Перейти к основному содержанию

12:29 28.03.2024

«Вечный студент» в поисках истины

10.12.2018 12:00:55

Солженицын – святой, Солженицын – мудрец, Солженицын – эпический герой, изначальный обладатель конечной истины? За это мы любим его? Да нет, не за это. Не обладал он большую часть жизни истиной – ни конечной, ни хотя бы архивной (сейчас оппоненты обвиняют Солженицына в преувеличении числа жертв советских репрессий, забывая, что у него не было доступа к документам эпохи).

Итак, не был Солженицын урожденным мудрецом. Наоборот, Солженицын за отпущенные ему почти 90 лет жизни успел впасть в почти каждую из идеологических «прелестей», которые поджидали в двадцатом веке наших соотечественников. А потому восхищаемся мы не изначальной мудростью Солженицына (было много его современников, раньше понявших то, на что у него ушли годы). Мы восхищаемся тем, как честно, как жертвенно и духовно он преодолевал свои заблуждения. Хотя в своем творчестве Солженицын предпочитал эпос, читателю оказалась интереснее всего в нем – драма. Как он сам написал в одной из своих заметок: «Искусство – это не что, а как». Самое потрясающее в Солженицыне – это не его открытия. Это то, КАК он к ним приходил, через какие ошибки, страдания, покаяния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЗ «ПРЕЛЕСТИ» МАРКСИЗМА – В «ПРЕЛЕСТЬ» ЛИБЕРАЛИЗМА

Судите сами. В тюрьму Солженицын впервые попал в 1944-м году (в 26 лет) за то, что в письмах к школьному другу Виткевичу он клялся очистить революцию от перегибов «Пахана» (армейские цензоры быстро узнали в нем Сталина) и вернуться к «истинному марксизму». Жене он в написанных тогда же письмах обещал в мирной жизни «жестокую и великолепную борьбу за ленинизм». Потом Солженицын сам будет смеяться над собой тогдашним, а видавшие виды политические заключенные в лагере будут диву даваться, откуда же такие «телята», как он с Виткевичем, взялись на двадцать шестом году репрессивной советской власти. Не только в «ленинизм» верили, но и в тайну переписки. Наивность? Да. Но разве мало было советских людей, которые поверили в большевистскую демагогию и верили в «социалистическую демократию» десятилетиями?

Идем дальше. В 1974 году Солженицын попадает на Запад. В первые годы он называет США «самой великодушной и щедрой страной в мире». Верит в абсолютное моральное превосходство «свободного мира» (тогда это его любимое выражение) над Советским Союзом. Просит США вмешаться в советские дела, надеясь на освобождение России «извне» при якобы невозможности такого освобождения «изнутри». Пишет в застойные годы главам правительств США и Западной Европы: «Коммунистические лидеры говорят: «Не вмешивайтесь в наши дела. Позвольте нам тихо и спокойно душить наших граждан». Но я говорю вам: вмешивайтесь более и более. Вмешивайтесь настолько сильно, насколько вы можете это сделать. Мы просим вас – прийти и вмешаться!» Это потом, в девяностые годы, Солженицын напишет книгу «Россия в обвале», почти целиком посвященную как раз губительности западного вмешательства в дела России.

ПРОЗРЕНИЕ В ДЕВЯНОСТЫЕ

Ведь тогда в полном соответствии с советами (а порой и требованиями) из США и ЕС закрывали заводы, утверждали «равенство» православных батюшек с богатыми иноязычными  телепроповедниками в стиле «нью эйдж», забывали и шельмовали почвенническое направление в русской литературе. Какое уж там «Придите и вмешайтесь!» Эту свою ошибку семидесятых Солженицын осознает окончательно потом, в девяностые. Но как же искренне, слезно, справедливо-гневно он ее осознает! Тогда он не побоится – откажется в 1998-м году от всех ельцинских наград и милостей, поссорится с «демократическим Левиафаном» (так называли сонм радикально-прозападных средств массовой информации, в 1990-е почти монополизировавший все пространство российских масс-медиа).

Когда Ельцин в конце 1999 года будет заканчивать свое правление прежде установленного срока и политологи постараются отдать «первому президенту свободной России» дань почтения за сопротивление ГКЧП и прочие заслуги, слова Солженицына прозвучат диссонансом: «Снятие с Ельцина ответственности я считаю позорным. И, наверное, не только Ельцин, но и с ним еще сотенка-другая тоже должна предстать перед судом!» (Источник: Людмила Сараскина, «Александр Солженицын», серия ЖЗЛ, «Молодая гвардия», 2018, стр. 869).

Резко? Да, может быть, даже слишком. Но и здесь главное – не что, а как. Солженицын – проповедник, обладатель конечной истины, размеренно вещающий ее на манер шиитских аятолл? Ничто не может быть дальше от правды, чем этот образ, и поныне навязываемый нам то западными, а то и некоторыми отечественными средствами массовой информации. Достаточно посмотреть даже на видеокадры из последних лет жизни Солженицына – он и после своих восьмидесяти порывистый, увлекающийся, ищущий. В кругу святости (на самом деле очень широком) Солженицын больше похож на неудержимого Голована из повести Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник», чем на степенного аксакала с его восточным «моя мудрый очень».

