Перейти к основному содержанию

12:38 28.03.2024

Монашество в истории русской словесности

15.11.2013 07:34:15

Безбрачие во все времена предоставляло больше возможностей для творческой реализации человека, чем жизнь семейная. Еще Сократ высказывал мысль, впоследствии красиво сформулированную на латыни: Aut liberi, aut libri ("или дети, или книги")[1].

В 2002 году даже появился рекламный лозунг для холостяков - Celiberté, то есть совмещение двух понятий: celibat (безбрачие) и liberté (свобода)[2].

В свое время от европейских университетских профессоров требовалось жить в безбрачии. В частности, это касалось факультетов искусств, права, медицины и теологии. Да и разве могло быть иначе, если учение воспринималось как духовное обручение со знанием, с книгами?[3]

"Лучшие творения произведены холостяками или бездетными людьми, ибо они сочетались браком со всей своей нацией и всю ее оплодотворили мыслью и чувством", - сказал Фрэнсис Бэкон, повторяя идею, многократно звучавшую у Платона, Цицерона и других античных авторов[4].

Роль монастырей в распространении книжного знания, в развитии просвещения, в формировании науки, - известна, но говорят об этом в отношении главным образом Западной Европы. А как обстоит дело у нас, какую роль сыграло монашество в русской словесности? Я сделаю небольшой, далеко не полный обзор, остановившись лишь на некоторых фигурах.

 

Одно из самых ранних литературных произведений Древней Руси - "Слово о законе и благодати" (1037-1050 гг.) митрополита Илариона. Как известно, он был первым русским, негреческим митрополитом, поставленным на киевскую кафедру. "Слово о законе и благодати" - это выдающееся произведение отечественной словесности, без которого не обходится ни один курс истории русской литературы. Как считает Д. С. Лихачев, "Слово" было произнесено митрополитом Иларионом перед князем Ярославом Мудрым и его окружением на хорах киевского Софийского собора[5].

"Слово", не говоря уже о его литературных достоинствах, дает впечатляющую картину мировой истории в свете Промысла Божьего и показывает миссию Киевской Руси и Русской Церкви.

Иларион, "муж благ, книжен и постник", как сообщает о нем "Повесть временных лет", удалялся для молитвы в пещерку берега Днепра, на которой вырос знаменитый Печерский монастырь[6]. Считается, что он и похоронен в Киевских пещерах.

"Повесть временных лет" - один из первых исторических и литературных памятников на Руси. Она предлагает целую историософскую концепцию, начиная рассказ от Адама и рассматривая последовательно историю библейскую, византийскую, славянскую. Речь идет о возникновении славянских племен, о проповеди апостола Андрея Первозванного, об основании Киева: "И створиша град во имя брата своего старейшаго, и нарекоша имя ему Киев"[7]. Автор "Повести временных лет" - монах Киево-Печерской лавры, преподобный Нестор Летописец.

Одно из первых художественных (в современном смысле слова) произведений на Руси - "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Оно было написано в XVI веке. Изначально оно создавалось для корпуса "Великих Четьих Миней" Московского митрополита Макария, но из-за ряда жанровых особенностей и наличия некоторых полуфольклорных мотивов не было включено в этот агиографический свод. Автора обычно именуют Ермолаем-Еразмом - это традиция идет от советской эпохи. На самом деле это был священник приходской церкви в Пскове по имени Ермолай, потом его назначили настоятелем одного из кремлевских соборов, затем  он принял монашество и стал иеромонахом Еразмом. (В некоторых своих произведениях он подписывается так: "Ермолай, во иноцех Еразм".). В наши дни "Повесть о Петре и Февронии" иеромонаха Еразма получила как бы вторую жизнь, она активно издается, пользуется огромной популярностью.

Первая грамматика славянского языка (1618 г.) написана иеромонахом, впоследствии архиепископом, Мелетием (Смотрицким) - это первая учебная книга, по ней учился и Ломоносов. В своей "Грамматике" Мелетий впервые зафиксировал и описал систему падежей, свойственную славянским языкам, установил два глагольных спряжения и сделал целый ряд других лингвистических открытий, определивших развитие славянской филологии на несколько столетий.

