Перейти к основному содержанию

19:20 06.05.2021

Мы – это не пять бабуль

23.04.2021 16:13:48

            Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его (Пс.126:1)

В самый канун Пасхи-1991, то есть 30 лет назад, начала свое вещание радиостанция «Радонеж». Все начиналось бурно и запоминаемо. Но лучше всего сказал об этом наверное публицист, историк Церкви Владимир Махнач, (+5.05. 2009): «Радонеж появился благодаря разгулу демократии. Всем дозволено было создавать различные ассоциации и объединения. И власть решила: пусть и этим пятерым бабулям будет тоже дозволено объединиться. Но выяснилось, что мы – не пять бабуль. Трудно переоценит роль радиостанции «Радонеж». Ничего подобного по масштабу православного влияния на аудиторию в России до сих пор не существует». Вот эта последняя фраза определяет и сегодня суть того, что называется «Радонеж».
***
Круглые даты подвигают к воспоминаниям и размышлениям.  Ну действительно, разве не удивительно, что движение, начатое неофитами, людьми нецерковными, но отчего-то томимыми духовной жаждой, в течение этих 30 лет не только не затерялось среди подобных начинаний, не обросло плевелами, а только возрастало. Сегодня «Радонеж» - это по большому счету – миссия, религиозного объединение Русской Православной Церкви, имеющее разветвленную структуру. Это не только р/с, это Общество «Радонеж», братство «Радонеж», газета, ТВ, три православные гимназии, паломническая служба (со своими юридическими лицами и расчетными счетами, отделениями и филиалами), кинофестиваль «Радонеж»… Если говорить о сколько-нибудь значимых духовных явлениях этого времени, и здесь – «Радонеж». Кто предложил возродить традицию выпускать голубей на Благовещение? Кто инициатор восстановления в Новодевичьем монастыре Креста на могиле Сергея Михайловича Соловьева? А восстановленный в Кремле Крест на месте убиения В. К. Сергея Александровича? А перенесение мощей В.К. в Новоспасский монастырь, в усыпальницу Дома Романовых в 1995 г.? Кто открыл для всей страны наших лучших проповедников, по праву гордившихся своим большим «радиоприходом»? Это и о. Димитрий Смирнов, и о. Артемий Владимиров, о. Олег Стеняев, о. Александр Шаргунов… Это архимандрит (в ту пору) Тихон Шевкунов со своими первыми главами «Несвятых Святых»…
В чем причина успеха? Конечно, к успеху как таковому никто не стремился. И все же… Как считает Виктор Саулкин, один из тех, кто стоял у истоков «Радонежа», многие предприятия  этого движения связаны с неуемной энергией и безудержной фантазией Е. К. Никифорова: «Как ему удалось нас всех втянуть в это, казалось бы, безнадежное дело, никто до сих пор не понимает… Все мы были конечно образованными людьми, но никто из нас не имел никакого отношения к радиовещанию…». В 1995 г. история повторилась: нужна газета. Но кто же будет ее делать? – Да мы же и будем делать. И газета «Радонеж» существует!»
Чудо, конечно чудо… Но одновременно – рукотворность, чувство времени, интуиция. Сам Евгений Константинович говорит, что для него главным в этот период (да и поныне) было - настроить духовный камертон, найти нужную интонацию для разговора со слушателем. Первый раз камертон дал верную интонацию во второй половине 80-х годов. «Радонеж», сработав «под пять бабуль», зарегистрировался как «духовно-просветительский кооператив» (анекдотическое словосочетание, смех!). Но тем самым приобрел статус юридического лица, смог снять ДК «Меридиан», и в полуторатысячном зале проводить вечера христианской тематики, на которые сбегалась вся Москва. Люди на ступеньках сидели! И стало понятно: нужна большая аудитория… А это могла быть только радиостанция…
Радио «Радонеж» - и информационно, просветительски и духовно – возрастало вместе со слушателем и читателем. Разумеется, не утрачивая принципиальность позиции. В начале 90-х, когда слово «патриот» в большинстве СМИ звучало как ругательное, «Радонеж» не побоялся выступить в защиту оснований нашей государственности. Появились передачи, посвященные Царской семье. А какой успех имела выставка «Царский архив», прошедшая в Москве и в Питере?
