Перейти к основному содержанию

08:27 18.09.2019

МИССИЯ В МИР ПАТРИАРХА КИРИЛЛА

22.12.2014 07:38:23

        24 ноября 2014 г. в день открытия XIX Международного кинофестиваля "Радонеж" жюри фестиваля назвало ПЕРВОГО ЛАУРЕАТА... В день закрытия кинофестиваля, 27 ноября со сцены много повидавшего Дома Кино хорошо поставленный дикторский голос произнес с собой торжественностью:

        Присвоить звание Лауреата Международного фестиваля кино и телепрограмм "Радонеж" с вручением Серебряной медали Преподобного Сергия Радонежского за 20-летний подвиг телепроповеди в программе "Слово пастыря" Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси КИРИЛЛУ!

          На сцену поднялись сотрудники Первого канала ТВ – режиссер, редактор, продюсер, оператор - небольшая группа, работающая над программой. Польщенные вниманием жюри Международного фестиваля, они рассказывали о программе, говорили о том, что за время сотрудничества с митрополитом, а затем с Патриархом КИРИЛЛОМ они стали командой, и просто - стали другими людьми. Они говорили о совершенно профессиональной способности Патриарха общаться с микрофоном, то есть о том, чему его никто не учил… А если короче, Первый канал вместе с «Радонежем» выразил Патриарху журналистское признание. Приняли в свою команду.

          Много это или мало? Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ на сегодняшний день является известнейшей личностью не только в России, но и зарубежом. Загляните в интернет, и вы увидите, какое количество иностранных академических сообществ и университетов сделали его своим почетным членом. А совсем недавно из Англии прозвучал глас вопиющего православного священника, приглашающего Патриарха КИРИЛЛА стать апостолом Европы, которая на сегодня начисто забыла о христианстве.

          То есть, на этом вот фоне признания светских и религиозных, отечественных и зарубежных, институтов, много или мало – награда «Радонежа» за «Слово Пастыря»? Имея в виду, что названная программа – это внутренняя, то есть самая трудная, проповедь, а пророка в своем отечестве, известно, не бывает… В этом отношении награда «Радонежа», да еще в таком искреннем единении с Первым каналом – это, осмелюсь сказать, - может быть значимо и для Патриарха.

          Император Всероссийский, святой Царь Николай II, тоже имел много международных наград, но самой значимой и трогательной наградой для него был Белый Крест. Вступив в тяжелейшее время в командование войсками осенью 1915 г., он настойчиво потребовал, чтобы охрана допустила его до передовых окопов наших пехотных подразделений, которые конечно же просматривались противником. 16 окт. 1915 г. Государь вместе с Наследником (!) появился на передовых окопах (прежний Главком В.К. Николай Николаевич на передовой замечен никогда не был). За это посещение передовых позиций, за то вдохновение, которое получили войска, Георгиевская дума Юго-Западного фронта 21 окт. 1915 г. постановила: просить Государя возложить на себя орден Св. Георгия 4-й степени. В своем дневнике Государь писал по этому поводу: «Незабвенный для меня день получения Георгиевского Креста… Целый день после этого ходил как в чаду».

                                                                                  ***

Конечно, никому не придет в голову умалять значимость международных, академических наград, полученных Патриархом КИРИЛЛОМ. Но работа в передаче «Слово Пастыря» как внутренняя проповедь имеет свою специфику. В чем же эта специфика, то есть особая сложность внутренней проповеди? Что значит – «знать психологию современного человека»? Когда Достоевский говорил - быть русским, значит быть православным, - он верил в какой-то особенный православный «потенциал» русского человека, то есть некую внутреннюю открытость, предрасположенность к восприятию православия. И наш пророк оказался прав. Когда волна революции 1917 г. выбросила на Запад огромное число конечно же утратившей веру (а иначе революции и не было бы) интеллигенции, первое, что они родили, или вновь обрели в муках пребывания на чужбине – веру, православие. Православие стало для них родиной вне физической родины. Что имеем - не храним, потерявши – плачем. И И. Ильина, и И. Шмелева и С. Ольденбурга и братьев Шмеманов, и того же В. Шульгина, и многих других, кто у нас на слуху, породила, в плане вскрытия православного сознания, боль утраты Родины. Утраты безвозвратной, поскольку возвращающиеся романтики чаще всего попадали в ГУЛАГ. Кстати, психология чужбины как «вскрытия православия» и сегодня работает на Западе для тех, кто не может по каким-то причинам вернуться на родину.

