Перейти к основному содержанию

16:35 20.04.2024

Может ли праведник заразиться?

10.04.2020 12:57:08

Случаи заражения православных священников и епископов коронавирусом вызвали различную реакцию. Многие отреагировали совершенно уместным и правильным образом - молитвой об их здравии. Но были и другие отзывы - насмешливые неверы воспользовались случаем для того, чтобы заявить, что вера ни от чего не спасает, люди, напротив, сурово-религиозные пустились в поиски грехов, за которые заболевших постигло такое наказание.

Усилия, впрочем, тщетные - про многих из заболевших решительно ничего худого сказать нельзя, и вирус, похоже, демонстрирует полное безразличие к нравственности и благочестию своих жертв. У многих верующих это вызывает определенное смущение - и происходящее требует богословского осознания.

То, что добрые и благочестивые люди, клирики и миряне, пребывающие в истинной вере, могут быть подвержены болезням - в том числе, заразным - никоим образом не противоречит Православию.

Это противоречит другому - неопределенному, не всегда даже вслух выраженному, ожиданию немедленного и явного воздаяния. Люди - не только православные христиане, это общечеловеческая черта - хотят жить в справедливом мире, где правильное поведение всегда вознаграждается благополучием. Отсюда эта общечеловеческая тенденция обвинять тех, кто подвергся какому-то несчастью - "у порядочного человека не оторвут носа". В некоторых случаях это может быть верно - безрассудство, беспорядочная и греховная жизнь сильно повышает вероятность попасть в беду, а вот труд и порядочность помогают обрести мир и достаток. Однако добрая и благочестивая жизнь не является гарантией от несчастий. Более того, именно благочестивый человек может много страдать в своей жизни - и этому есть множество примеров.

Людям часто хочется верить в немедленное воздаяние - чтобы право верующие были явным образом ограждены от бед и болезней, а вот нечестивцы были чувствительно наказаны. Такое есть в житийной литературе - наглый хулитель святого тяжело заболевает, или лишается рук, или разоряется - впрочем, после того, как он раскаивается, по молитве святого Бог его исцеляет. Такое бывает не часто - когда Бог сочтет это нужным, а не когда мы этого захотим.

Но так хочется, чтобы Бог явным и несомненным образом указал на то, кто Ему угоден, а кто нет, чтобы мы были оправданы, получили явное подтверждение нашей правоты, а вот хулители наши были вынуждены прикусить язык.

Это совершенно понятное человеческое желание - но оно едва ли находит себе основание в Божественном Откровении. Более того, есть причины, по которым придерживаться такой веры в быстрое и посюстороннее воздаяние неверно и опасно.

Мы обречены столкнуться с тем, что такие ожидания не исполняются - и прийти в уныние и растерянность.

Как-то я смотрел ролики людей, переживших "деконверсию" - они утратили веру и стали атеистами. Один из таких людей принадлежал к общине, в которой считалось, что Бог, как и во времена Деяний Апостольских, должен свидетельствовать о Себе чудесами исцеления - и по вере христиане должны обретать исцеление всех болезней, потому что "сила Божия доступна верующим". Прошло не так много времени, и молодой человек стал замечать, что члены его общины болеют и умирают как и все прочие люди - что привело его к тягостным сомнениям и, в итоге, к утрате веры.

Конечно, мы сказали бы ему, что он просто стал жертвой ложного богословия. Бог может совершать чудеса - когда это Ему угодно и служит ко спасению людей - но не следует рассматривать Его силу как "доступную". Мы не контролируем силу Божию; мы не можем гарантировать результат молитвы - он не в нашей власти.

Пытаясь навязать Богу обетования, которых Он не давал, мы впадаем в кризис веры, когда они, предсказуемо, не исполняются.

Но представление о том, что благочестивый человек непременно будет отличаться отменным здоровьем, и прямо противоречит Библии.

