Перейти к основному содержанию

23:08 27.01.2021

Кинофестиваль «Радонеж» online

23.11.2020 11:52:55

Жизнь продолжается

Конечно, главная тема переживаемого нами времени, это пандемия, накрывшая собою все сферы жизни, «откорректировавшая» наши привычки и предпочтения, нарушившая уклад жизни… Не стал исключением и к/ф «Радонеж», привычно устраивающий по осени праздник «нашего кино». Нет, фильмов на конкурс пришло не меньше, если не больше, чем в прошлые годы, и они не менее интересны. Ностальгическая грусть возникает при мысли, что в день открытия и закрытия Фестиваля мы уже не увидим переполненного Большого зала Дома кино с его неповторимым напряжением ожидания: какой же фильм окажется «лучшим»? Какой необычный фильм мы посмотрим сегодня как «внеконкурсный?

Но не будем отчаиваться, сегодня возможностей посмотреть фестивальные фильмы, в том числе и в домашних условиях, через интернет, гораздо больше… А потому – к делу. В преддверии к/ф хочется познакомить наших читателей с некоторыми фильмами, присланными на конкурс. Во-первых, это военные фильмы, что не удивительно в год 75-летия победы в ВОВ. Второй год уже в адрес к/ф приходят военные фильмы, что вызывает у части нашей аудитории некоторый «эффект усталости». Ну стоит ли показывать эти ужасы, не пощадить ли тонкую нервную организацию современника? Мы итак знаем, что самый большой нацистский концлагерь был построен в польском г. Освенцим (Аушвиц). Знаем о количестве жертв и методах уничтожения людей… Нет, фильмы эти смотреть надо не только потому, что охотников пересмотреть историю становится все больше. Но и потому, что наша леность к восприятию «неприятного» рождает очень опасный инфантелизм. И об этом свидетельствует еще один фильм, присланный на фестиваль. Так фильм Ивана Качалина «27 секунд памяти» дает нам любопытную статистику: треть населения России ничего не знают о трагедии на Дубровке, когда во время показа мюзикла «Норд-Ост» в октябре 2002 г. от терракта погибло более 130 человек. М.б. это происходит потому, что даже в День памяти новостные репортажи, приуроченные к этой теме, не превышают 27 секунд? А ведь в России после «Дубровки» произошло еще более 100 террактов… Не потому ли, что «всего 27 секунд», не потому ли, что не напоминали? А потому посмотрим очень честный, очень сильный украинский фильм Аушвиц. Инструкция по неприменению. Реж. А. Ракоед, автор идеи Ян Иванишин. Дадим себе труд «не забыть».

Совсем «не страшный» или: совсем иначе «страшный» военный фильм Архитектура блокады. Автор идеи Виктор Наумов. В фильме мы видим не столько бомбежки и голодный быт блокадного Ленинграда, сколько особенное творчество специалистов (архитекторов) по спасению шедевров Северной Пальмиры. Способы маскировки города, предложенные зодчими, спасли для нас и Эрмитаж, и Исаакий, и Казанский собор и Медного всадника и многое другое. Разумеется, только любовь к своему городу, ответственность перед потомками дала им силы для творчества такого рода.

Из фильмов о войне, разумеется, следует посмотреть ленту нашего мэтра документалистики Валерия Тимощенко «Битва за Крым». Это не только высокопрофессиональная и заряжено-патриотичная работа… У меня после просмотра этого фильма возникла мысль: если бы наши «западные партнеры» видели эти фильмы и знали бы, сколько русской крови пролито за Крым, у них, как и у нас, просто не возникло бы вопроса: «Чей Крым?»

Особенно следует отметить фильм «Вечная Отечественная». Автор сценария Захар Прилепин. Идея: Егора Арефьева, режиссер-постановщик Андрей Осипов. Речь в нем идет о Гитлере и «его скромных друзьях», то есть о предистории прихода Гитлера к власти и роли западных демократий в усилении Гитлера. Не умаляя роли со-создателей фильма хочется сказать о качестве сценария, качестве текста З. Прилепина. Кратко, точно, документально выверено и просто талантливо изложено. Если кому-то понадобится материал на тему «Кто виноват в развязывании Второй мировой войны», что сейчас муссируется на всех каналах, см. текст Захара Прилепина. На сегодня это лучшее

***

К другим фильмам.

