Перейти к основному содержанию

13:38 22.06.2024

Русские ценности

11.06.2024 12:09:20

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/06/05/19-00

В.Саулкин: Сергея Вячеславовича часто представляют как писателя и философа а я скажу – любомудр. Вспоминая твою книгу «Русская душа: тысяча лет отечественного любомудрия».

С.Перевезенцев: Но это было очень давно. Аж в 1994 году.

В.Саулкин: Есть еще одна книга, которая должна быть в каждой библиотеке – «Россия. Великая судьба».

С.Перевезенцев: Первое издание вышло в 2003 году. До сих пор книжки переиздается.

В.Саулкин: Все книги не будем перечислять, но скажу только, что в этих книгах о русской душе сказано много и глубоко . Мы вспоминали время, когда Сергей Вячеславович начинал писать эти книги. Первые учебники по русской истории в начале 90-х считались подпольной борьбой с оккупационным режимом. Нас за книги никто не сажал, но надежды, что подобные книги увидят свет, а тем более окажутся в стенах учебных заведений, не было никакой. Время идет, страна меняется. И вот Сергей Вячеславович принес новую книгу «Русские ценности. Традиционные смыслы, их отражение в сознании современной молодежи». Тема и книга - важные. Все понимают, что сейчас мы как раз и воюем за ценности русской цивилизации. Впервые мы будто глоток свежего воздуха вдохнули, когда на Валдае Путин сказал в 2013 году, что Россия – не просто государство, а отдельная русская цивилизация, и свои ценности традиционные духовно-нравственные она будет защищать. Поэтому книга об этих смыслах очень важна.

С.Перевезенцев:  Книга только-только вышла. Была большая презентация на площадке ТАСС. К нам постоянно за ней обращаются – ее рассылают тем, кто заказывает. Верно то, что противостояние сегодня ценностное, но я бы уточнил. Мы сейчас воюем везде - на западном фронте, внутреннем фронте, а также внутреннем личном фронте – война идет и внутри нас. И мы воюем не столько за ценности, сколько за саму жизнь. Если мы не отстоим свое право быть собой, жить так, как жили веками на нашей земле, где иначе просто жить нельзя, то и жизни нашей не будет, как и нас, и наших детей. Так что идет борьба за право нашей страны и народа оставаться такими, какие они есть, развиваться в своих условиях на основе принципов, благодаря которым в свое время и возникла наша страна, где объединились 190 с лишним народов вокруг великого русского народа. Русский язык становится главным – без русского народа деваться некуда. То, что происходило лет 300, а особенно активно последние лет 100, было размыванием ценностного ядра, которое нам обеспечивало жизнь, существование. Кстати, исправлюсь, скорее не существование, потому что оно – идея либеральная. Скажем лучше – устроение жизни нашего народа и в целом жизнь как таковая. Когда мы занимались изучением важнейших русских ценностей, как одну из основополагающих мы определили саму жизнь. Благодаря ей, защищая ее, и правители нашего народа сохранили наш народ, дали будущее его развитию в самые тяжелые времена. Чем был велик и почему так почитается с давних времен Александр Невский? Особо ретивые современные историки обвиняют его во всем, что только можно. Он и Орду навел, и войска на брата навел… На самом деле он понял, что надо исполнять волю сильного, иначе мы все погибнем. Он увидел в этом волю Божию, возможность сохранить жизнь своему народу, за что и стал в глазах собственного народа святым. Его житие написали буквально через 10 лет после его кончины. Его канонизировали позднее, но почитание началось очень быстро.

В.Саулкин: Святитель Кирилл узнав о кончине Александра Невского , что закатилось солнце земли суздальской.

С.Перевезенцев: Опираясь на главную ценность Александр Ярославович обеспечил существование и развитие народу. Какой бы из трагических периодов мы ни взяли, всегда в памяти остаются те, кто спасает жизнь своего народа. Не существование ради существования, но ради великой цели. Здесь появляется еще одна важнейшая ценность, которая является основой бытия – вера. Вера в широком смысле этого слова. Те, кто сегодня себя называют неверующими, верят. В себя, в оккультные силы, в способности человека. В основе – вера. Атеизм ведь не неверие, но вера в то, что Бога нет. А мы говорим о вере традиционной, русской, православной, которая создала наш народ, который вокруг себя объединил другие народы, потому что сила православия была такова – объединять вокруг себя народы иной веры, этнического происхождения. Мы неоднократно обсуждали, что все трагические события 20 века были вызваны тем, что народ веру потерял, а прежде всего элиты. И наше сегодняшнее возрождение началось с того, что веру мы снова обрели. С этого пошло другое развитие. Наш президент себя позиционирует и в душе он такой и есть – верующий православный христианин.

