04.06.2024 15:30:13
Владимир Михайлович Голубев
![](https://radonezh.ru/sites/default/files/golubev.jpg)
Корр.: Посмотрел ваши последние книги и хочется узнать, почему вы увлеклись литературной сказкой, да еще с элементами народного фольклора?
В.М.Голубев: В 1980 году, в родном Серпухове, я зашел в книжный магазин, и так как ничего не нашел почитать, долго рылся на полках и в мои руки попала тоненька книга Л. Брауде «Скандинавская литературная сказка», с тех пор я вышел на волшебную стёжку сказковедения, в которое погружался всё больше и больше с каждым десятилетием. Так, в начале 90-х начал сам писать разные небылицы, и уже в нулевые годы, они оперились и собрались в книги. По образованию я историк и юрист, оттого, видимо, у меня присутствует стремление докопаться до истины. Как никак, я почти десять лет проработал следователем… Вот мои искания в области волшебных сказок, постепенно привели, точнее вернули меня к народному фольклору, и не только русскому. Несколько лет назад вышла книга «Ледяные саночки», с моими оригинальными сказками по мотивам эскимосского, саамского и ненецкого фольклора. Ну, а рискнуть и создать волшебные истории, на основе русского народного творчества, как говорится, сам Бог велел.
Корр.: Современная литературная сказка, какая она на ваш взгляд, куда движется и что ее ждет?
В.М.Голубев: В недавно вышедшей книге «Загадки литературной сказки», я предположил, что песенка этого жанра далеко не спета, но определенный кризис всё же на лицо. Как никак поджимает фэнтези, обложив сказочников со всех сторон и выдавливая из подростковой литературы, в совсем детскую, для младших школьных возрастов и дошкольников. Где новые «Три толстяка», что вернут у читателей интерес с сказочным повестям? Они есть, я уверен, но наш читатель настроен за последние двадцать-тридцать лет, на развлекательную литературу, на загадочные и головокружительные сюжеты, в основном переводные, да, впрочем, и наши авторы руку набили. Оттого современному автору, чтобы быть напечатанному приходится идти на поводу у таких вкусов. Особенно тяжело обстоят дела у авторской сказки, созданной по мотивам или с элементами народного фольклора, поколение нынешних родителей в своей массе сторонится таких историй, а зря. Возвращение к традиционным ценностям, к нашим истокам, вопрос выживания наших народов, он должен волновать общество.
Корр.: Авторы-классики сказочного жанра, в чести ли они у нынешнего читателя?
В.М.Голубев: Я много встречаюсь со школьниками и студентами, и сам еще недавно преподавал, и могу сказать, что в лучшем случае знакомство заканчивается в рамках школьной программы. Как лауреат Бажовской премии, с горечью отмечу, что такие титаны сказочной литературы как Павел Петрович, Степан Писахов, Борис Шергин, или столпы сказовой прозы, еще каких-то 50-70 лет назад столь популярные - Е, Пермяк или М. Кочнев, почти незнакомы массовому читателю. Нельзя сказать, что ничего не делается для пропаганды их творчества. Писахову открыт музей в Архангельске, поставлены памятники, даже его героям. Выходит в Москве, многотомное собрание сочинений Шергина, но благостную картину портят маленькие тиражи и высокие цены на книги, мало кому доступные. Думаю, еще лет 20-30, напечатанные в советское время и в перестройку многочисленные тома сказок просто физически исчезнут, и народ останется без доступной книги. Необходима государственная программа по пропаганде чтения, с доступной и хорошо оформленной книгой. Усилий энтузиастов, конечно, недостаточно.
Корр.: Кроме сказок, продолжается ли ваш цикл романов об обороне Москвы, в 1941 году?
В.М.Голубев: Да, мною написан роман, о горьких событиях осени 1941 – зимы 1942 годов, об оккупации районов тогдашней Московской области, ныне Калужской. Он готовится к изданию, радует, что сейчас возрос интерес к так, называемой, «лейтенантской прозе», честному рассказу о войне. И это вполне объяснимо, люди хотят читать не развлекаловку, а серьезную прозу, ибо время на дворе стоит нешуточное, и всем нам надо подумать, как жить дальше, пока не поздно. Надеюсь, что мой читатель ждет меня.
Добавить комментарий