Перейти к основному содержанию

15:09 17.09.2021

Феномен почитания царя Ивана IV в нашей Церкви

10.09.2021 19:39:43

И. Сергеев: - Здравствуйте дорогие радиослушатели, у микрофона Илья Сергеев. Гость нашей студии кандидат богословия, священник отец Георгий Максимов.  Сегодня мы обсудим довольно животрепещущие тему: феномен почитания царя Ивана IV в нашей Церкви. Этот процесс начался довольно давно, помню, ещё в девяностые годы ломались копья в спорах по поводу этой личности. Тогда  патриарх Алексий II выразился в том смысле, что невозможно прославить одновременно и жертву и её палачей. Об этом же говорил и председатель Комиссии по канонизации митрополит Ювеналий, но почему-то  народ так и не успокоился. Отец Георгий, как вы думаете, почему?

отец Георгий: -  Здравствуйте, Благодарю за приглашение к беседе. Мне кажется, что распространение в Церкви такого рода идей, даже среди людей около церковных, но отчасти и церковных, это дело дьявола. Как любое искушение, его не так легко и просто преодолеть. Я могу рассказать, как я сам изучал данный вопрос. Я человек православный, и для меня важно, прежде всего, как то или иное явление, ту или иную фигуру оценивает предание Церкви, что о них говорят и говорили наши святые? Обратившись к преданию нашей Церкви, я увидел вполне однозначную оценку этого человека, как тяжкого грешника. Непросто как обычного, не святого, но как тяжкого грешника, который убил целый ряд святых. В распространении культа, который Церковь отвергла, но который назойливо распространяется тихой сапой, я вижу, конечно, дьявольскую издёвку над православием: я сейчас покажу вам, как вы, православные, будете молиться убийцам ваших святых.

И. Сергеев: - Отец Георгий, а было ли убийство? Ведь видео-камеры в келье митрополита Филиппа не стояли, нет аудиозаписи разговора с Малютой Скуратовым. Может быть, действительно виновник смерти нашего святого печной жар, как гласила официальная версия.

отец Георгий: -  Я хочу сказать, что есть достаточно много свидетельств. Есть целых три источника, которые сообщают об этом. Это редкость, когда про такие древние события сообщает так много источников современников. Обычно сообщают спустя какое-то время кто-то, по преданиям, можно поставить под сомнение, но это событие настолько было выходящим из ряда, что даже сохранилось три источника.  Это не единственные источники. Зачастую апологеты Ивана Грозного говорят, что это всё злые западники, они оклеветали царя, а на самом деле ничего этого не было. Якобы в 19 веке, может быть в конце 18 века, российские историки масонские поверили и начали эту ложь воспроизводить. И так к нам пришла эта ложь. Это как раз таки и есть ложь. Мы видим свидетельство о безобразиях Ивана Грозного именно со стороны церковного предания. Если не брать те три не зависимых друг от друга  источника, которые я упоминал, то говорит об этом и житие Святителя Филиппа, составленное на основе рассказов ещё живых очевидцев и свидетелей. То есть это ещё то время, когда в России не появились историки-масоны. Кроме жития есть и более поздний источник - Мазуринский летописец. Также наши святые говорят о том же. Святитель Димитрий Ростовский. В житии говорится "память отца нашего Филиппа с престола неповинна изгнанного бесчестно", и говорит он, что "напали на святого в соборной церкви, словно звери суровые, сан святительский с него совлекли". Всё это, понятно, происходило с ведома и одобрения Ивана Грозного. Далее святитель Дмитрий продолжает "и изгнали его из церкви". Затем идёт описание издевательств, которым подверглись святителя в заточении: "Отвезли его в Отрочъ монастырь, в котором год прожив во многих скорбях от озлоблявших его преступников был удавлен подушкой присланым на то". Святитель Димитрий указывает, что житие святого Филиппа пространно изложено в новом прологе. То есть он ссылается на пролог издания 1659 года, в который Церковь включила житие святителя Филиппа, содержащее рассказ о его убийстве Малютой Скуратовым. И не только Святитель Димитрий об этом говорит. Это общее предание, свидетельство предания нашей Церкви. То же мы читаем и у святителя Филарета Черниговского, который говорил, что Грозный выбрал в митрополиты святого пастыря Казанского Германа, всё готово было для торжеств, но Герман из покоев митрополита пришёл к царю и страхом суда Божия убеждал его прийти в раскаяние, прекратить кровопролитие и разврат, и он его из дворца изгнал, и на кафедру митрополита возвёл игумена Филиппа. Здесь мне хотелось бы обратить внимание, что про святителя Филиппа в широком сознании известно, благодаря фильмам, в том числе истории, учебникам, но это не единственный святой, который был убит Иваном Грозным. О святителе Германе Казанском, которого он сначала, до святителя Филиппа пригласил, вот о нём известно меньше. О причастности к его смерти Ивана Грозного говорили многие. В частности князь Курскбский писал, что он был убит по приказу Грозного. Считалось, что святитель Герман вдруг внезапно умер сам. Однако в 1922 году, то есть не при царской власти, было произведено вскрытие мощей святителя Германа Казанского. Оно подтвердило, что он умер насильственной смертью. В описании мощей при освидетельствовании, которое проводили коммунисты, говорится, что голова его отрублена способом необычным, не как при обыкновенной казни, а двумя ударами, одним спереди отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее. То есть был устранён ещё один святой. Он тогда не был еще прославлен, но митрополита почитаемого и очень уважаемого нашли с отрубленной головой. И этому никто бы не придал значение? Мы понимаем, от чего всё это произошло. Преподобный Корнилий Псково-Печерский - ещё один святой, который был убит Грозным. Ещё есть другие, в частности преподобный Геласий Новгородский. То есть это убийца, который был причиной насильственной смерти не одного святого нашей Церкви. Какая издёвка стоит за всем этим, что этого палача всех святых пытаются протащить, как якобы святого.