В.Саулкин: Святейший Патриарх после вступления президента в должность, а также молебна в Благовещенском соборе, который полностью от начала до конца показывали СМИ, благословил президента Владимирской иконой и сказал В. В. Путину, что это милость Божия, когда сегодня во главе государства стоит православный человек.

С.Перевезенцев: Верно! И вот вера - ценность, без которой наша цивилизация существовать не может. Она собирает разбежавшееся. Ниточку выдергиваешь из бус – все рассыпается. Такой у нас был XX век. Попытались собрать все на вере ложной, коммунистической, - оборвалась эта ниточка, ничего не удержала. Сегодня, конечно, все хотят жить хорошо, спокойно, но все равно в основе нашего мировоззрения лежит идеалистическое представление о самих себе и абсолютная вера в чудо, в то, что за каждым деянием стоит воля Божия. Тот, кто не мыслит себя в христианстве, просто думает о чем-то высшем. А уж христианин себя осознает.

В.Саулкин: Мы в 90-е часто вспоминали патриарха Гермогена. У Евгения Поселянина, дореволюционного духовного писателя, выражен призыв священномученика патриарха Гермогена просто – жить по-русски на русской земле. Это значит, сохранять те духовные ценности, которые передали предки, то есть все наши святые князья и святители, преподобные. И в XXI веке война именно за эти ценности русской цивилизации. А новый учебник вроде не содержит понятия «русская цивилизация». Когда же президент ставил задачу создать единый учебник русской истории, то говорил, что он должен быть построен в рамках единой концепции логики непрерывности российской истории и взаимосвязей всех ее этапов, уважением ко всем страницам истории. Думаю, это важно. После вакханалии, которая была в учебниках истории, созданных фондом Сороса…

С.Перевезенцев: О, Сорос это еще конфетки, а ягодки были в далеко не соросовских книгах… Об учебниках по истории разговор отдельный, пока бесполезно об этом говорить. Большая часть моих коллег исторического сообщества просто не готова к такого рода учебникам. Ты знаешь прекрасно, что те учебники, которые мы с супругой сделали для Русской Классической Школы, на мой взгляд, как раз и отвечают требованиям времени.

В.Саулкин: Патриарх оценил эти учебники высоко. Такие учебники должны быть в каждой русской школе.

С.Перевезенцев: Они не столько учебники, сколько пособия, потому что никакое министерство нам не даст официального статуса, потому что они написаны как раз в том концептуальном ключе, о котором и говорил президент. Там нет экивоков ни вправо, ни влево, а просто проводится жесткая духовно-политическая линия русской цивилизации. А история русского государства и цивилизации – священная. Без истории Церкви тут невозможно ничего преподать, оценить, без нее все рассыпается.

С.Перевезенцев: Недавно прислали для обсуждения проект учебника истории России для непрофильных вузов. Курс в 140 часов, который вводится на каждом первом курсе как обязательный. Вроде подготовлено по той новой методе, президент прислушался к русским историческим обществам, поддержал методику. Учебник под именем «История России» начинается… с происхождения человека и истории Древнего мира… Там возобладала концепция, которую уже лет 20 отстаивает один из руководителей этого общества академик Чубарьян, о том, что курс истории России должен быть вписан во всемирную историю. Половину страниц учебника занимает история всемирная, а от истории России остались непонятные куски.

В.Саулкин: Она оказывается на периферии! Все тот же либеральный взгляд…

С.Перевезенцев: Это к вопросу о том, какими будут новые учебники. И школьные будут такими же – Историческое общество ведь занимается этими проблемами. Еще есть одна важная вещь. Я запустил контент анализ текста по двум словам – православие и Церковь. Последний раз эти два слова упоминаются в 1943 году… Больше понятие Церковь не всплывает. В период истории XIX века этого понятия нет вообще. Есть понятие православие, православные мыслители. Церковь же заканчивается тогда во времена реформы Екатерины II, которая изъяла собственность у монастырей. Концепция та же – разницы никакой.

В.Саулкин: Все эти годы я говорил о том, что либеральное сообщество историков просто саботируют поручение главы государства .

С.Перевезенцев: Не в осуждение коллег… Но 30 лет страна шла этим путем, а до этого еще 70 лет шла еще более радикальным путем.

