ним надежды и вопросы, находят ответы именно в церковном образовании. Несмотря на все нестроения и проблемы, которые, как правило, связаны с тем, что мы не всегда понимаем, какое образование достойно называться церковным. Поэтому свою статью мне хотелось бы начать с ответа именно на этот вопрос.
Очевидный ответ
Казалось бы, ответ очевиден – церковным называется образование, которое дают духовные школы Русской Православной Церкви: училища и семинарии, академии и аспирантура.
Однако вряд ли можно назвать такой ответ исчерпывающим. Хотя бы потому, что поступить в семинарию можно только с 18 лет. Из-за чего не совсем ясно, что, при таком понимании церковного образования, является его первичным звеном. Что помогает подготовиться к поступлению в духовную школу, освоить начальный уровень знаний, приобрести умения и навыки, которые впоследствии могут пригодиться в церковном служении?
Как правило, таким первичным звеном принято считать обычную школу. Неслучайно члены семинарских и училищных приемных комиссий так внимательно изучают школьные аттестаты абитуриентов и радуются, когда среди них попадаются дипломы за курс колледжа или института. Однако они же не понаслышке знают, что даже диплом красного цвета не гарантирует, что его обладатель посвятит себя служению Церкви да и просто окажется порядочным человеком. Потому что ни о чем таком обычная школа не думает.
Получается, что при таком «шаблонном» понимании церковного образования в вопросе подготовки пастырей, призванных заботиться о душах пасомых, Церковь вынуждена опираться на светские школы, которые в наши дни к душевным качествам выпускников совершенно равнодушны. Так стоит ли строить дом на песке и удивляться тому, что он не надежен?
Однако что делать, если другой школы у нас нет и, по-видимому, уже не будет. И почему, несмотря на это, я все же выбираю церковное образование?
Не только семинария
Если в самых общих чертах, то, выбирая школу или институт, как правило, принято обращать внимание на то, как давно они существуют и каких результатов добились их выпускники? Именно поэтому в мире образования так много значат названия «Оксфорд», «Кембридж» или «Гарвард», и вряд ли найдется человек, который предпочтет им малоизвестный университет.
Также с церковным образованием, опыт и результаты которого во всем мире никто не ставит под сомнение. Разве только очевидные недоброжелатели и пропагандисты, которых умные люди слушают в пол-уха. Что же касается выпускников, то имена святых Александра Невского и Сергия Радонежского, Дмитрия Ростовского и Серафима Саровского говорят сами за себя.
Возможно, кто-то заметит, что никто из них семинарии не оканчивал. Однако разве только семинария дает церковное образование? Когда само это понятие указывает, что его дает Церковь, а семинария – всего лишь инструмент в ее руках. Который, как резец в руке скульптора, способен принести пользу лишь в руке Мастера. Поэтому ключевой вопрос любого образования – это вопрос об Учителе, и в этом смысле никакой Оксфорд, Кембридж или Гарвард не сравнится с Церковью Христовой. Поскольку все они созданы людьми, а Церковь – Самим Сыном Божиим, обещавшим, что не оставит учеников до «скончания века» (Мф. 28, 20).
Если же церковное образование – это процесс обучения и воспитания человека Церковью, то оно возможно не только в духовном училище или семинарии, но также в храме, на приходе и, конечно, в семье, которую Апостол называет «домашней церковью» (Рим. 16, 4). Везде, где человек может встретиться с Христом, идти за Ним и учиться у Него новой жизни. Подобно тому, как в дни земной жизни Спасителя за ним следовали тысячи людей и среди них ближайшие ученики – апостолы, община которых стала прообразом всех духовных школ, а также примером того, каким может и должно быть настоящее церковное образование.
Если же кто-то заметит, что с тех пор прошло уже две тысячи лет, и потому та модель образования будто бы устарела, то ответить на этот вопрос можно словами Апостола «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13, 8) и, добавим, Своего Учительства ничуть не растерял. Лишь бы у нас было желание у Него учиться.
Если посмотреть по-новому
Что дает подобное понимание церковного образования?