И. Сергеев: - А может быть Иван Васильевич их не просто убивал, было за что, он же царь, помазанник?

отец Георгий: -  Если бы было за что, тогда следовало бы провести суд, и если была вина, которая предполагала смертную казнь, то она должна была быть в рамках суда доказана. На суде возможно было бы для обвиняемого защищаться. Однако не было произведено ничего из этого. В отношении Святителя Филиппа пытались произвести нечто подобное, но даже его осудили к низложению, но не к смертной казни. Даже по его суду он не был достоин смертной казни. В убийстве преподобного Корнилия Псково-Печерского апологеты Ивана Грозного говорят, что царь не виноват, хотя сам Грозный это признавал. У него был синодик опальных, куда он записывал  людей, которые были убиты по его приказу. В числе первых как раз стоит Корнилий.

И. Сергеев: - То есть Иван Васильевич пишет о том, что он виноват, а его почитатели в это не верят.

Отец Георгий: -  Даже если бы Господь воскресил для их вразумления самого Ивана Грозного, и он бы признался, то люди и это не приняли бы.

И. Сергеев: - А откуда такое ослепление.

отец Георгий: - Как я и говорил, это от дьявола, это прелесть. Прелесть это состояние, когда человек настолько уверовал в ложь, что не предполагает никаких возможностей к тому, чтобы ему из этой лжи вылезти, или чтобы его оттуда вывели или разубедили какими-то рациональными аргументами. Я хотел бы привести слова святых прославленных Церковью современников Грозного, которые лично его знали, которые общались с ним, а не его нынешних апологетов, которые живут столетия спустя и его не знали. Известны слова святителя Филиппа Московского, которые были обращены к нему: "государь, мы здесь приносим жертву бескровную Богу - то есть в храме служим Литургию - а за алтарём льётся невинная кровь христианская, сколько невинных страдальцев". Это прямое обличение, за которое он был низложен, а затем и убит по приказу царя. Вот слова преподобного Арсения Новгородского, когда Иван Грозный просил у него благословение. Он был внешне набожный, играл человека благочестивого, и возможно он как-то пытался этим компенсировать как раз свои злодеяния и убийства. И дело не только в убийствах. Убийство это самое вопиющее. Ведь у него было семь жён, что ни в какие ворота не лезет. Кроме жён в блуде его обличали те же святые. Преподобный Арсений сказал ему в ответ на его просьбу о благословении: "залитый кровью зверь кровожадный, кто может благословить тебя, кто может молить Бога о мучителе, облитом кровью христианской, много душ неповинных послал ты в Царство Небесное, а сам не узришь его". Если мы доверяем, будучи людьми Церкви, преданию священному, то из этого предания мы видим, что здесь не только не может речь идти о канонизации, но и стоит признать, что Иван Грозный находится в аду, это не моё личное мнение, это слова преподобного Арсения Новгородского, который предсказал ему именно такое наказание за его грехи. Обличал его и святой Николай Псковский, говоря, что "мяса не ешь, а людей губишь и кровь христианскую пьёшь и суда Божия не боишься". Вот что говорят не западники, не масоны 19 века, вот что говорили святые, которые жили в то время, лично знали царя, и слова их сохранило священное предание Церкви. Конечно, для людей, которые начинают веровать в святость Грозного, это становится поводом частично отвергать предание Церкви.