Два нижеследующих фильма «Сокровища Пскова. Фрески Мелетово» Марины Михайловой и «Иерусалим, ищу Иерусалим» протоиерея Сергия Баранова дают соприкоснуться с вещами, предельно высокими, с поисками духовного. Это не история монастыря и даже не жития святых. Что касается первого фильма, без «толмача», то есть без пояснений реставратора, нам этих сокровищ и не понять, и не оценить. Итак, 15-й век, Псков сотрясают ереси. Иконописцы дерзают быть летописцами. Одной иконой – в жертвеннике стоит на коленях Петр Александрийский, который в это время из-за богословских полемик томился в тюрьме – давали характеристику эпохи! Непостижимый и недостижимый в наше время уровень иконописи и служения самого иконописца! Фильм надо смотреть отрешивших от суеты и не единожды. Тогда может быть и мы сподобимся стать обладателями «псковских сокровищ».

Фильм «Иерусалим, ищу Иерусалим» протоиерея Сергия Баранова. Этим фильмом о. Сергий (он – главное действующее лицо) знакомит нас с собственным духовным опытом: в Иерусалиме историческом он стремится найти собственный Иерусалим, Иерусалим духовный. Погрузиться в него. Во-первых, через сопереживание словам и действу литургии. Понуждая свою и нашу косную природу следовать стопами Христа… Понять, оценить и принять Его жертву… Затем он «примеряет» на себя грехи Давида (50-й псалом), ап. Петра, Иуды... Соответственно приглашает и нас поучаствовать в проверке своих глубин... Все это – на фоне созерцательно проникновенной неспешности. И, кому дано, тот проживет эти мгновения истинной жизни… Такие фильмы у нас редки, поскольку их авторы имеют дерзновение поведать о собственной духовной практике. Поймут ли, оценят ли приглашение не просто погулять с гидом по Иерусалиму, но попробовать найти что-то более существенное, что «внутрь нас есть»?

***

Бывает, что одно движение, один поступок говорит о человеке больше, чем долгие рассказы о нем. То же касается и веры… В короткометражном фильме Дарьи Биневской «Меня зовут Петя» нам представлена история поступка современной женщины, матери двоих дочерей -2-х и 8-и лет. Мы не знаем, верующая ли она, ходит ли в церковь. Но вот у нас на глазах она совершает ПОСТУПОК и поднимается на недостижимую многими духовную высоту. В основе фильма – реальная история.

В больничном боксе мы видим современную молодую женщину с двумя девочками. У детей случилось отравление. Им предстоит быть здесь на карантине две недели. Вечером у них гаснет и гаснет свет. Зайдя в соседний бокс, женщина обнаруживает там мальчика. Он стоит на подоконнике на коленях и рисует на стекле.

- Мальчик, это ты гасишь свет? Не делай этого больше!

Ребенок молча оборачивается. Больной ребенок… Вошедшая сестра:

- Что вы делаете?!

- Простите, простите… Но он что же, здесь один?

Ночью женщина не может уснуть. Собирает краски и фломастеры старшей дочери и идет к мальчику.

- Как тебя зовут? – молчание.

Всю ночь они вместе рисуют. Оба стекла в цветах. Мальчик в восторге прыгает ей на руки и обнимает ее. Женщина просыпается. М. б. это сон? Идет в соседнюю палату. Стекла все расписаны. А где же мальчик?

- Детдомовский он, забрали сейчас.

Внизу расписанного стекла черным фломастером, наверное для нее, было написано: меня зовут Петя.

PS. знакомая нам женщина ведет машину. На заднем сидении трое ее детей, две девочки и Петя. Он ест какое-то пирожное и, счастливый, любуется летними видами из окна.

