15.07.2024 15:01:37
Сергей Львович Худиев
Вышедшая на днях колонка Андрея Перлы «Детская больница в Киеве – не случайность. Пора это признать и перестать бояться» вызвала резкую критику в том числе, со стороны людей, решительно поддерживающих боевые действия. Таких, как, например, поэтесса и военкор Анна Долгарева, которая заметила, что «Андрей Перла сошел с ума»
Текст, в самом деле, обращает на себя внимание. Автор, в частности, пишет: «Попадание в детскую больницу в Киеве вызвало к жизни разговоры о гуманизме. Эти разговоры ведутся в пользу врага. Тот, кто сегодня жалеет вражеских детей, не жалеет своих... Может быть, нам уже стоит согласиться с тем, что по ту сторону Днепра нет мирного населения?»
Тут можно только заметить, что идея, что российское командование намеренно ударило по детской больнице, является очевидно ложной — а идея, что так и следует поступать, очевидно аморальной. И, несомненно, вредной.
В самом деле, публичная риторика — это определённое действие, которое имеет свои последствия. Ее можно оценивать и с прагматической точки зрения (кому это помогает?) и с принципиальной (насколько это соответствует нашим ценностям и убеждениям?)
С прагматической точки зрения демонстрация подчеркнутой отмороженности и готовности совершать какие угодно жестокости контрпродуктивна — или, вернее, очень даже продуктивна, но для стороны противника.
В самом деле, возглас «эти изверги намеренно ударили по детской больнице!» с самого начала воспринимается как часть пропаганды, а в России с ним можно и на статью нарваться. А вот возглас «Мы ударили по больнице и правильно сделали!» — воспринимается как «они сами это признают!»
Конечно, публицист, пишущий в интернете — это совсем не командование, и вообще не официальное лицо. Но аудитория пропаганды не проводит таких тщательных различий. У нее просто создается эмоциональная связка — страшный взрыв детской больнице, и колонка на российском портале «это сделали мы и сделали правильно».
То, с какой готовностью украинские ресурсы понеслись распространять этот материал, было вполне ожидаемо — с чего бы им отказываться от такого щедрого подарка? Если бы эту колонку писал сознательный агент неприятеля, он вряд ли придумал бы что-то более эффективное.
Однако видеть тут намеренную работу на другую сторону было бы умножением сущностей сверх необходимого.
Гораздо более правдоподобно то, что многие и пишут — это просто проявление эмоционального перегрева. Происходящие трагические события — это постоянная нагрузка на психику, люди изливают гнев, а не рассуждают логически.
Но взрослые, ответственные люди должны учитывать последствия своих слов — и, хотя бы, задаваться вопросом «а чем я так понравился неприятелям, что они меня усиленно тиражируют?»
Поддерживающие Зеленского СМИ любят говорить о «кремлевских нарративах», которые они рвутся «разоблачать».
Эти «нарративы» говорят о том, что, что русские и украинцы — один народ, военные действия ведутся против режима Зеленского и его западных кураторов, в заложниках у которых оказался народ Украины, Россия стремится минимизировать потери среди гражданского населения и ни в коем случае не бьет по гражданским намеренно.
Разоблачать эти «нарративы» — работа нелегкая, но тут на глаза пропагандистам Зеленского попадается такой сочный текст, и они радостно делятся ссылкой на него — смотрите, смотрите люди добрые, как «на самом деле» к вам относятся в Москве. Именно не к режиму, а к простым людям и их детям!
Конечно, авторы, демонстрирующие свою кровожадность, могут исходить не из желания помочь Зеленскому — а наоборот, показать свою суровую решимость бороться с ним до конца. Но любая серьезная борьба требует дисциплины. Существует официальная позиция — ее и стоит придерживаться.
Помимо (негативного) пропагандистского эффекта есть нечто более важное.
Каковы наши собственные ценности? Во что мы верим? Что мы считаем допустимым и недопустимым? Каким людьми мы хотим быть?
Более конкретно — чем для нас является Православная вера? Просто одной мифологией среди других других, которой просто случилось быть нашей национальной, одним из маркеров нашей национальной идентичности? Многие смотрят на нее именно так.
Или мы действительно верим в Бога, в руках которого судьбы как народов, так и отдельных людей?
Частью этой веры является то, что все люди сотворены по образу Божию, и мы не можем никого — даже тех, с кем сейчас воюет наша страна, выписывать из людей.
Мы, как христиане, знаем, что целенаправленное убийство гражданских не только противно традициям русской воинской чести, но и, что гораздо важнее, навлекает Божие осуждение.
Нельзя призывать к массовым убийствам мирных жителей и разрушению городов. Бог этого не одобрит.
Впрочем, для автора обсуждаемой колонки единственный судия, который может выносить о нас вердикты — это «Запад», и за Западом он такое право, понятно, отрицает. Что человеческие поступки совершаются перед лицом Божиим, и Бог даст им оценку — ему и в голову не приходит.
Но мы, напротив, должны об этом помнить. Благочестие на все полезно; в частности, оно помогать понять, что отсутствие нравственных принципов вовсе не делает вас сильнее. Совсем наоборот.
Комментарии
15.07.2024 - 17:27 Да, бывает такое где-то в нас:
Да, бывает такое где-то в нас. Еще со службы в армии обратил внимание, что солдаты из соседнего отделения , за такой стеклянной дверью - почти что "не люди".
Как-то после прочтения "Искры жизни" Ремарка и "Ваня + Даша = любовь" Кира Булычева задался немного разобраться, что есть фашизм и нацизм. Прочел у Юрия Кубасова труд "Нацизм и язычество" и прочие, о языческой племенной нравственности. В общем "они - не люди" - это сугубо язычество. И я там был, и во многом такой и сейчас...
От Матфея, 5:47 - И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Добавить комментарий