И. Сергеев: - Мы знаем, что жития святых не являются Священным Писанием, и если вдруг найдётся материал, противоречащий этим житиям, их возможно отредактировать.

отец Георгий: - Но это же не одно житие. Если бы было написано какой-то новое житие, неизвестно кем написанное, ещё не  принятое Церковью, то конечно там могут быть ошибки. Но я не поленился привезти вам целый ряд свидетельств нескольких святых. Мы знаем, что в Священном Писании Господь сказал, что при устах двух или трех свидетелей станет всякое слово. Я привёл уже более трёх святых. Это не только из житий, но из собственноручно написанных святыми текстов. Святителя Димитрия Ростовского, Святителя Филарета Черниговского. И это не все, я могу привести ещё больше примеров. Все они вполне однозначно свидетельствовали о Иване Грозном, как о мучителе, убийце, блуднике, тяжком грешнике. Конечно, отмахнуться от этого нельзя. Это не только творения святых, и жития святых. То же мы находим в богослужебных текстах. В службах преподобному Корнилию Псково-Печерскому, святителю Филиппу, собору Псково-Печерских святых. Там это всё. Если почитатели Грозного отвергают и жития, и богослужебные тексты, и творение святых, которые им не нравятся, то здесь явный признак того, что они отвергают не просто ошибку, закравшуюся в какой-то текст, они отвергают согласный голос святых того времени. И времени более позднего. Вообще тема реабилитации Грозного идёт не только по линии различных людей, причисляют себя к православию. То же делают и коммунисты современные. И это всё очень забавно, потому что у них остаётся ненависть к царизму, но для определённых царей они делают исключения. В частности для Ивана Грозного. Это современные коммунисты продвигают. И как в интернете сейчас принято, уже не в порядке серьёзной дискуссии, а в виде каких-то мемов, в частности любят ссылаться на какого-нибудь Генриха VII или каких-нибудь других королей современных Ивану Грозному в Англии и во Франции, они якобы убили гораздо больше. Ну извините, для людей, которые жили во время правления Ивана Грозного, абсолютно было всё равно, что происходит в Англии и во Франции. Самое главное, наши люди сравнивали не с какими-то правителями в Англии или где-либо ещё, о чём они не знали, они сравнивали с предыдущими правителями Руси. Ни один правитель до этого не убивал народ в таком огромном масштабе, как это сделал Иван Грозный. Для сравнения приведу цифры по памяти из статьи историка. Отец Грозного, который правил очень долго, за всё своё правление казнил 160 человек. Только по синодику самого Грозного там несколько тысяч человек убито.

И. Сергеев: - Ну, Иван Грозный боролся с боярской крамолой. Может быть, если бы его отец также боролся с оппозицией бояр, он больше бы казнил.

отец Георгий: - С крамолой, заговорами, оппозицией сталкивался любой правитель, который правил долгое время, это не была уникальная ситуация, в которой оказался Иван Грозный. До него правители тоже сталкивались с такими событиями и ограничиваться казнью виновных, не устраивая того безумия. Хочу процитировать слова одного святого, чтобы лучше понять. Святитель Филарет Черниговский: "Начались отвратительное зрелище убийств и беспутств. Целые семейства князей и бояр были погублены. Над стонами невинных опричники смеялись. Насиловали женщин, убивали, без суда и следствия, без доказательства вины." Все эти почитатели разных изуверов и тиранов воображают, что если бы я жил в его время, то я бы был среди опричников, я бы был приближен к царю, и он бы меня обласкал, и может быть наградил чем-нибудь. Им не приходит в голову, что очень вероятно, что они оказались бы в числе жертв, в числе тех, кому сказали, что он замышлял. А может быть даже и не сказали. Могли истреблять  слуг какого-нибудь боярина, просто потому что они его слуги, или детей малолетних, хотя они, понятное дело, ничего замышлять не могли. Ты просто слуга, ты всю жизнь подавал, вдруг приходят убивают тебя, твою жену, твоих детей. Ты ни при чём, ты ни в чём не виноват, ты хранил верность царю, даже любил царя, а на это наплевать. На твоих глазах насилуют жену или дочь, и тебя убивают. Люди всё это видели, люди были в шоке от такого царя, потому что никогда до этого никто такого не видел, ни один правитель себе такого не позволял. Можно сравнить 160 и 5000, и то это еще поимённо известных, а так может и больше было.

