Перейти к основному содержанию

14:22 19.09.2024

Церковь Покрова на Нерли дождалась наконец своего певца, или История одной обложки

29.07.2024 16:21:40

Настоящая статья – рекламная. Я даю рекламу своей, недавно вышедшей книге «Мгновения истинной жизни»… Нескромно как-то, неэтично… не правда ли? Может быть, может быть… В оправдание скажу только, что в действительности я намереваюсь дать рекламу внешнему виду книги и более того: фотографии, которой мало оказалось одной обложки, она раскинулась на обе. Это фотография московского фотохудожника Кирилла Сергеева «Весеннее половодье. Храм Покрова на Нерли». Теперь это не книжка, это пасхальное яичко. Если она окажется в вашем доме, вы поставите ее не в ряд с другими, но отдельно, так, чтобы всегда видеть это фото.

Церковь Покрова расположена на острове-фундаменте в пойме реки Нерли. По весне, в разлив этот островок никогда не затопляется. И чудится, будто плывет она, невесомая. Как мечта, как неожиданно всплывшее воспоминание. Недоступная, она становится еще более притягательной. Когда вода сходит, храм стоит в окружении необыкновенно чистой, густой зелени К ней нет проезжих дорог. К ней нельзя подъехать. К ней можно только идти. Долго идти пойменным лугом. Природа расступилась перед ней. Нет, она приняла ее. Как дар… Церковь Покрова. Она не поражает. Она медленно и навсегда входит в вас.

 Идея поместить на обложку книги фото храма Покрова на Нерли принадлежит моему издателю Екатерине. Её тронул небольшой сюжет из книги, зарисовка «Утро у Данилова», где я писала об этом храме, где размышляла, вернее мысленно сетовала на  то, что ни художники, ни фотографы, увы, так и не сумели показать этот Храм, эту поэтическую вершину…

В пользу храма на обложке были и воспоминания детства Екатерины, которое прошло в непосредственной близости к этим местам. И еще одно, м. б. решающее обстоятельство: у ее коллеги и приятельницы был настоящий каталог фотографий церкви Покрова на Нерли – шестьдесят единиц. Выбирай!

Увы, я так не успела посмотреть ни одной «единицы», именно в этот вечер я увидела в интернете видео Кирилла Сергеева «Весеннее половодье». Сразу же «запала» и поняла: Храм Покрова на Нерли дождался наконец своего певца.

«Запала» не только я. Число восторженных отзывов зашкаливало. Сразу же более 4 тыс. просмотров. Одновременный восторг такого большого числа людей… О чем-то ведь это говорит! В откликах на «Половодье…» все писали, что увидели наконец самую красивую церковь. Что это шедевр древне-русского искусства… Сумел же автор ее так показать.  В чем дело? Что нового?

Когда я писала о церкви Покрова на Нерли я действительно и долгое время была неудовлетворена тем, как ее изображали. Это ведь просто: в реальности она как откровение - живая и совершенно нематериальная… А на картинах и фото – застывшая и «прошлогодняя».  У Кирилла она – живая. И не потому, что это видео. М. б. дело в дроне? Просто установил на него камеру… На счет дрона не знаю. Не знаю, управляем ли он, и насколько управляем. Но нельзя же управлять «художественно». Все, что мы видим, все исключительно – «то», все отвечает душе. Вот ракурс с высоты но вблизи, когда можно рассмотреть незатейливую архитектуру храма. А вот мы едва различаем ее в вольно раскинувшейся до горизонта перспективе половодья. Оно бы должно поглотить её. Ан, нет, приближаясь к храму в полете, мы видим, что она уже начинает освобождаться от водного плена, вокруг все большена рыжих бугорков кустарников. И вот уже прорисовывается крупный план такой стройной, белоснежной и всего-то однокупольной церкви. И это, такое естественное, движение полета… Вы отдаетесь ему и недоумеваете – но ведь так может парить только душа…

Оценив видео, моя издательница заключила: да, из имеющегося на сегодня это - самое лучшее, но это – видео. На обложку нужно фото. Когда Кирилл прислал 7 фото, он привел нас в еще большее недоумение: выбрать было нельзя. Каждое следующее было «лучше» предыдущего. И так – по кругу… Взяли именно это «застывшее мгновенье» по причине прагматической: на этом фото было больше места для текста.

***

Когда мы с нашей паломнической группой были в Плёсе на Волге, смотрели в местных музеях картины И. Левитана, а потом их натуру, экскурсовод сказала, что сам Левитан был недоволен своими пейзажами. Когда его друзья удивлялись или недоумевали, он в исступлении указывал на природу: «Это жизнь!», потом показывал на свою живопись: «А здесь все застыло, все мертво!»

Одна из наших особенно ревностных паломниц сказала по этому поводу: «Какая, однако, гордость у этого Левитана – с самим Богом хочет соперничать!»

Кирилл занимается тем же, то есть своими средствами показывает нам природу, но у него это получается пожалуй даже лучше, чем у Левитана. Более того, смею предположить, что Кирилл делает то, о чем, как о невозможном, мечтал Левитан. Дело конечно не в дроне, то есть не в современных технических возможностях. Хотя, это тоже есть: фото Кирилла выполнены технически столь безупречно, цветовая гамма порой так неожиданна, что поражаешься – где же он это подсмотрел.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
5 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+