Перейти к основному содержанию

00:19 20.04.2024

Ябеда у них и у нас

11.10.2019 11:29:11

Американцев с детства учат не давать сдачу. Не доброте и прощению учат, здесь совсем другое. В случае любого конфликта, спора нужно обращаться к учителю, воспитателю, рассказывать всё, что видел или слышал. Переведя на наш язык, попросту учат ябедничать, жаловаться, в конечном счёте, стучать.

Помню, много лет назад привела свою дочь впервые в садик. Ко мне подбежал мальчик, потирая бритый затылок, сказал: «А ваша дочка ударила меня по голове». Через какое-то время другой ровесник дочери подошел и рассказал, что моя Даша не доела котлету и ещё совала пальцы в клетку с кроликом, хотя воспитательница запрещала это делать. По нашему воспитанию, кажется странным и необычным, что будущие джентльмены ходят жаловаться, тем более на своих прекрасных ровесниц. Они же понимали, что из-за их откровений девочку дома могут поругать.

А в школах тоже жалуются на всё.

Мальчик рассказал учительнице, что его друг принёс в школу недозволенную игрушку (в каждой школе есть свои запреты: например, на одежду с броскими, вульгарными надписями, на леденец на палочке и так далее). И учительница похвалила его! А друг и не обиделся! Потому что сам поступил бы точно так же.

Одну девочку одноклассницы стали бойкотировать, она пожаловалась директору, та поговорила с «капризными» подругами, в результате дружба восстановилась. 

Если кто-то ударил, нельзя самому решать проблему, тем более драться. Нужно пойти и доложить своему педагогу. Более того, благородные поступки тоже не приветствуются. Шестиклассник заступился за товарища, которого третировали за полноту, за это рыцарь оказался наказанным: домой поехал не со всеми вместе на школьном автобусе, а ждал родителей до вечера  в специальной комнате. Наказали его, а обидчики толстяка так и остались «на свободе». А всё потому, что неправильный путь выбрал – не показал пальцем на хулиганов.

Как правило, вмешательство педагога бывает достаточно. Но есть, к сожалению, и другие примеры. Семиклассник, афро-американец, усыновленный богатыми немолодыми белыми родителями, третирует школу уже несколько лет.  Не даёт передышки ни девочкам, ни мальчикам. Сдачу ему дать нельзя, жалобы учителей и родителей не помогают, потому что его новые папа и мама просто стирают записи с автоответчика телефона «с требованием прекратить драться», а на собраниях мило улыбаются и отмалчиваются.

Сами американские педагоги считают, что жалоба - это правильный выход, потому что дети не должны устраивать самосуд, разрешать конфликт кулаками. Более того, у ребёнка в голове порядок: врач – лечит, учитель – даёт знания, воспитание, полицейский – обеспечивает безопасность. Такое стукачество ещё бывает и вынужденным. Дети к концу школы набирают свои «кредитные истории», которые отражаются в письмах-характеристиках. Не уговоришь заморскую учительницу написать, что он «хороший друг, верный товарищ», здесь такой номер не пройдёт, на бумаге будет всё подробно написано, хорошо ли учился, был ли агрессивен, какие навыки показал и так далее. А если школьник не только хорошо учился, но и был глазами и ушами преподавателя, то он быстрее заслужит положительную характеристику. Правда, что напишут в рекомендательном письме, вы, скорее всего, не узнаете, потому что учитель составит бумагу, запечатает и сам отправит в университет, адрес которого укажет выпускник. Можно будет догадаться позже по результатам приёма в вуз, хорошая характеристика была или нет.

Школьная модель поведения потом переходит на университетское и постуниверситетское время, здесь, конечно, уже не докладывают, кто кого кулаком стукнул, но «доносят»  преподавателям, что, например, однокурсник, вместо подготовки к курсовой, пьянствовал в баре. Или кто-то списывал работу на зачёте. А дальше работа. И коллега может «настучать» начальнику, что друг в рабочее  время по телефону с женой болтал или читал журнал. Был даже такой случай: коллеги вместе вышли покурить. Один выкурил сигарету и вернулся в рабочий строй, а второй – решил ещё затянуться. Так первый мужчина тут же доложил боссу о том, что товарищ безответственный, вместо того, чтобы погрузиться в дела, достал вторую сигарету. Результат: второму не выплатили премию.