И. Сергеев: - А может быть Иван Грозный вообще не знал о том, что творят его опричники, может быть он в это время на службе был?

отец Георгий: - Это опровергается уже синодиком опальных. Он знал и относил к своей вине смерть, по крайней мере, нескольких тысяч, которых он знал поимённо. Сам по себе этот аргумент, что он просто ничего не знал, напоминает мне православных почитателей Сталина. Они тоже говорят, что он на самом деле был православный, Церковь не гнал. А ведь  при нём было убито больше христиан, чем при другом любом правителе за всю историю. По поводу этой идеи есть явное противоречие. Они превозносят и Грозного, и Сталина, как идеальных правителей, говорят, что при Сталине как раз был порядок. При этом, когда их спрашивают, а что насчёт сотен тысяч невинно убитых людей, то они говорят о том, что правители просто не знали ничего об этом. Не может уживаться в одной голове и то и другое, если ты правитель, и при тебе массово по всей стране невинно кто-то истребляет сотни тысяч людей. Если ты об этом не знаешь, то значит, что у тебя что-то не в порядке, ты не идеальный править, это вообще никак нельзя назвать порядком. Какой это тогда правитель, что он допускает такое кровопролитие? У меня на моём видеоканале есть видео и про Сталина, где я жизненный путь Сталина рассматриваю, когда он в семинарии учился, как он отпал от веры, в частности рассматриваю уже злодеяния его против Церкви. Есть непосредственно личные подписи Сталина под приказами о расстрелах, в том числе наших новомучеников, поэтому сказать, что он не знал, это просто ложь. Он всё знал.

И. Сергеев: - Но ведь всё это было сделано для величия России, и Грозный тоже, наверное, о величии державы задумывался, ведь он истреблял боярскую крамолу для чего? Чтобы власть Царская была единодержавна, чтобы не было внутренних смут, чтобы Россия была сильная и могущественная.

отец Георгий: - Полагаю, что другие правители тоже заботились о величии России, о стране. Почему нам нужно упираться и почитать именно тех, кто был мучителем своего народа, а не тех, которые заботились о величии страны  и при этом не истребляли собственный народ. Например, Иван III , кто о нём знает? Никто не бегает с просьбами прославить и канонизировать его. Он не был ни убийцей, ни душегубом, не устраивал беззаконных казней, при этом при нём Россия тоже очень хорошо развивалась, росла. В других примеров множество можно назвать. Но о них не вспоминают. Но именно нужно изуверов да маньяков на троне представить как святых, не просто более-менее нормальных людей, а святых. Это издёвка дьявольская.

И. Сергеев: -  Может, поэтому Христа отвергли, а антихриста примут?

отец Георгий: -  Да, отчасти поэтому. Это глумление над нашей историей, над нашим народом, когда таких персонажей предлагают как какой-то идеал - позор.

И. Сергеев: - Я слышал, что вроде бы он прославлен в лике местночтимых святых, якобы есть какое-то изображение его с нимбом.

отец Георгий: -  Это всё ложь. Одна из популярных у почитателей Грозного тем. Некоторые из почитателей его говорят о том, что его надо канонизировать, а другие говорят, что канонизировать его не надо, потому что он уже канонизирован. И в частности показывают вот эти изображения. Но был обычай вообще изображать любых правителей с нимбами. В том месте, где эту фреску нашли, там все остальные правители тоже с нимбами изображены. Это не признак их святости. Есть такой писатель Леонид Болотин, он заявлял, что готовилась канонизация Ивана Грозного до революции. Никаких подтверждений этому он не привёл. Говорят ещё про Коряжемский монастырь, что там сохранилось сообщение об обретении  мощей великомученика царя Иоанна и якобы это Грозный имеется в виду. Но это абсурд, потому что мощи Ивана Грозного не обретались, поэтому и праздника обретения мощей быть не могло. Они были вскрыты в первый раз в советское время. Что касается того Иоанна, которой упоминается, то в святцах есть несколько правителей и царей с именем Иоанн, которых можно было иметь в виду. Иоанн Владимир сербский царь и другие. Это всё не стоит выеденного яйца. Я в своё время разбирался в этом, общался с людьми, которые были заражены этими взглядами, они мне всё это присылали, показывали, я всё это вместе с ними читал и везде вскрывался обман.