ВЕЧНЫЙ СТУДЕНТ

В нем всегда жил «русский мальчик» из Достоевского, сначала спорящий всю ночь с товарищем о высших вопросах бытия, а потом по наложенной им самим на себя «системе» фанатично воплощающий принятый в горячке споров литературный замысел – до полного измождения себя и окружающих. Даже на закате жизни в его порывистых оценках, словно мятущихся поездках по стране, гневе на власти после разговоров с жителями провинции – во всем этом угадывался студент-словесник тридцатых. (Не потому ли циничному и одновременно пугливому советскому обществу начала девяностых, не верившему в свои силы, показался странно-самонадеянным заголовок статьи Солженицына «Как нам обустроить Россию?» с требованием напечатать ее сразу в нескольких газетах.) Вера в то, что можно все обустроить, если только все правильно понять,- это очень молодая вера, но абсолютно характерная для Солженицына на протяжении всего его пути. В разные периоды жизни внутри Александра Исаевича жил юный Саня Солженицын - человек, выросший без отца, а потому своими силами пытающийся ответить на простые внешне вопросы: а как же жили люди до моего рождения, до революции? Лучше или хуже? И как надо жить не по лжи? Может быть, как на Западе? А может, как на Востоке? А, кстати, как там люди вообще живут? Вроде бы школьные вопросы. Но советскому человеку ответ на них давался с большим трудом.

ДИТЯ РАЗРЫВА

Солженицын – дитя разрыва в русской истории, вызванного революцией 1917 года. Этот разрыв сделал вдруг очень сложными упомянутые выше вопросы: добывать информацию о том, как жили люди до катастрофы, оказалось очень трудно, несмотря недавний срок самой катастрофы. Отсюда – потрясающая «завязка» литературной судьбы Солженицына: все началось с его студенческого решения написать роман о погибшей в Восточной Пруссии в первую мировую войну армии генерала Самсонова. Потом из этого замысла вырастет «Август четырнадцатого», а позже и «Февраль семнадцатого». Что за притча – человек всю жизнь мучительно пытается разобраться, что же происходило за четыре года до его рождения! Потом – за год до его рождения… И вдруг этот поиск оказывается самым важным для нас, тем, из-за чего мы бьемся до сих пор, - ЧТО же тогда произошло и можно ли это было предотвратить?

Француз Марсель Пруст проводил годы в писательских «поисках утраченного времени» - воскрешал в памяти свое детство ради понимания самого себя. Солженицын провел десятилетия в поисках детства своей страны, в попытках обнаружения ее ошибок и ложных очарований. И в этом поиске он ошибался и разочаровывался – вместе со своей родиной и ее людьми. Отсюда – левацкие и либеральные мифы о Солженицыне, выхватывающие кусочки из его ошибок и возводящие их якобы в «правила жизни» писателя. Будто он мечтал, что американский президент Труман «поучит» СССР атомной бомбой (на самом деле это говорит ПЕРСОНАЖ солженицынского романа). Будто продался Солженицын Путину (на самом деле приличное жилье в Троице-Лыкове Александр Исаевич обрел еще при Ельцине – за свои литературные гонорары). Да, Солженицын надеялся, что правление Путина будет лучше ельцинского. Солженицын считал, что война НАТО против Югославии, поддержка Западом исламистов в Чечне и европейское попустительство украинскому национализму – грозные опасности для России. В отличие от Ельцина, Путин взялся им всерьез противостоять, и эта его линия встретила у Солженицына поддержку. Солженицын очень хотел уважать и надеяться на президента своей страны, а потому отнесся к началу правления Путина как Пушкин – к началу правления Николая Первого. Но никакого карт-бланша Солженицын Путину не давал – как, впрочем, и любому другому политику. Но мифы про Солженицына лепились гадкие – и справа, и слева.

ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА

Да несть им числа, этим мифам! Как известно, не сплетничают только про того, кто никогда не ошибается (а значит, ничего не делает). А Солженицын и делал, и ошибался…

Образ Солженицына – это не икона, а картина. Не спокойная святость, а динамика, движение, поиск. Я назвал бы «Возвращение блудного сына», да вот беда – Солженицын вырос без отца.

Впрочем, Отец Небесный у Солженицына был, хотя и обрел он его уже в весьма сознательном возрасте. И этот Отец вел его по жизни, причем Солженицын стал одним из первых советских людей, кто решился не отвергнуть этого Отца публично: «А я - молился. Когда нам плохо - мы ведь не стыдимся Бога. Мы стыдимся Его, когда нам хорошо»,- напишет потом Солженицын в воспоминаниях.

Удивительно: этот «технарь» по образованию, специалист по звукотехнике, в конце жизни сказал, что самая могучая армия не сможет победить, если пойдет против замысла Создателя. И в этих его словах – наша надежда. Надежда посреди эпохи, начавшейся с пулеметов и отравляющих газов, потом перешедшей на атомные бомбы, а ныне – на «роботов-убийц», стыдливо называемых «автономными системами вооружений с использованием искусственного интеллекта». Против таких – только на Создателя надеяться. И – бороться всеми законными средствами, в первую очередь – словом. Вместе с Солженицыным.   

Автор: Дмитрий Бабич
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/12/07/23-37

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

24.12.2018 - 14:21 :

А.И.Солженицына ненавидят или осуждают только те, кто ещё не выпутался из сетей заблуждений о судьбе России. Те кто не знают о её великой роли - быть "народом Его", Духовным Израилем, который Сам Господь выводит из "плена египетского" тесноты и смертности временного мира..

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 13 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+