11.11.2014 15:00:53
Сергей Львович Худиев
Звуковой файл: https://yadi.sk/d/028qoAZYcdsCh
На прошлой неделе журналист «Эха Москвы» Александр Плющев иронично прокомментировал у себя в твиттере смерть сына одного высокопоставленного чиновника, предположив, что она явилась проявлением Божией справедливости на некоторые его грехи. Журналист был уволен. Кровавый режим злобно гнетет честного журналиста — отозвалась общественность. Подробности и текст твита широко разошлись в интернете, так что не будем его воспроизводить здесь, а лучше ответим на недоумения, выражаемые сторонниками Плющева: «А что, нельзя увязывать смерть человека с его грехами? Вон, церковники неоднократно говорили, что такие-то бедствия и гибель людей явились результатом таких-то грехов — вот и Плющев о том же»
Чувствуешь себя несколько странно, объясняя очевидное — потому что некоторые тексты выглядят просто издевкой; как будто люди притворяются и смеются в кулачок. Но примем, что это не так — что люди искренне не понимают, что не так в этом злосчастном твите.
Елена Волкова в своей колонке в «Открытой России» пишет «В моем прочтении твит Плющева — это черный юмор, пародия, или, как теперь говорят, стеб»
Позвольте объяснить, что в этом-то все и дело. Утверждения что «такие то общественные беды явились результатами таких-то грехов» могут быть бесспорными — гражданская война происходит от мятежа, страшный пожар в клубе «Хромая Лошадь» от коррупции, плохо устроенное общество с глубокими социальными язвами переживает стихийное бедствие гораздо тяжелее. Они могут быть более спорными — мол, затопление в Новом Орлеане во время урагана «Катрина» случилось от неблагочестия его жителей; в отношении конкретных людей они могут быть даже глупыми и неуместными — мол, такая-то пожилая противница строительства храма умерла от сердечного приступа и это кара Божия — но они не содержат принципиального элемента этого твита. Юмора. Стеба. Изъявления веселья по поводу чужого горя.
Попробую — если это не понятно до сих пор — привести пару примеров, никак не связанных с религией.
Утверждения «имярек погиб в результате своего неправильного поведения» или «такая-то группа людей навлекла на себя беду потому что имела в своей среде такое-то поведение» могут быть верными или неверными, но они не выражают удовольствия по поводу несчастий этих людей. Скажем, утверждение «Страшный пожар, унесший жизни людей, явился результатом грубого пренебрежения к технике безопасности. Сего ради прошу вас и умоляю — соблюдайте правила техники безопасности!» может быть неверным. Может, техника безопасности тут вообще не причем, а это инструктор по технике безопасности, как известно, зануднейший из людей, везде и всюду и по всякому поводу читает лекции про свою технику безопасности.
Утверждение «имярек погиб в результате длительного злоупотребления психоактивными веществами, да не будет этого с вами, прекращайте употребление немедленно!» может быть неверным по отношению к этому человеку. Может быть, этот врач всюду лезет со своими лекциями о вреде веществ, а на самом деле вещества тут не причем.
Но сами эти утверждения не имеют элемента насмешки, юмора и стеба. В них, так сказать, нет грамматической частицы «гы».
Шутки юмора по поводу пожара или смерти человека от веществ — это радикально другой жанр.
Говорить о причинах смерти (или иных несчастий) людей можно и даже необходимо — в этом состоит обязанность следователей, врачей, инструкторов по технике безопасности, и, если Вы верите в духовную реальность — священников. «Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою» (Иез.3:18,19)
Насмехаться над горем семьи, хоронящей своего близкого человека — нельзя. «Черный юмор, пародия, или, как теперь говорят, стеб» тут абсолютно неуместны. Публичные насмешливые комментарии по поводу смерти человека, у которого остались скорбящие родные, это крайнее свинство и бесчеловечие, с этим вас ни в Европу, ни в Азию, ни в Африку ни в какой-либо вообще человеческий социум не пустят.
Когда из человека, который за это пострадал, делают мученика либерализма - это очень прискорбный пример того, как партийность суждений губит партию.
Есть вещи которых делать нельзя в принципе - вот нельзя и все. Нельзя стебаться над смертью человека, которого сейчас хоронит его семья. Если кто-то этого не понимает - его надо отправлять в детский сад на перевоспитание, потому что обычно такие элементарные вещи там и усваиваются.
Комментарии
12.11.2014 - 17:30 Худиев: "...прискорбный:
Худиев: "...прискорбный пример того, как партийность суждений губит партию." Думал-думал, не смог придумать не прискорбный, а достойный пример такого явления, как "партийность суждений". Кажется, само это явление — крайне прискорбно. И крайне актуально.
13.11.2014 - 17:14 А я вот лично, не знал, кто:
А я вот лично, не знал, кто такой Венедиктов, пока не прочитал статью "г-на Худиева", и о существовании Плющева тоже узнал только из худиевской статьи. И я уверен, что очень многие наши соотечественники тоже о существовании этих господ не знают. Уважаемый Дмитрий Загоскин, уверяю Вас, что большинству населения нашей страны "Эхо Москвы" и все его сотрудники глубоко не интересны.
Добавить комментарий