***

Тематика фильмов, их диапазон, столь обширны, что сказать обо всем – просто невозможно. Будем надеяться, что наших зрителей привлекут сами названия, и тем самым они восполнят то, что мы не успели, не смогли сказать. Итак, следующая «вечная» тема. Экранизация не то мечты, не то сна Ф. М. Достоевского…

Фильм Дениса Казанцева «Мальчик Христов»

Сразу и не понять, о чем речь. Ходит по заснеженному большому городу 8-9-летний молчаливый мальчик. И появляется он именно там, где что-то «не то», где какая-то проблема. И самый вид его заставляет людей задуматься. У метро он пытается просить милостыню, но благополучные горожане не подают. Он спускается в переход и садится на пол напротив бомжа. Тот хочет проглотить кусок пирожка, но не может, делится с мальчиком, пытливо всматриваясь в него. Следующий встречный жалуется ему на свой «крест». Он ходит весь день до самого вечера в преддверии Рождества Христова и по освещенным праздничным площадям и по задворкам окраин… Всем и каждому встреча с ним запоминается, что-то будит в нем. И никак не понять, не вспомнить – что же именно?..

В ночь мальчик засыпает в каком-то недостроенном доме и видит сон. Солнечным днем он, во всем белом, просыпается в поле, среди колосьев ржи. Руку ему протягивает улыбающийся Отец, тоже во всем белом. Мальчик поднимается и, радостный, идет за ни по полю…

«…я сам знаю наверное, что я сочинил, - пишет Достоевский, - но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз».

***

Еще одна тема, без которой не обходится пожалуй ни один к/ф Радонеж. Это тема Новомучеников и Царская тема, тема Царской жертвы. Значит, их кровь все еще вопиет к небу.       

Фильм «Бутовский реквием», реж. Е. Кричко, рассказывает об одноименной поэме, которую пишет монахиня Амвросия Хромова. Мы соприкасаемся с тем редким случаем, когда и тема, и содержание, и сами слова и рифмы – будто продиктованы автору Свыше. Это угадывается сразу: не писать, не жить этой темой она просто не может. Работа еще не закончена. Но ждет нас – некое Откровение. Не меньше. Запомним: «Бутовский реквием».

Царская тема в этом году представлена тремя фильмами. «Беседа» иеромонаха       Силуана Конева. Речь идет об известном посещении в тюрьме В.К. Елисаветой убийцы ее мужа террориста Каляева. В сонном видении он послал ее простить убийцу. Сколько уже было экранизаций этой встречи! Но что-то все-таки недосказано или не понято. Тверд человек в грехе, не может принять прощения…

Второй фильм «Миротворец Александр Третий». О «классическом» монархе, «Царе-батюшке» в народном представлении рассказывает нынешний хранитель Дома Романовых -Павел Куликовский. Сам он – удивительное дело – и лицом и крепкой фигурой является будто копией своего предка. История царствования этого монарха обросла хотя и забавными, но восторженными легендами. «Дабы не порвалась связь времен», - так мотивируют создание этого фильма авторы.

Третий фильм – Пустые страницы - жанрово самый неопределенный Отчасти художественный, когда актеры пытаются изобразить или скопировать членов последней Царской Семьи. Большей частью – неудачно. Дух не тот… Но фильм собрал, наверное, максимальное число видеодокументов последних лет Их жизни. Эти съемки можно не комментировать. Каждый поворот головы, каждая улыбка -сокровенны. Ибо мы знаем: еще немного, совсем немного… и эти красивые, чистые лица поглотит мрак последней ночи в Ипатьевском доме. Снились ли этим чистым девам сны о будущем? Наверное снились, ибо еще при жизни они просили Бога послать им «терпенья - ближнего прощать».

***

Под одну кальку.

В адрес к/ф «Радонеж» поступил один прелюбопытный фильм, невольно вызывающий ассоциации с современными событиями в Белоруссии. Просто – под одну кальку. Какой-то изначально провокационный, надуманный. Называется он «ЖАНИН» Идея его создания принадлежит чрезвычайному и полномочному послу Франции в Белоруссии Дидье Канессу. Автор и исполнитель - Владимир Бокун. Тема – сталинская репатриация из Франции. Установка такова: любой человек, попавший в просвещенную Францию, и помыслить не может, чтобы там не остаться.

