15.02.2016 11:30:57
Сергей Львович Худиев
Среди многих отзывов на встречу Патриарха и Папы, можно отметить негативные, исходящие с двух противоположных сторон. Некоторые православные поминают Папе псов-рыцарей, Лжедмитрия и вообще всю историю попыток Ватикана поглотить Православный мир. Но есть и другая группа недовольных – это люди с противоположного края, униаты. Как сообщает ВВС, “они чувствуют себя преданными”. ВВС приводит слова предстоятеля УГКЦ Святослава Шевчука: “Безусловно, этот текст вызвал глубокое разочарование среди многих верующих нашей церкви и просто неравнодушных граждан Украины... Сегодня многие обращались ко мне по этому поводу и говорили, что чувствуют себя преданным Ватиканом, разочарованными половинчатостью правды в этом документе и даже косвенной поддержкой со стороны апостольской столицы агрессии России против Украины. Я, конечно, понимаю эти чувства”.
В самом деле, какую бы позицию Папы не занимали во времена псов-рыцарей, сейчас позиция Папы – вполне миротворческая. Рвение униатов – более националистическое, чем религиозное – не находит понимания в Ватикане.
Пока УКГЦ безоговорочно поддерживает одну из сторон конфликта, Папа ставит свою подпись под документом, призывающим “все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта”. Сама идея Унии получает довольно прохладную оценку: “Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями”.
Похоже, что, как люди, ожидающие “агрессии Ватикана”, так и люди, напротив, огорченные тем, что Ватикан не поддерживает их борьбы, несколько выпали из времени и рассматривают происходящее в контексте, который уже не существует.
В средние века, когда политические конфликты всегда искали себе религиозного обоснования, сильные мира сего, сражаясь за власть и ресурсы, охотно поднимали конфессиональные флаги, да и сам Папа и Епископы находились в числе сильных мира.
Сейчас – к добру ли, к худу ли – ситуация глубоко изменилась. Властители всегда вели войны; в мире, где все по умолчанию считались христианами, политики оправдывали свои действия ссылками на волю Божию, тем, что враждебная страна исповедует ересь, которую надо искоренить ради спасения душ, тем, что иноплеменников – для их же блага – надо покорить как правильному государю, так и правильной вере. Вера – осознанно или нет – становилась инструментом политического влияния.
Сейчас постоянные отсылки к религии в политических конфликтах можно наблюдать в исламском мире; что касается мира христианского, то мы едва ли найдем в Европе или Америке политиков, которые бы оправдывали свои внешнеполитические усилия ссылками на необходимость приведения еретиков к правой вере. Сегодня используется другой набор лозунгов – войны, вторжения в другие страны, свержение неугодных правителей происходят во имя демократии и прав человека, а подлежащий свержению властитель объявляется не еретиком, а «утратившим легитимность», «убивающим свой народ» и «нарушителем прав человека». При этом никому нет дела до декларируемых им религиозных убеждений – или отсутствия таковых.
В политическом отношении тот «Запад», который претендует на единственность своего пути и на безоговорочное политическое доминирование в мире, давно не является католическим. Более того, политические элиты этого Запада - то есть США и страны Западной Европы – являются отчетливо антикатолическими; это видно хотя бы на примере нынешней предвыборной кампании в США, где наиболее перспективные кандидаты состязаются в том, кто из них занимает более про-абортную и про-гомосексуальную позицию.
Католики (и другие консервативные христиане) и политические элиты нынешнего Запада находятся в разных углах ринга, причем в политическом отношении христиане отчетливо проигрывают.
Прошедший год ознаменовался решением верховного суда США признать «однополый брак» «конституционным правом», в Ирландии, этом, еще недавно, оплоте Католической Церкви, однополые сожительства были признаны «браками» в результате референдума. Сейчас не XIV век, и даже не XVI, и Ватикану не до экспансии.
Католики уже давно видят в Православных не схизматиков, которых надо привести в послушание Римскому Престолу, а союзников, собратьев, находящихся в одной и той же лодке, носимой теми же бурными водами.
Отсюда и торжественно заявленный отказ от прозелитизма.
Униатские же общины оказались в положении католиков XVI века, которые, в результате какой-то флуктуации в пространственно-временном континууме провалились в XXI.
