Перейти к основному содержанию

05:10 19.03.2024

Рай истинный и ложный

11.02.2014 08:07:22

На протяжении нескольких лет «Радонеж» придает большое значение  информационной помощи людям столкнувшихся с проблемой алко- и наркозависимости. Мы рассказываем о реабилитации, о трудностях и проблемах, с которыми приходится сталкиваться зависимым и их родственникам.

Руководитель Центра индивидуальных программ реабилитации (ЦИПР) при Национальной Ассоциации реабилитационных центров (НАРЦ), кандидат психологических наук Ирина Кутянова рассказала Юлие Павлюченковой - ведущей программы «Рай истинный и ложный» об основных этапах реабилитации зависимых, о том, какую помощь в силах оказать ЦИПР и каких результатов удалось уже достичь.

Ю. ПАВЛЮЧЕНКОВА  Ирин,  количество наркозависимых по самым сложным и непонятным для обывателя подсчетам сегодня доходит до 8 миллионов человек. При 140 миллионах, собственно, жителей Российской Федерации, 8 миллионов - это слишком много для того, чтобы быть просто проблемой. Что же  сегодня делается в этом направлении, когда уже есть люди, которые готовы работать, есть такие реабилитационные центры. Национальная ассоциация реабилитационных центров - она объединяет такие центры. Расскажите, пожалуйста, об этой работе.

И. КУТЯНОВА - Мы уже не первый год мы работаем с этой проблемой, и есть  хорошие  положительные результаты. И сейчас речь идет о том, что эти результаты необходимо объединить, обобщить и обменяться полезным опытом, который уже есть в этом направлении. И с этой целью была создана Национальная ассоциация реабилитационных центров, которая призвана  объединить разнообразные программы, которые работают с зависимыми людьми и обеспечить  научно-методический обмен опытом, важной информацией,  обеспечить поток людей, которые имеют зависимость, в центры реабилитации. Я считаю, что  очень важно на сегодняшний день выстраивать такую работу, потому что в нашей стране не хватает системы. Есть  разрозненные инициативы, государственных и негосударственных служб, есть хороший комплекс медицинской помощи, но все мы понимаем, что одной только медицинской помощи явно недостаточно, и поэтому нужна именно системная работа. И Национальная ассоциация – это базовая структура, которая может впоследствии лечь в основу Национальной системы реабилитации и ресоциализации, которую планируются выстроить в нашей стране.

Ю. ПАВЛЮЧЕНКОВА - Скажите мне, пожалуйста, сегодня у нас огромное количество различных реабилитационных центров. Есть понятные для нас, есть совсем непонятные, есть средние, есть открытые, есть закрытые. Мы слышим, как обыватели, много различных историй, которые уже доходят до средств массовой информации. Как же отличить хороший центр от плохого? Как не попасть в сектантскую какую-то зависимость, потому что этим тоже пугают? Вы, как специалист, посоветуйте, куда надо смотреть и что делать, а так же  на что обращать внимание.

И. КУТЯНОВА - Очень своевременный вопрос, потому что когда человек сталкивается с проблемой зависимости, зависимости близкого человека, то, как правило, что он делает? Обращается к знакомым, идет в интернет, набирает слово реабилитация, и что он видит? Он видит информацию о реабилитации в Тайланде за какие-то безумные деньги. Еще он видит, что какая-нибудь организация предлагает совершенно бесплатную реабилитацию, пишет, что мы христиане, мы верим в Бога, мы все делаем бесплатно. Понятно, что человек совершенно не знает,  куда идти, как ему подобрать то, что нужно.

Ю. ПАВЛЮЧЕНКОВА - Ну да, вроде вот бесплатно, вот все хорошо.

И. КУТЯНОВА -Сейчас мы видим, что не все программы реабилитации одинаково добросовестно выполняют свою работу. Не все открывают свою конфессиональную принадлежность. Например, человек звонит, и ему не сообщают, к какой конфессии относится центр. И только попадая в центр реабилитации, он понимает, что он попал не туда, куда он хотел. Ему начинают навязывать религиозные убеждения, которые ему совершенно чужды, которые чужды нашей культуре и более того - могут негативно сказаться на его личности. Фактически встречаются такие деструктивные культы, которые занимаются вовлечением в свои организации через реабилитацию наркозависимых. И вторая часть - это коммерциализация  этой сферы, стремление некоторых, недобросовестных организаций нажиться на проблеме за счет того, что не обеспеченно никакими фактами: предложение реабилитации с успехом 99%. Нужно понимать, что это не реальные цифры. То есть если организация пишет что мы реабилитируем 80 или 90% зависимых людей, которые остаются в трезвости, то нужно понимать что это те цифры, которым нельзя доверять.