В.Саулкин: Саботаж поручения президента! Он ясно поставил задачу создать учебник в котором отраженно единство русской истории. И они взяли и просто выбросили все русские ценности. В таком изложении русская история не может быть в учебниках…

С.Перевезенцев: Вот потому говорить и не хочется, хотя дело делать надо. Хочу пояснить, как книга моя появилась на свет и почему так называется. Я русской историей занимаюсь уже больше 40 лет. Этой тематикой – последние лет 30 после защиты докторской. Это опыт последних минимум 15 лет, когда на факультет политологии МГУ собралась хорошая серьезная профессиональная компания преподавателей, научных сотрудников, студентов, которых мы тоже активно привлекали. Специфика наших исследований - мы объединили усилия двух групп, работавших до этого совершенно разнонаправленно. Одна группа – историки мысли, наша кафедра Истории социально-политических учений, где я служу профессором, и где мои ученики. Мы изучали те основные тенденции и основные процессы. А наши коллеги работали на кафедре социологии и политической психологии, занимались как раз исследованиями представлений молодежи о смыслах, ценностях, политической идентичности. В какой-то момент мы обнаружили, что идем одни путем, но у нас есть разные проблемы. Если же мы объединяли два пути, то проблемы бы решились. Проблемы были в том, что мы работали с текстами историческими и могли рассказать, что такое русские ценности в истории, с древности и до нашего времени. Мы очень серьезно изучили что-то около 18 000 текстов, разных в жанровом отношении. Это и философские трактаты, жития, труды наших духовных лиц, государственных деятелей, законодательные акты, переписка, художественные произведения, поэзия, даже берестяные грамоты – весь спектр письменной культуры. А берестяные грамоты это вообще сплошная реальная жизнь. Русское сознание мы рассмотрели в максимально широком поле. Нам очень помог Корпус национального русского языка, интернет-проект, на основе которого можно проводить серьезный контент-анализ огромного количества текстов. Это дает возможность охватить массу источников. Мы примерно представляли, как это в истории, но не знали, как оно проявляется в современности. Наши коллеги изучали современное состояние сознания молодежи, но они это изучали на основе традиционных западных методик, а значит, с либеральными трактовками понятий и смыслов. Вся российская политология - калька с англо-американского варианта. До 90-х российской политологии просто не было. Так вот наши коллеги видели, что получается что-то не то. Будучи национально мыслящими людьми, они хотели иначе смотреть. Результаты, которые они получали, ни во что не вписывались. Объединив усилия, мы разработали вместе новую методологию социологических исследований. Мы не выясняли, как люди понимают любовь, справедливость, свободу. На основе наших разработок коллеги наши взяли традиционное русское православное понимание справедливости, свободы, жизни, веры, государства, отечества, патриотизма. Понимание основных смыслов на Руси всегда было особенным, отличным от западного, хотя бы потому, что католики и православные по-разному понимают многие вещи. Мы дали определения базисных традиционных ценностей, много еще новшеств. Эта методология легла в основу. Оказалось, что наша молодежь, точнее ее понимание - тайна велика есть. Тайна заложена в каких-то глубинах подсознания нашего народа, при всей внешней противоречивости. Но мы-то еще более были противоречивы. Между прочим, страну-то мы потеряли, так что кого из молодых нам винить. Тем не менее, оказалось, что в них столько традиционного! В частности у нас есть разработка о том, что есть государство в русской истории. Причем мы ведь выделяем его как духовно-политическую ценность.  

В.Саулкин: Недавно у меня был настоящий спор с хорошими людьми, но которые совсем не понимали, что есть для русского человека государство, что это духовная ценность, а не утилитарная.

С.Перевезенцев: Вот почему лет пять как мы ввели в политологию новое понятие – духовно-политические ценности. Огромное количество духовных ценностей в русской истории приобретали политическое значение. Семья сейчас это чисто политическая категория и даже включена в Конституцию. Борьбы за семью - борьба духовно-политическая. То же касается справедливости. В русском понимании она есть дар Божий, но это реальная политическая ценность, как свобода, нравственность… Эта специфика позволила исследовать около 25 понятий, комплекс духовно-политических ценностей, в которые входят понятия государство, отечество, культура. Мы исследовали понятие государства в истории. Для историков это вещи очень ясные, известные. Само слово «государство» в русском языке появилось в конце XV века. До того его не было. В конце XV века впервые правителя начинают именовать государем, то есть хозяином, владельцем. Титул «Государь всея Руси» означает именно хозяина земли русской. Государь Николай II именно таки написал в знаменитой анкете. Государство – это то, что принадлежит государю, его собственность, вотчина. Тогда же появляется русское государство, московское. Слово государство входит в политический лексикон. До того это называлось не так – Русская земля. Название нашего государства было таким. До конца XV века такое понятие и было в использовании. Кстати, земля – тоже одно из вариантов понятия государство. Русская земля – государство русов.