 Современный образованный человек, «укрепленный» к тому же советским периодом в безверии, мало чем отличается от своих дореволюционных предшественников. Конечно в постсоветский период в наших храмах появилось больше образованных людей, но много и тех, ученых и очень ученых, кто считает, что Церковь – это «не совсем серьезно для серьезного человека», это все-таки «для простонародья». Т. о. ТВ Пастырю досталась и эта аудитория, то есть возникла необходимость преодолевать еще дореволюционную либеральную психологию. Вскрыть «православный потенциал» у критически настроенной внутренней аудитории, не лишая их Отечества, задача очень непростая.

Формат теле-общения это ответы Пастыря на вопросы, касающиеся проблем духовной жизни, истории Церкви, православных традиций, праздников. Его просят рассказать о событиях современной церковной, и не только церковной, жизни. Ответы объемны, большей частью они просвещающе шире самих вопросов. Эта «миссия в мир» не только для тех, кто уже сделал свой выбор, кто уже пришел в храм. Касается и тех, кто случайно включил телевизор в неурочное для себя время, кто и не собирался просвещаться, но вдруг «запал» на рациональный и вполне здравый довод. Получают свою толику и те «очень ученые», кто неожиданно для себя в ответе Патриарха открывает, что православие оказывается имеет свою доктрину и даже свой «понятийный аппарат»… В результате – удивление. Пока удивление. Но м. б. и эта капля подточит камень.

Отбирая вопросы, Патриарх находит доводы для ответов на самые неудобные и даже провокационные вопросы – в церкви-де зомбируют сознание человека, вымогают у него деньги… Не опасается коснуться и даже «прокомментировать» в прямом смысле развращающие телепередачи с тем, чтобы телезритель сам для себя ответил на очевидное: так где же насильственное домогательство к внутреннему человеку – в Церкви или «в мире», на ТВ?

ЛИЧНОСТЬ ПАСТЫРЯ

В 90-е годы, а первый выпуск «Слова Пастыря» вышел в эфир весной 1994 г., трудно было найти телеканал или газету, где время от времени, а то и регулярно не предоставлялась бы возможность для выступлений священников. Это время, кстати, породило плеяду наших «златоустов». Но дальше «проб», которые практикуются и поныне, - не пошло. Постоянная, от одного лица, проповедь – а ведь и времена и люди менялись – сохранилась в своей яркой первозданности в течение 20 лет только в «Слове Пастыря».

Чтобы не говорить «слова» о воздействии конкретной личности, приведу – не могу не привести – один конкретный пример из собственных наблюдений. Произошло это на рубеже 2000-х. Многие помнят, что второй день Рождественских чтений как правило начинался с доклада тогда еще митрополита КИРИЛЛА. Часто москвичи специально освобождали для себя утро этого понедельника. Памятный доклад происходил в конференц-зале мэрии на Арбате, 36. Придя заранее, я заняла место в первом ряду. Протокол второго дня был менее строгим, поэтому президиум заполнялся постепенно. Мое внимание привлек очень известный и уважаемый московский профессор и организатор науки, имя которого я по понятным причинам не называю. Одного взгляда на него было достаточно, чтобы понять: в подобной аудитории он впервые, от всего, что касается и Церкви и религии он не просто далек, но очень далек. Однако же и советский стереотип, что в Церкви, в том числе и здесь, не может быть ничего, приближающегося по уровню к «серьезным вещам» к науке, в нем также был очевиден. Он с плохо скрываемым недоумением рассматривал непонятные одежды, головные уборы… Куда попал? Но внутренняя самодисциплина взяла верх, и он приготовился вытерпеть этот день.

Митрополит КИРИЛЛ начал доклад. Тематику уже не помню. Но, однозначно, посвящен он был современной, крайне злободневной проблеме, которой тогда и касаться побаивались, не то, чтобы публично анализировать. И вот, такой анализ с постановкой проблемы и с выводами – то, что нигде не возьмешь и ниоткуда не спишешь – был представлен аудитории. И все это было как-то естественно и ожидаемо, можно даже сказать – привычно… При первых же словах академически правильной речи профессор напрягся и его приуготовленность «потерпеть» - улетучилась. В течение всего доклада – а уж он-то знал, что такое академический доклад - он по нарастающей ощущал какой-то особый дискомфорт. Чего-чего, но этого и здесь он услышать не ожидал. И вообще, что здесь делает этот академик?! То есть поп-академик? Профессор был потрясен, и его лицо говорило об этом красноречивее любых слов. По окончании доклада, когда все стали подниматься, мне кажется: его даже повело…

Позже я наблюдала этого известного профессора рядом с митрополитом, а потом Патриархом КИРИЛЛОМ в кулуарах высоких общественных мероприятий… Трудно сказать, стал ли он церковным человекам, но, несомненно: он изменился, он стал другим. А того потрясения от доклада, отразившегося на его лице, я никогда не забуду. Да и он наверное – тоже.

