17.05.2017 09:20:07
Александра Грипас
Весной медосмотр перед садиком и школой – привычное дело. Еще недавно со старшими дочками обходили педиатра, окулиста, невролога, хирурга. Сейчас готовится к первому классу сын. В садике выдали список врачей, которых необходимо обойти. Кроме «обычных» специалистов – психиатр, гинеколог и уролог. Особый вопрос вызывает психиатр. В чем можно «заподозрить» детей в таком возрасте?
Поспрашивала знакомых, их рассказы волнений не убавили. Наташиным двойняшкам на приеме психиатр обещала показать «что-то интересное», если те подойдут к врачу поближе. «А я вас обманула», - засмеялась врач, когда трехлетки, мальчик и девочка, доверчиво направились к ней.
«А нас вообще ничего не спрашивали, психиатр только взглянула на дочку и поставила необходимый штамп, весь прием – не больше минуты», - рассказала Ирина.
7-летняя Света, лидер в садике, лучшая в спортивной секции, общительная и эрудированная, растерялась в кабинете психиатра. На простой вопрос: «Ты пришла с мамой, как ее зовут?» упрямо смотрела в пол. Специалист, сказав «н-да», все-таки дала «добро» на поступление в 1 класс.
А Саше показали картинку с изображением кляксы и спросили, что он видит. Мальчик честно признался, что видит красивую бабочку. Доктор, конечно, подпись поставила, но строго предупредила, что так говорить нельзя. Это клякса и только клякса. А видеть что-то другое – уже нарушение!
Кто-то настолько теряется в медкабинете, что с ошибками складывает 2 и 5, путает времена года. А в подготовительной группе этот же ребенок быстрее всех щелкает примеры, подсказывает друзьям решения задач на смекалку.
Нужен малышу психиатр или не нужен, это необходимость или очередная формальность? Попробовала разобраться в этом нехитром вопросе с самими специалистами. Оказалось, что такой расширенный медосмотр ввели Приказом Минздрава РФ еще 4 года назад.
По словам Анатолия Северного, канд. мед. наук, президента Ассоциации детских психиатров и психологов, после принятия в 1992 г. «Закона об оказании психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» люди, и в первую очередь дети, оказались «защищенными» не столько от злоупотреблений психиатрией, сколько от самой помощи. Понятие профилактики вообще никак не звучало в контексте закона.
«Уже почти 20 лет в России отсутствует в номенклатуре медицинских специальностей «психиатр детский». Детская психиатрическая помощь организована как «придаток» к общей психиатрии с соответствующим финансированием и ущербной организацией. (Для примера: в московском здравоохранении ликвидируется цельная, амбулаторно-стационарная система оказания психиатрической помощи подросткам, существовавшая много лет на базе психиатрической больницы № 15.) Отсюда психические расстройства занимают первые места в причинах детской инвалидности, в причинах негодности к военной службе. Россия занимает одно из первых мест в мире по уровню детско-подростковых суицидов, а причина, в первую очередь, скрыта в нераспознанных своевременно психических расстройствах», - делится Анатолий Северный.
Он считает, что введение психиатра в состав бригады для профосмотра детей казалось бы целесообразным, если бы оно было обеспечено профессионально и методически. В России нигде не готовятся психиатры раннего возраста («микропсихиатры») – значит, некому осматривать детей в возрасте 1-3 года. В стране есть отдельные регионы, где вообще нет ни одного детского психиатра – значит, некому консультировать детей до 17 лет.
«Также нет указания на временной норматив осмотра психиатром. А данному специалисту требуется больше времени, чем другим медикам. Не говорится об обязательном участии родителей в осмотре, а без них невозможно получить объективную картину психического состояния ребенка, особенностей его развития и поведения. В обязательных методах обследования не указана электроэнцефалография, без которой сложно оценить многие особенности детского развития, не говоря уже о скрытой, к примеру, эпилептической патологии, требующей незамедлительного лекарственного вмешательства», - сказал А.Северный
Собеседник с сожалением констатирует, что нововведение остается благой попыткой с негодными средствами реализации, что неизбежно приведет (и уже приводит, как показывает опыт) к формализации и фактической фальсификации полезной, казалось бы, процедуры.
А другой собеседник Алексей Коваль-Зайцев, старший научный сотрудник отдела детской психиатрии ФГБНУ НЦПЗ, успокаивает и выступает за осмотр психиатром. «Несмотря на законное право родителей отказаться от такого осмотра, мы настоятельно советуем не избегать его», - уверяет он, - Ведь подобное решение базируется на архаических пережитках прошлого. Сегодня человек законодательно защищен от различных злоупотреблений, и для детей обязательный психиатрический учет отсутствует».
Касаясь плюсов консультации с психиатром, А.Коваль говорит, что анализ психического здоровья позволяет своевременно выявить задержки развития отдельных психических функций: речи, моторики, познавательных функций, эмоциональной сферы и др. и рекомендовать родителям оптимальную для каждого ребенка систему дальнейшего образования ребенка. А в осмотр ребенка дошкольного возраста входит психометрическая диагностика интеллектуального развития (IQ по тесту Д. Векслера), определения эмоционального состояния (тест М. Люшера), а также особенностей детско-родительского отношения. Да и любое отклонение, диагностированное вовремя, поможет в будущем избавиться от разных заболеваний.
Есть два мнения профессионалов, одно, что это формальность, а другое – важная и полезная идея. В конечном счете, решать нам, родителям.
Мы в своей семье всегда советуемся со священником и другом, который почти 30 лет проработал врачом. Оба сказали: если в школу примут без «вердикта» психиатра (а это возможно), и если нет волнений и сомнений по поводу развития ребенка, лучше стороной обойти кабинет психиатра.
Комментарии
19.05.2017 - 13:31 Психиатра стороной обойти,:
Психиатра стороной обойти, это понятно. А какую базу подведут под обязательность осмотра у двух иных врачей, упомянутых в статье: гинеколога и уролога?
Добавить комментарий