В.Саулкин: Игумен Даниил на Гробом Господень ставил лампаду от имени всей Русской земли.

С.Перевезенцев: И вот дальше мы выясняем. Когда появляется понятие государство, понятие «Русская земля» отходит на второй план, уходит в жития, сказки, фольклор, становясь образом. Кстати, под названием Русская земля понимали часто русский православный народ. Нашим молодым ребятам мы задали вопрос: что для вас Русская земля? Наши коллеги-социологи не поняли даже и вопроса, а зато респонденты ответили, что это и есть наше русское государство. Из пятисотлетней давности сознание наших молодых людей выкидывает вот это.

В.Саулкин: Это то, что нельзя понять, что приводило в бешенство Наталью Эдельман, которая не могла понять, почему школьники, которым она рассказывает о либеральных ценностях, говорят, о русских воинах «наши» в походах Суворова, в Ледовом побоище. Наши победили! Какие они вам «наши» - возмущается Эйдельман? Но это и есть чувство единства истории!

С.Перевезенцев: Оно присутствует внутри. Другой пример. По нашим исследованиям современные молодые люди выделяют следующие понятия, как самые главные личные ценности: справедливость, мир, безопасность, свобода, права человека. Наши коллеги усмотрели тут влияние западной улицы. А когда мы посмотрели с нашей русской точки зрения, с нашей ценностной категории, то мы увидели традиционное русское понимание идеального политического устройства. Это выражалось всего лишь одним словом – «тишина». Это идет от апостола Павла из первого послания Тимофею. Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. С IV века эти слова включены в Литургическое молитвословие. Это сугубая ектения во время совершения Евхаристии. Еще в XIX веке св. Филарет Дроздов комментировал эти слова: «Словом Божиим поставлена во всегда желаемый образец земного человеческого благополучия тихая и безмятежная жизнь». Это наши дети сформулировали тот же идеал тихой и безмятежной жизни! Это был идеал для наших предков. Знаете, за что ценились настоящие правители? За то, что устанавливали тихую жизнь.

В.Саулкин: Калита Иван Данилович. "Сорок лет бысть тишина..." Лучшая похвала…

С.Перевезенцев: После кончины Дмитрия Ивановича Донского было написано слово о его житии, в котором главной его заслугой было установление тишины на Русской земле. Еще в XII веке было такое анонимное слово о князьях, в котором было сказано, что настоящая заслуга русского правителя – установление тишины. А в летописях сколько раз вспоминалось – бысть тишина. Идеальный год – ничего не случилось. Когда с таким пониманием смыслов начинаешь смотреть на нашу молодежь, то при всем том сердце радуется.

В.Саулкин: Меня необыкновенно это порадовало. Ясно осознается: что бы ни делалось, какие бы технологии ментальной, информацонно-психологической войны не применяли, русская цивилизация настолько укоренена Богом на этой одной шестой части суши, что никакому врагу нас не сломать.

С.Перевезенцев: Соглашусь. С одним только поспорю. Само по себе это не происходит. За это надо бороться. Понимаем, что наша молодежь хоть краем сердца остается русской православной, даже не осознавая этого. Надо чтобы это росло, а вот здесь уже требуется труд. Все по трудам только возможно, но есть во имя чего и над чем работать. Наши враги, которые сейчас убежали, которых было много среди наших социологов, ученых, стали писать книги уже там и давали одну такую характеристику нашей молодежи. В науке это называется запрос на паттернализм, то есть на сильную власть. Наши оппоненты видели в этом ужас: ничего с этими свиньями сделать нельзя. 30 лет перевоспитываем, а никуда не деться. А также есть запрос на сильного правителя. Кто нашим детям обеспечит все, что является для них ценностью? Государство. Опять возникает образ государства, традиционный для русского образа. Коллеги наши думали, что наша молодежь пассивна – ей все нужно дать. Но первыми сделали такой вывод братья Аксаковы, то есть славянофилы, которые понимали, что есть государство и есть земля. Это было почти 200 лет назад!

В.Саулкин: Удивительно, как сохраняются русские эти ценности.. Когда патриарх благословлял В. Путина, то благословил на грозные и судьбоносные решения. Сказал, что даже если эти решения порой сопряжено с жертвами, Церковь и народ не осуждают, но понимают. Сильное государство без сильной державной воли правителя не может быть.