Автор первого в России сборника стихотворений и по сути первый поэт - иеромонах Симеон Полоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович; 1629-1680). Он был образованнейшим человеком своего времени, окончил Киево-Могилянскую академию - один из центров гуманитарного образования на Руси, был наставником царских детей.

Как говорит один из исследователей его творчества, Симеон Полоцкий "положил основание в русской литературе той отрасли художественного творчества, которая до него была почти совсем не разработана - поэзии и драматургии"[8]. Симеон был основоположником силлабического стихосложения в русской поэзии: поэтическая речь организуется чередованием равносложных строк. Но все его творчество было направлено на разъяснение христианских истин в доступной форме, на подлинное просвещение, в евангельском смысле. Конечно, порой для современного уха это звучит наивно:

 

Блаженна страна и град той блаженный,

В них же начальник благий поставленный...

 

Симеон также изложил Псалтирь рифмованными славянскими виршами[9]. Этот поэтический перевод Псалтири был издан в 1680 году отдельной книгой.

Тот же иеромонах Симеон Полоцкий - один из основоположников редактирования в современном понимании[10]. Активно занимался он и педагогической деятельностью. В 1679 году в Москве был издан "Букварь языка славенска", составленный Симеоном Полоцким для малолетнего Петра[11]. Cимеон придавал большое значение именно печатному слову и активно участвовал в книгоиздательской деятельности, в частности в работе Верхней типографии. Он даже сочинил панегирик печатному станку:

 

... Россия славу расширяет

Не мечем токмо,

но и скоротечным

Типом, чрез книгисущим многовечным...[12]

 

Прославились также и ученики иеромонаха Симеона Полоцкого, в частности монах Сильвестр (в миру Семен Агафоникович Медведев; 1641-1691). После смерти Симеона он на некоторое время занял его место придворного поэта, почему впоследствии, после свержения царевны Софьи, и был казнен, а его поэтические произведения - уничтожены. Большинство ученых также приписывают именно Сильвестру один из первых библиографических трудов в России - "Оглавление книг, кто их сложил"[13].

Другой ученик Симеона Полоцкого, иеромонах Карион  Истомин (его отца звали Истома Заболонский[14]), занимался книгоизданием, был справщиком Печатного Двора. В современной издательской практике трудно подобрать аналогию его обязанностям, это что-то близкое выпускающему редактору. "Справщик - это человек, на котором лежала забота о текстологическом, литературном и, конечно же, идеологическом качестве книг, выходящих из печати"[15]. С 1698 года иеромонах Карион стал начальником Печатного Двора - по тем временам высокая государственная должность[16].

Впоследствии он был и поэтом, переводчиком (например, переводил некоторые ученые сочинения с латинского для Петра I), но особенно прославился как педагог. Его знаменитый  Букварь (1694) ныне хранится в библиотеке Российской Академии наук в Санкт-Петербурге[17]. Умер иеромонах Карион в Москве в Чудовом монастыре.

Большое значение для теории поэзии, развития редактирования и русской литературы имела деятельность другого монаха - архиепископа Феофана (Прокоповича, 1681-1736)[18]. Он преподавал курс поэзии в Киевской академии, состоял в ней профессором, а затем ректором. Феофан Прокопович писал стихи на русском, латинском и польском языках, создал трагикомедию "Владимир" (1705) - значительное для своего времени произведение, сюжет которого взят из русской истории, написал трактат "О поэтическом искусстве"[19].

Иеромонах Амвросий (1745-1792) опубликовал в 1787 году "Краткое руководство к Оратории российской". Именно по этой книге, по всей видимости, в начале XIX века изучали риторику в лицеях; например, по ней учился Гоголь[20].

Целая плеяда выдающихся русских писателей и мыслителей XIX века связана с Оптиной пустынью. Остановимся кратко на двух фигурах - Николае Васильевиче Гоголе и Константине Николаевиче Леонтьеве.