Святой Апостол Павел, избранный сосуд Божий, и сам чудотворец, страдал какой-то тяжелой и мучительной болезнью; как пишет он сам, "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2Кор.12:7-9)

Тимофей, его любимый ученик, также был нездоров - как пишет Ему Апостол, "Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов" (1Тим.5:23) Епафродит, верный сотрудник Апостола, едва не умер от какой-то болезни. Как пишет Апостол, "Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали" (Фил.2:25-27) При этом Апостолу в голову не приходит заметить, что он сам, или Тимофей, или Епафродит подверглись болезни за недостаток веры и благочестия. Болезнь постигла их "для" определенных промыслом целей, а не "за" что-то.

Да и в истории церкви множество святых страдали различными тяжелыми болезнями - многие и умерли от них. Болезнь - не признак маловерия.

Мы все, по-человечески, хотели бы быть богатыми и здоровыми - но цель нашей веры состоит не в этом, а в вечном спасении, которое мы обретаем, научаясь, под водительством благодати Божией, с терпением, верой и надеждой переносить различные скорби. Как говорит Писание, "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22) Один из моих сетевых знакомых - православный священник из Пакистана. Он - и его паства - подвергаются различным притеснениям и постоянно рискуют стать жертвами облыжных обвинений в богохульстве или просто хаотического насилия. Вера, которой они придерживаются несмотря ни на что, точно не делает их богаче и здоровее - но кто дерзнет назвать ее неподлинной?

Более того, немедленное и очевидное воздаяние просто обесценило бы нашу веру. Добро, за которое награда немедленно приходит на карточку, или воздержание от зла, которому ожидается немедленное и явное наказание, сильно проигрывает в своей нравственной ценности. Если человек - неуязвимый супергерой, которому его враги не могут причинить ни боли, ни увечий, ни смерти, то его подвиги сомнительны. Подвиг совершает тот, кто знает, что его может ожидать страдание и смерть - и все равно идет.

Миссионер, который отправляется к дикарям проповедовать слово Божие, знает, что его могут убить - и многих убили. Священник, который учит людей слову Божию под властью большевиков - или других гонителей веры - знает, что его могут подвергнуть мучениям и смерти. И, конечно, священник, который идет принять исповедь у больного, понимает, что может и сам заразиться и умереть.

Конечно, христианин может быть богатым и здоровым - это не грех. Но мы прославляем, как свидетелей веры, именно мучеников. Вера не ограждает нас от бед и болезней этого мира - даже если мы именно этого и хотим. Она превращает все, через что мы проходим, в дорогу в рай.

Поэтому, как у нас не было оснований полагать, что зараза как-то обойдет Церковь стороной, сейчас у нас нет оснований унывать, что не обошла. Не происходит ничего, что противоречило бы нашей вере - а что касается каких-то наших ложных ожиданий, то чем раньше мы от них избавимся, тем лучше.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

10.04.2020 - 14:31 :

"Поиски грехов, за которые заболевших постигло такое наказание...". Т.е. сначала грех, затем – наказание... Все верно... Но в сегодняшней конкретной ситуации... Ясно, Законы Божии непреложны, например: - "Если будете иметь веру с ...". Казалось бы чего проще – уверен в своей вере, спокойно и смело иди в храм, даже если там клубок-гора змей будет, не повредят... * А если не уверен, ну, проверь ты силу своей веры – не надо гору, просто скажи соседнему дому передвинуться на сто метров; передвинется – вера крепка, спокойно иди на службу, ничто тебе не угрожает... Останется неподвижным – иди, как советуют умные люди, "в свою комнату и молись"; все просто! Сначала вера - потом ... Нарвешься ж... И себе, и другим навредишь... Зачем?!

04.05.2020 - 18:54 :

Совершенно согласна с автором! К сожалению, даже верующие, считают, раз мы верующие, значит не заболеем и не умрём. Никто не имеет права указывать Богу, кому болеть, кому поправиться и кому умереть.

03.06.2020 - 11:09 :

Каким прибором (методикой) можно определить меру своей личной праведности, чтобы решиться не соблюдать рекомендации врачей, Патриарха и светских властей по поводу сохранения себя от заразы коронавируса ?

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+