Ю. ПАВЛЮЧЕНКОВА - С другой стороны, странно будет, если организация напишет что мы гарантируем 15% то, что они исцелятся, да? Получиться такой странный рекламный ход, то есть скорее против, чем за.

И. КУТЯНОВА - Я частично соглашусь с этим. Наша официальная наркология честно сообщает, что она может реабилитировать только 10-15% максимум.

Ю. ПАВЛЮЧЕНКОВА - Но это нереальные цифры для нашей наркологии. Потому что реально они реабилитируют 0,2-0,3%.

И. КУТЯНОВА - Любые цифры можно по-разному интерпретировать. Это могут быть цифры, которые взяты из количества людей, которые успешно прошли курсы реабилитации. Это могут быть цифры, которые взяты от количества людей, которые имеют уже опыт ремиссии, например, год.

Ю. ПАВЛЮЧЕНКОВА - Давайте объясним нашим читателям, что такое ремиссия и о каких циклах реабилитации, циклах лечения вы сейчас  говорите.

И. КУТЯНОВА - Ремиссия - это когда человек находится в трезвости фактически. То есть человек перестал употреблять наркотики или алкоголь, и уже с этого момента отсчитывается опыт его уже трезвой жизни или ремиссии.  И  чтобы эта ремиссия была устойчивой, необходимо чтобы прошли последовательные этапы в освобождении зависимости. То есть нужно понимать, что не существует каких-то волшебных средств, которые за одну минуту, за один укол, за одно введение смогут избавить от зависимости, которая формировалась годами, понимаете? Зависимость формируется длительное время, а, например, некоторые специалисты предлагают за один сеанс решить этот вопрос. Это уже вызывает сомнение,  слишком краткосрочные методы, это первое. Второе – то, на что нужно обратить внимание, когда организация не раскрывает свою конфессиональную принадлежность. Когда человек обращается в центр реабилитации и спрашивает, к какой конфессии вы относитесь, вы светский центр или  конфессиональный?  И на этот вопрос получает уклончивый ответ. Да мы верим в Бога, но мы верим по-своему, мы христиане. Еще какие-то ответы. Такие ответы должны насторожить. Если это светский центр, то обязательно скажут – мы светский центр. Если это конфессиональный, православный центр, то тоже четко и ясно скажут: да мы конфессиональный центр, у  нас православная программа реабилитации. Соответственно, если какие-то другие варианты, тогда начинаются вопросы – к какой конфессии относится этот центр. И тогда уже, наверное, стоит подумать, прежде чем обращаться в такую программу, потому что, если центр не раскрывает до конца свою принадлежность, то, соответственно, мы не знаем, что ждать. Будет ли это положительное влияние,  какое это влияние будет.    

Ю. ПАВЛЮЧЕНКОВА - Зато мы можем получить, конечно, не зависимого, не наркозависимого, а зависимого неизвестно от чего.

И. КУТЯНОВА - От секты, например.

Ю. ПАВЛЮЧЕНКОВА - Потом это бывают  какие-то личные учения, когда человек, возомнивший себя практически гуру, имевший определенный опыт психологического и иного воздействия на других людей, окружает себя такими людьми, своими последователями. И  втягивает таким образом в свои непонятные учения других страждующих, в данном случае алко и наркозависимых.

И. КУТЯНОВА - И в этом случае может действительно произойти замена одной зависимости на другую, то есть зависимость от психотропных веществ, от алкоголя на зависимость от того сообщества, в котором находится этот человек. От тех религиозных убеждений, которых придерживается это сообщество. Что касается критериев отбора программы, на что еще стоит обратить внимание. Конечно, все, прежде всего, обращают внимание на оплату, потому что от этого зависит доступность центра. Если мы имеем дело с платной программой, на что нужно обратить внимание? Во-первых, некоторые считают – чем выше цена, тем выше качество. Но это совсем не так. В плане реабилитации не всегда цена напрямую связана с качеством реабилитации. Даже скорее наоборот. Иногда в платных центрах реабилитации создаются очень комфортные условия для зависимых людей. Настолько комфортные, что им не хочется уже ничего в себе внутри менять, и это тоже для них не полезно. Потому что если они там живут,  как в санатории, у них все есть, спа есть, массаж есть, всё есть, отдельный номер – очень уютный, всё замечательно. Но при этом у них нет необходимости что-то в себе менять. А мы понимаем, что реабилитация – это труд – и внешний, и труд личностный по изменению своих ценностей, установок, и соответственно, если человек не меняется внутри, не меняет своих привычек через свои действия, через труд, через занятия с психологом, то, соответственно, ничего не происходит. Он, как в санатории пробыл три месяца, отдохнул немножко и пошел дальше – терроризировать своих близких, родственников, вымогать у них деньги  и так далее. То есть все идет по кругу. И сейчас есть достаточно много хороших программ реабилитационных, которые предлагаются по не очень высокой цене, это не сверх затраты. И в принципе, может быть, с точки зрения эффективности они лучше, поскольку человеку надо трудиться в этих программах, а когда он трудится, то что-то меняется.

