Перейти к основному содержанию

04:01 19.04.2024

Черные легенды и лубочные картинки

09.10.2013 07:32:06

Недавно известный предприниматель, Председатель оргкомитета Народного движения «Святая Русь» Василий Бойко-Великий, и еще несколько человек написали обращение к министру культуры Владимиру Мединскому с призывом об изъятии из Третьяковской Галереи “мерзкой, клеветнической и ложной как в своем сюжете, так и его живописном воспроизведении картины И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885 г.)” Авторы обращения призывают “поставить памятники Царю Иоанну Васильевичу Грозному и убрать клеветническую и лживую картину И. Репина из главной Русской галереи”

Что же, само по себе желание защитить отечественную историю от очернения понятно и достойно. Люди определяют кто они такие, каково их место в мире, каковы их обязательства по отношению друг ко другу через общую историю. Это так для любой страны, и это так для России. Поэтому спор о прошлом - это не академический спор, а то, что имеет самое прямое отношение к настоящему и будущему нашей страны. Нам действительно приходится иметь дело с тенденцией к выстраиванию образа отвратительной России с отвратительной историей, по отношению к которой невозможно испытывать ничего, кроме стыда, отвращения, и полного нежелания иметь что-либо общее с этой страной рабства, дикости, крепостничества, невежества, зверства и так далее и тому подобного. Этот образ создается, как было сказано, “квазиколониальной частью нашей элиты” и отражает ее отношение к стране, ресурсы которой она эксплуатирует, и, в свою очередь, призван подорвать всякое сопротивление ее действиям как со стороны более здоровой части политической элиты, так и со стороны населения страны в целом.

Этот образ должен внушить людям, что “эта страна” не стоит того, чтобы за нее сражаться, чтобы принимать какие-либо соображения верности стране и согражданам в расчет, чтобы вообще в ней оставаться; он является частью мировоззрения людей, цель жизни которых - обогатиться за счет “этой страны”, а потом перебраться в другие, более достойные их присутствия страны.

Поэтому, сталкиваясь со стремлением изобразить историю нашей страны как нечто гнусное и позорное, мы должны понимать, от кого оно исходит, и не смущаясь, твердо выступать против этих людей. Поэтому сам порыв авторов письма можно понять.

Другое дело, что для служения Родине требуется не только горячий патриотизм, но и рассудительность. Атаковать картину Репина, написанную в 1885 году, может оказаться делом крайне контрпродуктивным - как если бы кто, в гневе размахнувшись мечем, отсек себе ногу. Неужели картина Репина является самой острой на данный момент угрозой национальному самосознанию?

Эпизод, изображенный на ней, по-видимому, действительно легендарен - Иван Грозный не убивал своего сына. Как легендарны и многие другие рассказы об известных исторических личностях, начиная с античности. Картины, скульптуры и поэмы часто описывают легенды, то, как (справедливо или нет) человека видели современники или потомки, а не то, как его бы увидел тщательный историк.

Цель картины - вообще не в преподавании истории; художник использует эту мрачную легенду для изображения человеческой драмы - вот, человек совершил непоправимое и в ужасе осознает это. Признав большую художественную силу, с которой Репин передает переживания героев, просто заметим, что сюжет легендарен - и этого будет достаточно. Картина Репина уже сама уже стала частью русской культуры; поэтому лучше думать не о том, как исключить ее из нашего культурного наследия, а о том, как осознать ее в его общем контексте.

Эпизод с картиной поднимает вопрос о том, что убьет и что не убьет наш патриотизм. Будем ли мы любить Родину, если вдруг окажется, что не все ее правители были святыми, не все страницы ее истории - однозначно славными? Можем ли мы принять, как часть нашего наследия, русского художника, который отразил в своем творчестве черную легенду, можем ли мы принять государя, в жизни которого - даже если отсечь все черные легенды и оставить только то, что известно нам достоверно - было немало тяжкого греха?

Иван Грозный - это, конечно, не Генрих VIII Английский, с его Реформацией сверху, и не Карл IX Французский с его Варфоломеевской Ночью, но все равно назвать Иоанна благочестивым довольно затруднительно. Царь Алексей Михаилович признавал за своим предшественником тяжкий грех преследования митрополита московского Филиппа, впоследствии канонизированного Церковью. Как государь писал в своей грамоте, “…великому господину, отцу отцев, преосвященному Филиппу, митрополиту Московскому и всея Руси, по благоволению Вседержителя Христа Бога, царь Алексей, чадо твое, за молитв святых твоих здравствует.
…молю тебя и желаю тебе прийти сюда, чтобы разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна, нанесенное тебе неразсудно завистию и неудержанною яростию, ибо твое на него негодование как бы и нас сообщниками творит его злобы… И сего ради преклоняю царский свой сан за онаго, пред тобою согрешившаго, да оставишь его прегрешение своим к нам пришествием…
Сего ради молю тебя о сем, о священная глава, и честь моего царства преклоняю твоим честным мощам и повиную к твоему молению всю мою власть, да пришед простишь оскорбившему тебя напрасно и он тогда раскаялся о содеяном. За его покаяние и нашего ради прошения прийди к нам, святый владыко…”