 «Это может быть только в России!..»

В заключении хотелось бы сказать Патриарху КИРИЛЛУ что-то приятное и вдохновительное. В его многотрудном и многоплановом служении, представить которое мы и в первом приближении конечно не можем, есть одно утешение. И это утешение – мы, русская паства. Все-таки на сегодняшний день и по большому счету Веру и Православие сохранила именно Россия. И по этому поводу - еще одно стороннее свидетельство.

Историю эту поведал владыка Михаил (в то время кажется Бостонский), который сопровождал по России мощи В. К. Елисаветы и инокини Варвары в 2004 г. Сам владыка родился в семье русских эмигрантов в Париже и России как таковой не знал. После того, как он объехал со святыней всю Россию и территории некоторых наших бывших республик, он недоуменно и категорично одновременно утверждал: «Той веры, которая есть в России – нет больше нигде». Наших сетований о слабости веры, о нашей религиозной безграмотности, о 70-летнем отлучении от Православия он и слышать не хотел. В ответ поведал только историю из своего недавнего паломничества.

 Когда специально оборудованный поезд с мощам наши святых жен прибыл в отдаленный сибирский город, по мнстному радио объявили, в каком храме можно будет поклониться этой святыне. В тот же вечер, - рассказывал владыка, - в храм с двумя малолетними детьми спешно и озираясь по сторонам вошла молодая женщина. Сотрудники фонда Андрея Первозванного, организаторы принесения святыни в Россию, сразу обратили на нее внимание. Одного ребенка она несла на руках, другого вела за руку… Услышав объявление по радио, она наскоро собрала детей и, несмотря на вечер, поспешила – не иначе как ко «зову»… Ибо она не знала даже, кто такие – В. К. Елисавета и инокиня Варвара, она не знала их жизни и их жертвы. Знала она только то, что в их город прибыла какая-то великая святыня, и она с детьми непременно должна тоже там быть! В тот момент это было для нее – важнее всего!

-Конечно, эту женщину с детьми, - говорил владыка, - мы, как могли, обласкали и задарили, обо всем рассказали, проводили по темному времени до дома… - и заключил: в Европе нет таких женщин, и нет такой веры. Это может быть только в России.

                                                                           ***

Патриарху КИРИЛЛУ нельзя пожелать большего, чем говорится в ежедневной церковной молитве. Её можно лишь повторить: «В первых помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего КИРИЛЛА, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, егоже даруй святей твоей Церкви в мире, целых, здравых, долгоденствующих, правоправящих слово Твоея истины».   

                                                                           ***

Сегодняшний день телепрограммы «Слово Пастыря»

Пятнадцатиминутная программа «Слово Пастыря», традиционно выходящая в эфир по субботам (9.45), существует в эфире Первого канала с 1994 года. Официальный комментарий говорит нам, что «в основе ее лежит беседа Патриарха с телезрителями о разнообразных проблемах духовной жизни, истории Церкви, о православных традициях, праздниках, о событиях современной церковной, и не только церковной, жизни». Формат ее первоначально менялся. Но постепенно установился в виде беседы, в виде ответов на вопросы. Телезрители задают их как в своих письмах, так и непосредственно на улицах Москвы и других городов.

Из видеозаписей бесед с телезрителями первых лет программы -1994-96 –родилась книга «Слово пастыря», которая интересна не только для тех, кто «пропустил» для себя эти годы общения с пастырем. Она интересна размышлениями об аудитории, нацеленностью на ее максимальный охват…М. б. поэтому сегодня она привлекает в том числе и представителей других конфессий, желающих «из первых уст» познакомиться с Православием.

Формат программы изменился в феврале 2009 г. в связи с тем, что митрополит Кирилл был избран Патриархом Московским и всея Руси. Он сообщит телезрителям, что программа "Слово пастыря", по-прежнему, будет выходить каждую неделю, однако часть выпусков будет отдана под трансляцию его церковных проповедей в различных приходах и монастырях. Но часть эфирного времени, не каждую неделю, Патриарх Кирилл пообещал посвящать ответам на вопросы телезрителей и обратился с просьбой присылать свои вопросы в адрес программы.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+