Удалось как-то поговорить с Анжелой, учительницей начальных классов государственной школы в городе Вашингтоне. Она родилась в США, а её мама – из России. «Я знаю, мне мама рассказывала, что в России негативное отношение к доносительству, жалобщикам. Знаю выражение «ябеде первый кнут». В Штатах – наоборот, считается гражданским долгом своевременно сообщить в нужную инстанцию о соседе, который припарковался неправильно, который вовремя не подстриг траву у своего дома… И такое воспитание не только со школьной скамьи, а начинается еще из детских садов. Дети дошкольного и школьного возраста должны сообщать обо всём воспитателю или педагогу. Любые мелочи: кто списал, кто не подготовился к презентации, кто кого и как обозвал, и список можно бесконечно продолжать. Мы до сих пор с мамой спорим на эту тему, она на Родине работала тоже учителем. Она мне много показывала такие фильмы, как «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен», «Приключения электроника». Там есть сцены с ябедами и показано отношение к таким в коллективах. Мне это непонятно. Для меня, как педагога, важны такие рассказы детей, я в курсе всех событий, происшествий, всех мелочей, знаю, где и как предотвратить что-то. Да, один пожаловался, что его друг обидел младшую сестру, а что в этом плохого? Я с мальчиком поговорила и мы обсудили всё. Или подружка рассказала, что девочка из интернета берёт презентацию. Значит, она не понимает материал и ей надо помочь, или она не хочет трудиться, что ещё хуже. Называйте это, как хотите, а я считаю, что такая система воспитания формирует гражданскую позицию, беспокойство за свою и чужую безопасность»

У нас другое отношение к ябедам. Познакомилась с одной мамой 3-классника. Она очень переживала за сына: «Мой ребенок жалуется в школе и дома на всех и на всё. Такое было в садике, но меня успокаивали: для маленьких детей это норма. А сейчас его доносы, ябедничество раздражают учителя. Сын поднимает руку, но не на вопрос отвечает, а описывает, как ребята пугали кошку, потом дразнили девочку. Я в курсе, кто в буфете без очереди булочки покупает, портфель прячет у соседки по парте, толкается и плюется на перемене…Беспокоюсь за ребёнка. Его уже дразнят ябеда-корябеда. Объясняла ему, что так делать нельзя, с ним дружить никто не будет. Он выслушивает и тут же: «А Светку мама наказала за разбитую вазу»

Я обратилась к школьному психологу Олесе Ждановой из Москвы. Вот её объяснения ябедничества и советы, как бороться с этим.

- Об истинном ябедничестве можно говорить, начиная с 5-летнего возраста. До этого он чаще всего не ябедничает, а просто делится информацией со взрослыми. Если в 1-4 классе дети сталкиваются с ябедой, то самым неэффективным способом борьбы с поведением ребёнка будет запрет "не жаловаться". Нужно разобраться, что стоит за этой ситуацией и какой перед нами ребёнок. Самостоятельно одноклассники, конечно, не смогут "перевоспитать" ученика, требуется помощь классного руководителя. Зачастую дети, желающие заслужить уважение посредством ябедничества, - неудавшиеся лидеры (это могут быть и мальчики, и девочки). Им необходимо чувство собственной значимости в своих глазах и глазах других детей. Но как сделать это правильно, как завоевать истинный авторитет, они ещё не знают. В этом и должен помочь взрослый!
Как перевоспитать ябеду?

1. Объясните ребёнку степень важности его сообщения. Например, случайно обронённая гневная фраза в адрес соседа по парте не обязана привлечь его внимание, а информацией о тайном прогуле уроков одноклассниками можно поделиться, так как это напрямую связано с безопасностью детей.

2. Обучайте ребёнка навыкам принятия самостоятельных решений. Например, если приятель «смухлевал» с очередью и встал в буфет перед ним, объясните, как он может с помощью слов рассказать другу, что тот был не прав.

3. Разговаривайте с ребенком, проигрывая разные сценарии поведения, анализируя мотивацию поведения ребенка, отражая его чувства. Главное, выслушивать ребенка и понять, что им движет!
Таким образом, в начальных классах ябедничество является частым явлением, говорящим об освоении детьми правил поведения, их социализации. Для искоренения ябедничества учителю нужно направить силы на естественное развитие ребенка — на развитие дружбы, межличностных отношений. Продолжение ябедничества в возрасте 12-15 лет может быть тревожным сигналом — ребенок может пользоваться «доносами» для самоутверждения, причинения вреда другим детям и мести. Если учитель или родитель чувствует, что не может справиться самостоятельно с поведением подростка, обратитесь к школьному психологу, в арсенале которого больше средств для коррекции ябедничества.  

А завуч начальной школы г.Тамбова привела конкретный пример «борьбы» с ябедой, как с помощью доброты и внимания мальчик сам отказался от доносительства:

- Учительница обратила внимание на ученика, который постоянно жаловался на своих сверстников, мешал урокам. Его частые фразы: «Толя линейку сломал!», «Ира телефон достала», «Витя ударил Мишу» раздражали.

