10.06.2019 11:33:00
Сергей Львович Худиев
Некоторое время назад митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл выступил с критикой в адрес противников храма в Екатеринбурге, сравнив ситуацию с убийством царской семьи, расстрелянной в столице Урала в 1918 году. Авторы известного направления очень обиделись на то, что он сравнил убийство с мирными протестами - ну, забор, правда, сломали, а кровопролитий никаких не было.
Наша революционная интеллигенция, действительно, реагирует с обидой и негодованием, когда ее сравнивают с большевиками. На это негодование можно дать два ответа - один самый простой и бросающийся в глаза, другой требует более подробного рассмотрения.
Начнем с простого. Если вы воспроизводите риторику некоторых известных движений, вас неизбежно будут с ними ассоциировать.
В истории ХХ века некоторые группы людей подвергались систематическому истреблению. Наиболее масштабным и известным геноцидом был Холокост - массовое истребление евреев нацистами и их пособниками.
Любые антисемитские высказывания в пост-холокостном мире неизбежно вызывают ассоциации с национал-социалистами и их злодеяниями; и, когда, в начале 1990-тых, у нас были заметны антисемиты, им постоянно указывали на сходство их риторики с нацистской - хотя наши антисемиты, в отличие от нацистов, никого не убивали.
Но евреи были далеко не единственной группой, которая в ХХ веке столкнулась с попыткой стереть ее с лица земли. Вспомним международное определение геноцида:
“действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу как таковую путём:
убийства членов этой группы;
причинения тяжкого вреда их здоровью;
мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
изъятия детей из семьи;
предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы”
Согласно этому определению действия большевиков в отношении Церкви, как религиозной группы, были именно геноцидом. Это правда, что наши нынешние антицерковные риторы отнюдь не расстреливают несчастных по темницам. Но если вы используете риторику и образ врага, характерную для экстремистского движения, отметившегося массовыми убийствами, вас неизбежно будут с ним ассоциировать. Это может быть обидно (антисемитам начала 90-х тоже было обидно), но это неизбежно.
Как говорят американцы, it quacks like a duck - “это крякает как утка”. Не хотите, чтобы вас принимали за уток - не крякайте. Не хотите, чтобы вас принимали за политическое движение, известное геноцидной враждебностью к Церкви, откажитесь от его риторики и лозунгов.
Беда, однако, в том, что сама эта враждебность - существенная часть субкультуры, известной с 1860-тых годов, и именуемой “обществом”, “лучшими людьми”, “мыслящими людьми”, “интеллигенцией” и сохранившейся со времен Ф.М. Достоевского и его гениального романа “Бесы” практически неизменной. Большевики - нравится нам это или нет - одно из порождений этой субкультуры.
Потом уже наша интеллигенция выстроила какое-то исключительно карикатурное представление о большевиках - что это были сплошь какие-то уроды, психопаты и садисты. Думать так о них было бы несправедливо.
Психопаты и садисты, конечно, вылезли в ходе гражданской войны. Но большевизм держался не на них, а людях, которые искренне верили в то, что гнусный царский режим - это позор и проклятие нашей Родины, что прогресс человечества требует снести как русский трон, так и троны вообще, что Церковь - прислужница реакции и рассадник невежества и суеверий, что бить жандармов - это хорошо и правильно, а вот если жандармы нас бьют - то они палачи и сатрапы, что, конечно, революции не делаются в перчатках и кровь прольется - но, во-первых, в этом будут виноваты враги, во-вторых, эта цена окупается светлым будущим, которое воспоследует там, за дымом да за пожарами. Короче говоря, большевики были представителями того самого мировоззрения и этики, которое частично было заимствовано у французских революционеров, но более всего вызрело в среде русской интеллигенции.