И. Сергеев: -  Отец Георгий, а кто-нибудь из этих людей оставил свои взгляды после общения с вами?

отец Георгий: - Как я сказал уже, всё это по всем признакам настоящая прелесть. Ожидать, что из прелести можно вывести аргументами и контр аргументами, было бы слишком самонадеянно с моей стороны. Только Господь силен вывести человека из прелести. Поэтому не было такого, чтобы кто-то из них сказал, что да, вы меня убедили - не припоминаю такого. Если бы Грозный был воскрешен Господом для их вразумления, и сказал бы, что всё это правда, они ему бы не поверили, и начали бы говорить, что царь по смирению это говорит, принимает на себя, ещё что-нибудь придумать могли бы, потому что это свойство прелести. Очень печально, что некоторые наши братья во Христе оказываются заражёнными духом псевдо-православия и противления преданию Церкви. То, что я привёл, это то, что говорили наши святые, то, что мы поём за Богослужением. Как такой человек придёт, и будет стоять на службе святителю Филиппу Московскому или преподобному Корнилию и при этом иметь взгляды, который он имеет? Ведь тогда он должен упрекнуть Церковь в том, что она лжёт. Представляете, на какую хулу против Церкви подталкивает дьявол через вот эту вещь?

Порой, наше увлечение историей и историческими событиями бывает чрезмерно. Помню, нерусский человек, который долго жил в России, сделал такое замечательное наблюдение, что русские воспринимают историю, как что-то не закончившееся. Они спорят об исторических событиях так, как будто они происходят прямо сейчас, другие народы воспринимают историю как то, что было. Мне это наблюдение показалось любопытным, может быть, в каком-то смысле даже верным. Мы можем видеть такие примеры, когда люди копья ломают в спорах. И это не профессиональные историки, здесь можно было бы понять - это сфера их интересов, а даже самые обычные люди могут до хрипоты спорить друг с другом из-за того, делал кто-то что-то или не делал, что было 200 или 500 лет назад. Это странно, зачем позволять прошлому отравлять настоящее? Прошлое пускай остаётся в прошлом. Конечно, нужно изучать историю, делать какие-то выводы, можно даже иметь своё собственное мнение. Допустим, в чём ты можешь не соглашаться с кем-то, это нормально. Но страстность в разборах вещей, которые случились за сотни лет до твоего рождения, бывает очень странной и  непонятной. Но в  случае этой темы, о который мы сегодня говорим, это не разговор о вещах, которые произошли сотни лет назад. Это речь о тех вещах, которые посредством искажения истории пытаются сейчас пропихнуть в Церковь, пытаются нас заставить предать память наших святых, которые пострадали от Ивана Грозного. В данном случае это не просто спор об исторических событиях, но вопрос о том, доверяем мы священному преданию Церкви или мы доверяем выдумкам некоторых современных публицистов, роликам на ютубе или кому-то ещё. Честно скажу, я был бы рад, если бы Ивана Грозного оболгали, а он на самом деле никого бы не убивал, был бы добропорядочный, хороший, благочестивый царь, который всех любил, обо всех заботился, я был бы только рад этому. Я был бы рад, если бы Сталин был православным и никого не убивал. У меня нет желания их опорочить. Когда я изучал вопрос, я хотел бы найти подтверждение этим гипотезам, потому что хочется верить в лучшее в людях и хочется, чтобы у нас были только достойные примеры правителей, но это неправда. Мы - люди, называющиеся христианами, последователями Христа, а одно из имен Христа - Истина. Мы служители Бога Истины, как мы можем верить в ложь? А ещё не просто верить, но специально насаждать её в Церкви Христовой. Это явно дело дьявольское. А против свидетельств  новомучеников не попрешь. До сих пор живы очень старые люди, которые знали, видели, сталкивались с документами, есть собственноручные подписи подрасстрельных приказов - больше, чем в случае с Иваном Грозным - свидетельств огромная масса. Люди говорят, что этого не было, что это враньё, это западники оболгали нашего великого правителя. Но когда начинаешь им показывать, говорить, что это не враньё... Кто врёт? Разве Церковь врёт? Собор новомучеников врёт? Тогда они меняют подход и говорят, что действительно, было дело, но это же для величия страны и так далее. И здесь есть сильное повреждение духовно-нравственное, когда люди считают, что грех может быть оправдан какими-то высокими целями. Ничто в мире не оправдывает совершения греха, никакие великие цели не могут быть для этого извинением.