В декабре 1944 г. в Советском Союзе было создано управление по репатриации граждан СССР из Германии и оккупированных ею стран. В освобожденной Франции стали организовывать сборные лагеря. Предстояло вернуть на родину десятки тысяч граждан. В число репатриантов попали жители Западной Белоруссии и Украины, которые уехали во Францию еще до войны. На родине им обещали хорошую работу, жилье и бесплатное образование. Если же не понравится, могут вернуться. Но французские паспорта тут же отобрали, путь назад был отрезан. Вернулась в Белоруссию и семья Крынцевич с 16-летней дочерью ЖАНИН, которая закончила школу во Франции. и говорила только по-французски.

Сейчас ЖАНИН уже 91 год, живет она в деревне Коди Гродненской обл. Живет в небольшом доме с двумя собаками. Ее регулярно навещает сын и помогает ей всем необходимым. Несмотря на свою согбенность, она трезво и разумно рассуждает. В Гродно посещает католический храм.

Дидье Канесс, чрезвычайный и полномочный посол Франции в Белоруссии, дважды приезжает к старой женщине, которая даже вспоминает свой французский. Спрашивает, как встретила ее родина?

- Я не буду обижаться, после войны вся страна была разрушена, немец ведь все сжигал… полностью…

Не совсем то, чего от нее ожидали, не совсем… Но вот посол встречается с семьей другого репатрианта, Степана Батуры, покинувшего Францию в 20 лет. «Но ведь вы же могли остаться!? - удивляется он. Не менее удивленно немолодой уже Степан говорит: «Но я хотел уехать на родину… И потом, работал я переводчиком, хорошо зарабатывал».

Опрашивают еще одну семью, но и там слышит явное «не то»: «Как это мы бы не поехали? Отец говорил, что выпорет каждого, кто об этом подумает!»

Ну никак это не тянуло на «трагедию репатриантов». Тогда посол выкладывает наконец козырную карту.

Однажды в посольство пришло письмо из больницы Витебска. От репатрианта Ивана Павловича. Он писал, что родился во Франции, в 1947 г. вернулся с родителями в Беларусь. Раньше не осмеливался обратиться в посольство, а теперь, когда он практически при смерти… решился написать, чтобы ему прислали французский флаг, чтобы накрыть им гроб во время похорон. К счастью, операция прошла удачно, - заключил посол. То есть – флаг не понадобился. Посол навестил его семью и вручил им французские паспорта.

Но символом «трагедии сталинской репатриации» избирается именно 90-летняя, никем не оставленная, ни на что не жалующаяся, все еще бодрая ЖАНИН. Наверное своей согбенностью от возраста она больше отвечала роли трагедийного персонажа. Посольство устраивает ей поездку во Францию, в город ее детства. Она не возражает. На микроавтобусе ее сопровождает несколько человек. Потратилось посольство, но м. б. Евросоюз помог? Вот г. Лален, куда приезжали гастарбайтеры из Польши. Находят дом, где жила семья ЖАНИН. Однотипные кирпичные двухэтажные дома, сохранившиеся с тех пор в прежнем виде. Сколько комнат они занимали – не говорят, но входов в дом – несколько. Будто и не было здесь ни войны, ни немецких бомбежек. В костеле ее встречает улыбающийся и радушный ксендз. Говорит, что «читал ее историю». На католическом богослужении она в слезах. Ее привозят в школу, где она училась. Дарят ей фото школы в рамочке.

Потом ее приветствует сам мэр города, который говорит, что она стала звездой: интервью с ней занимает самое большое место в крупнейшей газете севера Франции. Вручает ей медаль «ее родной коммуны».

Старая женщина, конечно ,очень довольна этим путешествием. По приезде домой ее встречает любимая собака Обама (!). Хозяйка ласкает, успокаивает ее: «Ну что ты, что ты! Я же тебе говорила – скоро вернусь!». А мы, равно как и сама ЖАНИН, все не можем взять в толк, в чем же ее «трагедия»…

Примерно то же впечатление от уличных протестов в Белоруссии. Под одну кальку.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+