Во-первых, это помогает не возлагать неоправданных надежд на обычную школу и ее наиболее «продвинутых» выпускников – отличников, стобальников и победителей предметных олимпиад. Поскольку давно замечено, что отличные оценки еще ничего не гарантируют, а при дурном характере, вообще, пророчат беду. О чем еще в XII веке книжник писал: «Дурака учить – только портить». Где «дурак» - не двоечник, а дурной человек, который, овладев новыми знаниями и умениями, начинает с еще большим усердием всем досаждать.
Конечно, лучше быть умным, чем глупым. Однако, описывая качества граждан Небесного Царства, Христос не сказал, что блаженны умные. Но учил, что блаженны нищие духом, то есть смиренные, кроткие и миротворцы, милостивые и чистые сердцем, жаждущие правды (Мф. 5, 3-10). Между тем, все эти качества личности закладываются, как правило, еще до школы, в детстве.
Поэтому на месте членов приемных комиссий духовных школ я внимательнее присмотрелся бы ни столько к аттестатам абитуриентов, сколько к их семьям и кругу общения. Особенно, к тому, как они строят отношения с другими людьми – предпочитают монолог и постоянно гнут свою линию или же стремятся к диалогу, готовы слушать и слышать других людей?
И, вообще, считал бы ближайшим союзником семинарии не школу, а семью. Неслучайно, рукополагая кандидатов в священный сан, многие архиереи справедливо обращают внимание на то, молились ли вместе со ставленником его родные и близкие, и, если этого не было, искренне переживают за его судьбу.
Наконец, подобное видение церковного образования позволяет по достоинству оценить практическую сторону жизни, которая состоит не столько из множества слов, сколько из множества дел, каждое из которых научает и воспитывает. Поэтому, в отличие от обычных студентов – некоторые из которых за все годы обучения, порой, даже палец о палец не ударят – семинаристы не только посещают лекции и семинары, но также совместно молятся и паломничают, поддерживают порядок в кельях и учебных аудиториях, накрывают на столы и трапезничают, убирают снег и, вообще, несут различные послушания. Научаясь заботиться не только о себе, но и о других людях. Без чего слова о любви к Богу и ближнему так и останутся только словами.
А теперь сравните это с обычной школой, и вы без труда заметите, что в ней все с точностью до наоборот. Церковное образование понимает ограниченность формальных знаний, а светская школа их превозносит. Церковное образование относится к семье с надеждой и вниманием, а обычная школа ее игнорирует. Церковное образование утверждает, что «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26), а обычная школа, почти вся, целиком, состоит из слов и, кажется, уже давно забыла о любви.
Несмотря на то, что дорога без любви ведет в мир без любви – мертвый мир обезличенных знаний и технологий, машин и киберфизических систем. Возможно, для кого-то такой мир – предел мечтаний, но для христиан мир без любви – это ад, а я в ад не хочу, и поэтому выбираю церковное образование.
С кем поведешься?
Означает ли это, что нужно бросить институт и поступить в семинарию, а все остальное забыть. Конечно, нет. Почему? Потому что церковное образование, в том смысле как о нем было сказано выше, может дать не только семинария, но также приход, семья и даже обычная школа или институт.
Что для этого необходимо? Для того, чтобы полно и подробно ответить на этот вопрос, понадобиться отдельная статья. Но, если быть кратким, то, как и во всех остальных случаях, надо встретить учителя и пойти за ним, а дальше произойдет, как в старой доброй поговорке – «с кем поведешься, от того и наберешься». Поговорке, которую наши дедушки и бабушки прекрасно знали и поэтому воспитывали детей ничуть не хуже современных родителей. Хотя ЕГЭ не сдавали и пединституты не оканчивали.
Поэтому, если мы, живя в окружении машин, хотим научиться у Христа новой жизни, то и «повестись» нам нужно не с машинами, а с живыми людьми и, в первую очередь, с Христом. Нужно прийти в Церковь, встретить Христа и пойти за Ним, как это когда-то сделали апостолы. Ничуть не смущаясь того, что нас разделяют две тысячи лет. Ведь «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13, 8). Было бы желание у Него учиться.
21 декабря 2021 г.
Комментарии
24.12.2021 - 10:04 Дорогие читатели, видео по:
Дорогие читатели, видео по этой статье вы можете посмотреть по этой ссылке -
https://www.youtube.com/watch?v=7ATP-5goXow. Буду рад нашему общению! С уважением, о. Александр
Добавить комментарий