Гоголь хотя и не был в собственном смысле монахом, но по сути вел жизнь монашескую. Есть предание, что он просил у старца Макария благословения на поступление в монастырь, но отец Макарий указал ему на литературное служение. "Не давая монашеских обетов целомудрия, нестяжания и послушания, он воплощал их в своем образе жизни", - пишет известный гоголевед Владимир Воропаев[21]. Так, Гоголь не имел своего дома и жил у друзей, все его имущество составляли книги, потрепанная одежда и небольшие карманные деньги.

Гоголь постоянно тянулся к монашеской жизни и не раз бывал в Оптиной пустыни. По сути, свою литературную деятельность он воспринимал как послушание, данное ему Богом и духовными наставниками.

Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 года. Это был выдающийся писатель, критик, публицист, глубоко оригинальный мыслитель, со своим неповторимым стилем и острым взглядом. Его недавно изданное собрание сочинений насчитывает 12 томов[22]. Своим лучшим своим произведением Леонтьев считал роман «Одиссей Полихрониадес», из публицистичесеих работ стоит выделить труд «Византизм и славянство».

"Достоинство Леонтьева чрезмерно, удивительно. Прошел великий муж по Руси - и лег в могилу", - писал о нем Розанов. "Леонтьев стоял головой выше всех русских философов", - говорил о нем Лев Толстой[23]. Восторженно относился к его творчеству Тургенев.

Труды Леонтьева во многом опередили свое время, уже в наши дни мы начинаем понимать некоторые его прозрения, выраженные ярко, резко и темпераментно. Например, это: "О, как мы ненавидим тебя, современная Европа, за то, что ты погубила у себя самой всё великое, изящное и святое и уничтожаешь и у нас, несчастных, столько драгоценного твоим заразительным дыханием!.."[24]

Надо иметь в виду, что это написал европейски образованный человек, эстет и аристократ, много лет живший и работавший в Европе.

В 1874 году Леонтьев совершил первую поездку в Оптину пустынь, где встретился со старцем Амвросием и познакомился с о. Климентом (Зедергольмом). Позже Леонтьев написал замечательное жизнеописание отца Климента, в котором изложил свои взгляды на монашескую жизнь.

23 августа 1891 года в Предтеченском скиту Оптиной пустыни  Леонтьев принял тайный постриг с именем Климент. По совету старца Амвросия новопостриженный монах покинул Оптину и переехал в Сергиев Посад, где и похоронен, в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры.

Еще один тайный монах, выдающийся культуролог, философ и филолог, золотыми буквами вписавший свое имя в историю науки, творил в XX веке - это Алексей Федорович Лосев, монах Андроник.

Он принял тайный постриг в 1929 году от афонского архимандрита Давида[25], причем это стало известно лишь в конце 80-х, уже после смерти Лосева. Монашескую скуфью, которую всегда носил Лосев, считали академической шапочкой, чудачеством великого ученого.

Лосев принимал участие в создании более 800 произведений, более 40 из которых - монографии. Отдельного упоминания заслуживает "История античной эстетики" в 8 томах, но были и другие фундаментальные работы: жизнеописание Гомера, Платона, Аристотеля, Владимира Соловьева, исследования "Философия имени", "Диалектика мифа" и многое другое[26].

Монах Андроник (Лосев) не только пронес свою веру через гонения, травлю, лагеря, но и оставил нам многообразные плоды своего замечательного литературно-философского творчества...

Как видно даже из этого краткого обзора, монашество сыграло огромную роль в становлении и развитии русской словесности. Хорошо бы, чтобы для нас, современных монахов, это стало не просто исторической констатацией, а примером христианского служения своим ближним, примером посвящения всех своих сил, интеллектуальных и творческих, - единому Богу. "Не нам, не нам, но Имени Твоему!"

