04.07.2024 19:35:59
Руслан Калинчук
Мир сериала представляет собой комбинацию трех исторических эпох: античности, Раннего и Высокого Средневековья. А в образе свободного города Браавос легко узнаеться Венеция – там есть плавучие дома, каналы, даже часть города, ушедшая под воду и, главное – Железный банк.
Этот мир можно охарактеризовать как доиндустриальную эпоху, сочетающую в себе элементы Античности, Средневековья и вкрапления восточных культур (кочевники, рабовладельческие города).
Но первое, что бросается в глаза – вопиющая, невосполнимая пустота, которую пытаются заполнить политическими интригами и запредельной жестокостью: на всем протяжении эпопеи зло то и дело торжествует над добром и положительные персонажи постоянно гибнут от рук негативных. Общество «Игры престолов» - это мир предательства, пыток, инцеста и жестокости. Таким образом зрителям навязывается незамыслватая идея: в мире очень мало добра, зла намного больше и оно постоянно побеждает, что, в принципе, и явлется нормой.
Причиной этой пустоты в сериале является отсутствие христианской матрицы, без которой представить себе средневековую Европу невозможно. Единственная ценность, за которую воюют разные дома и королевства – власть. Даже если героями движет жажда мести, то саму месть они воспринимают как власть. При чем, у этой власти нет зерна, поскольку совершенно не ясно, зачем эта власть, какая у нее цель. То есть, мир «Игры престолов» - это цивилизация, в которой нет христианского Бога, в ней есть только бизнес (и ничего личного), а главная ценность – власть как возможность контролировать ресурсы и поведение человеческих масс.
Если принять во внимание то, что современный Запад все больше теряет свой христианский облик (о чем заявлял и папа римский Франциск говоря, что Европа больше не является христианской), то, возможно, «Игра престолов» - это некий культурный эксперимент по внедрению в массовое сознание одного из проектов будущего.
Какой же образ этого будущего?
Действие сериала происходит в доиндустриальную эпоху, в мире страшного социального неравенства, когда государство никак не заботится о бедных, что и не удивительно. Ведь, если нет любящего Бога, то невозможна никакая социальная справедливость. Ну, а если государство не заботится о бедных, то нивелируется понятие гражданства, а безопасность, общественный порядок превращаются в товар: есть деньги – можешь нанять себя охрану, или даже целую ЧВК. В свою очередь, если уменьшается значение гражданства и обязанностей государства по отношению к охране прав гражданина, то падает значение законов государства, а в общественной жизни растет роль корпораций – закрытых владений частной собственности, мощь которых сопоставима с силой государства или, вообще, заменяющих собой государство. Учитывая то, что мы живем в глобальном мире, то и власть корпораций – транснациональная. Не зря же компания Apple уже сегодня устанавливает, в буквальном смысле, законы на своих предприятиях в Китае.
Итак, перед нами модель нового мироустройства, которую можно назвать неофеодализмом. Только вместо королей, герцогов, баронов и рыцарей новые феодалы – транснациональные корпорации. И в этом смыле «Игра престолов» представляет нам сценарий условного будущего под рабочим названием «Вперед, в Средневековье».
А все те, кто не впишется в новый мир, в неофеодализм, это и есть те семые иные, которые хотят пробиться через стену. И опять таки, вопрос мигрантов и строительства стены на границе с Мексикой сегодня превратился в фактор избирательной кампании в США.
Для современного нам Запада вопрос мигрантов уже давно выглядит как нашествие тех самых одичалых из «Игры престолов». С одной стороны сытое, но старое и неспособное защищаться европейское и американское общество, с другой – молодые, но агрессивные мужчины иной культуры, расы и этноса. Скажем, в Лондоне в этом году белые перестали быть большинством, а в шведском городке Сёдертелье большинство жителей – мигранты из Ирака. К слову, в Швеции есть городок, который называется Вестерос.
Такой вот образ будущего проецируют западные элиты через «Игру престолов», мир без Христа, несправедливый и жестокий, в котором есть только борьба за контроль над ресурсом и массовым сознанием в интересах кучки владельцев корпораций, отгороженных стеной от бедноты и мигрантов. Смотрите кино вдумчиво!
Добавить комментарий