Ватикан давно уже не хочет завоевывать Русь – ему бы Ирландию как-нибудь отвоевать, да Италию удержать. Но униаты как-то упустили это из вида, стремясь расширить свое влияние на традиционно православные регионы Украины. При этом УГКЦ жестко привязала себя к западно-украинскому национализму, пытаясь распространить эту идеологию (и националистически понимаемую западно-украинскую идентичность) на всех жителей Украины. Использование религии в качестве инструмента культурной ассимиляции – явление очень старое, тут и католические, и православные, и протестантские государи отметились, но в нашу эпоху этот инструмент не работает. Оно и к лучшему. Евангелие, все же, не для этого было возвещено.
Отсюда довольно холодное отношение Ватикана к Унии – те общины которые уже есть, они, конечно, имеют право на существование, но от самого метода они торжественно отказываются.
Восточно-украинский конфликт в этом свете воспринимается не как конфликт, одну из сторон которого поддерживают католики, а другую – “схизматики”. Он воспринимается – как об этом задолго до встречи Папа говорил – как братоубийственный конфликт, на обеих сторонах которого – христиане.
Для сообщества, которое, во-первых, было создано именно для приведения православных в подчинение Риму, во-вторых, идеологически является резко националистическим, это крайне неприятный удар по самой его идентичности.
Но этот удар неизбежен – XVI век закончился, и с тех пор прошло много времени, наступил XXI. Властители перестали объявлять себя «защитниками веры», политическая экспансия и религиозное миссионерство разошлись по разным углам.
Это даже хорошо – меньше совершается такого греха, как употребление имени Божиего всуе. По крайней мере, политики гораздо реже зовут Всевышнего в соучастники.
Нет никакого смысла – ни для католиков, ни для православных – довоевывать войны, которые кончились столетия назад. Людям, которые чувствуют себя преданными в своей борьбе – Патриархом или Папой – стоит подумать о том, а ту ли борьбу они ведут.
Комментарии
17.02.2016 - 01:14 Цитата: «Похоже, что как люди:
Цитата: «Похоже, что как люди, ожидающие “агрессии Ватикана”, так и люди, напротив, огорченные тем, что Ватикан не поддерживает их борьбы, несколько выпали из времени, и рассматривают происходящее в контексте, который уже не существует. Католики уже давно видят в Православных не схизматиков, которых надо привести в послушание Римскому Престолу, а союзников, собратьев, находящихся в одной и той же лодке, носимой теми же бурными водами». Ну да, рады, что автор идет в ногу со временем, как ему кажется. Однако ни в чем нельзя быть до конца уверенным, потому что «дни лукавы», как сказано в Писании. И всем известно пророчество о 8 Вселенском соборе (я говорю в общем, а не имею в виду грядущий Всеправославный собор). Время всех рассудит и покажет, кто на самом деле из него выпал.
17.02.2016 - 09:08 Замечательно!:
Замечательно!
18.02.2016 - 01:50 Согласен с комментарием Игоря:
Согласен с комментарием Игоря, что сейчас ни в чем нельзя быть до конца уверенным, «дни лукавы». Мы освободили Европу от фашизма, а что получили в ответ? И так каждый раз.
19.02.2016 - 15:51 Согласна с автором. Мало тех:
Согласна с автором. Мало тех, кто готов слышать трезвый голос. В основном страх, истерики.Дошло до того, что своему Патриарху не доверяем. Куда же дальше? Судим архиереев безбоязненно, как будто нет предостережения в Писании! Так "почитаем" наших наставников. Откуда такая близорукость? По-видимому, от отсутствия страха Божьего, о котором постоянно говорит нам Церковь. И куда мы придем с таким "дерзновением не по разуму" - дальше продолжать действительно страшно...
20.02.2016 - 11:19 Ну, во-первых, Инна, вы сами:
Ну, во-первых, Инна, вы сами-то "страха не нагоняйте" и народ наш не демонизируйте. Народ у нас замечательный. Виктор Александрович Саулкин прекрасно сказал по этому поводу: "Это говорит о том, что для русского человека идея спасения души очень важна. На Западе нет такого смущения и никогда не может быть, потому что они теплохладны. А вот эта боязнь впасть в ересь, не сохранить чистоту православия - она все-таки говорит о хороших качествах" (Протоиерей Александр Шумский и Виктор Саулкин отвечают на вопросы радиослушателей 17.02.2016, 21-00). Во-вторых, народ у нас в Православии - это не безликая масса. Свт. Тихон, Патриарх Московский: "По учению Православной Церкви хранителями чистоты веры и отеческих преданий являются не только патриарх и не иерархия церковная только во всей совокупности, но все тело Церкви, а следовательно, и верующий народ, которому так же принадлежат известные права и голос в церковных делах". Так что и Патриарх у нас прекрасный, и народ у нас прекрасный.
Добавить комментарий