 

Иеромонах Симеон (Томачинский), канд. филол. наук

Доклад на Славянских чтениях, посвященных преподобному Нестору Летописцу, 8 ноября 2013 года в Киево-Печерской лавре

 

 


[1] Болонь Ж.-К. История безбрачия и холостяков. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - С. 43.

[2] Там же. - С. 8.

[3] Там же. - С. 150-152.

[4] Цит. по: Болонь Ж.-К. История безбрачия и холостяков. - С. 228.

[5] Литература Древней Руси: Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1990. - с. 42.

[6] Карташев А. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1. - М.: Наука, 1991. - с. 169.

[7] Литература Древней Руси: Хрестоматия. - с.10.

[8] Литература Древней Руси: Хрестоматия. - с. 523.

[9] Немировский Е. Большая книга о книге. - М.: Время, 2010. - с. 403.

[10] См. напр.: Редактирование: Общий курс - http://hi-edu.ru/e-books/RedaktirObchiyKurs/red_017.htm

[11] Букварь Симеона Полоцкого. М., 1679.

[12] Немировский Е. Большая книга о книге. - М.: Время, 2010. - с. 404.

[13] Там же. - с. 391.

[14] Там же. - с. 478.

[15] Там же. - с. 478.

[16] Литература Древней Руси: Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1990. - с. 532.

[17] Немировский Е. Большая книга о книге. - с. 480.

[18] См. напр.: Накорякова Е. Очерки по истории редактирования в России XVI-XIX вв.: Опыт и проблемы. - М.: издательство "ВК", 2004.

[19] Редактирование: Общий курс - http://hi-edu.ru/e-books/RedaktirObchiyKurs/red_017.htm

[20] Симеон (Томачинский), иером. Путеводитель к Светлому Воскресению: Гоголь и его "Выбранные места из переписки с друзьями". - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - с. 27.

[21] Воропаев В. Гоголь над страницами духовных книг. - М.: Макариевский фонд, 2002. - с. 28.

[22] Леонтьев К. Полное собрание сочинений и писем: В 12 т. - М.: "Владимир Даль", 2009.

[23] Цит. по: Леонтьев К. Моя литературная судьба. - М.: Русская книга, 2002. - с. 3.

[24] Леонтьев К. Моя литературная судьба. - с. 27.

[25] Тахо-Годи А. Лосев. - М.: Молодая гвардия, 1997. (Серия "Жизнь замечательных людей".) - с. 123.

[26] См. Тахо-Годи А. Лосев. - с. 448-449.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

17.11.2013 - 09:37 :

А я думала, что монахи молятся за весь мир в тишине монастыря. Оказывается. они тоже хотят либерте? Странно как-то было читать. Несколько несвоевременно что ли... И так много всяких разговоров про сбежавших в мир монахов. Не нужно будоражить этих людей, смущать их.

17.11.2013 - 11:32 :

Могу сказать, что мои личные способности писать развились после 45 лет, когда я перестала искать спутника жизни, мужа. Т.е. на это время я была в разводе более 10 лет и имела уже дочь 20-ти лет. Попытки создать новую семью не принесли результата. И когда я поняла, что надо смириться, жить и работать для общества и постараться понять о себе промысел Божий. Молилась, воздерживалась от соблазнительных мыслей. В детстве не могла без книжки написать сочинение, приобретя жизненны опыт и имея возможность сосредоточиться на молитвах:утренние и вечерние правила, чтении жития святых и деяний Апостолов, различных поучительных книг, специальную литературу по работе, тогда, неожиданно для себя, начала писать связные тексты по своей работе (я занималась выставками и писала об итогах), которые стали принимать в районную газету, затем писала на социальные темы и стала даже главным редактором газеты "ВЛАДИМИРКА" и сайта www.vladimirka.org, хотя пока не подала ещё документы в члены союза журналистов. Так что справедливо, когда человек живёт благочестиво, воздержанно, то Господь посылает прекрасные, не ожидаемые и не знаемые в себе человеком способности. Благодарю Господа и радиостанцию "Радонеж" за прекрасные публикации и передачи.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
5 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+