Отношение священноначалия к возникшей одно время идее канонизировать Иоанна Грозного тоже оказалось негативным. Как сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, “Возможно ли в одно и то же время молитвенно прославлять и мучеников, и их жестоких гонителей? Ибо канонизация царя Иоанна Грозного фактически поставила бы под сомнение исповеднический подвиг святителя Филиппа и священномученика Корнилия Псково-Печерского, который, по свидетельству летописи, «от тленного сего жития земным царем был предпослан к Небесному Царю в вечное жилище».”

Председатель Синодальной комиссии по канонизации, митрополит Крутицкий и Коломенского Ювеналия, в докладе Архиерейскому собору Русской Православной Церкви (в октябре 2004 года), также резко отклонил идею канонизации Иоанна: “Собственно, вопрос о прославлении Ивана Грозного и Г.Распутина — вопрос не столько веры, религиозного чувства или достоверного исторического знания, сколько вопрос общественно-политической борьбы. Имена Ивана Грозного и Г. Распутина используются в этой борьбе как знамя, как символ политической нетерпимости и особой «народной религиозности», которая противопоставляется «официальной религиозности» священства… В лице первого Царя и «друга» последнего Самодержца пытаются прославить не христиан, стяжавших Духа Святого, а принцип неограниченной, в том числе — морально и религиозно, политической власти, которая и является для организаторов кампании высшей духовной ценностью”

Иоанн Васильевич Грозный не убивал своего сына; Репин иллюстрировал “черную легенду”. Вместе с тем, царь Иоанн не был благочестивым правителем - и это тоже реальность, которую нет смысла отрицать. В истории России - как и любой другой страны в этом падшем мире - были не только славные странницы. Противостояние антирусской пропаганде должно состоять не в выстраивании некой лубочной картинки, в которой не будет ничего отталкивающего вообще - а в выстраивании картины полной и объективной, отвергающей черные легенды, с одной стороны, и признающей реальные события, с другой.

Приведу пример. Один из излюбленных персонажей британского кино - и игрового, и научно-популярного - Генрих VIII. Его чрезвычайно драматичная эпоха и бурная личная и политическая жизнь дает массу материала любителям костюмированных постановок. При этом лично Генрих был крайне отталкивающим типом, необузданным, распущенным, жестоким, который вверг свою страну в разрушительную смуту, а в личной жизни был бедствием для всех, кто имел с ним дело. Можно не сомневаться, что в художественном осмыслении его образа немало домыслов, ярких деталей, исторически не точных или просто неверных. Вызывает ли это крайнее негодование английских патриотов? Похоже, что нет - для них патриотизм совершенно не требует лубочной картины Генриха VIII, тем более, что нарисовать с Генриха лубок было бы крайне затруднительно.

Защита Российской истории от попыток представить ее в исключительно черном цвете должно состоять не в представлении ее в виде розово-золотого лубка, а в признании ее реального многоцветия. Человеческая история, и отечественная в частности, не сводится к простым черно-белым схемам. Да, русский художник иллюстрировал черную легенду. Это не повод выкидывать его из Третьяковки. Царь Иоанн Васильевич Грозный не был добрым и благочестивым правителем. Это не повод выкидывать его из истории.

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

09.10.2013 - 08:53 :

Сегодня в среду 9-го октября в 20.30 слушайте на Радио "Радонеж" мою беседу с двумя научными сотрудниками Тертьяковки Светланой Степановой и Светланой Капыриной на эту же тему. Беда в том, что запреты на оскорбление чувств являются проверенным оружием антихристианских сил. В любой момент, если поддаться этому соблазну и допустить его в правовое поле, найдется гражданин, который, например, потребует вынести из музеев ( и не только) оскорбляющие его сюжеты и символы христианства. Такое уже происходит на Западе. Пиартесь ребята поосторожнее.

12.10.2013 - 13:07 :

заступаться за репина -глупо(за бабки и не то изобразят),а что до постановки памятника и других обращений -пусть обращаются к зеленым человечкам(они точно помогут)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+