Мы с классной руководительницей и мамой ябеды составили короткие вопросы: когда ребёнок жалуется, не может быть, чтобы он это делал весь учебный день, как реагирует педагог на жалобы, есть ли у ученика братья и сестры и ябедничает ли он дома, как относятся ровесники к его поведению.

Постепенно пришли к выводу: мальчику не хватает внимания, учится он средне, спортивных достижений нет, нечем выделиться среди одноклассников, а очень хочется. Педагог начала давать ему несложные поручения, например, раздать тетради, перебрать книги на полке. Школьник чувствовал себя занятым и важным, постепенно его доносы сократились, а позже свелись к нулю. Помог откровенный разговор с мамой. Мальчик жил с мамой и бабушкой, всё внимание взрослых уходило на младшую сестру. Отсюда желание быть нужным, обращать на себя внимание. Но и педагог, и мама вместе выработали стратегию: замечать хорошее и хвалить за хорошее. Вынес мусор – обязательно отметили это, купил сестре молоко – тоже. К сожалению, и в семье, и в школе достижения мы считаем нормой и отмалчиваемся, а вот любая маленькая ошибка или намёк на плохое поведение – вызывает сразу внимание и эмоции.

Во многих начальных школах педагоги проводят даже классные часы на тему «Ябеда-корябеда». Дети сами дают определение: что такое ябеда, ябедничество, донос, жалоба, чем они отличаются.

Так Ирина Веткина, мама близнецов и классный руководитель 2 класса поделилась:

- Смотрим слайды. Например, девочку ударил одноклассник. У нее болит рука. Почему она жалуется учителю? Потому что ей больно, она ищет защиты у взрослого, или есть другая причина? Можно ли самой разобраться и как? А вот другой слайд: девочка рассказывает педагогу, что ее подруга не сама сделала рисунок, а ее старшая сестра. Ей завидно, что у подруги лучше рисунок, ее хвалили за красивую картинку? Вместе с детьми обсуждаем подобные ситуации, ищем выход. Называем пословицы, осуждающие ябедничество. «Ябедника на том свете за язык вешают»;  «Ябеда-корябеда, турецкий барабан, кто на нем играет, тот противный таракан»; «Бог любит праведника, а господин – ябедника».

А одна случайная собеседница, 11-классница, откровенно призналась, что один раз в жизни была ябедой. Из зависти. «К нам в 5 класс приехала новенькая. Красивая, с длинными волосами, отличница. Одним словом, она меня подвинула на почетное 2-е место. Обидно было. Моя бабушка работала медсестрой и от нее я случайно узнала, что новенькая лечилась от вшей. Я всем от педагогов до ребят раструбила новость. Под благородным предлогом: чтобы не заразились и были осторожными с ней. До сих пор мне стыдно! Девочка вынуждена была уйти в другую школу, а от меня все как-то тихо отвернулись. Для меня это было уроком, и своим детям в будущем я обязательно расскажу этот пример», - с горечью поведала она.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

16.10.2019 - 09:09 :

Как я рад таким статьям. Запад надо поощрять. Люди с малых лет не принимают решения, а идут жаловаться. В случае конфликта, кому жаловаться? Господу Богу? Или сильнейшему? Надеюсь сильнейшими будем мы!

17.10.2019 - 22:30 :

Какая отвратительная статья! Умалчивание и мнимая жизнь" по понятиям" заканчивается с первой личной обидой и вот тут все ,ненавидящие ябед,первые несутся к вышестоящим, хорошо если не в полицию. А не проще ли с детства учить,что контроль за твоим поведением ведут и твои одноклассники,друзья и просто бдительные граждане? А то,косячить можно,а рассказать об этом не прилично. Бедные россияне...

21.10.2019 - 08:06 :

"Например, девочку ударил одноклассник. У нее болит рука. Почему она жалуется учителю?" Действительно, как же педагогу сделать так, чтобы дети сами разбирались в своих проблемах? А еще, чтобы родители побольше занимались с детьми дома и сами всему научили? А педагоги на работу ходят зарплату получать, а не вот это вот все...

22.10.2019 - 00:40 :

В 1994 году переехали в Англию, и я определила сына в районную государственную школу.Пара индусов стала задирать его как новенького.
Сын не знал,что надо пожаловаться учителю,и после уроков предложил
поговорить по-мужски(ему 12 лет было на тот момент).Короче,завязалась драка.Выбежал учитель,оттащил сына и стал делать ему замечание по политкорректности,что они индусы и их трогать нельзя,на что мой сын громко заявил :"А я русский!".После пары драк индусы от него отстали.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 17 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+