Ю. ПАВЛЮЧЕНКОВА - Ну да, он так и продолжает потребительски относиться – «Ну давайте, родственники, платите за меня, давайте, вы меня где-то недолюбили когда-то, вы виноваты в том, что я стал наркоманом или алкоголиком, давайте теперь – отрабатывайте!».

И. КУТЯНОВА - И это тоже. Игра на чувствах вины родственников – с одной стороны, а с другой стороны – зависимому человеку комфортно. Ему было комфортно потреблять, ему комфортно в центре реабилитации. Вместо того, чтобы менять что-то в себе. Ведь человек должен понять, что что-то не так в его жизни. Если все слишком комфортно, то получается, что у него нет мотивации что-то в себе поменять. Он остается на том же уровне потребительском – всё взять, ничего не дать. И, соответственно, как правило, он  не сам зарабатывает на свою программу реабилитации, он не сам ее организует, ему кто-то ее организует – близкие, родственники, родители, мужья, жены. Поэтому он сам в этом случае ничего не прилагает, никаких усилий для того, чтобы что-то изменилось. Как правило, семья зависимого человека,- это семья контролирующая, гипер-контролирующая. И родители в этой семье не могут отпустить ребенка, он для них несамостоятельный,  ему нельзя давать ответственность. И естественно с семьей надо очень много работать, семье надо понять, что он уже вырос, и ему надо учиться самостоятельности и принимать ответственность за себя и за свои поступки. В том числе за негативные последствия своего поведения. Потому что часто, если родители не могут проконтролировать ребенка, они контролируют последствия его поступков – выплачивают долги, вытаскивают из тюрьмы, врут соседям, что у них все нормально. И это позволяет зависимому человеку думать, что у него все нормально. Потому что он знает, что его прикроют родители или близкие, решат все его проблемы. Ему комфортно потреблять. И когда возникает такая ситуация, очень сложно привести человека к изменениям. Потому что в его жизни нет проблем, все его проблемы  решаются. И конечно, первый шаг – это дистанцирование. Близкие, как правило,  слишком близко стоят к его проблеме зависимости, решают за него все его вопросы, проблемы. При этом у них нет своих интересов, они впадают в депрессию, потому что у них нет возможности контролировать своего зависимого ребенка. Поэтому первое  и основное правило – это выстраивание дистанции, позиция: «Я тебя люблю, но я не могу тебе позволить разрушить мою жизнь, разрушить мою семью. Я могу тебе помочь, выйти из этого состояния, т.е. довести до специалиста, подсказать. Но я не могу за тебя жить, я не могу за тебя решать все твои проблемы". Мы стараемся привести к этой позиции родителей. На самом деле от поведения родственников, я считаю, на 90 процентов зависит эффективность, исход реабилитации, то, что может произойти с зависимым человеком. То есть родственники все должны объединиться. Очень важно договориться внутри семьи, чтобы была единая позиция. Либо мы объединяемся против, либо мы даем деньги, мы спонсируем, решаем все вопросы, связанные с потреблением наркотиков или алкоголя.

Мы желаем нашим читателям, чтобы проблемы зависимости не касались ни их самих, ни близких людей. Но если вам нужны и важны вопросы по теме зависимости, консультации специалистов, экспертное мнение – все это, и многое другое слушайте в программе «Рай истинный и ложный» на радиостанции Радонеж.

Автор и ведущая программы Юлия Павлюченкова

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

12.02.2014 - 06:34 :

Согласна , что от нас родных(особенно женщин: жен, матерей) очень зависит поведение зависимого. Где еще подробно можно прочитать о поведении родственников?

16.02.2014 - 05:55 :

Татьяна К. Может попросить редакцию сделать сделать передачу на темы "почему так?" и "что дальше?". А то цифры уж больно ужасающие, даже не верится, что наркозависимых 8 млн. из 140 млн. И плюс к этому еще и алкозависимые? Или может это суммарно?

18.02.2014 - 17:18 :

Иванке: я скорее поверю в цифры о зависимых...потому что имею в своем арсенале сведения по епархии о смертях и рождениях, (крещения и отпевания), и там картина страшная! Народ жить совсем не хочет. Мужики мрут, бабы болеют, дети рождаются калеками...А передачи не помогут и не прояснят ситуацию. ЛЮДИ ЖИТЬ НЕ ХОТЯТ!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
5 + 14 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+