К «секретам успеха»  я бы отнесла еще два момента. Это умение Е. К. Никифорова находить ярких талантливых людей и предоставление им – свободы творчества. Не начальственное замыканий всех начинаний на себя, а искреннее восхищение проявлениями талантов. Именно поэтому первый главный редактор радио Алексей Рогожин мог с благодарностью сказать: «Радонеж» - это моя жизнь», а о. Олег Стеняев проникся «важностью служения (!) радио «Радонеж»! Сам же Никифоров считает, что ему «выпало счастье общаться с цветом нашего общества». На мой взгляд, выглядит все это немного иначе: Божией милостью он создал пространство, некий ДОМ, где комфортно и свободно существуют, трудятся, часто во славу Божью, им же найденные талантливые люди, этот самый «цвет». Взять хотя бы директора православной гимназии Михаила Тишкова, оставившего свой процветающий бизнес ради столь проблемного и далеко не денежного предприятия! Ради служения!  «Радонеж» - это именно такие люди. 
«Мы не стремимся наращивать популярность любой ценой, - говорит нынешний главный редактор радио «Радонеж»  Николай Бульчук, - мы ориентируемся на мыслящую часть аудитории».
Кинофестиваль 
«Радонеж»
Чуть подробнее – о такой ипостаси «Радонежа» как кинофестиваль, который начинался также не профессионально и «на коленке», как радио, как газета. Но здесь процесс его становления, признания, «выхода в люди», эволюции происходил  м. б. несколько иначе. 
Изначально кинофестиваль «Радонеж» заявил себя как форум документального кино, где главным критерием отбора  лент  является нравственность. Вторым критерием является профессионализм.  Православная тематика может вплетаться естественным фоном, может оставаться за кадром… К этому времени и залы Дома кино на Васильевской, 13 были уже переполнены, и в жюри были профессионалы… Однако профессиональное документальное кино продолжало относиться к «Радонежу» как к младшему брату: доброжелательно, но снисходительно.
И вот осень 2009-го, 14-й кинофестиваль: рубеж, взрыв, признание, ряд телеканалов первыми приобретают конкурсные фильмы. Это был тот год, когда к/ф «Радонеж» необычно  расширил свое кинопространство, включил в себя уже  неконкурсный показ художественных кинолент и то, что называется фильмами «нано-формата» – 30-и секундные ролики социальной рекламы. В частности – антиалкогольные ролики архимандрита Тихона Шевкунова, получившие признание ВОЗ и переведенные ныне на шесть языков. 
На другом полюсе – внеконкурсные художественные киноленты,  достойные быть представленными очень непростой православной аудитории. В прошлом 2008 г. году «рекомендован» был только один фильм – «Остров» П. Лунгина. В нынешнем году «Радонеж рекомендовал» уже три фильма: «Чудо» А. Прошкина, «Скоро весна» Веры Сторожевой, и «Поп» В. Хотиненко. И все три – один другого лучше. 
Стоя на сцене в день торжественного закрытия  к/ф, недоуменно глядя на людей, сидящих на ступеньках, Владимир Хотиненко воскликнул: «На моей памяти такого аншлага Дом кино еще не видел!»
Напомним, что 2009-й год  - это год 80-летия Патриарха Алексия Второго, до которого он немного не дожил. Сразу по кончине Святейшего  вышли фильмы о Патриархе Алексии, которые готовились к его 80-летию. Искренние, трогательные фильмы о Первосвятителе, которого все мы по-настоящему увидели и открыли для себя только после его кончины. 
***
Конечно, признание к/ф «Радонеж» профессионалами документального кино было приятным, даже необходимым, но недостаточным. Наш к/фестиваль развивается все-таки по своей логике.  
В преддверии юбилея, 30-летия «Радонежа» произошел некоторый скачок в развитии тематики и содержания фильмов,  что по достоинству может оценить именно религиозный, православный человек,
Последний кинофорум, состоявшийся осенью «ковидного» 2020-го года, показал нам попытку развития нашего кино  от нравственного к духовному. Это уже что-то на уровне дерзновения. Речь идет о фильме «Иерусалим, ищу Иерусалим» протоиерея Сергия Баранова. Этим фильмом о. Сергий (он – главное действующее лицо) знакомит нас с собственным духовным опытом: в Иерусалиме историческом он стремится найти собственный Иерусалим, Иерусалим духовный. Погрузиться в него. Во-первых, через  сопереживание словам и действу литургии. Понуждая свою и нашу косную природу следовать стопами Христа… Понять, оценить и принять Его жертву… Затем он «примеряет» на себя грехи Давида (50-й псалом), ап. Петра, Иуды...  Соответственно приглашает и нас поучаствовать в проверке  своих глубин... Все это – на фоне созерцательно проникновенной неспешности. И, кому дано, тот проживет эти мгновения истинной жизни… Такие фильмы у нас редки, поскольку их авторы  пытаются средствами кино говорить о собственной  духовной практике. Поймут ли, оценят ли приглашение не просто погулять с гидом по Иерусалиму, но попробовать найти что-то более существенное, что «внутрь нас есть»?

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+