С.Перевезенцев: Неслучайно, начиная с Ивана III, всякий государь у нас назывался державным, а держава – не просто страна, это власть, и один из ее двух главных символов. Важный момент еще один есть - резкий скачок патриотических настроений после февраля 22 года. Казалось бы, все должно быть наоборот – 30 лет воспитывали детей в этой либеральной парадигме. Были и такие, кто плюнул на все и убежал. У меня аспирант так убежал. Но в целом – подъем желания послужить Отечеству! И вот еще одна ценность: Отечество. Важнейшая ценность, которая в себе объединяет три смысла. В русском языке отечество имеет три смысла: личный, где речь о собственности, которая перешла от отца, отчина, наследство. Второй смысл – родина, земля общая. Родина появилось в 19 веке, Пушкин родиной называл еще только то место, где родился. А Отечество – родина всех людей. Третий был смысл – Небесное отечество. А все эти смысла объединились в один благодаря государю Петру Алексеевичу.

В.Саулкин: Я не удивлен. Он был человеком глубоко верующим.

С.Перевезенцев: Именно он в официальных документах, указах, личных письмах говорил, что вы теперь служите не просто государю, как собственнику своей отчины, но и отечеству. Это один из первых текстов, где идея эта прозвучала. С тех пор идея отечества в себе соединила все эти три смысла.

В.Саулкин: Напомню нашим слушателям слова царя Петра перед Полтавской битвой – знайте, что не за Петра сражаетесь, а за отечество, Богом ему врученное.

С.Перевезенцев: Совершенно верно! В итоге в XVIII века отечество приобретает самодовлеющее значение, то самое духовно-политическое. По сути, оно становится новым смысловым объектом, во имя которого живет русский человек во все более атеизирующейся России.

В.Саулкин: В 2022 году я написал статью и провел передачу, которая назывались «Неизбежность войны Отечественной». Я понимал, что идет противостояние с западом, оно неизбежно перерастет в духовную войну, битву в темными силами за наши ценности. Что касается войны на Украине… я продолжаю считать, что мы единый народ, кроме, разве, Галичины, которая уже другой субэтнос. Но я уверен, что у нас разная генетическая память о значении государства, как духовной ценности. Любой малоросс в составе великой России ничем не отличается от великоросса. Но попытки отделиться приводят к трагическим последствиям.

С.Перевезенцев: Известно, что одними из лучших старшин были украинские, те, кто порядок в армии наводил.

В.Саулкин: Но чтобы понимать значение империи для единого народа, надо быть внутри великого государства. Святая Русь – наше единое отечество, и вот за то, чтобы спасти народ Малороссии от темной силы, и идет война. А Вам надо пробитьбить все преграды, необходимо, чтобы книга попала в школы и вузы.

С.Перевезенцев: Книга ведь продолжение учебника по основам российской государственности. Ведь было три учебника. Это курс, который ввели с 2023 года как обязательный. Были предложены три учебника, один – для гуманитарных вузов, был как раз написан этим же коллективом под моим руководством. Учебник, который, как нам говорят, один из самых популярных, стал основой для книги, о которой мы сегодня ведем речь. В учебнике те же идеи, смыслы, результаты, но в более легкой форме. Там, кстати, серьезно проработана глава о семье. Одна из лучших! Она выдержана и в научной, и в публицистической манере. Во всем мире кризис семьи – вопросы там самые насущные рассматриваются. О, что в советское время пытались что-то слепить, но идея устроения коммунистического человека помешала. В 90-е семью добили, как вдруг выяснилось - а куда же мы без нее? Без традиционной религиозной многодетной семьи?

В.Саулкин: Наш президент недавно как раз говорил о том, что такие семьи – будущее России.

С.Перевезенцев: Его просто иначе не будет!

В.Саулкин: Это важная битва за русскую историю! Главное переломить зависимость нашей гуманитарной школы от западных схем, влияния, которое совершенно не подходит нам, не вписывается в традиционные ценности русской цивилизации. Россия в шляпу не вмещается, как говорил известный герой Булгакова.

С.Перевезенцев: Десять лет назад я своим коллегам на съезде Российского общества политологов предложил составлять новый политологический русский словарь, чтобы в нем были представлены наши трактовки и смыслы. Он не получился таким, каким мог бы, но все же он подготовлен. Это заявка на новую терминологию, понимание, на то, что наша общественная наука и ученые готовы к этому повороту.

В.Саулкин: Война, сколько бы ни длилась, закончится нашей победой. А русские смыслы мы будем выстраивать. Жить по-русски на русской земле. Православная вера – основа жизни русской цивилизации!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 15 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+