Более того, мировоззрения и этики, которое осталось в этой среде совершенно неизменным. Интеллигент, невыносимо возмущенный жестокостями, творимыми царскими жандармами, и чекист, который расстреливал несчастных по темницам - это не только составляющие одного и того же континуума, это нередко одно и то же лицо.
Как мы видим и сейчас - высокая нравственная чувствительность, благородное негодование на неправды, творимые архиврагом - российским государством - и полное незамечание каких угодно преступлений, совершаемых идеологически своими - да и всеми вообще врагами этого самого государства.
Большевики - это вовсе не уроды, это как раз люди с хорошими лицами. Впрочем, неприязнь наших борцов к большевикам неизбежно снижается на фоне общего врага, и сейчас мы присутствуем при трогательном процессе, когда брат Саша узнает брата Вову, красные знамена в Екатеринбурге уже никого не напрягли.
Почему это происходит?
Потому что нашей интеллигенции свойственен крайне низкий уровень рефлексии. Это, на первый взгляд, может показаться парадоксальным - разве это не субкультура бесконечной рефлексии, глубоких размышлений, нравственных терзаний? По крайней мере, она склонна себя так видеть. Но беда в том, что претензия на добродетель обычно обратно пропорциональна реальной добродетели.
Представители этой среды охотно ставят в пример согражданам покаяние немцев после нацистской эпохи - но при этом каяться должен все время кто-то другой. Интеллигенция все время видит себя в роли негодующих обличителей преступлений советской, особенно, сталинской, эпохи - но не задумывается о том, почему эта эпоха наступила.
Немцы - и это можно сказать им в похвалу - тщательно проанализировали, как они дошли до жизни такой, какие элементы внутри национальной культуры сделали возможным воцарение национал-социалистов.
Но у нас такой анализ - как появился и воцарился большевизм - затрудняется тем, что для субкультуры, в которой такой анализ мог бы развиваться, он означает, что ей следует перенаправить свой обвиняющий перст на саму себя.
Потому что ГУЛАГ и расстрельные полигоны - это совершенно естественный, закономерный и даже неизбежный результат революционной и антигосударственной деятельности русской интеллигенции начиная с 1860 гг.
Конечно, многие будут это яростно отрицать - и настаивать на том, что до Февраля все шло как надо, “проклятый царизм”, под который копали поколения “лучших людей”, наконец рухнул, и страна находилась на пути в светлое демократическое будущее, но тут, откуда ни возьмись, явились большевики и поезд сошел с рельсов.
На самом деле он не сошел с рельсов - он как раз ехал прямо по рельсам. Революционная диктатура, террор, массовые репрессии - все это было в расписании с самого начала, причем нельзя сказать, что интеллигенция об этом совершенно не догадывалась. Опыт Французской Революции уже был известен.
Товарища Сталина вынашивало чрево революционной интеллигенции - и ничего другого оно выносить и не могло. А потом уже, глядя на победившую революцию в России, перепуганные немцы поддержали национал-социалистов.
Конечно, нынешнее поколение “общества” не может и не должно каяться в злодеяниях, которые совершились задолго до того, как оно появилось на свет. Но оно могло бы оглянуться и обнаружить, что все это уже было - и принципиальная враждебность к российскому государству, и горячее желание, чтобы “режим рухнул”, и враждебность к Церкви, “слившейся с режимом”, и надрывный пафос, и непоколебимая уверенность в своем нравственном превосходстве. Вы уже знаете, куда проложены эти рельсы. Мы по ним уже ездили.
И если вам об этом напоминают - вряд ли стоит на это сердиться. Таковы уж уроки истории.
Комментарии
10.06.2019 - 14:25 ГУЛАГ и расстрельные полигоны:
ГУЛАГ и расстрельные полигоны - сказки группы людей (членов ЦК КПСС), захватившей в 1957 году власть и сегодня успешно ставшей "эффективными" собственниками земель СССР
https://1957anti.ru/publications/item/1001-lokhotron-memoriala-glava-iz-...
Добавить комментарий