Чтобы сделать это ещё более резким и выпуклым, скажу, что когда я беседовал с почитателями Ивана Грозного на эту тему, я у них спрашивал, а если бы Чикатило сделал для истории России всё то же самое, что сделал Иван Грозный, вы бы ему тоже памятник поставили, вы бы его тоже почитали? Какая-нибудь польза от действий Чикатило могла бы оправдать его жертвы? И некоторые мне отвечали, что да.  Это страшный ответ, хотя и честный. Для человека, который считает себя христианином, это очень страшный ответ. Фактически, это вскрывает проблему о которой мы сейчас говорим. Наплевать на смерти, наплевать на мучение людей, наплевать на грех, наплевать на зло, если это делается ради какого-то представления о величии. А должно быть наоборот. Могу вспомнить слова святейшего патриарха Павла Сербского, когда была война вбывшей  Югославии, в Хорватии, между сербами и хорватами, его спрашивали: в условиях, угрожающих народу, можно ли нарушить заповедь ради спасения народа, ради великих целей? Он сказал, что если бы даже ради спасения всего народа нужно было бы нарушить одну заповедь, он бы сказал - нельзя. Если бы погибли все сербы и он сам в том числе, а ради их спасения нужно было нарушить одну заповедь, то пусть мы бы погибли, но заповеди остались бы не нарушенными. Для современного, заражённого миром человека, это звучит как безумие, но это христианская позиция.

И. Сергеев: - Но ведь это очень не патриотично.

отец Георгий: -  Всё зависит от того, что понимать под патриотизмом. Если под этим понимать, что превыше всего стоит некое воображаемое благо государства, то вероятно и так, но для христианина не может ничего превышать Господа и Его святой воли, которая выражена в заповедях. Ради патриотизма нарушать заповеди -  это невозможно для христианина. Более того это анти патриотично, потому что за нарушение заповеди как раз-таки Бог и посылает наказание народу, за грехи. В том числе грехи того же Ивана Грозного, опричнины. Ведь не один Иван Грозный совершил грехи, у него были приверженцы, которые  пользовались его расположением, вседозволенностью, которые получили от него.  То же, если взять Сталина. Развал Советского Союза - процесс весьма болезненный. Страны  по-разному переходят из одной системы в другую, могло бы всё и менее трагично пройти  для нашего народа, но было очень болезненно. А не было ли это последствием за те грехи, которые не один Сталин совершал? Нельзя ведь сказать, что за грехи  Сталина страдали все. Кроме Сталина там была огромная масса людей, которая совершала грехи, против Церкви, против Бога, не было ли это наказанием? А Вторая Мировая Война не была ли наказанием? Именно такая, очень тяжелая. Я читал мемуары одного немецкого фашистского генерала, и с большим удивлением увидел, что в декабре 41 года он опасался, что русские опрокинут немцев,  нажмут немного и всё посыплется. Могло бы такое произойти.  Даже судя по оценке этого немецкого генерала, такая возможность была. А почему не была реализована она? На мой взгляд, это тоже последствия грехов и не только. Святые многие говорили о том, что будет война, предсказывали её. И говорили о том, что произойдёт это за грехи, за гонения на Церковь, за грех убийства множество невинных людей и христиан. Ничего патриотичного в этом нет. Если ты выбираешь зло ради патриотизма, в конце концов, твой народ Господь за это накажет. Если мы ставим страну или народ на место Бога, то это значит, что мы делаем из них идола. А что сказано про идола в священном писании? Каждый идол будет разрушен. Поэтому превращать страну в идола или народ в идола - разрушение. Есть в этом что-то патриотичное? Я ничего подобного не вижу. Если же посмотреть на ту историю, когда наша страна развивалась, когда она приращалась территориями, то мы увидим, что в то время не приходилось совершать массовых убийств невинных людей, гонение на Церковь. Страна была православная. Да, были свои несовершенства. Это понятно, потому что совершенно только Царство Небесное. Ну если сравнивать именно с временами гонений, то как раз эти периоды показывают, что страна может расти и растёт тогда, когда она старается исполнять заповеди Божьи. Когда люди считают, что не они на первом месте, а Господь на первом месте, тогда страна растёт и развивается.

И. Сергеев: - Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей. Благодарю отца Георгия, который пришёл сегодня к нам в студию поговорить о феномене почитания царя Ивана IV. 

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+